Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА VII. СОВРЕМЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



2019-05-24 310 Обсуждений (0)
ГЛАВА VII. СОВРЕМЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

§ 1. Актуальные вопросы развития государства и права на современном      этапе

 

Прошедшее пятнадцатилетие для развития белорусского государства и общества было непростым, богатым на события. Того их количества, которое пришлось на этот период, в любой другой спокойный отрезок времени хватило бы как минимум на полстолетия. Нынешнее поколение оказалось на переломе эпох. Пройти его с меньшими потерями для населения, для простых граждан, чьим трудом создается богатство страны, – основная задача тех, кому народ доверяет власть, Президента, Парламента, Правительства, судов и др. органов власти. Действительно, не народ для правительства, а правительство для народа.

В Беларуси удалось мирно пройти конфликтную фазу внутри страны в плане осознания необходимости перехода от чисто советской модели к реальному народовластию. В настоящее время мы имеем дело с апробацией демократических правил, по существу идет их постепенное утверждение в государстве, обществе, сознании граждан.

Обретение республикой суверенитета – это не только благо для граждан государства, но это и огромная ответственность лиц, правящих государством, обязанных учитывать настроение людей, сформированный десятилетиями менталитет, ностальгию по прошлому. Государственный суверенитет – это такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Конечно, государственный суверенитет сочетается с суверенитетом других государств, с возрастающим влияние мировых и региональных сообществ государств.

Что же представляет собой Беларусь сегодня? При этом нет смысла загадывать, чтобы было если бы не произошли определенные события, например развал СССР, отказ от проведения референдума в 1996 году и др. Как известно, история не знает сослагательных наклонений. Беларусь сегодня – динамично развивающаяся в экономическом и социальном отношении государство.

Сегодня по индексу развития человеческого потенциала Республика Беларусь занимает 67 место в мире (Россия – 62; Украина – 78; Молдова – 115 и т.д.).

В то же время есть и проблемы, над разрешением которых следует работать. Прежде всего речь идет об увеличении продолжительности жизни и рождаемости. Пока продолжительность жизни в Беларуси по сравнению с развитыми странами ниже среди мужчин на 12-14 лет, среди женщин – на 7-9 лет, тогда как в середине 60-х гг. она приближалась к уровню европейских государств. Главный фактор воздействия на этот процесс – устойчиво растущая смертность населения. Смертность в 1990 г. – 109,6 тыс., в 2005 году эта цифра была значительно большей.

Беларусь входит в список стран со сверхнизкой рождаемостью. Простое воспроизводство населения – 2,1 на 1 женщину. В Беларуси – 1,31, во Франции – 1,7, в Швеции – 1,6, в Германии – 1,3.

Активно идет процесс старения населения. В соответствии с классификацией ООН, население считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет – 7%. По данным переписи 1999 г. –более 13%.

По количеству заключенных на 100 тыс. населения Беларусь (данные на начало XXI столетия) идет после России (580,2) и США (553,9). У нас – 477,8, в Литве – 278,3, Словакии – 138,6. По количеству зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения Беларусь среди стран СНГ выглядит следующим образом: Таджикистан – 2028, Беларусь – 1355, Россия – 1052, Казахстан – 1014, Армения – 317, Азербайджан – 173. Безусловно, что сами по себе эти цифры могут свидетельствовать и о более качественном учете преступлений.

С учетом существующих у нас, и у наших соседей проблем (там их не меньше) можно смело утверждать, что отмирание государству не грозит в силу того, что перед ним стоит много задач, требующих решения. Более того государство останется одним из важнейших элементов политической системы. Каким оно должно быть? Ответ содержится в ст. 1 Конституции Республики Беларусь – демократическим социальным правовым.

Однако мало провозгласить это, необходимо реально исполнить данное конституционное положение. Трудности на этом пути есть, они будут и впредь. Чернобыльская катастрофа, медицинские опыты по клонированию живых существ, эпизоотии животных, военные конфликты в Ираке, Европе и других странах, еще помнящей ужасы 2-й мировой войны, заставляют сомневаться в безоблачности человеческого будущего. Однако любая альтернатива построению (становлению) демократического социального правового государства обречена на неудачу, если только человеческая цивилизация в результате глобальных катастроф, упадка морали, потери духовных ценностей сама не уничтожит достигнутое, а научно-технический прогресс не обернется против человека.

Сегодня, к сожалению, ученые и практики мало уделяют внимания характеристике социального государства, принципиально отличающегося от государства социалистического. Более разработанными являются проблемы развития демократического правового государства. В нынешних условиях принципиально важной задачей ученых является внесение предложений о направлениях развития социального государства. При этом необходимо развивать теорию и практику таким образом, чтобы не допустить перерастания государства социального в государство, в котором превалирует иждивенчество, нет свободной инициативы, за всех всё решают властные структуры, а политическая и экономическая системы упраздняют ответственность человека за собственное благоденствие.

