Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание Таврической губернии. Ее административное устройство. 6 страница



2016-01-02 514 Обсуждений (0)
Создание Таврической губернии. Ее административное устройство. 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




И.Гаспринский был награжден несколькими орденами и медалью.

Он умер її сентября 1914 г. в Бахчисарае, и похоронен на территории Зинджерлы медресе. Имя великого сына Крыма стоит в ряду величайших Просветителей Востока.

Среди других представителей крымскотатарской культуры, многие из которых .были современниками И.Гаспринского, его единомышленниками и учениками, необходимо отметить Мемета Нузета', Абдурамана Кадри-заде, Якуба Шакир-Али, Мемета Ниязи, Османа Акчокраклы, Асака Чергеев, Усеина Шамиль Тохтаргазы, Абибуллу Одабаша, Номана Челебиджихана*, Аблякима Ильммй, Асан-Сабри Айвазова, Шевки Векторе, Абдуллу Лятиф-заде, Сеид-Абдуллу Озенбашлы, Джемиля Керменчикли, Бекира Чобан-заде и многих других. По мнению современных исследователей (Р.Фазыл, С.Нагаев), творчество этой плеяды литераторов сыграло огромную роль в пропаганде передовых идей в среде крымских татар. Художественное наследие писателей и поэтов этого времени составило золотой фонд

* Номан Челебиджихан (Челебисв Челеби)(1885-1918) является автором национального гимна крымских татар «Ант эткенмен». Начальное образование Номан получил в Крыму, а в 1912 г. закончил Стамбульским университет. После Февральской революции 1917 г. он возвращается в Крым и вместе с Д.Сейдаметом и др. активистами возглавляет национальное движение крымских татар. Расстрелян большевиками в феврале 1918 г.


национальной литературы. Среди общественно-политических деятелей крымских татар того времени нужно отметить Сеит-Джелидя Хаттатова, Мустафу Давидовича, Мустафу Кипчакского, аджи Абдульджемиля Бадраклы, Абла Гафари, Сулеймана Крымтаева. Их последователями стали представители нового поколения Номан Челебвджихан, Джафер Сейдамег, Сеит Умер Турупчи и ряд других. Они стремились отразить и защитить национальные чаяния крымскотатарского народа, способствовали реформированию системы народного образования, развитию культуры и искусства.

Печатное дело развивал известный просветитель Ильяс Бораганский, которому удалось организовать в Санкт-Петербурге типографию для печатания литературы на «мусульманских наречиях». Развитием национальной периодики вплотную занимался выдающийся общественный деятель и пламенный публицист Абдурешит Медиев. Он в разное время издавал ряд газет на крымскотатарском языке, но наиболее известным его изданием стал «Батан хадими» («Слуга Отечества»). Вершиной общественно-политической деятельности было избрание А.Медиева депутатом Государственной Думы Российской империи II созыва, где он стал секретарем мусульманской фракции.

Более правую позицию занимал выдающийся общественный деятель и просветитель Исмаил Муфтий-заде. Он активно работал в органах местного самоуправления, покровительствовал развитию национального образования, был избран депутатом Государственной Думы Российской империи III созыва, включившись в работу октябристской фракции.

Влиятельным представителем просвещенного духовенства и прогрессивным деятелем образования был мудерис аджи Абибулла-ефенди. Он реформировал одно из старейших крымских медресе Зинджирли в соответствии с духом времени, являлся организатором обновленного учебного процесса, был известным поэтом и смелым мыслителем.

Деятельность в Крыму выдающихся ученых. С Крымом связаны мно­гие страницы жизни великого хирурга, основоположника военно-полевой хи­рургии и анатомо-экснериментального направления в хирургии Николая Ива­новича Пирогова (1810-1881). Н.И.Пирогов закончил медицинский факультет Московского университета и был включен в число способнейших студентов, направленных для дальнейшей учебы в Дерптский (Тартусский) университет. В 22 года он защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора. С 1835 г. он является профессором хирургии в Дерптском университете, а в 1841 г. назначается профессором Петербургской медико-хирургической акаде­мии. В 1846 г. Н.И.Пирогов избирается академиком Петербургской Академии наук.

