Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система подсчета баллов



2016-01-02 664 Обсуждений (0)
Система подсчета баллов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подсчет баллов производится путем вычитания баллов (количество ответов) по категориям F, Af, Com, Dep из суммы (количества ответов) по категориям Ag и Dir, т.е.:

(Ag + Dir) — (F + Af + Com + Dep).

При подсчете баллов тенденции к действиям, отражающим готовность к явному агрессивному поведению, сравниваем с теми, которые направлены на социальную кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением. В ответах, относящихся к категориям Аg и Dir, предполагается, что чувства, права, намерения и привилегии объектов действий не существенны. С другой стороны, тенденции к действиям в категориях F, Ag, Com, Dep отражают чувство социальной кооперации, т.е. они предполагают, что «рука» также, если не в большей степени, нуждается в наличии других людей, как и другие люди в «руке».

При выявлении удельного веса агрессивных тенденций сопоставляются общее число проявлений доминирования и агрессивности (Аg и Dir) и количество реакций типа социальной кооперации и отрицания агрессии (F, Ag, Dep, Com). В итоге мы получаем представление о преобладающем способе реагирования, т.е. о перевесе установок либо на кооперацию, либо на конфронтацию, а отсюда, косвенно, о содержании и влиянии смыслообразующих мотивов и тем самым о степени агрессивности. В подсчет баллов не включаются категории Dser, Crip, Pas.

Механизм интерпретации получаемых результатов может быть описан следующим образом: Изображения рук, предъявляемые испытуемому, воспроизводят единичный момент выполнения некоторого движения, жеста. Это дробный атомарный элемент активности, не несущий сам по себе никакой смысловой нагрузки, социально нейтральный. С помощью механизма проекции испытуемый наполняет этот фрагмент жеста предметным смыслом, включая его в контекст какого-то более широкого вида активности — действия или деятельности. С укрупнением активности становится правомерным логический переход, совершаемый интерпретатором — от внешних действий к побуждающим их цели и мотиву, и далее к тем или иным свойствам личности. В том случае, когда испытуемый дает ответ о действиях руки на уровне операции, т.е. активности заведомо не несущей социальной нагрузки, включение его в анализ неправомерно, т.к. операция может быть компонентом любой деятельности, агрессивной и неагрессивной, а значит такое высказывание никак не характеризует мотивационную сферу испытуемого.

 

Применение теста

 

Применение теста «Рука» будет наиболее эффективным в следующих областях.

1. В судебной психологии: для анализа агрессивности и предсказания агрессивных действий преступников. Анализ потенциальной агрессивности, вероятности актуализации деструктивных тенденций в рамках судебно-психологической экспертизы. Возможно также применение теста психологами, работающими с контингентом в местах заключения. Например, оценка уровня агрессивности субъекта и специфика тенденций, которые он противопоставляет агрессии: страх, зависимость, доброжелательность и т.д.

2. В условиях психиатрической клиники:

а) как средство первичного контакта с пациентом, т.к. тест позволяет оперативно оценить систему диспозиций личности, выявить наиболее актуальные проблемы и наметить пути дальнейшей работы;

б) как средство оценки актуального состояния пациента;

в) в качестве инструмента предсказания особенностей поведения пациентов психиатрических клиник, их агрессивных реакций;

г) как дополнительная информация для уточнения врачебного диагноза (демонстративность, ипохондрические тенденции, астеничность и т.д.).

3. При профотборе и профориентации: на значимом уровне различаются контрастные по агрессивности профессиональные группы, т.е. профессии, предполагающие повышенный уровень активности, агрессивности, склонность к риску и предполагающие поиск конвенциальных компромиссных решений, ориентированность на группу. Возможно также построение стандартных профилей выполнения теста для некоторых профессий.

Применение теста в профориентации предполагает качественный анализ по всем категориям теста, определение направленности, индивидуально-психологических особенностей, например, при подборе руководителей: преобладание директивных установок над тенденцией к социальной кооперации позволяет предсказать жесткую авторитарную позицию лидера. Оценка этого параметра по тесту «Рука» не требует больших затрат времени и участия нескольких экспертов, в отличие от других существующих методик оценки стиля руководства.

4. В диагностике межличностных отношений. Инструкция в этом случае несколько изменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом экспериментатор говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего мужа (ребенка, начальника, жены и т.п.)». При таком анализе можно увидеть, какие тенденции приписываются партнеру и, таким образом, проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.

 

Приведенные примеры не исчерпывают возможностей теста, который может применяться во всех случаях, когда экспериментатора интересует такая характеристика актуального состояния испытуемого, как агрессивность, или других его установок, входящих в систему анализа теста.

 

Образец протокола

 

В первой колонке протокола указывается номер карточки, во второй — время первой реакции (ответа) на предъявление руки в секундах. В третьей — порядковые номера ответов (на каждую карточку — отдельная нумерация) арабскими цифрами. В четвертой колонке приводится ответ испытуемого. В последней колонке при обработке записывается категория ответа (табл.5).

