Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. Образование государства в Швеции (XII – первая половина XIV в.)



2019-05-24 294 Обсуждений (0)
Глава 5. Образование государства в Швеции (XII – первая половина XIV в.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Как было показано во второй главе, к концу XI в. в Швеции еще не существовало государства, хотя уже появились его зачатки. Цель этой главы – попытаться проследить образование государства в Швеции.

В начале представляется уместным напомнить основные черты, отличающие государство от родоплеменной организации общества. По Энгельсу, они таковы:

– во-первых, разделение подданных государства по территориальным делениям, а не по родам и племенам;

– во-вторых, учреждение особой публичной власти, "которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила". Эта особая публичная власть состоит из особых (по Ленину) (1) отрядов вооруженных людей, а также из тюрем и принудительных учреждений всякого рода, "которые были неизвестны родовому устройству общества. Она может быть весьма незначительной, почти незаметной в обществах с еще неразвитыми классовыми противоположностями";

– в-третьих, введение налогов для содержания этой публичной власти, которые "были совершенно не известны родовому обществу";

– в-четвертых, введение исключительных законов, дающих государственным чиновникам "особую святость и неприкосновенность";

– в-пятых, "в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением ...Однако это политическое признание различий в имущественном положении отнюдь не существенно. Напротив, оно характеризует низшую ступень государственного развития" (2).

В изучаемый период в Швеции существовало и племенное и территориальное деление.

Источники четко выделяют четыре племени: вестъётов (др.-швед. vaestgötar, лат. vestgot[h]i), эстъётов (др.-швед. östgötar, лат. ostgot[h]i), гутов (др.-швед. gutar, лат. gutenses, gotenses) и свеев (др.-швед. svear, лат. svei). Вестъёты и эстъёты жили в южной части тогдашней Швеции, в Ёталанде, гуты – на острове Готланд, называвшемся в средние века Гутланд, а свеи – в Средней Швеции, в Свеаланде, и в Северной Швеции.

В областных законах также упоминаются: вирды (virdar) – жители Веренда, вермы (vaermar) – жители Вермланда (3), верхние свеи (upsvear) – жители Уппланда, сёдерманы (suþermaen) – жители Сёдерманланда и вестманы (vaestmaen) – жители Вестманланда (4). Не исключено, что это – тоже названия племен.

Еще в XIII – первой половине XIV в. у ётов и гутов сохранялось прочное племенное самосознание. Согласно Гуталагу, за гута платился вергельд, почти вдвое больший, чем за "всех других людей" (5). Хотя Гуталаг допускал браки гутов с иноплеменниками, он явно поощрял племенную эндогамию. За иноплеменницу, вышедшую замуж за гута, платился ее прежний вергельд, т. е. благодаря ее браку с гутом она не становилась гуткой. За гутку, вышедшую замуж за иноплеменника, платился вергельд гута, но за ее детей от этого брака – вергельд их отца, т. е. они не считались гутами (6). Вестъёталаг и Эстъёталаг также устанавливали за соплеменников более высокий вергельд, чем за иноплеменников – жителей Шведского королевства; за иноплеменников не платился "штраф рода" (7). "Сага о гутах" и вестъётские хроники "Лагманы вестъётов", "Христианские короли Швеции" и "Перечень епископов" проникнуты племенным патриотизмом. На одном средневековом церковном колоколе в Вестеръётланде выбита надпись: "Боже, помоги всем вестъётам!" (8).

Из сохранившихся источников XIII – первой половины XIV в. (в первую очередь из областных законов) видно, что в это время существовали племенные диалекты древнешведского языка. Особенно сильно отличался гутский диалект, так называемый древнегутский язык (forngutnisk), на котором написаны Гуталаг и "Сага о гутах". Существовали вестъётский и эстъётский, а также разные свейские диалекты (9).

Территориально Швеция делилась на множество земель – "ландов" (др.-швед. land, в источниках на латыни terra). Ёталанд делился на следующие ланды. Его южная часть (современный Смоланд) называлась "Смоланды" ("Маленькие, мелкие ланды"). Это были небольшие ланды Веренд, Финнведен и Ньюдунг и еще более мелкие, херады – Мере, Амбюрд (современный Хандбёрдс херад), Аспеланд, Тьюст, Севеде, Веден (современный Сведбу херад), Грепна, Твета, Юдре и Кинда. К северу от Смоландов были расположены ланды: Дальсланд, Вестеръётланд, Вермланд и Эстеръётланд. Отдельными ландами были острова Эланд и Готланд. Свеаланд делился на ланды: Нерке, Сёдерманланд, Вестманланд, ланд-хундари Даларна ("Долины") и так называемые фолькланды: Тиундаланд, Аттундаланд, Фьедрундаланд и приморский ланд Руден. Северная часть тогдашней Швеции, которая вся называлась Хельсингланд, делилась на небольшие ланды. Алир, Сундед, Медельпад и Онгерманланд. В источниках изучаемого периода Хельсингланд (лат. Helsingia) означает не современный Хельсингланд, а территорию последних названных ландов.

