Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.
Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2008 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ.
Таблица 5
Содержание практических занятий, семинарских занятий и др.
№ п/п
Номер раздела, темы
дисциплины
Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия
Задания для подготовки студентов к занятию
«Государственный строй и социально-политические отношения в Древней Руси»
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности формирования Древнерусского государства.
2. Особенности социально-политического строя Киевской Руси.
3. Значение принятия Русью христианства в православном варианте.
4. Политическая раздробленность на Руси.
Необходимо изучить литературу
Литература основная
1. Вернадский Г.В. Киевская Русь/ Г.В. Вернадский. – Тверь -М., 1997
3. . История России с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: АСТ, 2001. – 576 с.
4 Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн./ В.О. Ключевский. Кн. 1. – М. :Харвест, 2007. – 592 с.
Дополнительная
1. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2004 – 843 с.
2.Стефанович П.С. Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя на Руси в X-XII вв./ П.С. Стефанович // Отечественная история. 2004. - № 1. С. 3-16
3.Фроянов, И.Я. Начала русской истории / И.Я. Фроянов. – М.:Парад, 2001. – 976 с.
На основе изученной литературы подготовить письменные ответы на вопросы семинарского занятия
2.
«Россия в XVII в.: кризис общества и государства»
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
1. Смутное время в России. Причины смуты. Проблема исторического выбора путей развития: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский. Самозванство. Последствия Смуты.
2. Первые Романовы. Усиление централизации государства.
3.Самодержавие и церковь. Церковная реформа Никона. Раскол.
Необходимо изучить литературу
Литература основная
1. Богданов, А.П. Патриарх Никон / А.П. Богданов // Вопросы истории. 2004. № 1. - С. 51-85 .
2. История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосильцев. – М.: АСТ, 2001.- 576 с.
3. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн./ В.О. Ключевский Кн. 2. – М.: Мысль, 1993.- 584 с.
Литература дополнительная
1. Лобачев, С.В. У истоков церковного раскола/ С.В. Лобачев // Отечественная история. 2001. № 2. - С. 134-141.
2. Морозова, Л.Е. Василий Иванович Шуйский / Л.Е. Морозова // Вопросы истории. 2000. № 10. С. 72-97.
3. Наумов, Е.Ю. Внешняя политика России в XVII в.: на пороге «общей» Европы / Е.Ю. Наумов // Новый исторический вестник. 2001. № 4. – http://www.nivestnik.ru
4. Нефедов, С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII в. / С.А. Нефедов // Вопросы истории. 2004. № 4. С. 33-52.
13. Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. – М.: Захаров, 2004 – 496 с.
14. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – М.: АСТ, 2004 – 843 с.
16. Сахаров, А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России / А.Н. Сахаров // Отечественная история. 2000. № 5. -С. 3-37
17. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. – М.: ЭКСМО, 2004. – 1024 с.
На основе изученной литературы подготовить письменные ответы на вопросы семинарского занятия
3.
«Россия в XIX веке: социально-экономические реформы и модернизация»
Вопросы для обсуждения:
1. Крестьянский вопрос и результаты его решения «сверху» в XIX в.
2. Основные государственные реформы (судебная военная, земская, городская, реформа просвещения).
3. Итоги и значение реформ 60-80-х годов XIX в.
4. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в., их причины и последствия.
Необходимо изучить литературу:
Литература основная:
1. Великие реформы в России. 1856-1874. : Сборник / под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: МГУ, 1992. – 333 с.
2. Еременко, М.В. Царствование Александра III / М.В. Еременко. – М.: Мир книги, 2007. – 239 с.
3. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России / П.А. Зайончковский. – М.: Просвещение, 1968. – 368 с.
4. Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи / сост., общ ред., вступ. ст. и коммент. В.А. Федорова. – М.: МГУ, 1994. – 526 с.
5. Крестьянское движение в России в 1857 – мае 1861 гг. (Сборник документов) / под ред. С.Б. Окуня и К.В. Сивкова. - М.: Соцэкгиз, 1963.- 882 с.
6. Литвак, Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б.Г. Литвак. – М.: Политиздат, 1991. – 300 с.
7. Отмена крепостного права. Доклады министров внутренних дел о проведении крестьянской реформы. 1861-1862 / отв. ред. С.Н. Валк. - М. ; Л.: Изд-во Академии Наук в Лгр, 1950. – 312 с.
8. Реформы Александра II: сборник / сост. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. -. М.: Юрид. лит., 1998. – 464 с.
9. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. – т. 7: Документы крестьянской реформы / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит, 1989. – 431 с.
10. Чернышов, В. Д. Жизнь и судьба Тверского реформатора / В.Д. Чернышов. – Тверь: Твер. Обл. книжно-журн. изд-во, 1998. – 224 с.
1.
Литература дополнительная
1. Алексеев, В.П. Секретные комитеты при Николае I / В.П. Алексеев // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем : В 6 т. – М., 1911. – Т. 2. – С. 194-208.
2. Катаев, И.М. Законодательство о крестьянах при императорах Павле I и Александре I / И.М. Катаев // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем : В 6 т. – М., 1911. – Т. 2. – С. 209-233 .
3 Князьков, С.А. Граф П.Д. Киселев и реформа государственных крестьян / С.А. Князьков // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: В 6 т. – М., 1911. – Т. 2. – С. 209-233.
4 Попова, А.Д. Судебная реформа 1864 г. и развитие гражданского общества во второй половине XIX в. / А.Д. Попова // Общественные науки и современность. 2002. № 3. – С. 89-100.
5. Христофоров, И.А. Аристократическая оппозиция реформам и проблемам организации местного управления в России в 50-70-е гг. XIX в. / И.А. Христофоров // Отечественная история. 2000. № 1. – С. 3-15.
На основе изученной литературы подготовить письменные ответы на вопросы семинарского занятия
4.
«Социально-экономическое развитие России в начале XX века»
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности развития российской экономики в начале ХХ века.
2. Экономическая политика С.Ю. Витте.
3. Столыпинская концепция модернизации России.
4. Основные противоречия внутренней политики России в начале ХХ в.
Необходимо изучить литературу:
Литература основная
1. Ананьич, Б.В. Кризис самодержавия в России, 1895-1917 г. / Б.В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин, Б.Б. Дубенцов. – Л.: Наука, 1984. – 664 с.
2. Карелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX в. // Отечественная история. 1999. № 3. - С. 42-64
3. Кимитака, М. Столыпинская реформа и российская агротехническая революция / М. Кимитака // Отечественная история. – 1992. № 6. – С. 194-200.
4. Мейси, Д. Земельная реформа и политические перемены: феномен Столыпина / Д. Мейси // Вопросы истории. 1993. № 4. – С. 88-102.
5. П.А. Столыпин. Грани таланта политика / под. общ. ред. П.А. Пожигайло. – М.: РОССПЭН, 2006. – 622 с.
6. П.А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2 т. / под. общ. ред. П.А. Пожигайло. –– М.: РОССПЭН, 2003. – Т. 1. - 764 с.; Т. 2. – 799. с.
7. Рязанов, В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. / В.Т. Рязанов. – СПб.: Наука, 1998. – 796 с.
Литература дополнительная
1. Сахаров, А.Н. Тяжкий путь российского реформаторства / А.Н. Сахаров // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119). – М., 1995.– С.172-203.
На основе изученной литературы подготовить письменные ответы на вопросы семинарского занятия