Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Количественные показатели методики



2016-01-02 555 Обсуждений (0)
Количественные показатели методики 0.00 из 5.00 0 оценок




Г.Г. Вербина

 

 

Клиническая психология

 

Практикум

 

Чебоксары 2002

УДК 15.072

В 31

 

 

Вербина Г.Г.

В 31 Клиническая психология: Практикум / Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2002. 92 с.

 

Данный практикум включает в себя две адаптированные проективные методики: тест Зонди и тест «Рука» Б. Бриклина, Э. Пиотровского, Э. Вагнера. Оба проективных теста позволяют выявить скрытые тенденции и установки. Дана биография Л. Зонди, общая характеристика теста Зонди, методика его проведения и теста «Рука». Указывается порядок работы с методиками, обработка и интерпретация результатов, сферы применения тестов.

Для студентов-психологов IV-V курсов, специалистов в области судебной, клинической психологии, психологического консультирования и психиатрии.

 

Ответственный редактор д-р социол. наук, профессор

В.П. Фоминых

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

 

Вербина Галина Георгиевна

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Практикум

 

Отв. за выпуск Т.Л. Максимова

Верстка А.Ю. Храбровой

 

Подписано в печать 08.07.2002. Формат 60х84/16. Бумага газетная. Печать оперативная. Шрифт Arial. Усл. печ. л. 5,33. Уч.-изд. л. 5,25. Тираж 150 экз. Заказ № 705.

 

Чувашский государственный университет

Типография университета

428015 Чебоксары, Московский просп., 15

 

Предисловие

 

Практикум по клинической психологии является органическим дополнением лекционных курсов по клинической психологии. Он дает возможность студентам ознакомиться с проективными методами познания психики людей, ориентирован на практическую подготовку студентов факультета психологии и других факультетов ЧГУ в сфере прикладных методик. Тест Зонди и тест «Рука» Б. Бриклина, Э. Пиотровского, Э. Вагнера, подробно анализируемые нами, позволят студентам сформировать прочные умения и навыки проведения психологических исследований по данным проективным тестам.

Сущность учения о болезнях выражается в соответствующем понимании болезни и здоровья. Судьбоанализ (Л. Зонди) исходит из предположения, что любая психическая болезнь находится в связи со здоровой, т.е. социализированной и гуманизированной судьбой. Судьбоанализ понимает психические болезни в первую очередь как «болезнь судьбы» с побудительно-динамическими опасностями, формами защиты и специфическими, симптоматически образованными «аварийными выходами». По Зонди, способ, при помощи которого люди уравновешивают свои душевные противоположности, если им это удаётся, определяет процесс реализации судьбы индивида и общества. Опираясь на четыре хорошо известных в психиатрии круга наследственных заболеваний (сексуальные расстройства, пароксизмальные заболевания, шизоформные и маниакально-депрессивные состояния), Зонди по-новому заговорил о четырёх кругах судьбы с соответствующими им здоровыми и больными формами судьбы. Зонди считал, что «выбор - это универсальный язык родового бессознательного», или, другими словами, «выбор делает судьбу». Генотропизм, или выборы, объясняемые родовым бесознательным, можно наблюдать главным образом в пяти различных жизненных сферах: 1) при выборе супруга; 2) при выборе друзей; 3) при выборе профессии и хобби; 4) при выборе болезни; 5) при выборе способа смерти (например, самоубийство). На основе исследований наследственно обусловленных выборов Л. Зонди создаёт свой фундаментальный тест.

Тест «Рука» («The Hand-test») является проективной методикой исследования личности. Впервые она была опубликована в 1962 г. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчёта очков и коэффициенты разработаны З. Пиотровским и Б. Бриклином. До настоящего времени в нашей стране этот тест был известен по описанию Т.Н. Курбатовой для взрослых обследуемых. Тест относится к категории интерпретативных методик: каждый стимул (изображение кисти руки) приобретает смысл не просто в силу его объективного значения, а в связи с личностной значимостью той или иной позиции руки для конкретного субъекта. Нами приводится также образец протокола и интерпретация результатов.

