Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международные валютно-кредитные и финансовые организации



2016-01-02 842 Обсуждений (0)
Международные валютно-кредитные и финансовые организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Эти учреждения появились в текущем столетии, создавались и действуют на основании межгосудар­ственных соглашений и призваны регулировать меж­дународные экономические отношения. В их состав входят Банк международных расчетов, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и небанковские институты, в частности — Междуна­родный валютный фонд и др. Они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобаль­ном или региональном масштабах.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений вклю­чает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международ­ных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправитель­ственного обсуждения, выработки консенсуса и ре­комендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансо­вые организации условно можно назвать междуна­родными финансовыми институтами. Эти организа­ции объединяет общая цель — развитие сотрудниче­ства и обеспечение целостности и стабилизации слож­ного и противоречивого всемирного хозяйства. К орга­низациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН - МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую организа­цию. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны, за исключе­нием Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функци­онирования мировой валютной системы, осуществля­ют межгосударственное регулирование международ­ных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институ­тов обусловлено следующими причинами:

1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты пресле­дуют следующие цели:

· объединить усилия сообщества в целях стаби­лизации международных финансов и мировой экономики;

· осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

· совместно разрабатывать и координировать стра­тегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определя­ется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изме­нение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес пос­левоенному американоцентризму, отражается в дея­тельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципи­альным вопросам, усилив свое влияние в МВФ.

Международный валютный фонд (МВФ) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов и иностранной валюте. Фонд имеет статус специализи­рованного учреждения ООН. Он служит институцио­нальной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конфе­ренция приняла Статьи Соглашения о МВФ, кото­рые выполняют роль его устава. Этот документ всту­пил в силу 27 декабря 1945 г.

СССР принял участие в Бреттон-Вудсской конфе­ренции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Со­глашения о МВФ. По той же причине в 50-60-х го­дах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Международный валютный фонд начал свою де­ятельность с марта 1947 г. в качестве специализиро­ванного органа ООН. Его штаб-квартира расположе­на в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководя­щий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-уча­стниц и собирается ежегодно. Директорат — испол­нительный орган — включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географическо­му признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соот­ветствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенци­ала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золо­том (четверть квоты) и частично национальной ва­лютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть кво­ты стала засчитываться в установленных МВФ валютах стран-участниц.

В начальный период деятельности Фонд объеди­нял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному кон­тингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соот­ветствии с долей капитала устанавливается количе­ство голосов каждой страны в руководящих орга­нах Фонда.

Наибольшим числом голосов обладают США (бо­лее 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответствен­но голосов развивающихся стран — экспортеров не­фти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других слу­чаях достаточно 70%.

Основными функциями МВФ являются:

· содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

· поддержание устойчивости валютных парите­тов и устранение валютных ограничений;

· предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платеж­ных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информи­ровать МВФ о своих золотовалютных резервах, состо­янии экономики, платежного баланса и т.д.

Членство в Фонде является обязательным усло­вием для вступления страны в МБРР и другие, род­ственные ему, валютно-кредитные организации. Рос­сия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии — в период с апреля по сен­тябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.).

Международный банк реконструкции и развития начал функционировать с июня 1946 г. в качестве специ­ализированного, независимого в решениях от ООН орга­на. По мере расширения деятельности Банком были об­разованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) — в 1960 г., (МЦУИС) — в 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) — в 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашин­гтоне, а МБРР — родоначальника и центральное звено Группы — именуют Всемирным банком (ВБ).

Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содейству­ет повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

Всемирный банк является самым мощным под­разделением Группы, обладающим акционерным ка­питалом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 180 стран. Каждая из них, в зависимости от квоты в МВФ, име­ет свою долю акций и соответственно голосов в руко­водящих органах. Крупнейшим акционером являет­ся США, имеющее приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%.

Совет управляющих — высший руководящий орган Банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участ­ниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменения размера акционер­ного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит по­вседневной деятельностью, постоянно функциониру­ет в штаб-квартире. Президент банка является и его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбира­ются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Предсе­датель вносит на рассмотрение предложения о выде­лении займов, утверждении финансовых смет, назна­чении и увольнении сотрудников, численность кото­рых превышает 7000 человек, и др. Руководство глав­ными функциональными направлениями деятельно­сти осуществляют три директора-распорядителя.

Основными функциями ВБ являются:

· инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, образования и окружаю­щей среды до инфраструктур и реформ эконо­мической политики;

· аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

· постоянная корректировка состава и содержа­ния оказываемых услуг, а также деталей реа­лизуемых программ;

· посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами;

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долл. ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не вып­лачиваются.

