Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сказанное при отпевании Архимандрита Амвросия (Коновалова).



2019-05-24 242 Обсуждений (0)
Сказанное при отпевании Архимандрита Амвросия (Коновалова). 0.00 из 5.00 0 оценок




Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Твой есьм аз – спаси мя!» – так искренно, чистосердечно, без всякого лицемерия может сказать Господу словами умилительного припева 17-ой кафизмы из чина иноческого отпевания наш почивший собрат новопреставленный отец Архимандрит Амвросий. И хотя к иночеству пришел он довольно поздно, уже здесь в Америке, – от самых ранних лет своей юности главной целью своей жизни ставил он угождение Богу и спасение своей души. Не получив большого образования, но будучи грамотным, он весь отдался чтению Слова Божия, творению святых отцов Церкви и житий святых угодников Божиих, которым стремился подражать в своей жизни. Живя в С.- Петербурге, он любил часто посещать Александро-Невскую Лавру, странствовал по разным монастырям, поклоняясь разным святыням, которых так много было у нас тогда на Святой Руси. Можно сказать, что он весь жил этим, не зная других интересов. Попав заграницу в 1920 году, он был близок там в Константинополе к нашему почившему первоиерарху, тогда Архиепископу Анастасию, и поддерживал потом с ним переписку по живо интересовавшим его вопросам духовной и церковной жизни. Вступил он в переписку затем и с нашим первым Первоиерархом Блаженнейшим Митрополитом Антонием, полученными письмами от которого особенно дорожил. Переписывался и с другими нашими архиереями, близко принимая к сердцу все, что касалось нашей Русской Зарубежной Церкви. Еще в России собрал он большую духовную библиотеку, и был очень начитан, восполнив этим недостаток своего образования. И что самое главное – он горячо ревновал о Правде Божией, об Истине Святого Православия со всею пылкостью своего пламенного темперамента. Прибыв затем в Америку, он и здесь собирал книги духовного содержания, и стал выдающимся борцом за нашу Русскую Зарубежную Церковь – «Соборную Церковь», как ее тогда называли в отличие от появившихся в ней расколов. Он выступал и устно и письменно, защищая церковную правду и обличая раскольников: произносил пламенные проповеди, писал статьи, издавал брошюрки, и, по всей справедливости, заслужил звание «Канадского миссионера», так как жил и действовал в Канаде, быв сотрудником приснопамятного Владыки Архиепископа Иосифа. Здесь он принял и монашество, и священный сан. Достигнув уже весьма преклонного возраста, он, заботясь, чтобы собранные им духовные книги попали в надежные руки, стал заранее распределять их между теми лицами, которым доверял и которые могли получить от них духовную пользу, а затем устроил себе уединенный скит – «пустыньку» в большой глуши, где и поселился совсем один, предаваясь молитвенному подвигу и продолжая вести весьма интенсивную переписку, из коей видно, как он болел всеми скорбями современной церковной жизни. Судя по его письмам, он верно оценивал создавшуюся обстановку, усматривая ложившуюся на все печать апостасии. Эти мысли свои он изложил в брошюре под заглавием «Истина и Апостасия», где собраны им весьма ценные цитаты из святоотеческих творений на эту тему.

Но остаться в своей «пустыньке» до смерти он не решился: там водилось много крыс, и ему неприятна была мысль, что после смерти эти крысы могли бы его съесть, и он лишился бы нормального христианского погребения. Тогда окончательно пришел он к мысли поселиться в нашем Свято-Троицком монастыре, который он, по его собственным словам, разсматривал, как единственный оставшийся в современном отступническом мире оплот Православия. И приехал к нам. Но тут, вскоре постиг его тяжкий недуг полной слепоты, которая не останавливала его, однако, от регулярного посещения ежедневных богослужений в нашем монастырском храме. Ведь мы помним, как он ощупью, слепой, сам пробирался в храм и находил свое обычное место. Ему посоветовали сделать операцию. Операция прошла успешно, и он, к великой радости своей, совершенно прозрел, но тут постигло его новое неожиданное испытание: паралич всего тела. В таком состоянии полного телесного разслабления, не будучи в силах сам передвигаться, он провел у нас около пяти лет.