 

 

Тест Зонди

 

Биографические данные

 

Леопольд Зонди - швейцарский психолог, психотерапевт, психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы (судьбоанализ) и оригинальной проективной методики.

Основные труды:

· Анализ - Я (1956);

· Судьбоаналитическая терапия (1963);

· Каин. Накопление зла (1969);

· Учебник по экспериментальной диагностике побуждений (1972);

· Моисей. Ответ Каину (1973).

Леопольд Зонди родился 11 марта 1893 г. у чрезвычайно набожного еврея Абрахама Зоненшайна и его второй жены Рези Кон в маленьком австро-венгерском (ныне словацком) городке Нитра двенадцатым ребенком из тринадцати детей. Его назвали малораспространенным в мире венгерским именем Липот. Отец целыми днями читал Тору, а работали и кормили семью старшие из его тринадцати детей. К началу двадцатого столетия семья перебралась к старшим детям в Будапешт. Липот был очень привязанным к отцу и самым религиозным из детей. В гимназии считался одним из лучших учеников. Его любимыми предметами были греческий и латынь. Думая о своей научной карьере, при получении аттестата зрелости меняет фамилию на Зонди. Позже, публикуя свои работы за пределами Венгрии, подписывал их созвучным своему, но более популярным именем Леопольд. Однако в Венгрии он по-прежнему Липот.

После гимназии Л. Зонди поступает на медицинский факультет университета Питера Пацмани в Будапеште. Начавшаяся первая мировая война заставила его после третьего курса прервать учебу и отправиться на фронт в качестве лейтенанта медицинской службы.

Закончив в 1919 г. университет, Л. Зонди приступил к работе, ведя в поликлинике прием в качестве невропатолога и эндокринолога. Но, увлекшись экспериментальной психологией в лаборатории профессора Пауля Раншбурга, оставил для работы лишь три дня, да и то, лишь в послеобеденное время. В своей поликлинике он организовал первую в Будапеште лабораторию эндокринологии и конституциональной патологии. Серьезно относясь к вопросу генетической предрасположенности, составлял кадастр родственников своих пациентов - детей-дебилов, включая в него три поколения. Благодаря этой «лишней работе» обнаружил, что при вступлении в брак человек тяготеет к представителям тех семей, в которых болеют теми же, что и в его семье, болезнями. Такой наследственно обусловленный выбор партнера Л. Зонди назвал генотропизмом, а само явление было положено в основу созданного им теста, первоначально названного генотестом. В ходе тестирования испытуемого помещали в психиатрическую клинику, где представителям каждого из восьми специфически наследуемых заболеваний предоставлены равные возможности, а сами больные представлены неизменными портретами: 30 из них взяты из «Психиатрии» В. Вейгандта (Мюнхен, 1901), шесть у С. Стробля (Швеция), четыре из «Промежуточных ступеней сексуального развития» М. Хиршфельда (Бонн, 1918), четыре портрета подобрал Л. Зонди. Всего тест содержит 48 портретов. Благодаря профессору Паулю Раншбургу, работа над тестом с самого начала пошла в правильном направлении.

Дальнейшая выверка теста проходила в психоаналитической практике. Однако, если психоаналитики с помощью интуиции надстраивали свои картины над психотравмирующими ситуациями раннего детства, Л. Зонди под их готовые картины подвел генетический фундамент, выстраивая сферу побуждений из четырех базовых: сексуального, пароксизмального, «Я» и к контакту, что позволило подвести бессознательную побудительную основу под все стремления человека и диагностировать ее тестом.

