Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аналитические реакции катионов железа Fe (III)



2016-01-02 7455 Обсуждений (0)
Аналитические реакции катионов железа Fe (III) 0.00 из 5.00 0 оценок




а) Реакция с гексацианоферратом (II) калия - ферроцианидом калия K4[Fe(CN)6] (фармакопейная). Катионы Fe3+в кислой среде реагируют с ферроцианидом калия с образованием темно-синего осадка «берлинской лазури» – комплексного соединения гексацианоферрата (II) железа (III) Fe4[Fe(CN)6]3 х H2O с переменным количеством молекул воды. Показано, что в зависимости от условий осаждения, осадок «берлинской лазури», как и осадок «турнбулевой сини» (см. выше), увлекает из раствора другие катионы, так что его состав меняется и может соответствовать формуле KFe3+[Fe2+(CN)6]:

Fe3+ + K+ + [Fe(CN)6]4-→FeK[Fe(CN)6]↓

Реакция специфична. Проведению реакции мешают окислители, окисляющие реактив.

Выполнение реакции. В пробирку вносят 2-3 капли раствора соли железа (III), прибавляют 1-2 капли раствора HCI и 2 капли раствора K4[Fe(CN)6]. Раствор окрашивается в синий цвет и выпадает темно-синий осадок «берлинской лазури».

б) Реакция с тиоцианат-ионами (фармакопейная).Соли Fe3+ образуют тиоцианат железа (III) красного цвета. Реакция проводится в кислой среде. Состав образующегося комплекса непостоянен и может в зависимости от концентрации ионов Fe3+ и SCN- от [Fe(SCN)]2+ до [Fe(SCN)6]3-. Эта реакции иногда используется для обнаружения железа в комбинации с реакцией 1, с гексацианоферратом (II) калия. Сначала добавлением NH4SCN получают красный комплекс тиоцианата железа, который затем добавлением гексацианоферрата (II) калия переводят в синий осадок гексацианоферрата (II) железа (III) калия:

Fe3+ + 3SCN-→Fe(SCN)3

Чувствительность реакции 0,25мкг. Проведению реакции мешают анионы кислородных кислот (фосфорной, мышьяковой и др.), фториды, образующие соединения с Fe3+ и NO2, дающий SCN- соединение NOSCN красного цвета.

Выполнение реакции. В пробирку вносят 3-4 капли раствора соли железа (III) и прибавляют 2-3 капли раствора тиоцианата аммония NH4NCS или калия KNCS. Раствор окрашивается в синий цвет.

в) Реакция с сульфидом натрия (фармакопейная).Сульфид натрия осаждает из нейтральных и слабощелочных растворов солей железа (III) осадок черного цвета Fe2S3:

2Fe3+ + 3S2- → Fe2S3

Осадок Fe2S3 растворим в минеральных кислотах.

Выполнение реакции. В пробирку вносят 3-4 капли раствора соли железа (III) и прибавляют 2-3 капли раствора сульфида аммония, либо сероводородной воды. Выделяется черный осадоксульфида железа (III).

г) Реакция с гидроксидами.Осадок гидроксида железа (III) Fe(OH)3, получающийся при взаимодействии Fe3+ с гидроксид-ионами, нерастворим в растворах щелочей и поэтому по кислотно-основной классификации Fe3+ относят к группе катионов, гидроксиды которых нерастворимы в щелочах. Осадок Fe(OH)3 растворим в разбавленных кислотах; не растворим в насыщенном растворе хлорида аммония (в отличие от белого осадка Fe(OH)2).

Выполнение реакции. В пробирку вносят 3-4 капли раствора соли железа (III) и прибавляют 3-4 капли NaOH. Выпадает красно-бурый осадок гидроксида железа (III) Fe(OH)3.

д) Реакция с сульфосалициловой кислотой (фармакопейная).Катион Fe3+ реагирует в водных растворах с сульфосалициловой кислотой при рН ≈ 9-11,5 с образованием желтых комплексов:Fe3+ + L2-→[FeL3]3-,где L2- - обозначение сульфосалицилат-аниона, образовавшегося из сульфосалициловой кислоты при отщеплении двух протонов предположительно от групп
–СООН и –SО3Н.

