Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БАЛКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ



2019-07-03 270 Обсуждений (0)
БАЛКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ политических границ - классическая тема политической географии. Их изменение - непреходящая тема и в государственных отношениях. Никогда не бывает такого положения, чтобы все были довольны политическими границами, и хотя бы несколько стран мира не собиралось взяться за их немедленное изменение. Когда таких стран накапливается достаточное количество, и они расположены по соседству, начинается большая война.

Последнее десятилетие, несмотря на научно-технический прогресс, демократию и все возрастающее количество специалистов в самых различных областях знания, дало большое количество примеров драматического изменения политических границ. Никакая рефлексия не помогает. Количество научных работников на квадратный километр не имеет никакой корреляции с геополитическими процессами. Изменились границы в пределах российской СКС, восточно-европейской и южно-европейской внешних буферных зонах. В некоторых случаях изменения политических границ прошли без осложнений, в других - привели к затяжным войнам и десяткам тысяч жертв. Пример - последний по времени конфликт на Балканах. В современном мире, потенциально существует еще немало стран и регионов, готовых в очередной - отнюдь не в последний - раз изменить свои политические государственные границы.

Уникальность Балкан в том, что геополитические претензии государств этого региона носят почти всеобщий характер. Нет такого балканского государства, которое бы не имело претензий к соседям. И нет такого балканского государства, которое бы не готово был перейти от слов к делу их изменения. В 1999 году злодеем номер один представлен Милошевич. Это не вполне корректно. Балканские государства имеют строго определенный тип лидеров. Милошевич один из многих и, может быть, не самый худший вариант.

Приведем данные по балканским государственным границам.

§ Словения - всего 999 км. В том числе: Австрия 262 км, Хорватия 455 км, Италия 199 км, Венгрия 83 км.

§ Хорватия - всего 1,843 км. В том числе: Босния и Герцеговина (на востоке) 751 км, Босния и Герцеговина (на юго-востоке) 91 км, Венгрия 292 км, Сербия и Монтенегро 254 км (239 км с Сербией; 15 км с Монтенегро), Словения 455 км.

§ Босния и Герцеговина - всего 1,369 км. В том числе: Хорватия (северо-запад) 751 км, Хорватия (юг) 91 км, Сербия и Монтенегро 527 км (312 км с Сербией; 215 км с Монтенегро).

§ Югославия (Сербия и Монтенегро) - всего 2,234 км. В том числе: Албания 287 км (114 км с Сербией; 173 км с Монтенегро), Босния и Герцеговина 527 км (312 км с Сербией; 215 км с Монтенегро), Болгария 318 км, Хорватия (север) 239 км, Хорватия (юг) 15 км, Венгрия 151 км, Македония 221 км, Румыния 476 км. Примечание: внутренняя граница между Монтенегро и Сербией - 211 км.

§ Македония - всего: 748 км. В том числе: Албания 151 км, Болгария 148 км, Греция 228 км, Сербия и Монтенегро 221 км (все с Сербией)

§ Албания - всего: 720 км. В том числе: Греция 282 км, Македония 151 км, Сербия и Монтенегро 287 км (114 км с Сербией, 173 км с Монтенегро)

Для специалиста по политической географии это просто потрясение. О таком подарке судьбы ученый может только мечтать. Невероятно большое количество разнообразных государственных границ на столь небольшой территории. Потрясающие перепутанные конфигурации, атрибутивная динамичность (границы готовы меняться в любой момент и чуть ли не в любом направлении).

Потенциально тема исследования балканских границ исключительно богатая. Она важна в практическом плане. Реакция государства за пределами балканского региона часто зависит от того, какие именно границы меняются. Далеко не каждое изменение влечет к одинаковой реакции. Но исследование балканских государственных границ сталкивается с серьезными методологическими трудностями. Проблема в том, что в наиболее развитой форме политическая география существует в англосаксонских странах. Она выросла в основном на географии политических выборов и исследование границ таких районов как Балканы для нее не вполне типично. Дело не только в описании изменений границ. Балканское пространство в высшей степени специфично и к нему нужны адекватные методологические подходы. Насколько мы можем судить, таких методологических подходов нет. Во многих случаях англосаксонская политическая география используется без учета ее социо-культурной специфики.

На основании пространственно-временного социо-культурного анализа можно определить закономерности динамики политических границ в балканском регионе. Четко выделяются государственные границы внешние и внутренние. Внешние границы связаны с определением контуров балканского региона. Внутренние границы с разделение балканских территорий то ли на 2, то ли на 6, то ли на большее количество государств.

На момент написания этой работы мы не готовы изложить систематическое представление о типологии балканских границ и их динамике. Вопрос разрабатывается. Нужно еще некоторое время для уточнения деталей. Но мы можем дать пример нового подхода к типологии границ российской СКС. Это, важно хотя бы с той точки зрения, чтобы понимать в какой мере и в каких регионах возможно (если возможно) повторение косовской и в целом балканской трагедии. В российской СКС выделено 11 типов государственных границ с характерной для них динамикой изменений и конфликтностью [xiv].

Наиболее важными представляются следующие направления исследования балканских границ:

1. Описание динамики изменения государственных границ за весь период существования государственности в этом регионе. Важно брать исторически большие промежутки времени. Дело в том, что имеет место периодичность изменений, носящая колебательный характер. Изменения государственных границ в таких районах порой носят маятниковый характер. Эмпирические изучение этой динамики исключительно важно для понимания последних по времени изменений.