Ланды делились на более мелкие территориальные подразделения. В Ёталанде и на Эланде, а также в Свеаланде они делились на сотенные округа, называвшиеся в Ёталанде и на Эланде херадами (др.-швед. ед. ч. haeraþ), а в Свеаланде хундари (др.-швед. hundari). В источниках на латыни херад и хундари часто называются "провинция" (provincia). Херады в Вестеръётланде и Эстеръётланде делились на четверти – фьердунги (др.-швед. ед. ч. fiaerþunger). Нерке и Даларна делились на трети – тридьунги: (др.-швед. ед. ч. þriþiunger). Готланд делился на тридьунги, шестые части – шеттунги (др.-гутск. ед. ч. siaettunger) и тинги. Руден, Алир, Сундед, Медельпад и Онгерманланд делились на "корабельные округа" – шиплаги (др.-швед. ед. ч. skiplagh).

Это территориальное деление Швеции возникло еще в эпоху викингов или еще раньше, т. е. еще при родоплеменном строе (10).

В XII – первой половине XIV в. в территориальном делении, Швеции произошли лишь незначительные изменения. Как уже говорилось во второй главе, еще при родоплеменном строе в некоторых ландах возникло свое местное обычное право, и появилась публичная должность законоговорителей, лагманов. Ланд, имевший свое право, назывался "лагсага". Первоначальное значение слова лагсага (laghsagha) – "законоговорение", т. е. устное оглашение законов на тинге. Второе его значение – "территория, на которой эта лагсага действовала, имела силу" (11). Ланд и лагсага (land ok laghsagha) были синонимами (12). Вначале, вероятно, каждый крупный ланд был лагсагой. Но в течение XII – первой половины XIV в. возникли лагсаги, объединявшие по нескольку ландов. Так, по-видимому, во второй половине XII в. образовалась лагсага Десяти херадов, охватывавшая ланды Веренд, Финнведен и Ньюдунг (которые вместе составляли десять херадов). В 1296 г. три фолькланда, Фьедрундаланд, Тиундаланд и Аттундаланд, бывшие до этого самостоятельными лагсагами, вместе с Руденом были объединены в лагсагу Уппланд (13). Вероятно, в первой половине XIV в. возникла лагсага Хельсингланд, включавшая в себя ланды Алир, Сундед, Медельпад, Онгерманланд и более северные районы.

К началу XIV в. Швеция делилась на следующие лагсаги (с юга на север): 1) лагсага Десяти херадов, 2) лагсага вестъётов (включавшая Вестеръётланд и Дальсланд, 3) лагсага эстъётов (включавшая Эстеръётланд и Смоланды, не входившие в лагсагу Десяти херадов), 4) лагсага Эланд, 5) лагсага Вермланд, 6) лагсага Нерке, 7) лагсага Сёдерманланд, 8) лагсага Вестманланд, 9) лагсага Даларна, 10) лагсага Уппланд и 11) лагсага Хельсингланд. Готланд, имевший свое право – Гуталаг, занимал особое положение в Шведском королевстве и не считался лагсагой.

После издания в 1347 г. первого общешведского свода законов – Ландслага Магнуса Эрикссона – страна была разделена на девять административно-судебных округов – "лагманств" (laghmansdöme): 1) лагманство "всего Уппланда" (включавшее в себя Уппланд и всю бывшую лагсагу Хельсингланд), 2) лагманство Эстеръётланд, 3) лагманство Эланд, 4) лагманство Вестеръётланд, 5) лагманство Вермланд, 6) лагманство Сёдерманланд, 7) лагманство Нерке, 8) лагманство Вестманланд и Даларна и 9) лагманство Десяти херадов (14). Границы лагманств, как правило, совпадали с границами прежних лагсаг. Сохранилось и прежнее деление на сотенные округа – херады (в Свеаланде хундари стали называться херадами, как в Ёталанде) и шиплаги. Так в Швеции "родовая организация переходила в территориальную и оказалась поэтому в состоянии приспособиться к государству" (15). Деление на лагманства сохранялось в Швеции до 1849 г.

В изучаемый период перечисленные выше ланды-лагсаги Швеции были отдельными социально-этническими областями (16). Жители какого-либо ланда считались в остальных иноземцами. В областных законах встречаются термины "своеземец" (haerlaendsker inlaendinger (17)) и "иноземец" (utlaenskan man; utlaendinger (18)). Существовал областной "патриотизм". В документах законы и обычаи того или иного ланда очень часто называются "законами и обычаями отечества" (terre leges et patrie consuetudo) (19).

До середины XIV в. Шведское королевство оставалось конфедерацией перечисленных выше ландов-лагсаг.

Каждый ланд-лагсага имел, как уже говорилось, свое право, свой закон и обычай (lagh ok sidwaenia, лат. lex terre et consuetudo), а также свои органы публичной власти – тинг ланда, ландстинг (landsþing), и тинги округов, на которые он делился (тинги хундари, херадов, шиплагов и т. д.).