С началом Крымской войны НИ.Пирогов обращается в военно-медицин­ский департамент с предложением «употребить свои силы и познания для пользы армии на боевом поле». В октябре 1854 г. ои добивается разрешения выехать в действующую армию «для дальнейшего наблюдения за успешным лечением раненых». Н.И.Пирогов собирает группу хирургов из числа своих Учеников и 12 ноября 1854 г. прибывает в Севастополь. Он осмотрел севасто­польские морской и сухопутный госпитали, принял меры по наведению в них элементарного порядка. Во время севастопольской обороны в полной мере раскрылись организаторские способности Н.И. Пирогова, который сумел осо-


знать, что успех медицинской службы на войне зависит прежде всего от ее правильной организации. Н.И.Пирогов четко определил ключевые пункты организации медицинской помощи раненым: устройство этапов эвакуации и главного перевязочного пункта, обеспечение транспортировки раненых и под­готовка транспортирующих врачей и медсестер. Он стал зачинателем метода сортировки раненых и больных. В ходе обороны Севастополя Н.И.Пирогов усовершенствовал и применил в массовом масштабе такие методы лечения, как костно-пластическая операция, обезболивание с помощью хлороформа, приме­нение неподвижной гипсовой повязки, положившее начало «сберегательному лечению» раненых с поражением больших костей. Н.И.Пирогов впервые ука­зал на регулирующее действие центральной нервной системы и общего состо­яния организма на лечение ранений и их осложнений. Он непрерывно опери­ровал в осажденном Севастополе, руководил эвакуацией и лечением раненых и больных. Несколько месяцев хирург жил в Симферополе, осмотрев и про­оперировав сотни раненых. Его непримиримая позиция по отношению к каз­нокрадам из военного ведомства и интендантства, с которыми он сражался, отвоевывая для госпиталей все необходимое и разоблачая факты воровства и наживы на раненых, привела к тому, что Пирогов был буквально выжит из действующей армии и 13 июня 1855 г. покинул Крым.

После Крымской войны, будучи попечителем Одесского учебного округа, Н.И.Пирогов не прерывал связи с полуостровом. Он лично осмотрел все учеб­ные заведения в Симферополе, указал на плохое состояние учебных помеще­ний и другие хозяйственные неполадки и потребовал срочного исправления положения. Н.И.Пирогов предлагал расширить сеть учебных заведений в Крыму, восстановить пансион при Симферопольской казенной мужской гим­назии, закрытый в годы Крымской войны.

Александр Львович Бертье-Делагард (1842-1920) внес большой вклад в развитие истории и археологии Крыма. Уроженец Севастополя, военный ин­женер по профессии, дослужившийся до генерала инженерной службы, он большую часть своей жизни занимался строительством. В Севастополе он устроил первый в городе водопровод, спланировал Приморский и Военный бульвары, восстановил Адмиралтейство, руководил озеленением города, строил береговые укрепления, причалы, порт. В Ялте плодами его трудов были порт и мол, а также водопровод, а в Феодосии — ветка железной дороги и порт. Напряженная организаторская работа в области строительства не помешала серьезным занятиям А.Л.Бертье-Делагарда историей, археологией и нумизма­тикой, причем на весьма высоком научном уровне. Он основательно исследо­вал «пещерные города» Крыма, организовывал, как правило за свой счет, мно­голетние полевые археологические работы: разведки в окрестностях Севасто­поля, обследование Неаполя Скифского, раскопки в Херсонесе, Судаке, на Южном берегу Крыма. А.Л.Бертье-Делагард составил планы или схемы многих дру­гих исторических памятников Крыма. По материалам своих исследований он накисал ряд содержательных научных трудов, опубликованных в «Записках Одесского общества истории и древностей», вице-президентом которого он состоял, и в «Известиях ТУАК», членом которой он был с 1889 г. Особенно интересны его публикации о древностях окрестностей Севастополя, об иссле­довании археологического комплекса Фуна у горы Демерджи, об археологичес­ких памятниках Каламита и Феодоро, о Тмутараканском камне. В «Известиях ТУАК» была опубликована его фундаментальная монография «Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде». Свое обширное собрание старинных карт, планов, гравюр, богатую библиотеку, на собирание которых он не жалел средств, А.Л.Бертье-Делагард передал в дар Тавричес­кой ученой архивной комиссии. Труды А.Л.Бертье-Делагарда высоко ценили современные ему ученые-историки. По словам большого знатока античности


