Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Верховный Совет республики



2019-05-24 293 Обсуждений (0)
Верховный Совет республики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конституция 1978 года устанавливала, что власть в республике принадлежит народу, который реализует ее непосредственно либо через свои представительные органы. Именно высший представительный орган государственной власти являлся единственным государственным органом, имеющим право говорить от имени народа. На это прямо было указано также в Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятой 27 июля 1990 г. Такая запись появилась как стремление подчеркнуть верховенство белорусского парламента, а не каких-либо иных структур, например партийных или союзных органов.

Если бы указанное положение сохранилось при введении поста президента, избираемого народом, оно воспринималось бы неоднозначно. В процессе разработки проекта новой Конституции высказывались различные идеи на этот счет. Вначале предлагалось повторить формулировку, изложенную в Декларации, согласно которой от имени народа может выступать только Верховный Совет. Основным доводом было то, что именно Верховный Совет как орган коллегиальный может более адекватно отражать весь спектр настроений избирателей. В последующем при обсуждении проекта на Консультативном Совете Верховного Совета (этот орган состоял из всех депутатов, работавших в Верховном Совете, на профессиональной основе) было предложено дополнительно указать, что Президент также пользуется данным правом.

Однако в итоге в Конституции в редакции от 15 марта 1994 г. появилась запись о том, что именно Верховный Совет является высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь. В определенной мере эта норма диссонировала с положением о том, что Президент – Глава не только государства, но и исполнительной власти, т.е. Президент обладал весьма широким кругом полномочий, осуществлению которых в последующем стал противодействовать Верховный Совет, ссылаясь на свой статус и забывая о том, что Президент может действовать на основе конституционных предписаний, которые выше по юридической силе, чем законы.

Проведение в 1988–1990 гг. реформы политической системы на союзном и республиканском уровнях стало началом реального становления законодательной власти. Именно в этот период в соответствии с новым законодательством в духе демократизма, развернувшегося острого соперничества между кандидатами прошли выборы в высшие органы государственной власти Союза ССР и республик.

Курс на построение правового государства, для которого характерно господство закона, переход реальной власти в руки Советов народных депутатов всех уровней, развитие многопартийности обусловили изменение статуса Верховного Совета БССР, который не только юридически, но и фактически стал высшим органом государственной власти республики, единственным законодательным органом в республике. Преобладающей формой проявления властных полномочий Верховного Совета БССР стало принятие законов. Именно этот нормативный правовой акт в начале 90-х годов ХХ столетия стал основным регулятором общественных отношений.

Принципиально изменились организационные формы работы Верховного Совета республики и его органов.

Верховный Совет Белорусской ССР с начала 1990-х годов реально стал высшим постоянно действующим органом государственной власти республики. Он осуществлял государственную власть на всей территории Белорусской ССР.

Верховный Совет Белорусской ССР – представительный орган всего населения республики, что проявлялось прежде всего в порядке его организации. Все граждане Белорусской ССР, достигшие ко дню проведения выборов 18 лет, обладали правом непосредственного участия в его формировании. К сожалению, практика показывает, что в республике, да и в целом по Союзу, активность избирателей неуклонно падала. Вот лишь некоторые данные: общие выборы в Верховный Совет республики двенадцатого созыва состоялись 4 марта 1990 г. На 310 депутатских мест выдвигалось 1680 кандидатов. Из них окружные избирательные комиссии зарегистрировали 1427 кандидатов. Из 7 308 156 человек, включенных в списки избирателей, приняло участие в голосовании 6 356 210 человек, или 87 процентов. Народными депутатами Белорусской ССР было избрано 98 человек. При повторном голосовании, состоявшемся 17–18 марта 1990 г., в списки избирателей по 194 округам были включены 4 527 673 человека, приняли участие в голосовании 3 494 607 человек, или 77,2 процента. В ходе повторных выборов, проходивших 22 апреля 1990 г., участие в голосовании в 18 округах приняло 350 423 человека, или 79,6 процента избирателей. В ходе повторных выборов, проходивших 5 мая 1990 г. в 63 округах, участие в голосовании приняло 1 008 850 человек, или 61,6 процента избирателей.