В источниках на латыни тинги обычно названы терминами: placitum commune, pretorium puplicum, placitum seu pretorium puplicum.

В работе "Марка" Энгельс писал: "В древности вся публичная власть в мирное время была исключительно судебной властью и находилась в руках народных собраний сотен, округов, наконец, всего племени. Но народный суд был только народным судом марки, действовавшим в случаях, которые касались не только дел марки, но и входили в сферу публичной власти" (20). Шведские источники хорошо иллюстрируют это положение.

Ландстинги Швеции были прямыми наследниками племенных народных собраний. Об этом свидетельствует, в частности, то, что еще в изучаемый период ландстинг Вестеръётланда назывался "тинг всех ётов" (aldra göta þing) (21), а ландстинг Готланда – "тинг всех гутов" (gutnalþing).

Примерло до середины XIII в. ландстинги были центрами всей политической и общественной жизни шведских ландов. На ландстингах главных ландов страны народ признавал вновь избранных королей. На ландстингах, очевидно, выбирались лагманы (22) и епископы. В Вестъёталаге о выборах епископа говорится следующее: "Если надлежит брать епископа, тогда король должен спросить всех жителей ланда, кого они хотят иметь [епископом]. Он должен быть сыном бонда. Затем король должен дать ему в руки посох и золотое кольцо. Затем надлежит привести его в церковь и посадить на епископский престол..." (En biscup skal tala. þa skal konongaer allandae at spyriae huarn þer uiliae hava. han skal bondae svn varae. þa skal konongaer hanum staf i hand saetiae ok gullfingrini siþan skal han i kirkiu leþae ok i biskops stol saettie) (23). Папа Иннокентий IV в булле от 7 декабря 1250 г. к архиепископу и епископам Швеции писал, что, как ему известно, в Швеции уже давно епископы назначаются и смещаются светской властью: королем, знатью "и даже криком шумящего простого народа" (24).

Очевидно, на ландстингах лагманы ежегодно (annis singulis) обнародовывали обычное право – "закон обычая" (lex consuetudinis), по выражению одной папской буллы 1206 г., – своих ландов. На ландстингах обсуждались и принимались новые законы. Еще в 1296 г. Уппландслаг и в 1327 г. Сёдерманналаг были приняты на ландстингах (25). На ландстингах обсуждались вопросы, касавшиеся всех жителей ланда. В вестъётской хронике "Перечень епископов" говорится, что епископ Йерпульв, живший в конце XII в., первым собирал с бондов десятину для епископа и "добился решения об этом на тинге" (26). Очевидно, здесь имеется в виду ландстинг – "тинг всех ётов". Ландстинги были также высшими судебными собраниями своих ландов-лагсаг. На них объявляли "лишенными мира" (т. е. вне закона) в данном ланде преступников (27), объявляли о примирениях кровной вражды, "вводили в род" (28), решали судебные тяжбы в первой инстанции, пересматривали после апелляции приговоры, вынесенные на тингах округов, и оглашали соглашения об обмене, дарении, продаже и залоге земли.

Тинги округов (хундари, херадов и т. д.) были не только судебными собраниями первой инстанции, но также центрами общественной жизни этих округов. На них обсуждались и решались вопросы, касавшиеся всех жителей данного округа (например, об альменнинге) (29), объявляли о примирениях вражды (30), брали под опеку больных и стариков, освобождали рабов (31), предлагали родственникам купить родовую землю, обменивали, дарили, закладывали и продавали землю.

Кто имел право участвовать в заседаниях тингов?

Из источников прямые данные об этом содержит лишь Далалаг. Там сказано: "Каждый, кому пятнадцать лет, имеет право быть участником тинга (aerþingsgilder)" (32). Согласно всем областным законам, кроме Хельсингелага, совершеннолетним считался человек, достигший 15-летнего возраста (согласно Хельсингелагу, совершеннолетним считался уже 12-летний (33)). В Далалаге упоминается "человек на костылях (kroklokarl), настолько старый, что он не в состоянии прийти на тинг" (34). Там также говорится, что быть свидетелем на тинге имеет право своеземец (inlaendinger) "как бедный, так и богатый" (35). Из этих данных Далалага можно сделать вывод, что в Даларна участником тинга мог быть любой совершеннолетний своеземец. В остальных областных законах и в Ландслаге Магнуса Эрикссона имеются лишь данные о том, кто имел право быть соприсяжником, свидетелем и присяжным заседателем на тинге.