профессора М.И.Ростовцева, «Бертье соединяет с большим знанием материа­ла и начитанностью в литературе тонкое техническое понимание памятников и всегда оригинальную их оценку». Свое восхищение « отчетливыми, тонкими по манере, оригинальными по мысли работами Бертье-Делагарда» высказывал и академик С.Ф.Платонов.

Одним из известнейших исследователей Крыма второй половины XIX в. был лрсений Иванович Маркевич(1855-1942), После окончания гимназии и Варшавского университета он работает учителем русского языка и словеснос­ти в Белоруссии и Литве. В 1883 г. он переезжает в Симферополь, где прожил более полувека. Здесь он прошел путь от учителя гимназии до признанного ученого, создавшего труды по истории Крыма, актуальные до наших дней. Со дня образования ТУАК А.И.Маркевич является одним из активнейших ее сотрудников. Благодаря его усилиям были приведены в порядок архивы мно­гих губернских учреждений, сохранены тысячи архивных документов. Л.И.Мар­кевич написал более 80 трудов по истории Крыма, среди которых такие заме­чательные исследования, как «Очерк истории Тавриды в 1805-1814 гг.», «Рус­ское судоходство по Черному морю и история Черноморского флота», «Таври­ческая губерния во время Крымской войны» (книга переиздана в 1994 г.), «Краткий очерк деятельности генералиссимуса Суворова в Крыму». Особое место в творческом наследии ученого занимает его библиографическое описа­ние «Taurica, Опыт указателя сочинений, касающихся Крыма...», которое, по словам академика Б.Д.Грекова, должно быть настольной книгой каждого иссле­дователя Крыма. Огромный вклад внес А.И.Маркевич в издательскую деятель­ность ТУАК. Став редактором «Известий ТУАК» в 1891 г., он за 29 лет издал под своей редакцией 40 томов этого сборника научных трудов по истории Крыма. А.И.Маркевич привлек к сотрудничеству в «Известиях ТУАК» круп­нейших историков, археологов и филологов - академиков В.В.Бартольда, В.В.Ла­тышева, А.А.Шахматова, Н.Я.Марра, А.И.Соболевского, Ф.И.Успенского. Деятель­ность А.И.Маркевича, как активнейшего сотрудника ТУАК, была высоко оцене­на в научном мире. По оценке академика И.Ю.Крачковского, ни одна из ученых архивных комиссий «не поднялась до той высоты, как Таврическая, благодаря самоотверженной и в большинстве случаев единоличной деятельности А.И.Мар­кевича» .

С Крымом были связаны первые шаги в педагогической и научной дея­тельности Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) - великого химика, первооткрывателя периодического закона химических элементов. После окон­чания Петербургского главного педагогического института Д.И.Менделеев при­ехал 2 октября 1855 г. в Симферополь и поступил на работу учителем есте­ственных наук Симферопольской казенной мужской гимназии. Проработал он недолго - до 30 октября 1855 г., поскольку узнал, что место в первой Одесской гимназии при Ришельевском лицее, на которое он претендовал, не занято. Интересен факт встречи в Симферополе Д.И.Менделеева с великим хирур­гом Н.И.Пироговым, который обследовал будущего великого химика и опроверг диагноз петербургских медиков, подозревавших чахотку.

Культурная жизнь полуострова второй половины XIX в.Развитие культуры в Крыму в этот период достигло высокого уровня. Он, как и прежде, привлекает внимание многих выдающихся поэтов и писателей.