Наиболее устойчив комплекс желтого цвета, содержащий железо (III) и анионы сульфосалициловой кислоты в мольном соотношении железо (III): сульфосалицилат-анионы, равном 1:3, т.е. на один атом железа приходится три сульфосалицилатных лиганда. Этот комплекс доминирует в аммиачном растворе. Точное строение комплексов в растворе неизвестно. Чувствительность реакции 5-10мкг.

Выполнение реакции. В пробирку вносят ~5 капель раствора соли железа (III), прибавляют ~10 капель раствора сульфосалициловой кислоты и ~0,5 мл концентрированного раствора аммиака. Раствор принимает желтую окраску.

Аналитические реакции катионов магния (II).

а) Реакция со щелочами.Растворы щелочей выделяют из растворов солей магния белый студенистый осадок гидроксида магния Mg(OH)2, легко растворимый в кислотах и растворах аммонийных солей:

Mg(OH)2↓+ 2HCI→MgCI2+ 2H2O

Mg(OH)2↓+ 2NH4CI→ MgCI2+ 2NH4OH

Выполнение реакции.К 1—2 каплям раствора, содержащего ионы магния, прибавляют 2 — 3 капли 1М NaOH. Образуется белый студенистый осадок. Полученный осадок делим на 2 пробирки. В 1-ую пробирку прибавляем 3-4 капли HCl, осадок растворяется. Во 2-ую пробирку прибавляем 3-4 капли NH4Cl, осадок так же растворяется.

б) Реакция с гипоиодитом калия. При взаимодействии йода со щелочью образуется гипоиодит калия KIO; при этом равновесие в растворе смещается вправо и он обесцвечивается:

I2 + 2OH-↔I- + IO- + H2O

При добавлении соли магния ионы Mg2+ образуют с ионами ОН- осадок Mg(OH)2, что вызывает смещение равновесия влево. Выделяющийся при это йод адсорбируется осадком Mg(OH)2 и окрашивает его в красно-бурый цвет.

Выполнение реакции.Раствор Люголя обесцвечивают прибавляя по каплям раствор КОН. К полученному бесцветному раствору прибавляют раствор соли магния. Тотчас выделяется аморфный осадок, окрашенный в красно-бурый цвет.

в) Реакция с гидрофосфатом натрия (фармакопейная).Гидрофосфат натрияобразует с ионами магния в присутствии NH3 при рН~9 белый кристаллический осадок :

При рН> 10 могут образоваться Mg(OH)2 и Mg3(PО4)2. Рекомендуется к кислому анализируемому раствору прибавлять NH3 до рН ~9. Из за образования NH4C1 рН раствора поддерживается постоянным. Осадок растворяется в сильных кислотах и в уксусной кислоте:

MgNH4PO4↓+ 3HCI→ H3PO4 + MgCI2 + NH4CI

MgNH4PO4↓+ 2CH3COOH→Mg(CH3COO)2 + NH4H2PO4

Предел обнаружения магния — 10 мкг. Мешают ионы, образующие малорастворимые фосфаты; NH4+, K(I) и Na(I) не мешают.

Выполнение реакции. К 1—2 каплям раствора, содержащего ионы магния, прибавляют 2 — 3 капли 2 М НСl, 1 каплю раствора Na2HPО4 и при перемешивании по каплям прибавляют 2 М NH3 до появления запаха аммиака (рН ~9). Выпадает белый кристаллический осадок.

г) Реакция с 8-оксихинолином (люминесцентная реакция).8-Оксихинолин образует с ионами магния при рН 9 - 12 флуоресцирующий зеленым светом оксихинолинат:

 

 

 
 

 

 


Предел обнаружения магния - 0,025 мкг. Интенсивность свечения повышается при обработке влажного пятна с оксихинолинатом магния раствором NH3. Мешают А1(III), Zn(II).

Выполнение реакции. На фильтровальную бумагу наносят каплю раствора, содержащего ионы магния, и каплю этанольного раствора реагента. Образующийся оксихинолинат магния обрабатывают каплей 10%-ного раствора аммиака. При рассмотрении влажного пятна в ультрафиолетовом свете наблюдается зеленое свечение.