Л. Зонди становится доктором медицины, получает лабораторию в медико-педагогическом институте. Ведутся обширные исследования, количество сотрудников растет, тест постепенно превращается в мощнейший инструмент глубинного анализа. Несмотря на огромное число публикаций и регулярные выступления Л. Зонди на международных симпозиумах, судьбоанализ не получал широкого распространения. Виной тому был и венгерский язык статей, и специфический опыт социальной психотерапии Адольфа Гитлера. Его генетические чистки нации от психически больных вселяли смертельный ужас перед генетическим тестированием. В марте 1944 года фашисты добираются и до самого Зонди. Очищая «хорошую» венгерскую нацию от «плохой» еврейской, гитлеровцы высылают интеллектуальную элиту Будапешта в Израиль. По дороге они задержались: пять месяцев существования между жизнью и смертью в концлагере Берген-Бельзена закончились благополучной депортацией в Швейцарию. Для Л. Зонди начался новый, швейцарский период его жизни, а для судьбоанализа - период бурного распространения в мире.

В 1947 г. выходит в свет в издательстве Ганса Губера «Учебник экспериментальной диагностики побуждений» и написанный в 1944 г. «Судьбоанализ». С этого времени и до конца жизни местом жительства для Леопольда Зонди становится Цюрих. Там он пишет «Патологию побуждений» (1952), «Анализ Я» (1956), «Судьбоаналитическую психотерапию» (1963) и дилогию «Каин. Накопление злости; Моисей. Ответ Каину» (1973). В 1960 г. выходит второе издание «Учебника ЭДП», а в 1972 - третье. В завершение выходят «Складывание побуждений» и «Интеграция побуждений».

В 1947 г. Леопольд Зонди организует Общество работающих с тестом Зонди, а в 1961 - Общество судьбоаналитических терапевтов Швейцарии. В 1959 г. Л. Зонди получает швейцарское гражданство, а в 1969-м открывает Учебно-исследовательский институт глубинной психологии, который разместился в купленном на пожертвования граждан Швейцарии особняке. Сейчас институт Зонди является центром, объединяющим судьбоаналитиков мира, координирующим исследования и подготовку кадров. В 1953 г. вышел первый номер журнала «Зондиана», в котором в дальнейшем публиковались статьи судьбоаналитиков из многих стран, включая и Россию.

24 января 1986 г. Леопольд Зонди скончался.

 

Путь судьбоанализа в Россию был многотруден. Первоначальное знакомство произошло благодаря талантливому, но краткому, как шпаргалка, переводу первого издания «Учебника экспериментальной диагностики побуждений», сделанного Е. Грабоем (Москва). В переводе удивительно точно была дана суть психологии судьбы и правила работы с тестом. Однако эта суть была настолько непривычной, не вписывающейся в психологические догмы того времени, что не воспринималась даже на русском языке. Поэтому дальнейшее знакомство с судьбоанализом в России пошло по двум разным направлениям.

Первое направление, ориентированное сугубо практически, и оно же наиболее многочисленное, ассоциируется у нас с фамилиями Л. Собчик, Л. Бурлачук, С. Морозов, А. Добрович, В. Лабунская, С. Петров и др. Это группа ученых - либо модификаторов теста Зонди, либо использующих его в качестве «рядовой» методики.

Второе направление, вначале малочисленное и неустойчивое, включает в себя тех, кто изначально считал, что для осознанной и полноценной работы с тестом необходимо освоить теоретическое наследие автора, начиная с перевода его «Учебника». На эту марафонскую дорогу вышли двадцать лет назад В. Тютюнник, А. Волкова (Санкт-Петербург) и В. Джос (Кишинев). Усилиями этих людей трехтомный труд Л. Зонди постепенно заговорил по-русски. В настоящее время «Учебник экспериментальной диагностики побуждений» набран и напечатан в виде оригинал-макета. Работа над переводом шла одновременно с практикой глубиннопсихологического анализа тестом Зонди клиентов психологических консультаций и субъектов судебно-психологических экспертиз. После завершения работы над переводом в целом началась его апробация в обучающих семинарах, которые проводились в Одессе, Мурманске, Вятке, Екатеринбурге, Новосибирске, Барнауле, Новокузнецке и Владивостоке. Поскольку слушателями семинаров были приезжие из других городов, истинная география судьбоанализа в России значительно шире. Все слушатели получали качественный стимульный материал теста и копировали перевод «Учебника».