Лев Николаевич Толстой. Этот всемирно известный русский писатель бы­вал в Крыму неоднократно. В первый раз это произошло во время обороны Севастополя (1854-1855), когда артиллерийский подпоручик Л,Толстой служил в Крыму. 2 месяца командуя батареей, стоявшей близ нынешнего села Лозовое, недалеко от Симферополя. Глубокое впечатление оставили у начинающего ли­тератора его командировки в осажденный Севастополь, а затем постоянное пре-


бывание как защитника черноморской крепости с конца марта по 15 мая 1855 г. и с конца августа 1855 г. Декабрьская командировка 1854 г. позволила ему нако­пить впечатления для первого из знаменитых «Севастопольских рассказов» «Се­вастополь в декабре», майское пребывание Толстого дало ему материал для второ­го рассказа «Севастополь в мае» и, наконец, августовский период стал основой для заключительного рассказа цикла — «Севастополь в августе». Во время обо­роны Севастополя Л.Толстой написал также две песни, стилизованные под сол­датские, в которых он крайне резко, на грани грубости, показывал бездарность и безответственность подчиненного главнокомандующему А.Меншикову генерали­тета. Песни эти имели немалый успех среди военных (публиковать их не было ни малейшей возможности в силу их содержания и особенно формы). «Севасто­польские рассказы» же, напечатанные в «Современнике», принесли Л.Толстому заслуженную славу и заставили его поверить в свои творческие силы.

Во второй раз Л.Н.Толстой приехал в Крым, будучи уже знаменитым лигератором; в марте 1885 г. Он сопровождал больного друга, князя Урусова. Они размещались в имении Мальцева, близ Симеиза. Природа Южного бере­га Крыма произвела на Толстого большое впечатление, но крайне не понра­вился «разврат цивилизации» среди курортной публики южнобережья, осо­бенно то, что среди нее «много безумных богачей».

Летом 1901 г., после тяжелой болезни, Л.Н.Толстой приехал в Крым в третий и последний раз, проведя здесь десять месяцев. Графиня Панина пре­доставила ему безвозмездно свой дом в Гаспре. Толстой сначала поселился в комнате первого зтажа, а затем расположился в угловой комнате второго эта­жа, в восточной башне. Время от времени писатель совершал поездки по Южному берегу, восхищаясь «красотой удивительной» природы, которая про­буждала в нем «чисто детскую» радость, В Ялте Л.Н.Толстой встречался с лечившимся там А.П.Чеховым, а в Симеизе — с А.М.Горьким. Кроме того, он работал над повестью «Хаджи-Мурат» и серией статей на весьма занимав ише его в то время морально-этические темы. В январе і902 г. состояние здоровья Л.Н.Толстого настолько ухудшилось, что появились опасения за его жизнь. В связи с этим были приняты беспрецедентные полицейские меры для предотвращения волнений в случае смерти писателя. Однако на этот раз все закончилось благополучно. Писателю оставалось жить еще восемь лет,

Впервые писатель Алексей Максимович Горький(1868-1936) попал в Крым в 1891 г. Тогда его именовали «нижегородский цеховой малярного цеха Алексей Максимов Пешков». Пройдя во время своего хождения «по святой Руси» центральные российские губернии, Поволжье, Дон, Украину и Молдову, А.М.Горький дошел и до Тавриды. Он прошел от Перекопа до Симферополя, затем через Бахчисарай до Севастополя и Балаклавы, а потом направился на Южный берег - в Алупку, Ялту и Алушту. Берегом моря Горький добрался до Феодосии, пересек Керченский полуостров и через пролив переправился на Тамань. Все это время Горький зарабатывал на жизнь физическим трудом, при­чем и такую работу получить было нелегко. В центральных губерниях в то время свирепствовал голод, и в Крым на заработки, спасаясь от голодной смерти, стека­лись тысячи голодающих и безработных. В таких условиях Горький брался за любую работу. В Симферополе он таскал кирпичи и подвозил тачкой песок для строительства кафедрального собора, по дороге на Бахчисарай долбил камень для мощения шоссе, в Феодосии работал на строительстве морского порта. Позднее свои впечатления от первого пребывания в Крыму он передал в рассказах «Мой спутник», «Коновалов», «Два босяка», «В степи». Горький, как «политически не­благонадежный», находился под постоянным полицейским наблюдением.