Как это объяснить? Конечно, судьбы Божии неисповедимы, но мы можем пытаться разгадать их, с большей или меньшей степенью вероятности, ведь нет человека без греха, хотя бы един день был жития его на земли. Этому учит нас Слово Божие. Но ничто скверное или нечистое не войдет в Царствие Небесное, а потому Милосердный Господь иногда даже праведникам посылает перед кончиной их очистительные страдания, дабы вполне совершенными, как злато, очищенное в горниле, как отшлифованный бриллиант, как созревшую пшеницу, принять их в житницу Свою. Пять лет страдал, лежа без движения, наш почивший собрат Священноархимандрит Амвросий, и мы верим и надеемся, что за его пламенную веру, за огненную ревность о Правде Божией и Правде Церковной, за терпеливо и безропотно перенесенные страдания Господь Всемилостивый примет его в Свои небесные селения. Дадим же ему наше последнее целование. Суббота Сыропустная.

 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!

«Живоносного Твоего креста, поклонную радость днесь, Христе, сретающе, предсретение творим всесвятые страсти Твоея, юже во спасение мира соделал еси, Спасе, яко всесилен». (Канон 3-й недели Великого поста)

 В середине Великого поста торжественно выносится из алтаря для поклонения Честный и Животворящей Крест Господень. В течение целой седмицы затем Святая Церковь славит его в своих умилительных песнопениях, призывая преклоняться перед ним до земли и лобызать его, как знамение нашего спасения, отчего 3-ья неделя Великого поста и вся последующая 4-ая седмица именуется «Крестопоклонной».

Это установлено для духовного подкрепления верующих, проходящих подвиг поста. Дается оно в живом и ярком представлении любви Божией к падшему человеку, по которой Единородный Сын Божий предал Себя на мучительную и поносную крестную смерть. В читаемом Евангелии Святая Церковь напоминает нам слова нашего Господа и Спасителя о том, что кто желает идти за Ним, должен нести крест свой. Если Господь, нас ради и нашего ради спасения, пострадал на кресте, то и мы, ради Него должны неустанно подвизаться в подвигах молитвы и поста, в подвигах покаяния, ради которых, и установлен Великий пост.

Вместе с тем, Святая Церковь напоминает нам этим о приближении спасительных дней страстей Христовых и «светлой мирорадостной Пасхи», как бы творя «предсретение», или предпразднство этих самых великих и радостных для христианина дней церковно-богослужебного года. Прославляя святый Крест, она одновременно прославляет и Воскресение, к которому привел Крест, и потому поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» . Тем самым она свидетельствует, что Крест неразрывно связан с Воскресением, а потому и личное несение своего креста каждым из нас приведет к радостному воскресение наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех.

Великий пост – время покаяния. И как глубоко символично то, что покаяние приводит нас к светлой радости Воскресения, радости, с какой не может сравниться никакая другая радость, радость земная, ибо это – радость торжества Жизни над смертью.

Именно в этой радости мы, люди, и нуждаемся больше всего, а особенно в переживаемое нами ныне тяжкое время подлинного торжества духовной смерти над жизнью.

Можно только поражаться духовной слепоте тех несчастнейших из людей, которые не видят всего того ужаса, что творится в мире сейчас, и сами думают и других уверяют, что «ничего особенного нет», «что всегда так было» и что все эти нравственные безобразия, преступления и безчинства «законны» и «естественны». Поистине странно и даже страшно становится, когда слышишь такие суждения от людей, будто бы «верующих» и даже от некоторых священнослужителей.

В своей духовной слепоте они не видят во всем сейчас происходящем явных признаков близости явления антихриста, кончины мира, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда, когда на эти признаки так ясно указывает Евангелие и предрекают о них многие великие отцы Церкви и наши Российские пастыри – духовные светильники.

Не видят они уже достаточно ярко проявляющей себя «апостасии», то есть стихийного движения отступления христиан от Христа и от Его истинной Церкви. Не видят лукавой подмены Истины ложью, добра злом, благочестия нечестием, света тьмою. Ослепленные духовно слугами грядущего антихриста, усиленно подготовляющими скорейшее его воцарение над миром, они порою сами, сознательно или безсознательно участвуют в этом ставшем теперь почти стихийным движении апостасии и считают, что «иначе нельзя», что «этого требует жизнь» и «сложившиеся обстоятельства», «польза дела» и чуть ли даже не «польза Церкви»…

А тех, кто еще не утратил в этом всеобщем бесовском шабаше духовного зрения и кто пытаются открывать всем глаза на истинное положение вещей в мире, они обвиняют в гордости, в отсутствии христианского смирения, в самообольщении, в религиозном фанатизме и, Бог весть, в каких смертных грехах.

Одно можно сказать о таких: «Слепые вожди слепых» , как сказал некогда Господь о иудейских книжниках и фарисеях (Мф.15,14), а «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» .