Несколько лет назад в Екатеринбурге было организовано Судьбоаналитическое общество России и начал выпускаться журнал «Психология судьбы». Центр судьбоаналитического общества установил тесный контакт с институтом Зонди в Цюрихе. Психологи, владеющие немецким языком, могут обучаться в нем судьбоанализу.

 

Общие характеристики
теста восьми влечений Зонди

 

Стимульный материал методики представлен шестью сериями портретов, в каждой серии — восемь портретов психически больных людей, у каждого из которых в наиболее чистом виде представлена определенная патология: сексуальная недифференцированность, агрессивность, проявляющаяся садистическими тенденциями, эпилептоидные черты, истерические, кататонические проявления, паранойяльность, депрессия, маниакальное состояние. Для изучения индивидуально-конституциональных склонностей и механизмов их развития Зонди использовал в качестве гротескно заостренной нормы патологическую модель. Об этом свидетельствует не только глубинный анализ характера и влечений человека, который возможен благодаря исследованию с помощью этого теста, но его широкие возможности в выявлении профессиональных интересов обследуемой личности.

Анализ результатов исследования с помощью портретных выборов Зонди обосновал исключительно на базе эмпирического опыта, в котором ведущая роль отведена ассоциациям, вызванным каждым из портретов у обследованных им людей. Среди них были как лица с психическими отклонениями, так и нормальные люди. Невротики и лица с серьезными психическими нарушениями в любом случае послужили моделью для изучения и измерения степени выраженности восьми основных влечений.

Патология развивается в результате нарушения нормального баланса разных психических блоков и тесно связана с психологической основой конкретной личности. Поэтому при развитии психического заболевания мы имеем дело с теми же психическими явлениями, которые составляли структуру личности больного до болезни, но в дисгармоничном сочетании. Дезинтеграция личности, наступившая под воздействием того или иного патогенного фактора, нарушает баланс взаимно уравновешивающих тенденций, при этом некоторые из них высвечиваются в заостренном виде и проявляются как отклоняющееся от нормы поведение в связи с утраченной способностью к контролю над этими тенденциями. В нормальном состоянии этот контроль осуществляется за счет противодействующих, полярно направленных тенденций, которые действуют как бы в противовес и тем самым создают сбалансированность.

Патология вырастает из разбалансированной личностной предиспозиции; как правило человек сперва здоров, а при каких-то неблагоприятных условиях может развиться болезнь, нарушающая личностную гармонию. Поэтому обсуждение ассоциаций, связанных с выборами портретов Зонди, нередко звучит в клинико-патологической терминологии. Лица, психически здоровые, могут временно оказаться в состоянии эмоциональной напряженности, близкой к дезадаптированному состоянию. Если будут введены жесткие параметры отделения нормы от патологии, то можно упустить возможность регистрации тонких переходных состояний, промежуточных между нормой и патологией. Вместе с тем личности, относимые к норме, но испытывающие трудности адаптации в силу акцентуированности отдельных черт характера, требуют пристального внимания психолога, так как именно они чаще других нуждаются в социальной (семейной, профессиональной и др.) адаптации.

Итак, в процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва два наиболее импонирующих (приемлемых) портрета, а затем — два наименее импонирующих (неприемлемых) портрета из восьми предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии — их всего шесть. Выбранные портреты регистрируются согласно порядковому номеру каждого портрета от одного до восьми и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение:

h — сексуальная недифференцированность;

s — садизм;

е — эпилептоидные тенденции;

hy — истерические проявления;

k — кататонные проявления;

р — паранойяльные тенденции;

d — депрессивно-меланхолические черты;

m — маниакальные проявления.

Римская цифра указывает на номер серии от I до VI. Таким образом, каждое из шести предъявлений содержит восемь портретов, которые раскладываются перед испытуемым в два ряда в соответствии с их нумерацией. Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будут предлагаться серии портретов. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот, который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными, а затем другой, тоже предпочитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравится ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем — следующий за ним».