Позже А.М.Горький приезжал в Крым еще 11 раз, встречался на Южном береіу с виднейшимиписателями - современниками Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, сотрудничал с подпольщиками-революционерами. Уже в советское время изучал


состояние курортного дела, работу Никитского ботанического сада, развитие ви­ноградарства и виноделия, проблему водоснабжения Крыма, интересовался рабо­той Херсонесского археологического музея и литературной жизнью полуострова.

Антон Павлович Чеховвпервые посетил Крым в 1888 г., когда еще не жаловался на здоровье. Сильное впечатление на него произвело море. «Море чудесное, — писал он, — синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучишься». Чехов посетил Севасто­поль и Ялту. В Феодосии он расположился на даче А.В.Суворина и прожил там две недели. В июле-августе 1889 г. писатель провел три недели в Ялте, где работал над повестью «Скучная история». Третье пребывание Чехова в Крыму было вынужденным: он приехал сюда лечиться. С 5 марта по 5 апреля 1894 г. он жил в гостинице «Россия» в Ялте (ныне «Таврида»). Ялтинские мотивы получили отражение а таких его произведениях, как «Черный монах», «Ариадна», «Три года». Ухудшение состояния здоровья привело к тому, что с сентября 1898 г. Чехов переселяется в Ялту на постоянное место жительства. «Крым очень хорош, — с восторгом писал он. — Никогда раньше он мне так не нравился, как теперь». На окраине Ялты писатель приобрел небольшой участок и приступил к строительству дома. Писатель сам посадил сад. К осени 1899 г, дом был закончен и писатель поселился в нем вместе с матерью и сестрой. Ялтинские впечатления легли в основу рассказа «Дама с собач­кой». Из-за болезни Чехов почти безвыездно жил в Ялте. В это время его пьесы с успехом шли па сцене Московского художественного театра. Чтобы показать свои спектакли автору, театр в апреле 1900 г. приехал в Крым. В Ялте, в городском театре, он показал «Чайку» и «Дядю Ваню». Последний спектакль превратился в чествование писателя. Чехов проявлял немалую ак­тивность, оказывая материальную и организационную помощь приезжим нуж­дающимся больным. На собранные им деньги был открыт пансионат «Яуз-лар». Затем Чехов собрал деньги на устройство первого общедоступного сана­тория на 45 мест. На его средства была построена школа в Мухалатке. В Ялте Чехов сблизился с А.М.Горьким, И. А.Бушшым, Д.Н.Маминым-Сибиряком, И.И.Ле­витаном, Ф.И.Шаляпиным. Часто встречался с Л.Н.Толстым. За пять с лишним лет жизни в Ялте писатель создал девять крупных рассказов, две пьесы. Три года он работал над выпуском полного собрания своих сочинений. После смерти писателя его сестра Мария Павловна оставила в доме все, как было при жизни брата. Сейчас в нем музей А.П.Чехова.

Тяжелый недуг привел известную украинскую поэтессу Лесю Украинку(Ларису Петровну Косач) в Крым в июле 1890 г. Она в течение месяца лечилась сакскими грязями, что несколько улучшило состояние здоровья. Пре­бывание в Саках вдохновило ее на создание двух стихотворений — «Морская тишина» и «Пой, моя песня». Плодотворным в творческом отношении оказа­лось и пребывание в Бахчисарае — в прошлом столице грозных ханов. По­явились три новых ее сонета, вошедшие в цикл «Крымские воспоминания»: «Бахчисарай», «Бахчисарайский дворец», «Бахчисарайская гробница». Вовремя своего первого пребывания в Крыму Л.Украинка посетила и Ялту. В июне 1891 г. она второй раз приехала на полуостров для лечения. В Евпатории Л.Украинка поселилась в доме на Фонтанной улице (ныне ул. Революции, 41). Несмотря на плохое состояние здоровья, написала стихотворение «На челне». В июне 1897 г. острые приступы болезни снова привели Лесю в Крым. Посе­лилась она в Ялте в урочище Чукурлар. Под впечатлением прогулки на Ай-Петрй появляется стихотворение «Отрывок из письма». Южнобережье благо­творно влияло на поэтессу. Негативные впечатления от сытой, скучающей и легкомысленной курортной публики легли в основу ее рассказа «Над морем». В конце 1897 г. Л.Украинка переселилась на виллу «Ифигения», принадле­жавшую ее лечащему врачу Дерижанову. Возможно, этим было вызвано по-