Согласно Вестъёталагу, соприсяжниками и присяжными не могли быть: рабы, "лишенные мира" преступники, отлученные от церкви и несовершеннолетние (36). Интересно, что никакой служилый человек (engin þiaenistoman) также не мог быть присяжным на тинге херада без согласия бондов и херадсхёвдинга (37). По Эстъёталагу соприсяжниками не могли быть: "лишенные мира" преступники, рабы, иноземцы, прожившие "в ланде и лагсаге" менее года и дня, несовершеннолетние и женщины (38). Свидетелями всегда должны были быть оседлые люди, а не бродяги или наймиты (39). Согласно Уппландслагу и Сёдерманналагу, свидетелями в делах об убийствах, грабежах и воровстве должны были быть "свободные и свободнорожденные люди" (40), а свидетелями имущественных сделок – оседлые люди из той же хундари (41). По Вестманналагу свидетелем должен был быть свободный человек, имевший имущество стоимостью не менее трех марок (42). Согласно Ландслагу, свидетелями, соприсяжниками и присяжными должны были быть, оседлые люди (43). По Уппландслагу и Вестманналагу передавать палочку-приказ о созыве тинга хундари (а следовательно, принимать в нем участие) обязаны были бонды и ландбу, а согласно Сёдерманналагу и Ландслагу, – также и брюти (44).

Участие брюти в тингах зафиксировано в некоторых документах. В грамоте об обмене земельными владениями в Веренде, которую издатель датирует 1216-1220 гг., среди свидетелей обмена, присутствовавших на тинге, упоминается некий Bofester villicus (45). В грамоте 1298 г. крупный землевладелец Юхан Энгель сообщает, что он поручил своему "верному" бывшему брюти Хегго (fideli meo heggoni quondam villico in Telgium) обнародовать на тинге хундари Оланд в Уппланде грамоту о проданных им дворах (46). Документы конца XIII – начала XIV в. свидетельствуют, что в тингах участвовали ремесленники. Так в 1296 г. среди свидетелей продажи имений (в 27 населенных пунктах!) вдовой лагмана Тиундаланда Израеля Уппсальской соборной церкви, оформленной на тинге в Уппсале (In publico placito vpsalie) – очевидно, на фолькландстинге Тиундаланда, – упоминаются ремесленник Магнус (magnus faber) и портной Ингильберт (Ingilbertus sartor) (47). В 1301 г. среди свидетелей одного дарения имения в сельской местности, оформленного также на тинге в Уппсале, упоминаются: пивовар, портной и сапожник (Nicolaus bryggiare, Engilbertus sartor, Gotica sutor) (48).

Из приведенного материала можно, по-видимому, сделать вывод, что участвовать в заседаниях тингов имели право все свободные совершеннолетние оседлые мужчины – жители данного ланда-лагсаги, включая ландбу, брюти и ремесленников. Бродяги и наймиты как неоседлые, очевидно, не имели права быть участниками тингов (49-50).

По-видимому, примерно до конца XIII в. посещение тингов было добровольным. Об этом, на наш взгляд, косвенно свидетельствует начало Смоландслага, гласящее: "Теперь должны люди ехать на тинг и слушать нашу лагсагу. Пусть ее выслушают те, кои присутствуют, и расскажут тем, кои остались дома" (Nw sculii maen till thinx fara. oc laghsaghu warae höra. höra the som haer aeru. oc sighiae them som hemae siliae) (51). В древнейших областных законах, Гуталаге и Вестъёталаге, еще нет предписаний о кворуме тингов и о штрафах за неявку на тинг, которые имеются в более поздних законах. Очевидно, в этом еще не было необходимости, так как большинство населения, по-видимому, добровольно посещало тинги. Об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся документы. Так в одной грамоте о продаже деревни Ротма и дарении деревни Энглев королем Кнутом Эрикссоном монастырю Юлета (Сёдерманланд), датируемой 1167-1199 гг., сообщается, что свидетелями продажи (очевидно, на тинге), кроме епископа, ярла и двух поименованных (вероятно, знатных) лиц, было "почти все население этой хундари" (omnis pene prouincie illius multitude) (52). В грамоте об обмене земельными владениями между монастырем Нюдала (Веренд) и тремя братьями, датируемой 1216-1220 гг., говорится, что свидетелями (очевидно, на тинге) были все прихожане из Фрёаля (omnes parrochiani de frøal) (53). В грамоте лагмана вестъётов Густава об установлении границ между владениями монастыря Гудхем и альменнингом херада Кокинд, датируемой 1225 г., сказано, что решение об этом было принято на тинге херада (in prouinciali placito) с согласия и одобрения всех присутствовавших жителей херада (et huic stabilitati prouinciales omnes astantes assensum adhiberunt et fauorem) (54). Еще в 1312 г. при определении границ в одном лесу между владениями лагмана вестъётов Гудмара и соборного пробста Скары присутствовало "множество народа из Saevdal (Sävdals härad?) и херада Aschem (astante mullo populo de saevdal et aschemhaerad)" (55).

Как часто происходили тинги округов и ландстинги?

В некоторых областных законах имеются сведения, как часто собирались тинги округов. Более древний порядок отражают, по-видимому, Вестъёталаг, Хельсингелаг и Далалаг (56). Согласно Вестъёталагу, регулярный тинг херада происходил два раза в год, весной и осенью (57). По Хельсингелагу регулярный тинг прихода, а следовательно, и шиплага (ибо в Хельсингланде тинговыми округами были и шиплаги, и приходы) (58), также собирался два раза в год (59). Согласно Далалагу, регулярный тинг тридьунга происходил три раза в год (60).