Испытуемый может выложить ряд из восьми портретов, принадлежащих одной серии, при этом получится континуум с двумя полюсами — симпатии и антипатии; 2 первых портрета засчитываются как предпочитаемые, 2 последних — как отвергаемые. При сильном сопротивлении, которое чаще всего носит эго-защитный характер, исследование можно проводить следующим образом: после выполнения инструкции: «Выберите, пожалуйста, 2 наиболее приятных или симпатичных портрета из лежащих перед Вами» - оба выбранных портрета убираются и складываются в отдельную стопочку. Затем следует инструкция: «Отберите, пожалуйста, 2 самых неприятных портрета и дайте мне их». Эти 2 портрета также убираются из поля зрения испытуемого и складываются в отдельную стопочку отвергаемых портретов.

Такая процедура проделывается с каждой из шести серий. Испытуемый должен начинать рассмотрение портретов и делать свой выбор лишь тогда, когда все 8 портретов данной серии лежат перед ним. При этом следует строить эксперимент таким образом, чтобы время на раздумья было ограничено. Необходима первая непосредственная реакция испытуемого, его интуитивный выбор.

Исследование, обозначенное Зонди как заднеплановый заход, предусматривает довыбор испытуемого наиболее симпатичных и отвергаемых — 2 и 2 — из оставшихся после первого выбора портретов каждой серии. Каждый заднеплановый личностный профиль формируется отдельно и сравнивается с данными первого исследования по векторной формуле.

Личностный профиль испытуемого вырисовывается при заполнении специальных сеток. При многократных исследованиях их столько, сколько проведено обследований. Каждая отдельная сетка заполняется при очередном обследовании. Сетка представляет собой заготовку для получения профиля. Для многократных исследований заготавливаются два регистрационных листа, каждый содержит десять сеток. Один набор сеток предназначен для переднеплановых заходов, второй — для дополнительного, заднепланового исследования.

Таким образом, каждая сетка предназначена для заполнения данными однократного исследования. Связанные с количественными показателями такого исследования толкования менее надежны, так как могут отражать в равной степени и устойчивые свойства личности и обусловленные конкретной ситуацией особенности состояния. Однако и ситуативно обусловленные реакции уходят корнями в базисные свойства личности, в конституциональную предиспозицию, которая в значительной степени предопределяет непосредственные влечения, неподвластные сознанию поведенческие акции.

Результаты однократного обследования регистрируются в сетке.

 

S P Sch C
h s e hy k p d m
               

По верхней линии сетки расположены символические обозначения четырех ведущих векторов влечений — S, Р, Sch и С, под ними — обозначения факторов (в каждый вектор входит два фактора). Количественные показатели по каждому фактору получаются при суммации выборов и отвержений портретов этого фактора. Наибольшее количество ответов может быть 6, т. е. столько, сколько портретов каждого фактора во всех шести сериях. Если, например, испытуемый выбирает 3 предпочитаемых и 1 отвергаемый портрет по фактору h, то в векторе S в колонке, соответствующей фактору h, заштриховываются три клеточки, расположенные выше средней, сдвоенной линии, и одна, расположенная ниже этой средней линии.

По количеству заштрихованных клеточек складываются суммы: предпочтений - в верхней половине сетки, отвержений - в нижней. Общая сумма выборов высчитывается по общему количеству заштрихованных клеточек в соответствующем каждому фактору столбце, независимо от того, положительным или отрицательным оказался выбор. Если по тому или иному фактору ни одна клеточка не заштрихована (т.е. ни один из портретов по данному фактору не выбран), то показатель соответствует нулю.

Для окончательных выводов в оценке профиля личности Зонди рекомендует анализ суммарных оценок по данным многократных повторных исследований. При этом преследуются две цели: во-первых, уточнение устойчивых тенденций личности, во-вторых, выявление тех динамических характеристик, которые показывают нарастание или угасание какой-либо потребности на определенном отрезке времени. Аргументируя свой выбор данного набора портретов в качестве стимульного материала методики, Зонди опирается на ассоциации, которые вызывают разные серии портретов у лиц, относимых к норме. Среди них были в основном учителя и психологи, т. е. люди, склонные к наблюдательности и анализу человеческого характера.