явившееся у поэтессы желание создать драматическую поэму «Ифигения в Тавриде», действие которой происходит в Партените. Из-за состояния здоро­вья пребывание Л.Украинки в Ялте затянулось почти на год. Здесь она созда­ла цикл стихов «Крымские отзвуки», начала переводить на украинский язык «Каина» Байрона и «Макбет» Шекспира. В ее стихах немало трагических нот, вызванных тяжелым физическим и душевным состоянием поэтессы. Сле­дующее посещение Л.Украинкой Тавриды относится к 1907-1908 гг. В этот крымский период (она в основном проживала в Ялте) поэтесса написала диалог «Айша и Мухаммед», работала над драматической поэмой «Кассандра» и драмой «Руфин и Присцилла». Во время двухмесячного пребывания в Ба­лаклаве она работала над драмой «В пуще», написала стихотворение «За горой зарницы блещут». В конце 1908 г. Л.Украинка навсегда покинула Таври-

С Тавридой связана жизнь и деятельность талантливого украинского пи­сателя Михаила Михайловича Коцюбинского.В 1895 г. он работал в фил-локсерной комиссии, которая обследовала виноградники Южнобережья. Пер­вая остановка была в Симеизе. «Крым произвел на меня, — отмечал он, — такое сильное впечатление (красота природы не только поразила меня, но и подавила), что я ходил здесь, как во сне». Затем филлоксерный отряд обследо­вал виноградники в Кастрополе, Кучук-Кое (Бекетово) и Кекенеизе (Ополз­невое). Работа на виноградниках для писателя была нелегкой. Она была за­полнена утомительным хождением по крутым склонам и долинам. Видимо, этим объясняется то, что во время своего первого пребывания в Крыму Коцю­бинский ничего не написал. Ранней весной 1896 г. он с молодой женой снова на Южном берегу. Работа в филлоксерном отряде продолжалась. Известный украинский писатель работал на виноградниках в Биюк-Ламбате (Малый Маяк), Корбеке (Изобильное), Шумах (Верхняя Кутузовка), Демерджи (Лучистое), Куру-Узене (Солнечногорское), Кучук-Узене (Малореченское). В свободное от службы время он изучал быт и нравы татар. Это дало ему материал для двух первых крымских новелл — «В сетях шайтана» и «На камне». Уехал писатель из Крыма поздней осенью 1896 г. Следующее пребывание Коцюбин­ского в Тавриде относится к лету 1904 г. В этот раз он не работал на виноград­никах, а отдыхал. Посетил Ялту, Алупку, Алушту. В южнобережной природе писатель черпал вдохновение для своего творчества. Здесь у него созрел замысел новеллы «В грешный мир». Бахчисарайские впечатления легли в основу его самого крупного крымского произведения — новеллы «Под минаре­тами», посвященной непростой жизни местных татар. В 1911 г. Коцюбинский еще раз побывал на полуострове. Поселился он в Симеизе, в доме купца Гафурова, сохранившемся до наших дней. В этот приезд он получил творчес­кий импульс, который позволил ему создать повесть «Тени забытых предков».

Жизнь украинского поэта Степана Васильевича Руданскогооказалась недолгой: больной туберкулезом, в Ялте он прожил последние годы жизни. Талант Руданского был многогранен. Он писал романтические баллады, лири­ческие стихотворения, юмористические произведения. В Ялте он и похоронен, одна из улиц названа именем Руданского, мемориальной доской отмечен дом, где он жил и работал.

Не могли не восторгаться видами Крыма и художники. Многое связывало полуостров с творчеством крымчан И.К.Айвазовского и М.А.Волошина. Еще больше художников посещали Крым, активно занимаясь здесь творчеством.