Не понимают они или, вернее, в каком-то непонятном упорстве своем, не хотят понять, что единственно только покаяние – всеобщее всенародное покаяние может спасти катящийся в бездну, погибающий мир, что «без покаяния нет спасения» и ничего доброго впереди ожидать нельзя.

Эти странные люди, своим подобным настроением ясно свидетельствующие, как далеки они от истинно-христианского умонастроения, говорят, что «пугать никого нельзя», что это якобы «неполезно». Такое утверждение идет прямо вразрез с ясным учением Слова Божия о том, что «начало премудрости – страх Господень» (Пс.110,10), что «страх Господень – источник жизни» (Притч.14,27).

Наоборот – «пугать» людей необходимо, потому что они стали слишком уж безстрашными: никого и ничего больше не боятся – даже Самого Бога, не говоря уже о своей совести, и безстыдно творят всевозможные беззакония, как бы в уверенности, что никакого наказания им за это не будет.

Особенно обидно за некоторых русских патриотов, мнящих себя большими «русскими националистами», якобы горячо ревнующими о спасении нашей несчастной Родины-Poсcии. Как не понять, имея уже в прошлом, такой богатый и такой печальный опыт, что не с того конца подходят они к этому великому и святому делу спасения Родины?! Что дело вовсе не в политике, не в той или иной политической программе, даже не в том или ином образе правления самом по себе, а в покаянии и обращении русских людей к Богу и истинной Церкви?! Что великое и святое дело надо делать чистыми руками, имея чистое сердце, чистую совесть, а без этого никакого успеха быть не может.

Вот с этого-то и нужно начинать, а тогда – остальное приложится!

Россия была оплотом истинной православно-христианской веры для всего мира, а православный русский царь был «удерживающим», по выражению 2-го послания святого Апостола Павла к Солунянам (2, 7), – как это ясно толкует наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский, – который препятствовал явлению антихриста. Не стало «Удерживающего», рухнула Православная Россия, и теперь уже ничто не мешает приходу антихриста. Ведь это же ясно должно быть, как белый день для каждого мало-мальски верующего православного русского человека!

Надеяться на «отсрочку» неизбежного явления антихриста и на спасение и возрождение нашей Родины-России мы можем только в случае того «всеобщего нравственного очищения, всенародного глубокого покаяния и перемены нравов языческих на христианские, к которым так пламенно призывал святой Иоанн Кронштадтский в последние годы своей жизни, угрожая в противном случае неминуемой карой Божией, готовой разразиться над русским народом за его нечестие, за отступление от Христа и Его Святой Церкви, что – увы! – и произошло на наших глазах.

Неужели же все постигшее нашу Родину-Poccию никого не вразумило и ни в чем не убедило? Неужели и после всего этого мы будем жить все теми же настроениями, которые и привели Россию к этой страшной катастрофе? Неужели до сих пор может быть еще не ясно, каким путем мы должны идти? Неужели и после всего пережитого нами горького опыта, мы все еще будем заниматься «игрой в бирюльки», предаваться мелочным спорам, дрязгам и ссорам, забывая самое главное и основное – единственное, что еще может спасти и Россию и весь погибающий мир, находящийся уже на краю пропасти, готовой поглотить его?

«Без покаяния нет спасения» – вот что должны начертать мы на нашем национальном русском знамени и проводить этот священный лозунг в своей личной, семейной и общественной жизни, не говоря уже о церковной!

А на древке этого знамени, на вершине этой священной нашей хоругви должен красоваться Честный и Животворящий Крест Господень – знамение нашего вечного спасения – которое мы кощунственно попрали и осквернили у себя на Родине, допустив сатанистам-богоборцам надругаться над ним и заменить его красной пятиконечной звездой – эмблемой антихриста и кровавыми бантами и тряпками.

Пусть никто не исключает себя из этой общей вины, говоря: «я не виновен! я не участвовал в этом!» Все так или иначе, в большей или меньшей степени виновны, ибо все так или иначе согрешили пред Богом и навлекли на отечество наше эту страшную кару Божию. Ведь если Бог обещал пощадить Содом и Гоморру при наличии в них хотя бы десяти праведников, это значит, что у нас в России не нашлось и этих десяти настоящих праведников, способных отвратить эту кару.

Звучит чрезвычайно странно, как фальшивая нота, когда люди безрелигиозные, чуждые нашей святой православной вере и истинной Церкви с большим апломбом разглагольствуют о спасении России и даже учат других, как надо спасать Россию и что для этого нужно делать!

От кого, собственно, и как думают они спасать Россию?