В своей деятельности ВБ придерживается опреде­ленных принципов, а именно:

· выделение ресурсов — только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

· принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;

· отсутствие ограничений использования предос­тавленных ресурсов рамками одной страны-уча­стницы;

· направленность деятельности президента и сотруд­ников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их раз­мер изменялся в пределах 7-7,5%. Практикуется от­срочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.

За 50 лет своей деятельности на реализацию бо­лее 6000 программ в 140 странах мира Банк предос­тавил займов на сумму, превышающую 300 млрд. долл., что в два раза опережает масштабы МВФ.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 году для стимулирования деятельнос­ти частного сектора экономики в развивающихся стра­нах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивыс­ший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покры­вает за счет заимствований у ВБ.

Корпорация может инвестировать средства в ак­ционерные капиталы предприятий, которым оказы­вает кредитную поддержку. Она финансирует созда­ние новых и реконструкцию действующих предпри­ятий — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консуль­тативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спект­ру направлений.

Одними из главных принципов деятельности МФК являются финансирование не более 25% общей сум­мы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процен­тных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Пога­шение займов осуществляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет зай­мы по более 200 проектам на общую сумму, превы­шающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

Международная ассоциация развития (МАР) со­здана для оказания помощи беднейшим из развиваю­щихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, бес­процентные кредиты на срок 30-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой плате­жей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл.

Средства МАР формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существен­ный вклад в пополнение средств Ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, по­мещения и другое техническое обеспечение. В насто­ящее время она ежегодно выделяет кредиты по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл., ее членами являются 159 стран.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 году для оказа­ния помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством пре­доставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий кон­трактов и т. п. Агентство предоставляет также кон­сультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций пред­почтение отдается обоснованным с финансовой, эко­номической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страхо­вые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

В настоящее время выдаваемые Агентством кон­тракты ежегодно обеспечивают приток прямых ин­вестиций в размере, превышающем 2,5 млрд долл. Членами МАГИ являются 132 страны.

Международный центр по урегулированию инве­стиционных споров (МЦУИС) создан для стимули­рования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбит­ражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев пре­вышает 30.

Взаимодействия РФ с Группой Всемирного банка.Российская Федерация, осуществляя переход к рыночной экономике, стала получать поддержку Группы ВБ с середины 1992 года и является сейчас одним из крупнейших ее партнеров. Банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора страны. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансиро­вании частного сектора. С 1993 г. в Москве функци­онирует постоянное представительство ВБ с численностью сотрудников около 50 человек.

Со времени вступления в ВБ на реализацию 37 проек­тов России было выделено займов на сумму более млрд. долл. Однако наша страна не лидирует по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показатель составляет 12,5 долл., то у Армении, например, — 24,2 долл.

Банк прогнозирует дальнейшее расширение со­трудничества с нашей страной и в недалекой перс­пективе готов увеличить объемы займов до 2-3 млрд.долл. в год. Однако это связано с нередко возникающими в РФ проблемами своевременного и целевого, использования предоставленных средств, что отме­талось экспертами ВБ. Тем не менее, в России в настоящее время функционирует крупнейший за всю историю Банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году. Это заем на реформирование системы социальной защиты сроком на 17 лет в размере 800 млн. долл. (три транша по 300, 200 и 300 млн. долл.).

Прямые инвестиции в российский частный сек­тор осуществляются МФК. Она проводит также ис­следовательскую и консультативную работу. В на­стоящее время суммарный объем инвестиций Корпо­рации по более 20 проектам превысил 400 млн. долл.

Оказывая поддержку Российской Федерации, Груп­па ВБ нередко взаимодействует с другими междуна­родными организациями. Например, ВБ и Европейс­кий банк реконструкции и развития недавно предос­тавили совместный заем на реализацию Проекта раз­вития финансовых институтов в России. Для повы­шения эффективности деятельности российского бан­ковского сектора до уровня мировых стандартов акк­редитованные в рамках Проекта банки получили на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам с целью совершенствования качества предоставляемых услуг, модернизации технического обеспечения и т.д.

Важную роль на международном финансовом рынке играют Лондонский и Парижский клубы кре­диторов. В настоящее время Россия является членом этих клубов.

В Парижский клуб кредиторов Россия вступила в 1997 году в качестве страны-кредитора, надеясь ус­корить процесс погашения долга, который образовал­ся еще у бывшего Советского Союза. Однако из чис­ла российских должников только 25 работают с Па­рижским клубом (Вьетнам, Эфиопия, Алжир, Йемен, Мозамбик и др.). Они должны России 50 млрд. долл. Не входят в члены клуба основные должники Рос­сии - Куба, Монголия, Афганистан, Сирия и др.