Иван Константинович Айвазовский(Оганес Гайвазян) (1817-1900) ро­дился в Феодосии в армянской семье. Его отец был базарным старостой, кото­рый подрабатывал писанием прошений за неграмотных. Еще в детстве Айва-


зовскии привлекал внимание своими рисунками, сделанными самоварным уг­лем на стенах домов. Эти рисунки заинтересовали и Феодосийского губернато­ра А.И.Казначеева, который поддержал юного художника. Получив в 1831 г. должность Таврического губернатора, он взял юного Айвазовского с собой в Симферополь, определил в гимназию и поселил в своем доме. Гимназию И.К.Айва­зовский не окончил. Рисунки его высоко оценила представительница знатного дворянского рода Н.А.Нарышкина и послала их в Петербург придворному жи­вописцу Тончи. Тот показал рисунки президенту Академии художеств А.Н.Оле­нину, который высказался за определение И.К.Айвазовского казенным пансио­нером Академии. Так 14-летний феодосиец стал, несмотря на полное отсутствие начальной художественной подготовки, учеником Академии художеств. Он обу­чался живописи под руководством профессора М.Н.Воробьева. Годы учебы в Академии художеств, общение с выдающимися деятелями литературы и искус­ства К.П.Брюлловым, А.С.Пушкиным, М.И.Глинкой расширили кругозор ху­дожника, способствовали совершенствованию его мастерства.

Весной 1838 г. по направлению Академии художеств И.К.Айвазовский воз­вращается в Крым, где проводит два года. За это время он написал несколько прекрасных живописных полотен, которые означали утверждение морской тематики как основной в творчестве художника: «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег», «Вид Керчи». Много дало Айвазовскому общение со знаме­нитым генералом Н.Н.Раевским, в то время начальником Черноморской берего­вой линии, и командующим Черноморским флотом вице-адмиралом М.П.Лаза­ревым. Впечатления от одной из совместных операций армии и флота против горцев Кавказа легли в основу картины «Десант в Субаши».

В 1840 г. Академия художеств командировала Айвазовского в Италию. Там, в окрестностях Венеции, Айвазовский совершенствовался как художник-маринист. Его картины «Неаполитанская ночь», «Буря», «Хаос» имели большой успех у итальянской публики. Большой успех на Парижской выставке в Лувре имели посланные Айвазовским во Францию картины «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива», «Буря у берегов Абхазии». После пребывания в Италии художник совершил большое путешествие по странам Европы. За 4 года пребывания за границей художник написал 80 картин, которые имели большой успех в Европе и создали ему славу мастера морской живописи.

Возвратившись из путешествия, Айвазовский принимает решение навсегда связать свою жизнь с Феодосией. Он покупает дом на окраине города, на мор­ском берегу, который становится одновременно его жилищем и мастерской. Вскоре после возвращения в Феодосию Айвазовский создает свою знаменитую карти­ну «Наваринский бой», на которой изображен бой русского фрегата «Азов» с турецким флагманским кораблем. Десятилетие своей художественной деятель­ности он отметил выставкой своих работ в Феодосии (1846 г.). В 1847 г. Акаде­мия художеств постановила присвоить ему звание профессора. В 1850 г. Айва­зовский создает свою самую знаменитую картину «Девятый вал», в которой он соединил восхищение величественной красотой разбушевавшейся морской сти­хии с мужеством противостоящих ей людей. В годы Крымской войны Айвазов­ский пишет серию картин, посвященных Синопскому морскому сражению, бою парохода «Владимир» с пароходом «Перваз-Бахри», приезжает в осажденный Севастополь и два дня работает там. Позже он напишет несколько картин, запечатлевших эпизоды севастопольской осады, среди которых «Оборона Сева­стополя», а также картина «Малахов курган». В 1898 г. художник создал, по признанию ряда специалистов, свою лучшую картину «Среди волн». На ней он изобразил открытое море во время бури — сюжет, типичный для Айвазовского.