Более поздний порядок, сложившийся, вероятно, к концу XIII в., отражают Эстъёталаг, Вестманналаг, Уппландслаг и Сёдерманналаг. Согласно этим законам (а также Хельсингелагу), в определенные периоды года был так называемый мир в судебных исках (friþi soknum), когда не могли собираться никакие тинги. Эстъёталаг устанавливал два таких "мира": "весенний мир" (с середины великого поста до троицы) и "мир урожая" (с 29 июля до времени, "когда готовы копны и стога") (61), а Хельсингелаг и Вестманналаг – три: "мир урожая" (по Хельсингелагу с 29 июня, а по Вестманналагу – с 29 июля, и до 29 сентября), "рождественский мир" (согласно Хельсингелагу, с 15 декабря до 13 января, по Вестманналагу с сочельника до 13 января) и "весенний мир" (согласно Хельсингелагу, с 25 апреля до 17 июня, по Вестманналагу – с вечера пасхи до троицы (62)). Уппландслаг и Сёдерманналаг, кроме "мира урожая" (с 29 июля до 29 сентября), "рождественского мира" (с сочельника до 13 января) и "весеннего мира" (с середины великого поста до святого четверга), устанавливали четвертый период такого "мира": Уппландслаг – "мир дисатинга" (2-9 февраля), Сёдерманналаг – "мир ярмарки в Стренгнесе" (неделя в конце февраля). Наконец, согласно Уппландслагу и Сёдерманналагу, тинги не могли происходить вовремя ледунга в тех хундари и шиплагах, жители которых лично принимали в нем участие (63). Но в остальное время года регулярные тинги округов, по Эстъёталагу, Уппландслагу, Вестманналагу и Сёдерманналагу, должны были собираться раз в неделю (согласно Эстъёталагу, в субботу) (64). Согласно Ландслагу Магнуса Эрикссона, тинги херадов должны были происходить раз в неделю три периода в год: 1) с 13 января до начала великого поста перед пасхой, 2) с 17 до 29 июля и 3) с 29 сентября до 26 ноября (65), т. е. в периоды между "миром урожая", "рождественским миром" и "весенним миром" областных законов. Но в случаях, когда в округе совершалось тяжкое преступление (кража, изнасилование, убийство) мог быть созван внеочередной тинг округа (66). Согласно Сёдерманналагу, такой внеочередной тинг мог созвать каждый бонд, если против него было совершено насилие (67).

В областных законах нет предписаний о том, как часто должны были происходить ландстинги. В Эстъёталаге упоминается "понедельник законодательного тинга" (laghþingsmandagh) "спустя семь суток после второго дня троицы" (68). В печатном издании Эстъёталага 1607 г. в самом конце перечисляются "понедельники законодательного тинга". Их было четыре: первый – через семь дней после второго дня троицы, второй – первый понедельник после Михайлова дня (29 сентября), третий – второй понедельник после тридцатого дня рождества, четвертый – первый понедельник после воскресенья в середине великого поста (69). Бросается в глаза, что "понедельник законодательного тинга" в рукописях Эстъёталага совпадает с первым понедельником "законодательного тинга" в издании Эстъёталага 1607 г. Очевидно, "законодательный тинг" (laghþing) это – ландстинг Эстеръётланда, называвшийся Лионгатинг (Liongaþing). По-видимому, ко времени составления Эстъёталага ландстинг Эстеръётланда собирался четыре раза в год в указанные выше дни. Согласно Ландслагу Магнуса Эрикссона, ландстинг должен был происходить также четыре раза в год: 1) в первый понедельник после 20-го дня рождества, 2) в первый понедельник после воскресенья в середине великого поста, 3) в понедельник после Петрова дня (29 июня) и 4) в первый понедельник после Михайлова дня (70), т. е. в те же самые дни, что и ландстинг Эстеръётланда. Однако, по-видимому, это был также более поздний порядок, ибо трудно допустить, чтобы ландстинги могли собираться чаще, чем окружные тинги. Известно, что ландстинг Готланда еще в конце XV в. происходил только один раз в год, но с 1618 г. – четыре раза (71). Из трех дипломов 1314 г. явствует, что в ландах Алир, Сундед, Медельпад и Онгерманланд ежегодно весной в определенных местах собирались ландстинги, которые назывались "весенними тингами" (placitum nostrum commune quod fit (fieri solet) annis singulis apud... in vere dictum varthing) (72). Думается, что само название "весенний тинг" предполагает, что собирался еще один, "осенний", ландстинг (так как в Хельсингланде тинги округов происходили только два раза в год, нельзя предположить, что ландстинги происходили чаще). По-видимому, и в остальных лагсагах Швеции примерно до конца XIII в. ландстинги происходили один – два раза в год.