Ведь совершенно невозможное дело – вести борьбу с материалистами-большевиками, поработившими нашу Родину тем, кто сами остаются материалистами, то есть держатся того же самого мировоззрения, какое и лежит в основе большевизма, которое именно и делает большевиков большевиками, каковы они есть.

Давно пора всем понять, что бороться по-настоящему за возстановление нашей исторической России – России православной – святой Руси – можно с успехом только тому, кто сам по мировоззрению своему является настоящим православным христианином.

Не помогут нам никакие кумиры – ложные боги, которых мы будем создавать себе вместо Бога истинного и Христа Его: нам прежде всего необходимо вернуться на многовековый исторический путь русского народа – путь православия, которое именно и создало нам святую Русь и великую Россию – ту великую Россию, которая с таким грохотом рухнула в пропасть, вся обливаясь кровью своих лучших сынов, когда мы отступили от православия.

Особенно мешают делу нашего всеобщего всенародного покаяния «иуды-предатели», которые готовы все, самое свое дорогое и святое, продать за «30 сребреников» и при этом сохраняют свое лицо, как и сам их прототип, Иуда Искариотский, который, приведя спиру для взятия Господа в Гефсиманском саду, облобызал Его со словами: «Радуйся, равви!» и затем отошел в сторону как-будто совершенно непричастный к этой спире. Так и в нашей среде немало таких «иуд», охотно продающих за «сребреники» свою святую православную веру, истинную Церковь и все наши святорусские идеалы и в то же время лицемерно выступающие на всяких церковных и патриотических собраниях и в печати, в качестве «ревнителей» нашей веры и Церкви и русских национальных интересов. Это – самый зловредный и опасный элемент среди нас, все изнутри разлагающий и растлевающий. Они – гораздо хуже явных и открытых врагов, ибо изподтишка ведут свою подрывную работу, и не всегда бывает так просто и легко выявить и изобличить их.

«По плодам их узнаете их» – учил, однако, Сам Господь Иисус Христос о таких лукавых деятелях: они нередко выдают себя тем, что одно говорят, а совсем другое – противоположное делают и тем обнаруживают свою ложь, фальшь и предательство.

Необходимо знать и помнить: кто берет от кого-то в наше время деньги, вместо того, чтобы своим честным трудом самому зарабатывать их, тот уже не свободен и должен творить волю своего «хлебодателя». Такие люди уже не могут заслуживать никакого доверия, что бы они ни говорили и каких бы высоко-патриотических и назидательных статей ни писали.

Среди них много бывает и так называемых (меткое выражение!) «ура-патриотов», которые могут бить себя кулаком в грудь и распинаться в своей любви к России и Православию, но в церковь они никогда или почти никогда (за исключением «оффициальных» молебнов и панихид) не ходят, не говеют, не исповедуются и не причащаются Святых Христовых Таин или делают это весьма редко только из приличия. Они особенно злы и всегда готовы всячески чернить, поливать грязью всех в чем-либо принципиально-несогласных с ними людей и безсовестно клеветать на всех, кто стоит им в каком-либо отношении на пути, хотя бы это были искренно верующие и действительно преданные Церкви и Национальной России верные сыны ее. А сами они на все способны: им – «море по колено».

«Измите злого от вас самих!» – учит о таких Слово Божие (1 Кор.5,13), ибо они подобны гангрене разлагающей и отравляющей весь организм.

Наступающая Страстная седмица многому нас поучает: она учит нас несению каждым из нас своего личного креста, вплоть до самораспятия со Христом, в подражание Его крестной страсти; учит нас «бежать несытые души Учителю таковая дерзнувшия» (предательства сребролюбца Иуды); учит бояться малодушия и трусости Пилата, испугавшегося неистовых иудеев и предавшего в угоду им на смерть Самого Сына Божия, Которого он сам, по собственному признанию, считал ни в чем не повинным; учит подражать разбойнику благоразумному, принесшему столь трогательное покаяние на кресте и удостоившемуся за свое исповедание входа в рай, вновь отверзшийся для людей крестными страданиями Сына Божия; учит подражать мужеству и безстрашию перед своими злобными соотечественниками святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, испросивших у Пилата тело умершего на кресте Господа для благоговейного и благолепного погребения. Учит Страстная седмица нас и тому, что невинно переносимая скорбь вознаграждается: что за достойно перенесенными страданиями следует непременно ни с чем земным несравнимая светлая радость Воскресения.