д) Реакция с хинализарином (1,2,5,8-тетраоксиантрахи-нон)(I).Хинализарин (1,2,5,8-тетраоксиантрахинон)(I) с ионами магния образует в щелочном растворе малорастворимое соединение синего цвета, которому приписывают структуру (II):

       
   
 
 

 

 


Предполагают, что хинализариновый лак является адсорбционным соединением гидроксида магния с реагентом. Весьма вероятно образование хелатов переменного состава.

Предел обнаружения магния - 5 мкг. Обнаружению не мешают ионы щелочноземельных металлов; в присутствии достаточно большого количества щелочи не мешают ионы алюминия.

Ион аммония мешает обнаружению иона магния, так как препятствует образованию гидроксида магния. Раствор реагента в щелочной среде окрашен в фиолетовый цвет, поэтому необходимо проведение контрольного опыта.

Выполнение реакции. К 1 - 2 каплям раствора, содержащего ионы магния, добавляют 1 каплю раствора хинализарина и 2 капли 30%-ного раствора NaOH. Образуется осадок синего цвета. Для проведения контрольного опыта к 1 - 2 каплям воды добавляют одну каплю раствора хинализарина, 2 капли 30%-ного раствора NaOH. Раствор окрашивается в фиолетовый цвет.

4. Тест-контроль 1 по теме: «Аналитические реакции парвой, второй, третьей групп». Примерный вариант.

1. Предел обнаружения катионов Na+ в водном растворе микрокристаллоскопической реакцией с комплексным октаацетатотриуранилатом цинка Zn[(UO2)3 (СН3СОО)8] - цинкуранилацетатом

Na++ Zn[(UO2)3(CH3COO)8]+ CH3COO-+ 9H2O→NaZn[(UO2)3(CH3COO)9]∙9H2O

равен m= 0,125 мкг = 0,125 g при Vmin = 0, 05 мл. Определите предельное разбавление Vlim для данной реакции.

2. Рассчитайте значение рН и рОН для водного раствора HNO3 с концентрацией С(HNО3) = 0,01 моль/л без учета и с учетом влияния ионной силы раствора.

3. Фармакопейной реакцией на Nа+ является взаимодействие с:

а) гидротартратом натрия;

б) цинкуранилацетатом;

в) гидроксидом калия КОН;

г) гексагидроксостибатом (V) калия К[Sb(ОН)6].

Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите эффект.

4. НС1 образует белые осадки с катионами:

а) Ag+ , Hg22+ , Pb2+ в) Hg22+, Ba2+, Li+

б) Ag+, Ca2+, NH4+ г) Pb2+, Sr 2+, Ca2+

Напишите соответствующие уравнения реакций. Чем отличаются эти осадки?

5. Цвет пламени горелки кирпично-красный, карминово-красный, желто-зеленый соответственно дают катионы:

a) Sr 2+, Ca2+, Li+ в) Ca2+, Sr 2+ Ba2+,
б) Ba2+, Nа+, Pb2+ г) K+, Li+, Hg22+

 

V. Литература.

1. Ю. Я. Харитонов. Аналитическая химия ч. 1. Высшая школа, М., 2001, гл. З, с. 54-78.

2. В.П. Васильев. Аналитическая химия. Книга 1. Титриметрические и гравиметрический методы анализа. Высшее образование. М., 2004 г. С. 252-267.

3. Ю. Я. Золотов. Основы аналитической химии. Практическое руководство. Высшая школа, М., 2001. С. 25-35.

4. Лекции.


З А Н Я Т И Е № 4.

I. Тема: Аналитические реакции катионов шестой группы.

II. Цель: 1. Научиться производить расчеты по определению концентраций Н+, ОН-, рН, рОН, используя константы кислотности и основности в различных растворах.

2. Сформулировать системный подход к протолитическим равновесиям в аналитических реакциях и научиться рассчитывать константу гидролиза и степень гидролиза.

3. Научиться определять в пробах катионы VI группы.



2016-01-02 7455 Обсуждений (0)
Аналитические реакции катионов железа Fe (III) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аналитические реакции катионов железа Fe (III)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)