Тинги происходили в определенных, традиционных местах. Согласно Далалагу, тинг должен был собираться "на законном и старинном месте для тинга" (73). По Уппландслагу, Вестманналагу и Сёдерманналагу в каждой хундари должно было быть одно "законное место для тинга" (74). В Вестъёталаге говорится: "В каждом хераде должно быть место для тинга в каждом фьердунге и там надлежит держать тинг херада" (75). В Хельсингелаге, действовавшем в областях, где проводилась широкая колонизация и возникали новые населенные районы, сказано, что "прихожане должны соорудить место для тинга, где смогут, кроме двора священника" (76). Ландстинги собирались в главных пунктах ландов (в XIII – первой половине XIV в. обычно в городах): ландстинг лагсаги Десяти херадов – в Векшё, ландстинг лагсаги вестъётов – в Скаре, ландстинг лагсаги эстъетов – в Линчёпинге, ландстинг Вермланда – на Горе Закона в Тингвалле (современный Карлстад), ландстинг Нерке – в Эребру, ландстинг Вестманланда – в Вестеросе, ландстинг Сёдерманланда – в Стренгнесе, ландстинг Фьедрундаланда – в Энчёпинге, ландстинг Тиундаланда – в Уппсале, ландстинг Аттундаланда – сначала в Фолькландстингстаде, позднее в Сигтуне, ландстинг Готланда – близ Румы (77), ландстинг Алир – около Сёдералы, ландстинг Сундед – у Хег, ландстинг Медельпада – у Хусабю, ландстинг Онгерманланда – у Куты (78).

Тинги созывались посредством палочки-приказа (buþkafli), деревянного жезла, передававшегося из двора во двор (79).

На ландстинге председательствовал лагман. В источниках на латыни он обычно называется legifer, изредка legislator (80). Еще в начале XIII в. в Швеции не было писаных законов (81). Лагман обязан, был знать и помнить наизусть все законы и обычаи своего ланда-лагсаги и обнародовать, "говорить" (taelia) их на ландстинге. Как уже говорилось, такие законоговорения происходили ежегодно. В хронике "Лагманы вестъётов" о лагмане Ассуре сказано: "Он говорил весь вестъётский закон один день, то есть один раз, и никогда больше, потому что он вскоре после этого умер" (82). Лагманы бывали иногда творцами новых законов и обычаев. В начале хроники "Лагманы вестъётов" говорится, что "здесь перечислены имена тех мужей, кои выработали и обнародовали законы Вестеръётланда" (Haer hittaes namn þaerrae mannae. aer vaestraegötlanz lagh görðþo oc framförðo) (83). Далее сказано, что, согласно традиции, язычник лагман Лумб "придумал и выработал большую часть" законов вестъётов (84). О лагмане Алли говорится, что "он был злым и из-за своей несправедливости включил в наш закон много несправедливого, ложного и хитрого", и поэтому его прозвали Алли-Вокруг-да-около (85). Лагман Эскиль, который "тщательно разузнал и изучил закон Лумба и другие [законы], какими они были по доброму обычаю отцов в ланде", а затем "обдумал их с большой мудростью и по собственному разумению" (86), был составителем дошедшего до нас "Старшего" Вестъёталага (87). Но обсуждались и "принимались" эти законы на ландстингах. В хронике "Христианские короли Швеции" упоминаются "законы, которые были высказаны и приняты в каждом ланде" (lagh. þу. tald waru ос takin. i. hwariu lanzskappi) (88). На ландстингах присутствовали и другие сведущие в законах люди (alii viri providi et in legibus periti) (89), которые, очевидно, могли контролировать лагмана. Лагман был верховным судьей ланда-лагсаги и должен был толковать закон (lagh skilia) (90). Он мог объявить недействительным приговор, вынесенный нижестоящими судьями на тинге округа. Лагман был не только законоговорителем и верховным судьей, но также политическим руководителем своего ланда. Лагманы главных ландов-лагсаг Швеции "присуждали в короли" на ландстингах вновь избранных королей. Когда около 1130 г. вестъёты убили одного из королей, "Вестеръётландом правили добрый лагман и хёвдинги ланда" (styrðhi þa godhaer laghmadþaer. waestraegötllandi. oc lanz höfhengiaer) (91). Для заимки на альменнинге ланда требовалось разрешение ланда и лагмана (92). Лагманы командовали ополчениями ландов (93). В хронике "Лагманы вестъётов" один из лагманов назван "заступником вестъётов" (waestgötae formaeli) (94), а другой "хранителем законов" (laghae styraeri) и "отцом отечества" (faðþir at fostaerlandi) (95).