Вот этой светлой радости – и здесь на земле и в будущей вечной и нетленной жизни – да сподобить всех нас Милосердный Господь за неизменную верность Ему Одному, за несение креста своего, в подражание Ему – Крестоносцу и за наше искреннее и нелицемерное покаяние во всех грехах своих! Для этого необходимо лишь всегда живо помнить, что без покаяния нет спасения, и ставить покаяние во главу угла своей жизни и всех дел своих! – Аминь.

 ПАСХАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ Настоятеля Свято-Троицкого монастыря и Архипастырское Послание ко дню Святой Пасхи – 5 (18) апреля 1971 года.

«Егда же идясте … се, Иисус срете я глаголя: радуйтеся!» (Мф.28,9).

 Так повествует Божественное Евангелие о явлении Воскресшего Господа женам-мироносицам. Можно себе представить, сколь велика была радость жен-мироносиц, а затем и всех учеников Господа, когда великая истина Его преславного Воскресения стала для них очевидной и несомненной. И вспомнили они тогда слова Его, сказанные на Тайной Вечери им в утешение «паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ин.16,22).

Эта радость о Воскресшем Господе озаряла весь жизненный путь первых христиан. Во имя этой святой и светлой радости, они отрекались добровольно от личной собственности, от высокого положения в обществе, от земной славы и почета, от всех благ и удовольствий мирской жизни. Эта радость побуждала их идти с ликованием и победными песньми на страшные мучения за Имя Христово, на сожжение, на растерзание львам, на колесование и распятие. Эта же чистая и святая радость побуждала затем весьма многих богобоязненных мужей и жен отрекаться во имя ее от всех земных радостей, презирать все земное, оставлять свои обычные жилища и водворяться «в горах, и в вертепах, в пропастех земных» (Евр.11,38), чтобы быть ближе ко Христу и приискреннее соединиться с Ним еще здесь в земной жизни. Для этого они «распинали плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал.5,24), «срасраспинались Христу» , чтобы и «воскреснуть с Ним» (Гал.2,19 ;Кол.3,1 ;Рим.6,3-11). И самым употребительным приветствием у христиан долгое время было: «радуйтеся!»

Нет религии более радостной, чем христианство – конечно, христианство истинное, православное, ибо христианство это есть светлое и радостное благовестие о Христе, распятом «нас ради человек и нашего ради спасения» и тридневно воскресшем из мертвых.

В основе христианства лежит радость пасхальная.

В наше тяжкое, полное скорбей, поистине апокалиптическое время ни в чем другом мы так не нуждаемся, как именно в этой чистой светлой пасхальной радости. Она одна только может дать нам духовные силы и необходимую бодрость духа к перенесению всех постигающих нас в современной жизни безчисленных испытаний; она одна только может помочь нам отрешиться от всего тягостного земного и возноситься духом горе на небеса, «идеже есть Христос одесную Бога сидя» (Кол.3,1) и куда мы сами, в свое время сподобимся взойти к Нему, в уготованные Им нам небесные обители (Ин.14,2-3), если до конца здесь на земле, несмотря ни на какие скорби, испытания и соблазны, пребудем верными Ему.

Но надо хорошо знать и помнить, что путь к этой чистой, светлой, неземной радости Воскресения лежит всегда через «Голгофу»: дабы воскреснуть со Христом, необходимо сначала «сораспяться» с Ним! И этого не следует чрезмерно бояться. Апостол говорит, что нынешние временные страдания , которые мы добровольно или невольно несем во Имя Христа, ничто в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8,18). В этих страданиях за Христа мы еще в этой земной жизни начнем предощущать то невыразимое никакими человеческими словами райское блаженство, о котором говорил святой Апостол Павел, что «око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор.2,9).

Почему мы так любим наше дивное, несравненное пасхальное богослужение?

Именно потому, что на нем дается нам предвкусить нечто от того райского блаженства, к которому призывает всех нас Воскресший Господь – Победитель смерти и ада. И это радостное светлое, ни с чем земным несравнимое, пасхальное ликование дает нам только наша Церковь – Истинно-Православная Церковь.

Да сподобит же всех нас Воскресший Господь быть причастниками этой светлой радости Его Воскресения и перейти с нею во всех нас ожидающую будущую жизнь вечную!

Христос Воскресе! возлюбленные о Господе братие и сестры! Да воскреснем и мы с Ним к новой, светлой радостной жизни в Нем, Господе и Спасителе нашем! Аминь.



2019-05-24 242 Обсуждений (0)
Сказанное при отпевании Архимандрита Амвросия (Коновалова). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сказанное при отпевании Архимандрита Амвросия (Коновалова).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)