Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания к семинарскому занятию по теме 5



2016-01-02 426 Обсуждений (0)
Методические указания к семинарскому занятию по теме 5 0.00 из 5.00 0 оценок




«Россия в XVII в.: кризис общества и государства» (2 часа)

Цель семинара:выявить причины, основные этапы и последствия периода Смуты в истории Русского государства.

Развитие России в XVII в. не укладывалось в европейские стандарты. Важнейшими факторами, придававшими своеобразие России были: особый тип феодализма, сформировавшийся в основном в XVI в. и природно-географические особенности страны.

Во-первых земли Центра России располагались в зоне рискованного земледелия, где крестьянин должен был прилагать максимум усилий, чтобы получить хоть какой-то прибавочный продукт.

Во-вторых, начиная с конца XV по конец XVI вв. произошло стремительное увеличение территории России, прежде всего за счет мирной (земледельческой или промысловой колонизации).

Непрерывное расширение территории государства оказало огромное влияние на развитие общественных отношений: социальные конфликты не приводили к поляризации сословий, поскольку недовольные всегда могли уйти на окраины страны. Однако постоянный отток населения вынуждал государство как-то регулировать этот процесс и все более расширять свои властные функции.

Одной из составляющих этого процесса стала тенденция прикрепления крестьян к земле, выразившаяся в череде законодательных актов: 1581 г. – первый известный заповедный год, когда был запрещен переход крестьян к другому владельцу даже в Юрьев День. В период 1592-1593 гг. принимаются законы запрещающие крестьянский выход. С указа 1597 г. начинаются урочные годы.

Формирование сословий не было в России продуктом социально-экономических отношений, а являлось детищем государства, которое было главным действующим лицом всего исторического процесса и все подчиняло своим задачам.

Сословный строй России этого периода отличался сложностью и относительной неупорядоченностью. Существовали три основные категории населения, различавшиеся по характеру государственных обязанностей (государственной службы): служилый класс и два тяглых – посадский (городской) и крестьянский. Каждая категория отличалась сложной внутренней иерархией, что неизбежно приводило к внутренним конфликтам.

При этом надо особо подчеркнуть, что московское законодательство было направлено к определению и распределению государственных обязанностей, но не формулировало и не обеспечивало ничьих прав.

Кроме того существовала значительная прослойка вольный, гулящих людей, которые не несли никаких повинностей в пользу государства, но из которых власть в кризисные моменты формировала военные силы.

Конец XVI в. выделяется и тем, что в это время закончилось царствование Ивана Грозного (1533-1584 гг., с 1547 г. – первый русский царь), чье деспотическое правление, вершиной которого стала опричнина (1565-1572 гг.; но фактически существовала до 1584 г.), нанесло серьезный урон людским и экономическим ресурсам страны, и врезалось в память и боярства и всего русского народа.

Экономический и политический кризис конца XVI – начала XVII вв. резко обострил противоречия между различными социальными группами и привел к началу Смуты – времени, когда происходил широкомасштабный распад социальных связей и стоял вопрос о самом существовании Русского государства.

В.О. Ключевский считал, что признаки Смуты стали обнаруживаться с 1598 г., когда умер последний законный царь правящей династии (рюриковичей), сын Ивана IV – Федор Иванович. Его шурин – Борис Годунов, скорее всего замешанный в убийстве третьего сына Ивана Грозного от пятой венчанной жены - царевича Дмитрия (в 1591 г.), был избран на царство, но не смог справиться с народными выступлениями, вспыхнувшими из-за голода 1601-1602 гг. Восстание 1603 г. было подавлено, но было уже поздно… Призрак царевича Дмитрия встал у западных границ России.

Таким образом, Смутное время было вызвано рядом внутренних сложных социально-экономических причин, которые были осложнены династическим кризисом.

Здесь встает вопрос- какие ошибки допустил Борис Годунов в период регентства и своего недолгого царствования? Как он был избран на царство? Могла ли в России утвердиться династия Годуновых?

В событиях Смутного времени можно выделить два этапа: 1602-1608 гг. – время внутренних неурядиц и 1609-1618 гг. – открытая интервенция Речи Посполитой и Швеции.

Особое внимание надо уделить вопросу о феномене замозванчества, возникшего в условиях пошатнувшегося авторитета царской власти.