Как уже говорилось, должность лагмана была выборной. В Вестъёталаге сказано: "Лагманом должен быть сын бонда. Этим (выборами лагмана. – С. К.) должны распоряжаться с божьей милостью все бонды" (Bondae sun skal lagmaþer uaerae. þy skulu allir bonder ualdae maeþ gusz miskvn) (96). На основании хроники "Лагманы вестъётов" и дипломов можно предположить, что лагманы избирались пожизненно. Иногда лагманов смещали, очевидно, на ландстингах. Так в хронике "Лагманы вестъётов" рассказывается, что лагман Влуар был смещен "за свои дурные поступки и безрассудство" (97). В XIII – первой половине XIV в. лагманы имелись в большинстве ландов-лагсаг Швеции: в лагсаге Десяти херадов, в лагсаге вестъётов, в лагсаге эстъётов, на Эланде, в Вермланде, в Нерке, в Сёдерманланде, в Вестманланде, в Тиундаланде, в Аттундаланде и, вероятно, в Фьедрундаланде (а с 1296 г. в Уппланде). Лагман Вестманланда был также лагманом в Даларна. Лагман Эланда был подчинен лагману эстъётов (98). В Хельсингланде лагманами назывались окружные судьи. Они подчинялись лагману Уппланда.

Судя по хронике "Лагманы вестъётов", лагмапов часто выбирали из членов одной семьи. Так после лагмана Тюрпа лагманом был его сын Влуар (99), после лагмана Ёнда – его брат Наглли (100). Четверо лагманов принадлежали к одной и той же семье, причем сын становился лагманом после отца. Двое из них носили имя Альгот (101). Вероятно, они были из рода Альготссонов, члены которого в позднее средневековье обычно были лагманами Вестеръётланда. По-видимому, и в других лагсагах должность лагмана, как правило, переходила по наследству в некоторых родах (102).

Как уже говорилось, согласно Вестъёталагу, лагманом должен был быть сын бонда, т. е., очевидно, потомственный бонд, не знатный человек и не служилый человек короля (103). Вероятно, первоначально это было правилом и в остальных лагсагах Швеции. Но из источников видно, что уже в начале XIII в. это правило стало нарушаться: лагманами становились представители знати. Так упоминавшийся выше лагман вестъётов Эскиль (родился около 1175, умер около 1227 г.) был родом эстъёт, сын Магнуса Минне-шёльда из Бьелбу и старший брат будущего ярла Биргера. В юности он некоторое время находился при дворе короля Кнута Эрикссона. Около 1217 г., когда он уже был лагманом вестъётов, он женился на внучке короля Эрика Святого и вдове норвежского ярла Хокопа Фольквидссона. Очевидно, он жил в Вестеръётланде и имел там, вероятно, обширные земельные владения (104). В одной грамоте 1219 г. он назван "господином" (dominus) (105). Последующие лагманы вестъётов первой половины XIII в., Густав, Фольке и Пер, в источниках также названы господами (106). Около 1240 г. лагманом эстъётов был Суно, сын ярла Фольке и муж дочери короля Сверкера Карлссона (107), а около 1251 г. – "господин" Магнус (108). Согласно Эстъёталагу, лагман имел право на почетный штраф в шесть марок за убийство принадлежавшего ему брюти в том случае, если имел конюшего, повара и собственный боевой сорокавесельный корабль, т. е. был "господином" (haerra) (109).

Из имеющихся документов явствует, что с середины XIII в. во всех лагсагах Швеции (кроме Хельсингланда) лагманами были, как правило, представители феодальной знати, даже если они не всегда носят титул dominus в источниках. Крупным землевладельцем был лагман Вермланда Хёльдо. В 1268 г. он подарил монастырю Рисеберга (в Нерке) несколько дворов (110). В том же году он вместе с женой завещали тому же монастырю 12 дворов (mansiones, gardha), а также четыре двора разным лицам. В завещании упоминается "ежегодная рента" (raenta aarliga), получавшаяся с этих дворов. Остальные, не упомянутые в завещании, дворы, имения и части владений (ok alla wara gardha oc goodz ok aeghedela som ikke wthrykkis j thetta breff) он завещал продать, а вырученные деньги передать названному монастырю и разным лицам (111). По-видимому, крупным землевладельцем был лагман Нерке Филипп Тюрнессон, подаривший в 1275 г. монастырю Рисеберга двор (mansio) Гранхамар (112). Крупным землевладельцем был лагман эстъётов Бенгт, подаривший в 1275 г. линчёпингскому канонику два имения и целую деревню, в которых сидели платившие ренту ландбу, а также "все владения" (omnia predia) в Тьюсте, полученные им в наследство от жены (113). Крупным землевладельцем был также лагман Веренда (так в дипломах иногда называется лагман Десяти херадов) Фольке Карлссон. В 1282 г. он завещал монастырям Нюдала, Врета и Шеннинге три имения (curiae), а также отдал в уплату долгов еще одно имение вместе с ландбу и мельницами. По завещанию он также освободил трех рабов (114). Очевидно, крупным землевладельцем был лагман вестьётов Альгот Брюньульфссон, подаривший монастырю Рисеберга три аттунга земли в Эстеръётланде (115). Очень крупным землевладельцем был лагман Тиундаланда, а с 1296 г. всего Уппланда Биргер Перссон. У него были имения в Уппланде, Сёдерманланде, Нерке и Веренде (116).