В соответствии с положением клуба значитель­ная часть долгов списывается, или долги могут быть проданы.

Благодаря содействию Парижского клуба, Россия получила возможность в бюджете 1999 года предус­мотреть поступление около 3,5 млрд. долл. В счет погашения кредитов, ранее представленных бывшим республикам СССР.

Лондонский клуб кредиторов объединяет более 600 коммерческих банков, которые кредитовали в основ­ном развивающиеся страны. В отличие от Париж­ского клуба, занимающегося проблемами правитель­ственных кредитов, Лондонский клуб занимается задолженностью перед частными коммерческими бан­ками, кредиты которых не находятся под защитой страхования.

Россия, принявшая на себя долговые обязатель­ства бывшего Советского Союза, должна была чле­нам Лондонского клуба около 40 млрд. долл. В пога­шении этого долга систематически предоставлялись отсрочки. Всего было предоставлено более 20 отсро­чек. Однако состояние российской экономики было настолько неудовлетворительно, что внешний долг, даже с учетом предоставленных отсрочек, приходи­лось погашать за счет привлечения новых кредитов от международных финансовых организаций или участников Парижского или Лондонского клубов.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учрежден в 1958 году странами — членами ЕС. Целями создания Банка провозглашались долго­срочное (20-25 лет) финансирование слаборазвитых регионов, осуществление отраслевой производствен­ной структуры европейских государств, а также льгот­ное (до 30-40 лет) кредитование ассоциированных участников.

Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и Директорат - президент и несколько его заместителей возглавляют Банк. Та­кие страны, как Германия, Франция, Англия и Ита­лия обладают наибольшей долей уставного капита­ла. Размер резервов капитала превышает 10% уставного фонда.

ЕИБ привлекает средства на европейском и между­народном рынках капитала, осуществляя системати­ческую эмиссию облигаций, номинал которых выра­жается в долларах США, евро и других валютах. Раз­витие энергетики, транспорта, телекоммуникаций — основные направления вложений Банка. Дополняя сред­ства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам, мо­гут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Такие страны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия яв­ляются лидирующими заемщиками Банка.

В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в част­ности развитие энергетики. Мелкие и средние сме­шанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участ­ниц, которым Банк предоставляет финансовую под­держку.

Европейский банк реконструкции и развития.Россия является участником Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), образованного в 1990 г. (принята в 1994 г.). Акционерный капитал банка в размере 10 млн. евро делится на 1 млн. акций номиналом 10 евро каждая. Россия считается одним из ведущих акционеров; на ее долю приходится 4% всех акций.

Главная задача ЕБРР заключается в содействии переходу европейских стран к открытой рыночной экономике. Для этого он оказывает содействие раз­витию и расширению конкурентоспособного частно­го сектора, прежде всего — малых и средних пред­приятий, способствует мобилизации иностранного и местного капиталов для развития предприниматель­ской деятельности; направляет инвестиции в объек­ты инфраструктур, обеспечивающих условия для раз­вития частных предприятий.

В отличие от других международных финансовых организаций, в уставе ЕБРР указывается, что банк осуществляет свои операции только в странах, кото­рые привержены принципам многопартийной демок­ратии, плюрализму и рыночной экономике. Банк обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в частный сектор. При этом предоставление государ­ственных гарантий по таким проектам не требуется. ЕБРР выдает свои кредиты через посредников, которые могут наилучшим образом удовлетворить потреб­ности мелких и средних предприятий.

До августовского кризиса Россия была одним из основных получателей финансовых ресурсов ЕБРР. Ей было предоставлено 25% выданных этим банком кредитов. После августовского кризиса кредитная политика ЕБРР в отношении России пересмотрена в направлении индивидуального подхода к рассмотре­нию каждого проекта инвестирования с точки зре­ния его устойчивости на финансовом рынке.

Основными функциями ЕБРР являются:

· прямое финансирование, т.е. предоставление кре­дитов на реализацию конкретных проектов;

· инвестирование средств в акционерные капи­талы, а также гарантирование размещения ак­ций государственных и частных предприятий;

· предоставление гарантий для содействия заем­щикам в получении доступа к источникам ка­питала;

· финансирование с помощью посредников мел­ких и средних предприятий.




2016-01-02 842 Обсуждений (0)
Международные валютно-кредитные и финансовые организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международные валютно-кредитные и финансовые организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (842)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)