Причин, объясняющих снижение активности избирателей, много (как в этот период, так и в последующем). Среди них можно назвать и низкий уровень подготовки кандидатов в депутаты, отсутствие у них привлекательных, с одной стороны, и взвешенных, конструктивных программ будущей деятельности, с другой; можно также отметить и определенное разочарование деятельностью Верховного Совета республики, отсутствие решений, которые бы способствовали улучшению жизни людей.

Верховный Совет Белорусской ССР являлся составной частью системы представительных органов республики. Однако тот факт, что он воплощает суверенитет народа на территории республики, а также представляет собой вершину всей пирамиды Советов, обусловливал ряд особенностей.

В соответствии с Конституцией БССР Верховный Совет республики являлся высшим постоянно действующим органом государственной власти. Тем самым и подчеркивалась его место в иерархии государственных органов. Верховный Совет был подотчетен только народу, его избравшему. Никакой иной орган, включая какую-либо политическую партию, не мог стоять над ним.

Можно утверждать, что компетенция высшего органа государственной власти носила всеобъемлющий характер. Так, он правомочен был принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, относящийся к ведению БССР, включая и те, которые входят в компетенцию подотчетных ему органов. Наряду с этим за Верховным Советом были закреплены исключительные полномочия, которые принадлежали только ему. К его исключительному ведению отнесены: принятие Конституции БССР, внесение в нее изменений. Такое решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа народных депутатов БССР.

К исключительному ведению Верховного Совета Белорусской ССР отнесены также: назначение выборов народных депутатов; утверждение состава Центральной комиссии по выборам народных депутатов; принятие решений по вопросам национального государственного устройства; решение вопросов, связан­ных с изменением границ Белорусской ССР с другими союзными республиками; участие в определении государственной границы СССР, если это ведет к изменению территории Белорусской ССР; определение основных направлений внутриполитической и внешнеполитической деятельности Белорусской ССР; избрание Председателя Верховного Совета БССР и его заместителей; избрание и назначение ряда других должностных лиц; осуществление права законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР; заслушивание отчетов образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; толкование законов Белорусской ССР; установление порядка организации и деятельности местных органов государственной власти, а также республиканских и местных органов государственного управления; определение правового статуса общественных организаций Белорусской ССР; определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Белорусской ССР; образование и упразднение областей; направление деятельности местных Советов народных депутатов; ратификация и денонсация международных договоров Белорусской ССР; учреждение государственных наград Белорусской ССР; установление почетных званий Белорусской ССР; принятие решения о проведении народного голосования (референдума); издание республиканских актов об амнистии; право отмены указов и постановлений Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, распоряжений Председателя Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР; отмена решений областных и Минского городского Советов народных депутатов в случае несоответствия их Конституции СССР, Конституции Белорусской ССР, законам СССР и Белорусской ССР и др.

Законы и постановления Верховный Совет республики принимал большинством голосов от общего числа народных депутатов БССР.

Закрепление в 1989 году в Конституции 1978 года положения о том, что Верховный Совет является постоянно действующим органом, коренным образом изменило приоритеты в направлениях его деятельности, важнейшим из которых стала законодательная деятельность.

Ведь если ранее принятие закона непосредственно самим Верховным Советом республики было делом крайне редким (в основном Верховный Совет единогласно утверждал ранее принятые указы Президиума Верховного Совета), то только за период работы трех сессий с 15 мая 1990 г. по 27 февраля 1991 г. им принято около 50 законов. Всего же за период деятельности Верховного Совета двенадцатого созыва (1990–1995 гг.) – около 500 законодательных актов, то есть столько, сколько Верховные Советы БССР приняли со дня начала их функционирования в 1938 году и до 1990 года.

Что касается реализации законотворческой функции Верховного Совета в предшествующий период, то она представлена в соответствующей таблице.



2019-05-24 293 Обсуждений (0)
Верховный Совет республики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Верховный Совет республики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)