Понятие «социальное государство» закреплено в ряде Конституций других стран, например, Германии. Однако это понятие в Конституции ФРГ не раскрыто и его суть может быть определена лишь посредством анализа конституционных норм в их совокупности.

Отметим следующие признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др.

Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система социального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, однако, как видим, суть социального государства не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан за счет которых она формируется.

Затрагивая различные грани проявления государством своих качеств как государства социального, конечно же нам следует иметь в виду, что решить стоящие задачи можно при условии развитой экономики. Уровень развития социального государства зависит от объема тех средств, которые государство может перераспределить (за счет полученных налогов и иных средств) в пользу тех категорий граждан, которые в силу возрастных, половых, физических, семейных и иных причин не в состоянии на равных конкурировать на рынке труда, в сфере предпринимательства с «преуспевающими» гражданами.

Опыт свидетельствует, что социальное государство и рынок (рыночные отношения) – явления совместимые. Более того государства, основанные на рыночной экономике, добились бóльших успехов в социальной защите своих граждан, чем государства, в которых доминировала плановая экономика с главенствующей государственной собственностью.

На определенном этапе перехода к рыночным отношениям их развитие иногда воспринималось как отрешенность государства от забот людей, безразличие к их нуждам. Это привело к тому, что отказ от тоталитарной идеологии, как явления позитивного, сопровождался утратой (ослаблением) государством своей функции по социальной защите граждан.

Практика многих стран свидетельствует о том, что государство должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям.

Ни одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Не пожелает делать само государство и его институты, заставят его это делать сами граждане, общественные объединения. Социальное государство должно видеть и преодолевать недостатки рынка: эгоизм, индивидуальную замкнутость, снижение планки духовных ценностей.

В целом в социальном государстве особое развитие должен получить институт конституционной ответственности, в том числе ответственность государственных органов и должностных лиц за выполнение возложенной на них обязанности принимать все доступные меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь (ст. 59 Конституции).

Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

К настоящему времени удалось сформировать необходимую законодательную базу для развития нашей страны. Приняты основные законодательные акты, регулирующие отношения между гражданами, между гражданами и государством. Много сделано для развития конституционных норм, приближения внутреннего национального законодательства к международным стандартам. Огромна в этом заслуга Президента, Парламента, Правительства и, конечно же, Конституционного Суда, который практически все свои решения основывает на важнейших международно-правовых документах, ставших обязательными для Республики Беларусь. Сочетая анализ теории и практики, Конституционный Суд многое сделал для внедрения в законотворческую и правоприменительную практику важнейших правовых принципов.

Активно реализует принадлежащую ему по Конституции законодательную функцию и Глава государства. Принимаемые декреты направляются в адрес Парламента для рассмотрения. И для других государств характерно наличие у Президента или Правительства права на издание актов, имеющих силу закона. Представляется, что поддержка и значимость такого рода актов была бы еще большей, если бы ими разрешались не самые острые и конфликтные ситуации, а вопросы более «популярного» характера.

Беларусь провозглашена в качестве демократического государства. Для демократического государства характерно полновластие народа, реализация идеи народного суверенитета. Суверенная воля народа проявляется прежде всего через участие в выборах, референдумах (причем не только общегосударственных), обсуждение важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Убежден, что народные голосования не исчерпали себя. Несмотря на всю критику проводимых не только в Беларуси, но и, например, России, Украине, референдумов (причем по очень сходным вопросам), за данным институтом непосредственной демократии будущее. Конечно, народ должен не отвергать, а принимать правление «лучших», но и сам он, движимый политическим правосознанием, обладающий им, может принимать достойные решения.

Важную роль в развитии демократии играют Всебелорусские народные собрания (их было уже три), на которых рассматривают программы экономического и социального развития страны на соответствующий период.

Не обязательно для развития демократии необходима такая политизация, которая сопровождается острыми конфликтами. Перефразируя изречение Габриеля Лауба, одно несомненно: очень важно, чтобы власть не только исходила от народа, но и в необходимое время к нему возвращалась.

Важнейшей проблемой политико-правового развития Беларуси, других стран молодой демократии является конституционный процесс, его адекватность потребностям общественного развития. Ведь правовые нормы могут как содействовать прогрессу, так и сдерживать общественное развитие.

Конституция необходима любому современному государству, претендующему на статус демократического и правового. Конституция принимается для ограничения государственной власти, определения функций и компетенции государственных органов, закрепления прав и свобод человека и гражданина.

Именно демократическая Конституция признается во всех современных государствах в качестве основного, связующего элемента всей правовой системы. Вокруг Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития. В то же время следующим важнейшим юридическим свойством Конституции является ее верховенство и непосредственный характер действия. Иногда раздаются утверждения, что для исполнения конституционных норм их необходимо продублировать в законе или ином нормативном акте. Однако это не что иное, как архаичный взгляд на Конституцию, когда Основной Закон рассматривался в качестве пустой декларации, когда правоприменители, в том числе и суды, даже не пытались делать ссылки на нормы Конституции при принятии решения. От такого подхода к оценке Конституции необходимо отказываться. Она – ядро правовой системы. К сожалению, немало и среди юристов тех, кто считает, что для конституционных норм не характерно непосредственное действие. Отмечу при этом, что само понимание конституционных норм может меняться с учетом изменений в политической, экономической и социальной сферах.