Таблица 5

Протокол. Мужчина, 64 года. Непсихотическая депрессия

 

№ кар-точки Время реакции № ответа Ответ Категория
Объясняет что-то жестом, который стремится подчеркнуть что-то Com
    Мужчина или женщина, в страхе поднявшие руки в целях защиты Даёт приказ: "Садись! Бросайте курить!" Предъявление ультиматума Большой палец неподвижный F   Dir   Dir Pas
    Высмеивание - показывание пальцем Дача указания Подчёркивание чего-то, что только что сказано Внушение своего желания кому-то: "Возьми это или оставь это!" Показывает направление Ag Dir Com   Dir   Dir
Просит милостыню Готов к дружескому рукопожатию Dep Af
Выглядит уставшим - облокотился на ограду, отдыхает Pas
Подчёркивает какой-то факт Может быть злым (может ударить кого-то) Com Ag

Окончание табл. 5

№ кар-точки Время реакции № ответа Ответ Категория
  Пожимает руку? Но ведь Вы не протягиваете для рукопожатия левую руку Возможно, ударит кого-то в лицо или в другое место, если это касается ребёнка Af   Ag
    Просто вытянутая рука вперёд - большой палец гибкий Непроизвольный удар ребёнка в запястье Dir   Ag
Даёт милостыню ребёнку Держит карандаш Пишет ручкой Отдыхает - не в гневе, спокойно Af Act Act F
  Подчёркивает момент, который обсуждается Стоп Или не ударяйте меня Com   Dir F
  (Пациент хватает большим пальцем свой нос) Я дурачусь, не пишите это Попытка остановить машину Ag   Dep

 

Подсчет баллов:

агрессивность - 5, директивность - 7, всего – 12;

страх - 3, аффектация - 3, коммуникация - 4, зависимость -2, всего – 12.

Общая оценка: 12-12=0.

Интерпретация ответов

В приводимой двойной нумерации первое число означает номер карточки, второе – номер ответа.

1.1. В ответе рука представлена как подчеркивающая что-то с помощью жеста. Пациент добавляет, что подчеркивается момент коммуникации. Это пример ответа категории «Com». В ответе нет никаких указаний на то, что рука направляет кого-то или иным образом активно влияет на другое лицо, это означает, что ответ не относится к категории «Dir».

2.1. Очевидно, что ответ относится к категории «F».

2.2. Рука дает приказ. Категория «Dir».

2.3. Этот ответ является в данном случае альтернативой предыдущему. Если бы он был фактическим объяснением, дополнением предыдущего ответа, то не считался бы отдельным ответом и его категория не учитывалась бы при окончательном подсчете. В данном случае ответ относится к категории «Dir», но подсчитывается отдельно, т.к. у испытуемого возникли две различные ассоциации: дает указания и предъявляет ультиматум.

2.4. В определенном смысле это описание, однако, ответ предполагает определенную кинестетическую установку. Такой ответ следует отнести к категории «Pas».

3.1. В этом ответе слово «высмеивание» является решающей детерминантой для отнесения ответа к категории «Ag», т.к. в нем отчетливо чувствуется агрессивное начало.

3.2. Ответ, очевидно, относится к категории «Dir».

3.3. Ответ таков же, как и для 1.1, т.е. «Сот».

3.4. Очевидное — «Dir».

3.5. Как и предыдущий «Dir».

4.1. Успешное осуществление этой тенденции к действию зависит от благожелательного отношения другого лица. Яркий пример того, что субъект полагает, что другие лица должны уделить ему свое внимание. Категория «Dep».

4.2. Яркий пример категории «Af».

5.1. Определенный пример категории «Pas».

6.1. Ответ аналогичен 1.1, т.е. категория «Com».

6.2. Этот ответ — яркий пример категории «Ag». Сначала пациент сказал: «Может быть злым». Экспериментатор просит его уточнить свой ответ, и он продолжает: «Возможно, он собирается кого-то ударить». (В подобных случаях бывает важным обратиться к пациенту с просьбой быть более конкретным, если его ответ трудно отнести к какой-либо категории. Как правило, после такого дополнения трудности интерпретации исчезают.)

7.1. Замечание пациента о том, что нельзя подавать для рукопожатия левую руку, затрудняет классификацию ответа. Однако, поскольку первая реакция испытуемого отражает позитивное эмоциональное отношение к другим, стремление к сотрудничеству («Пожимает руку»), его ответ был отнесен к категории «Af».

7.2. Это пример категории «Аg».

7.3. Этот ответ двусмыслен. Он отнесен к категории «Dir», т.к. не предполагает никакой определенной тенденции к действию.

7.4. Ответ относится к категории «Ag».

8.1. Ответ относится к категории «Аf», рука выполняет благожелательную социальную роль.

8.2. Рука сопротивляется силе тяжести — категория «Act».

8.3. Успешное осуществление тенденции к действию требует, чтобы рука изменила свое физическое положение, а также сопротивлялась силе тяжести. Категория «Act».

8.4. Отрицание агрессии — категория «F».

9.1. Ответ относится к категории «Com», т.к. действия руки в данном ответе сопровождают процесс общения.

9.2. Данный ответ относится к категории «Dir», т.к. «стоп» наиболее часто ассоциируется с директивным указанием (приказом), когда рука представляется в доминирующем положении.

9.3. Категория «F».

10.1. Несмотря на то, что пациент просит не записывать свою реакцию, она относится к категории «Аg».

10.2. Ответ относится к категории «Dep», т.к. успешное осуществление тенденции к действию зависит от благожелательного отношения другого лица.

 

 

Приложения



2016-01-02 664 Обсуждений (0)
Система подсчета баллов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система подсчета баллов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)