Айвазовский много занимался благотворительностью. Он подарил городу воду из источника на территория своего имения Субаш, на его средства в Феодосии был построен городской концертный зал и картинная галерея, кото-


рую художник завещал родному городу. Благодаря его стараниям в Феодосию была проведена ветка железной дороги и оборудован торговый порт. Айвазов­ский открыл в 1869 г. в Феодосии мастерские, где обучались даровитые начи­нающие художники. Из этих мастерских вышли талантливые продолжатели традиций Айвазовского М.П.Латри, К.Ф.Богаевский, Э.Я.Магдесян, А.В.Ган-зен, А.И.Фесслер.

Айвазовский был удостоен высоких почестей. Он был избран членом пяти Академий художеств, его адмиралтейский мундир (он имел чин живопис­ца Главного морского штаба) украшали ордена многих стран.

Умер И.К.Айвазовский 19 апреля 1900 г. в возрасте 82 лет. Он был похо­ронен в ограде древней армянской церкви в центре Феодосии.

Архип Иванович Куинджи(1842-1910). Крым оказал большое влияние на творчество известного художника-пейзажиста А.И.Куинджи — сына са­пожника из Мариуполя. В 14 лет он отправился пешком из Мариуполя в Феодосию, чтобы учиться у И.К.Айвазовского живописному искусству. Уроки Айвазовского сыграли немалую роль в становлении Куинджи как художника, а непродолжительное пребывание в Крыму дало материал для написания картины «Татарская сакля на берегу моря в лунную ночь». В 1868 г. Куинджи показал ее на академической выставке и получил за нее звание «неклассичес­кого художника». В том же году он был принят в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Будучи уже известным художником, Куинджи ку­пил небольшое имение возле Кикенеиза (ныне с. Оползневое), где написал много этюдов, в которых пытался средствами живописи передать свои впечат­ления от общения с морем. Когда ученики его создали Общество имени А.И.Ку­инджи, он передал этому обществу свои земли в Крыму — 225 десятин.

Федор Александрович Васильев(1850-1873). С Крымом были связаны мно­гие страницы жизни выдающегося художника-пейзажиста Ф.А.Васильева. Он с детских лет показывал несомненные признаки одаренности как художника и в 1863 г. поступил в Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, среди преподавателей которой были такие замечательные художни­ки, как И.Щепкин и И.Крамской. К концу 1860-х гг. Ф.А.Васильев становится настоящим художником — мастером пейзажной живописи, он вошел в пятерку самых признанных российских пейзажистов XIX в. В 1871 г. здоровье Ф.А.Ва­сильева резко ухудшилось — он заболел чахоткой. По настоянию графа П.С.Строганова, который поддерживал художника (по свидетельству И.Крамс­кого, его внебрачного сына), Ф.А.Васильев получает субсидию на проживание в Крыму от Общества поощрения художеств и во второй половине июля 1871 г. выезжает в Крым. До Харькова художник ехал по железной дороге, а далее -в конных экипажах, а по Крыму даже на упряжке волов. Он проехал Перекоп, Бахчисарай, ненадолго остановился в Севастополе, посетив развалины Херсоне-са. Ф.А.Васильев вместе с матерью поселился в Ялте и начал активную твор­ческую деятельность. В этом ему помогал приехавший вскоре И.Крамской. Оба художника проводили в Ялте за мольбертом по 10-12 часов в сутки. Навещали Ф.А.Васильева и другие известные художники, в том числе И.Айвазовский и И.Шишкин. Результатом творческой работы художника конца 1871 — начала 1873 гг. стали несколько замечательных пейзажей, среди которых выделяется картина «В Крымских горах» (1873 г.), выполненная в лучших традициях реа­листической живописи XIX в. Она была выставлена в Художественном салоне в Петербурге и получила премию Общества поощрения художеств. По заказу брата царя он выполнил пейзаж «Вид из Эраклика». Ф.А.Васильев начал также большую картину, изображавшую морской прибой, написал пейзажи «Мокрый луг», «Болото в лесу», которые признаны шедеврами пейзажной жи­вописи. Но болезнь уже окончательно подорвала силы художника, и в сентябре 1873 г. он умер в Ялте в возрасте 23 лет.



2016-01-02 514 Обсуждений (0)
Создание Таврической губернии. Ее административное устройство. 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание Таврической губернии. Ее административное устройство. 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)