Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательство о судебном конституционном контроле в Республике Беларусь



2019-05-24 321 Обсуждений (0)
Законодательство о судебном конституционном контроле в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

История Конституционного Суда Республики Беларусь интересна и поучительна. Почти через месяц после принятия 30 марта 1994 года закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Верховный Совет сформировал Конституционный Суд в правомочном составе. В него вошли: Василевич Г.А., Кеник К.И., Пастухов М.И., Подгруша В.В., Середа Н.М., Тишкевич С.И., Тихиня В.Г., Фадеев В.А., Филипчик Р.И. Каждый преодолел своего рода сито отбора, набрав различное (от минимально необходимого до очень высокого), но требуемое число голосов депутатов Верховного Совета. Несколько позднее в состав Конституционного Суда были доизбраны Вашкевич А.Е. и Чудаков М.Ф.

В настоящее время в составе Конституционного Суда трудятся известные юридической общественности люди: Бойко Т.С., Василевич Г.А., Кеник К.И., Марыскин А.В., Подгруша В.В., Саркисова Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шуклин В.З. До недавнего времени в нем работалм, но ушли в отставку в связи с достижением 70-летнего возраста Воробей Г.А., Шабайлов В.И., Шишко Г.Б.

После сформирования в 1994 году Конституционного Суда на его заседании судьями был избран заместитель Председателя Конституционного Суда (м стал доктор юридических наук, профессор, широко известный в Беларуси человек В.Г.Тихиня, который занимал до этого много высоких должностей); началась организация его работы: избранные в его состав специалисты в области права перешли в него работать, было выделено помещение, набран штат сотрудников Секретариата Конституционного Суда.

Хорошо помнится первое дело Конституционного Суда, подготовка которого к рассмотрению была доверена руководством Конституционного Суда автору настоящей книги.

Глава государства в 1994 году не спешил вносить Верховному Совету кандидатуру для избрания Председателем Конституционного Суда. В этот период у Президента Республики Беларусь, принявшего трудное наследство в экономике и социальной сфере, было огромное число забот. К тому же, возможно, у Главы государства было желание присмотреться к работе нового государственного органа. Ведь и сам Верховный Совет четыре года (с 1990 года по 1994) так и не удосужился создать Комитет конституционного надзора, что явно нарушало Конституцию. В целом же можем отметить, что настороженное отношение к органам судебного конституционного контроля со стороны других вестей власти сохраняется во многих странах. Например, в Украине в октябре 2005 года девять судей в связи с истечением срока полномочий ушли в отставку, но к середине 2006 года он так и не был заново сформирован. Известно приостановление деятельности Конституционного Суда в Российской Федерации в 1993 году. Что касается кандидатуры на пост Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, то в силу авторитета и автору этой книги кандидатом на этот пост в силу жизненного опыта виделся имеено В.Г.Тихиня. Более того, он делал все, чтобы убедить Главу государства остановиться на этой кандидатуре.

Представляется, что каждый пришедший работать в Конституционный Суд Республики Беларусь стремился, исходя из своего разумения, утверждать верховенство права (закона). Но у каждого был свой опыт и видение того, как решать эту проблему. Автору данной публикации довелось иметь дело как с подготовкой на протяжении четырех лет проекта новой Конституции, так и законов новой, суверенной Беларуси. Сформировался свой стиль работы и понимание: верховенство должна иметь Конституция. На протяжении почти десяти лет работы в Верховном Совете автор был причастен к подготовке нескольких сотен законопроектов. При этом, когда возникали для этого юридические основания, то излагались письменные замечания к визируемому проекту закона или иного акта. Эта же практика была продолжена и в Конституционном Суде, когда автор, не разделяя концепцию решения, высказывал свои возвражения. За время работы в нем было высказано 7 особых мнений, здесь не затрагиваем число решений, против которых мы голосовали без особых мнений. Так или иначе, принять решение Конституционным Судом – дело весьма и весьма важное в силу часто далеко идущих последствий.

Правовой статус Конституционного Суда определяется Конституцией (ст. 40, 59, 60, 112, 116, 122 и др.), а также Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, принятым решением Конституционного Суда от 18 сентября 1997 г. с последующими изменениями и дополнениями (в настоящее время в парламенте рассматривается проект Кодекса «О судоустройстве и статусе судей»).

В юридической литературе так оценивается соотношение законодательного регулирования и самостоятельности Конституционного Суда в вопросах процедуры судопроизводства: если жесткая законодательная регламентация процесса в других судах объяснима необходимостью контроля со стороны вышестоящих судебных инстанций, то специфика конституционного правосудия с учетом предмета контроля, окончательности принимаемых решений, особенностей круга участников процесса, объективно предопределяют предоставление значительной самостоятельности Конституционному Суду в определении правил своей внутренней деятельности[182]. Совершенно справедливо отмечает Л.В.Лазарев, что Регламент Конституционного Суда является таким же нормативным правовым актом, предписания которого обязательны для сторон и всех иных участников процесса[183].

Включение Конституционного Суда Республики Беларусь в главу, посвященную судебной власти, означает его принадлежность к данной ветви государственной власти. Являясь особым судебным органом, он призван осуществлять закрепленные за ним функции и полномочия, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции, выступать на одном (общегосударственном) уровне с представительной и исполнительной ветвями власти. Особый статус Конституционного Суда подчеркивается и тем, что другие высшие органы судебной власти в Конституции только упоминаются, в ней не говорится об их компетенции. Компетенция Конституционного Суда определена в основном непосредственно в самой Конституции, что является гарантией против посягательства на его независимость. Более того, конституционные принципы и нормы могут быть развиты в законе о Конституционном Суде Республики Беларусь.

Ведь согласно части седьмой статьи 116 Конституции не только порядок организации и деятельности, но и компетенция Конституционного Суда определяются законом, т.е. не только Конституцией. При этом необходимо соблюсти по крайней мере два важных требования: 1) полномочия Конституционного Суда, закрепленные в Конституции, не могут быть ограничены законом; 2) «иные» полномочия (помимо тех, что прямо предусмотрены в Конституции) должны соответствовать юридической природе данного органа государственной власти, т.е. его юрисдикция имеет определенные границы.

Наряду со специальным законом, посвященным определению статуса Конституционного Суда, в иных актах могут содержаться отдельные нормы, касающиеся полномочий данного органа конституционного контроля.

Институт конституционного правосудия, как известно, существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого Конституция, требует наличия конституционного контроля.

В действующей в Республике Беларусь Конституции установлен такой порядок формирования Конституционного Суда, который присущ большинству государств. В соответствии с ним Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. Согласно Конституции в состав Конституционного Суда избирается 12 судей. Срок полномочий судей – 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.

Входящие ныне в состав Конституционного Суда судьи обладают необходимым стажем работы в юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в Министерстве юстиции, органах прокуратуры республики, судах общей юрисдикции. Их опыт практической деятельности сочетается с теоретической подготовкой, работой в высших юридических учебных заведениях и научных учреждениях.

Согласно Конституции формируется Конституционный Суд из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

 



2019-05-24 321 Обсуждений (0)
Законодательство о судебном конституционном контроле в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательство о судебном конституционном контроле в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)