1. Портреты серии h: «Гермафродиты». («Неприятный, скользкий тип, вызывающий опасения, что он — гомосексуал».)

2. Портреты серии s: «Убийцы». («Садист, убийца, человек с криминальной психологией».)

3. Портреты серии е: «Эпилептики». («Тенденция к взрывным реакциям, к бунту, к гневным вспышкам. Напряженность, готовность к неконформным поступкам».)

4. Портреты серии hy: «Истерики». («Демонстративность, стремление производить впечатление на окружающих, заниматься общественной деятельностью».)

5. Портреты серии k: «Кататоники». («Замкнутость, повышенная обидчивость, несчастливость, раздвоенность, внутренняя противоречивость».)

6. Портреты серии p: «Параноики». («Жестокость, изобретательный ум, стремление подозревать других в недоброжелательности, b желании отравить. Идеи величия».)

7. Портреты серии d: «Меланхолики». («Своеобразие интересов. Тяга к искусству, магии, оккультным занятиям. Верность, альтруизм, грусть и мысли о смерти».)

8. Портреты серии m: «Маньяки». («Гедонизм, шутливый настрой, веселое настроение, легкость переключения на новый объект привязанности, пристрастие к еде, вину... Разговорчивость. Склонность к переменам в настроении от приподнятого к подавленному».)

В обоснование своего метода Зонди высказывает предположение, что наиболее сильным характером требования обладают именно те портреты, которые определяют направление ассоциаций. Наиболее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые представляют наиболее значимые потребности индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Зонди аргументирует проведенными экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями.

 

Количественные показатели методики

 

Количественные показатели основываются на количестве выборов портретов одной серии, которое в свою очередь формируется из числа предпочитаемых и отвергаемых портретов этой серии. Затем показатели разных серий сравниваются между собой. Выделяется три вида реакций: средняя, нулевая и полная.

Средней называется такая реакция на выбор портретов, когда испытуемый выбирает в среднем 3 (от двух до четырех) из шести портретов одной серии (т. е. одного фактора).

При нулевой реакции испытуемый из шести портретов одного фактора не выбирает ни одного портрета или выбирает самое большее один как симпатичный и один как несимпатичный портрет.

При полной реакции испытуемый выбирает все 6 или 5 (самое меньшее 4) портрета одного какого-либо фактора.

Нулевая реакция представляет собой крайнюю степень выраженности раскрываемого данным фактором влечения, но в состоянии разряженности, отреагирования, удовлетворения данной потребности. Напрашивается аналогия с интерпретацией цветового выбора, в котором тот или иной цветовой эталон, отражающий ведущую потребность, расположен на первых позициях, что означает: потребность актуальна, но не фрустирована, или с цветами индифферентной зоны выбора, когда потребность не актуальна, находится в состоянии полного удовлетворения.

Полная реакция указывает на то влечение или личностную тенденцию, которая оказывает наибольшее динамическое воздействие, т.е. требует разрешения. При этом реакция может быть позитивной, если все (или почти все) выборы выявлены как симпатичные, и негативной, если все (или почти все) выборы расцениваются как несимпатичные. При комбинированном выборе речь пойдет об амбивалентной реакции.

Полная реакция имеет двоякое значение: она может наиболее динамично выявлять сильный фактор, который не проявляется в спонтанном отреагировании, но сублимируется в профессиональном выборе, в дружеских отношениях, в любви и увлечениях или трансформируется в болезненные проявления. Она также может обозначать состояние, которое предшествует проявлению какого-либо нереализованного, но актуального влечения, в то время как нулевая реакция указывает на влечение или склонность, которая себя уже проявила. Таким образом, Зонди считает, что между полной и нулевой реакциями нет качественной разницы. Разница только динамическая: речь идет о двух последовательных состояниях одной и той же склонности, сменяющих друг друга — состояние максимального напряжения и состояние разрядки. Отсюда, нулевую реакцию следует понимать не как отсутствие некоей склонности, а как спад напряженной потребности после разрядки.