Что обусловило такую быструю победу Лжедмитрия I? Какие социальные слои его поддержали? Какие мероприятия проводил новоявленный царь и почему он был свержен?

Почему не была реализована идея преодоления деспотического характера правления?

В чем выразилось правление царя В. Шуйского? Какие социальные силы стояли за его спиной?

Каковы причины появления нового самозванца – Лжедмитрия II?

Закономерно ли было появление «Семибоярщины»?

Какова роль низших классов общества в Смуте?

Таким образом, династический кризис, политическая борьба за власть между боярскими группировками вылились в социальную борьбу, в которую оказали вовлечены все слои общества.

Для решения своих задач различные социальные группировки опирались на иноземные силы и стремились прекратить усобицу поставив любого законного царя (Лжедмитрия или Владислава).

По сути дела, лишь национальный и религиозный факторы заставили противоборствующие силы остановиться и объединиться перед угрозой исчезновения Русского единого государства.

Какие события привели к прекращению Смуты? Кто сыграл в этом ведущую роль?

При рассмотрении второго вопроса надо выяснить следующее:

С каким наследством вышла страна из кризиса?

Как осуществилось избрание нового царя и давал ли Михаил Федорович «ограничительную запись»?

Какие задачи стояли перед первыми царями династии Романовых?

В чем состояла сущность внутренней политики царя Алексея Михайловича и насколько она зависела от внешнеполитического фактора?

Какие основные реформы были проведены в его царствование?

Как происходило формирование абсолютизма в период царствования Алексея Михайловича?

Переходя к третьему вопросу необходимо вспомнить, что еще в XVI в. в русском духовном сознании утверждается мысль, что «Москва является третьим Римом» и становиться единственным оплотом истинного православия.

Вместе с тем, еще с конца XV в. и всю первую половину XVI в. происходят споры о том, кто главнее – церковь или светская власть. В ходе церковных соборов, начиная с 1550 г., светская власть пытается сдержать рост церковного землевладения, но безуспешно. Церковь превращается в крупнейшего земельного собственника.

В период правления Федора Ивановича происходит установление патриаршества. 26 января 1589 г. константинопольский патриарх торжественно поставил в патриархи Московские и всея Руси митрополита Иова. Именно после этого события Российское царство превратилось в самостоятельную державу, как в политическом (царь Иван IV венчался на царство еще в 1547 г.), так и в церковном отношении.

В Смутное время, когда понятие «царь» утрачивает свое религиозно-мистическое значение, церковь становится во главе сопротивления врагу. Патриарх Гермоген с декабря 1610 г. начинает рассылать по всей России грамоты с призывом к народному сопротивлению. Во времена первого и второго ополчений представителями высшей центральной власти на местах считаются местные церковные иерархи с Освященными соборами.

Выбор в пользу нового царя на Земском соборе 1613-1615 гг., происходит при активной поддержке русской церкви. Именно на подворье Троице-Сергиева монастыря служилые люди и казаки, после длительных совещаний с келарем монастыря Аврамием Палицыным, решают провозгласить царем Михаила Федоровича Романова-Юрьева.

Активную роль при новом молодом царе играет его отец и одновременно патриарх Всея Руси – Филарет, который стремился усилить личную власть царя и позиции церкви.

В период правления Алексея Михайловича церковные вопросы занимали серьезное место в истории России. Материальные ценности, накопленные в крупнейших монастырях России не раз становятся средством решения проблем, возникающих в ходе проводимых социально-экономических преобразований.

Значительным событием середины XVII в. стала церковная реформа, которая привела к духовному расколу в обществе.

Поэтому, особое внимание следует обратить на личность патриарха Никона, который являлся инициатором реформы и рассмотреть о вопрос об отношении светской власти к проводимым преобразованиям.

В чем причины и сущность раскола? Что играло наибольшую роль в становлении движения раскольников: неприятие новых обрядов или духовные (идеологические) причины.

Что послужило охлаждению в отношениях между царем и патриархом и привело церковь в подчиненное положению по отношению к светской власти?

В целом, кризисный XVII в. был для России переходным временем, именно в это время в жизни страны вызревали новые явления, которые в дальнейшем послужат важнейшими предпосылками нового периода российской истории.



2016-01-02 426 Обсуждений (0)
Методические указания к семинарскому занятию по теме 5 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания к семинарскому занятию по теме 5

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)