На тинге херада в Ёталанде – в лагсагах Десяти херадов (117), вестъётов, эстъётов, на Эланде (118) и, по-видимому, в Вермланде – председательствовал херадсхёвдинг (haeraþshöfþingi), "предводитель херада". В источниках на латыни он называется prolocutor, вероятно, потому, что он, менаду прочим, зачитывал на тинге формулы присяг перед соприсяжниками и присяжными (119). Херадсхёвдинг был судьей на тинге херада. Из Вестъёталага и Эстъёталага видно, что он также руководил исполнением судебных приговоров (120). Заимку на альменнинге херада можно было сделать только с согласия херадсхёвдинга и всего херада (121). Херадсхёвдинг был обязан следить за строительством дорог и мостов в хераде (122). Очевидно должность херадсхёвдинга, как и лагмана, была выборной. Однако в областных законах нет предписаний о выборах херадсхёвдинга. Так как первоначально, как уже говорилось, даже лагманов бонды выбирали без вмешательства короля, трудно допустить, чтобы король мог вмешиваться в выборы херадсхёвдингов. По-видимому, первоначально херадсхёвдинг, как и лагман, должен был быть "сыном бонда" и его выбирали сами бонды. Но уже в начале XIII в. херадсхёвдингов, как и лагманов, выбирали, по-видимому, из числа местной знати. Из одной грамоты 1225 г. явствует, что упоминавшийся выше лагман вестъётов Густав был одновременно херадсхёвдингом херада Кокинд в Вестеръётланде (123). В одной булле папы Григория X 1274 г. херадсхёвдинги (prolocutores) названы – наряду с герцогом и лагманами – "знатными мужами" (nobiles viri) (124).

В лагсаге эстъётов в каждом фьердунге херада имелся фьердунгсхёвдинг (fiaerþungshofþingi) (125), "предводитель фьердунга". Вероятно, он исполнял в фьердунге те же функции, что херадсхёвдинг в хераде (126).

В Свеаланде и в Хельсингланде, в отличие от Ёталанда, не было должности, подобной должности херадсхёвдинга. Здесь во главе тингов округов стояли выборные судьи и должностные лица короля – королевские ленсманы и хусабюманы (в Даларна). Согласно Уппландслагу, Вестманналагу и Сёдерманналагу, "полным тингом" считался тинг, на котором, кроме определенного числа бондов, присутствовали судья и ленсман (127). В Уппланде, Вестманландс и Сёдерманланде в каждой хундари было два судьи (др.-швед. ед. ч. domari, в источниках на латыни judex) (128). Очевидно в каждом тридьунге в Даларна (и, вероятно, в Нерке) также было два судьи (129). Однако на каждом тинге обязан был присутствовать лишь один из них (130). Согласно Хельсингелагу, в округе (шиплаге или приходе) должен был быть лишь один судья, который назывался лагманом (131). В Далалаге нет предписаний о выборах судей, но такие предписания имеются в Уппландслаге, Вестманналаге, Сёдерманналаге и Хельсингелаге. Из них видно, что выборы судей происходили на тинге под контролем должностных лиц короля, причем король (или его представитель) давал вновь избранным судьям судебную власть (132). Однако этот порядок сложился, по-видимому, лишь в конце XIII в. Есть все основания предполагать, что до этого в Свеаланде и Хельсингланде судьи выбирались на окружных тингах самими бондами без вмешательства королевской власти, как это было в Ёталанде. Но, вероятно, уже в начале XIII в. их, как и херадсхёвдингов, выбирали обычно из числа местной знати.

В источниках нет сведений о том, на какой срок выбирались херадсхёвдинги и судьи. Можно предположить, что они, как и лагманы, избирались пожизненно. Неизвестно, получали ли лагманы, херадсхёвдинги и судьи плату за свою деятельность до второй половины XIII в. В Эстъёталаге говорится, что по закону, изданному ярлом Биргером, в Эстеръётланде лагман и херадсхёвдинг стали получать в свою пользу часть штрафов с людей, оказывавших сопротивление присяжным при взимании с них судебных штрафов (133). В 1270 г. король Вальдемар Биргерссон освободил владения "господина" Арвида Скагге в Вестеръётланде от "платежа лагману" (lagmanskuld) (134). В одном из дополнений к "Младшему" Вестъёталагу сказано, что лагман получал ландскюльд (по-видимому, арендную плату за пользование альменнингом херада) с херада My (135). В 1281 г. король Магнус Биргерссон запретил лагману и херадсхёвдингам Эланда получать за свои приговоры какую-либо плату, кроме той, что полагается им по древнему статуту ланда (ео excepto quod eis ab antiquo terrae statuto debetur) (136). Однако неясно, насколько "древним" был этот "статут". В Сёдерманналаге (1327 г.) говорится о ежегодной плате лагману – "пеннингах лагмана" (laghmanzpaenningar) и ежегодной плате судье – "пенн



2019-05-24 294 Обсуждений (0)
Глава 5. Образование государства в Швеции (XII – первая половина XIV в.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. Образование государства в Швеции (XII – первая половина XIV в.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)