Этим следует объяснить изменчивость профиля влечений при повторных исследованиях, когда полная реакция в одном выборе сменяется нулевой реакцией в другом, и наоборот. Такая подвижность показателей по тому или иному фактору имеет важное диагностическое значение. В связи с этим Зонди рекомендует большое количество повторных исследований с помощью теста восьми влечений на протяжении любого отрезка времени (от нескольких в течение одного дня до многократных в течение месяца, года или нескольких лет).

Состояние напряжения потребности, выявляемое полной реакцией по какому-либо фактору, может проявиться двояко: отреагирование вовне, т.е. реакция, предшествующая удовлетворению влечения, и вытеснение неотреагированного влечения в подсознание, сублимация его в профессиональной деятельности, межличностных отношениях, интересах и увлечениях. В любом случае динамическое накопление влечения (склонности) определяет состояние готовности к разрядке. При генотипической полной реакции происходит прямое отреагирование, при генотропической — путем трансформации в иной, социально приемлемый, сублимированный вариант реализации влечения.

В связи с этим полные реакции подразделяются следующим образом: максимальный выбор симпатичных портретов в рамках определенного фактора выявляет напряженность влечения, готового к разрядке вовне. Испытуемый не пытается сдерживать это влечение и ждет лишь удобного момента к его реализации. Максимальное количество отвергаемых портретов того же фактора определяет то переполняющее его влечение, которое он отвергает, нео-сознание вытесняет или подавляет из-за невозможности реализации этого влечения в реальной обстановке, что влечет за собой сублимацию нереализованного влечения через гено-тропические тенденции, проявляющиеся в профессиональном выборе, в сфере интересов, в межличностных контактах, словом — в социализированной форме, в качестве компенсаторных реакций.

Амбивалентные и амбиэквальные реакции выбора. Реакции, при которых испытуемый выбирает по меньшей мере два портрета лиц, которым симпатизирует, и два — которым не симпатизирует, называются амбивалентными. Если испытуемый выбирает 4, 5 или 6 портретов, но среди них есть и симпатичные, и несимпатичные, то такой двойственный выбор называется амбиэквальным.

Таким образом, реакции являются амбивалентными, из них первые две и амбиэквальными.

Реакции типа относятся к разряду нулевых; — позитивных; — негативных.

Амбиэквальные реакции выявляют двойственность внутриличностной установки на соответствующее фактору влечение: влечение одновременно и подтверждается, и отвергается.

По направленности, таким образом, различают позитивную, негативную, двойственную — амбиэквальную и амбивалентную, а также нулевую (реакцию разрядки) реакции.

Позитивными считаются реакции, при которых испытуемый выбирает из шести портретов одного и того же фактора склонности по меньшей мере два в качестве импонирующих и самое большее одно в качестве неимпонирующего: .

Реакции, при которых испытуемый выбирает из шести портретов какого-либо фактора склонности по меньшей мере два в качестве неимпонирующих и самое большее одно в качестве импонирующего: .

При амбивалентных, двойственно направленных реакциях испытуемый выбирает из шести портретов одного и того же фактора одновременно по меньшей мере два в качестве импонирующих и два в качестве неимпонирующих: .

Реакция считается нулевой, или разряженной, если испытуемый не выбирает ни одного портрета из шести, относящихся к данному фактору, или выбирает только один, или самое большее два, из них один как импонирующий и один неимпонирующий: .

При позитивных реакциях испытуемый подтверждает удовлетворенность соответствующей тенденцией, при негативных — отвергает ее; при амбивалентном отношении проявляется двойственность в оценке данного фактора. Реакция разрядки (нулевая) свидетельствует о разряженности генотипической склонности. Избыточными называются реакции, когда выбираются или отвергаются более трех портретов одной серии: четыре (!), пять (!!), шесть (!!!). Амбивалентные реакции могут иметь перевес в сторону позитивных (+_!) или негативных (-_!) реакций.

 



2016-01-02 555 Обсуждений (0)
Количественные показатели методики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Количественные показатели методики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)