Конституция является тем рычагом, используя который можно преобразовывать общество в нужном направлении.

Понимание и применение конституционных норм должно идти по направлению исключения насилия, достижения консенсуса в обществе, базирующегося на нравственном и физическом здоровье человека и общества, консенсусе, отвечающем природе человека.

В этом велика роль Конституционного Суда, в целом органов конституционного контроля.

В юридической науке уделяется достаточно большое внимание признакам государства, которое может считать себя правовым. Для того, чтобы добиться этого нужна кропотливая работа по созданию государственно-правового механизма, оптимально обеспечивающего сочетание интересов государства, общества и человека.

В данном случае нам не хотелось бы останавливаться на традиционной характеристике правового государства. Затронем лишь самый эффективный способ воздействия на общественные отношения – демократическую Конституцию. Ведь Конституция (писаная или неписаная, т.е. некодифицированная) является тем рычагом, используя который можно преобразовывать общество в нужном направлении. Учеными совершенно справедливо отмечается, что современное право, основу которого составляет Конституция, чтобы быть эффективным, должно «выражать человеческую сущность, закономерности ее проявлений и развития»[210].

Конституция может, как и любое позитивное право вообще, сдерживать общественное развитие или содействовать ему. В то же время мы не можем согласиться с огульной оценкой современных Конституций, что они «носят как бы промежуточный от прошлого к будущему характер»[211], т.к. нельзя создать Конституцию, которая не «жила» бы прошлым, «регулировала» настоящее, и не была бы устремлена в будущее. Стать на данную позицию – значит действительно строить оторванный от жизни идеал.

В мире в настоящее время намечаются две тенденции – глобализация и регионализация. Первая из них уже сейчас доминирует. В Конституции Республики Беларусь, как и в большинстве современных Конституций стран молодой демократии, зафиксирован приоритет общепризнанных принципов международного права, т.е. юридически сформулированных исходных начал «общемирового» права, влияющего на понимание национальных конституционных норм, их объем и содержание. Влияние «общемирового» права будет расти и углубляться.

Конституция отдельного государства не только испытывает на себе внешнее влияние, но и сама активно воздействует внутри государства в целях обеспечения его внутренней стабильности, достижения согласия в обществе, цивилизованного разрешения споров.

Отмечаются тенденции сближения Конституций по своему содержанию, однако реализация унифицированных конституционных норм отличается, что обусловливается историческими, национальными особенностями развития.

Конституционное право сейчас является самой динамичной, быстро развивающейся отраслью, вбирающей в себя общедемократические тенденции и нормы, которые затем получают развитие в других отраслях права. Для большинства современных конституций характерно закрепление экономической свободы, политического плюрализма, взаимной ответственности государства и гражданина, неотъемлемости прав человека, расширения правового статуса граждан.

Понимание и применение конституционных норм должно идти по направлению исключения насилия, достижения консенсуса в обществе, базирующегося на нравственном и физическом здоровье человека и общества, консенсусе, отвечающем природе человека.

В этом велика роль Конституционного Суда, в целом органов конституционного контроля. Следует отметить интенсификацию деятельности Конституционного Суда нашей страны. Об этом свидетельствуют данные о его работе.

Основной задачей Конституционного Суда является контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Проверяя их на соответствие Конституции, Конституционный Суд тем самым защищает не только непосредственно права и свободы граждан, но и интересы субъектов хозяйствования, которые вправе рассчитывать на то, что нормы актов законодательства будут формулироваться и применяться по отношению к ним с учетом действия принципа верховенства права. Можно смело утверждать, что, защищая интересы, субъектов хозяйствования, содействуя утверждению равноправных условий для их деятельности, независимо от того, на каких формах собственности они основаны (государственная или частная). Конституционный Суд тем самым защищает права и законные интересы граждан, работающих на предприятиях и в организациях, а также тех, кто является предпринимателями без образования юридического лица.

Можно лишь отметить, что Конституционный Суд стремится разрешать все споры, утверждая в законотворчестве и на практике основополагающие принципы правового, демократического, социального государства. Свидетельством дальнейшего развития конституционного контроля в нашей стране является то, что решения Конституционного Суда не только позитивно воспринимаются, но и, за некоторым исключением, в приемлемые сроки исполняются государственными органами, должностными лицами, гражданами.

Ориентир как на общемировые ценности в области функционирования государства и права, так и сохранение собственной самобытной культуры, традиций может дать позитивный результат. Убежден, что Беларусь в XXI веке станет процветающим государством. Залогом этому является мудрость белорусского народа, уже те достигнутые успехи в экономической и социально-культурной областях, которые позволяют уверенно смотреть в будущее.

 



2019-05-24 310 Обсуждений (0)
ГЛАВА VII. СОВРЕМЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА VII. СОВРЕМЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)