2. Описание связок: изменение границы - последствия этого изменения / события следующие в скором времени за изменением границы. После этого, не по причине этого, но нужно изучить возможные корреляционные связи. Это важно в научном и практическом отношении.

3. Соотношение социо-культурных границ освоенности территории Балкан и государственных границ. Дело в том, что социо-культурные и государственные границы на Балканах не совпадают. Это порождает массу проблем. Ярким примером является Косово, которое исторически стабильно заселено в основном албанцами, а входит в государство со столицей в Белграде. Это не единственный пример. Такого рода исследование покажет конкретную географию потенциально конфликтных микрорайонов Балкан.

4. Степень стабильности внутренних государственных балканских границ. Они не все одинаково изменчивы. Во многих случаях, границы сохраняются, хотя при этом могут утрачивать свой государственный статус. Это происходит при периодическом возникновении балканского федеративного государства со столицей в Белграде. Его развал, придает старым границам новый статус.

5. Степень стабильности внешней балканской границы. Помимо большого теоретического интереса, это важно с практической точки зрения. Определение степени стабильности, например такого типа государства как балканская федерация со столицей в Белграде очень важно. Например, может ли край Воеводина стать отдельным государством и/или соединится с Венгрией? Вопрос не вполне теоретический. В случае потенциальной возможности такого варианта, произойдет уже изменение внешней границы Балкан.

6. Влияние внутренних и внешних государственных границ Балкан на миграционные потоки населения этого региона. Это интересно для понимания ассимиляционных процессов, технологии социо-культурного освоения балканского пространства. Тема исключительно важна и в практическом плане. Для российской СКС вопрос не актуальный. Но для западной СКС, например, албанская диаспора с ее специализацией на производстве и продаже наркотиков есть реальная проблема. Балканские албанцы создали энерго-производственный цикл - от производства наркотиков, до их контрабанды и маркетинга в пределах западной СКС. За счет миграционных потоков албанская диаспора активно поддерживается и развивается. Есть и более спокойные проблемы, связанные с миграциями балканского населения.

7. Типология конфликтов при изменении внутренних и внешних балканских государственных границ. Есть большой фактологический материал. Он нуждается в осмыслении.

 

Есть еще много иных вопросов, связанных с исследованием балканских государственных границ. Очень важно определение корректной методологической и теоретической базы их исследования. Если брать за основу теорию СКС, то можно не удивляться последнему по времени изменению, а быть априори уверенным в том, что это часть длительного процесса. От описания балканской геополитической погоды, можно перейти к описанию балканского геополитического климата, который отражает относительно стабильные связи и тенденции в регионе.

 

БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ БАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Для понимания состояния и стабильности балканских государств важен показатель их береговой линии. Количественные характеристики береговой линии балканских государств следующие:

§ Словения - 32 км

§ Хорватия - 5,790 км (материковая 1,778 км, островная 4,012 км)

§ Босния и Герцеговина - 20 км

§ Югославия (Сербия и Монтенегро) - 199 км (Монтенегро 199 км, Сербия - нет)

§ Македония - нет

§ Албания - 362 км

Обращает внимание следующее:

1. Фактическая изоляция Сербии от морской береговой линии. У современной Югославии есть 199 километров берегов с единственным портом Бар. Но отношения Монтенегро и Сербии весьма сложные. Кроме того, в период обострения отношения на Балканах возможно внешнее вмешательство и фактическая блокада Югославии со стороны моря. Поскольку почти все балканские конфликты носят международный характер, такого рода блокада очень вероятна.

2. Фактическая изоляция Боснии и Герцеговины от морских берегов, а также полная изоляция Македонии. Это исторически обосновано и играет важную роль в протекании конфликтов в данных государствах Балкан.

3. Очень небольшой и уязвимый выход к морским берегам Словении. Всего 32 километра с единственным портом. Очень высока потенциальная возможность блокады Словении, например со стороны соседней Италии. Это потенциально возможно в виду наличия геополитических претензий двух государств друг к другу.

4. Очень большой и уверенный выход к морским берегам Албании. Это является результатом формирования балканского мусульманского анклава в рамках Османской империи. Выход к морю и наличие большого количества албанцев за пределами своего государства, при невмешательстве самой Албании, во многие конфликты, делает мусульманскую общину-анклав великолепным катализатором балканских беспокойств. Причины такого положения нужно смотреть в истории отношений западной и мусульманской СКС.

5. Поразительно большая береговая линия у Хорватии. Данное государство - вассал западной СКС. Оно получило контроль береговой линией в наследство от прошлого западного освоения балканских берегов, начиная со времен древнего Рима. Произошло наследование относительно систематически освоенных западными людьми территорий их естественно зависимым вассалом. Контроль столь значительной береговой линии позволяет изолировать внутренние балканские районы, и хотя бы в какой то степени локализовать балканские конфликты. Освоение балканских берегов западной СКС и передача контроля Хорватии есть интереснейший социо-культурный процесс.

6. Попытки изменить сложившуюся геополитическую структуру береговой линии Балкан скорее окончатся неудачей. Характерен пример борьбы Сербии и Хорватии за Дубровник. Город стал местом жесткой борьбы двух государств в 1991 году. В ходе боев за контроль Дубровника были сделаны многочисленные разрушения. Город стал одним из наиболее наряженных центров конфликта двух лютых балканских врагов - Сербии и Хорватии. Характерно, что бои разгорелись на самой ранней стадии регионального конфликта. Город остался под контролем хорватов. И не только потому, что им лучше помогали западные страны. Потому, что социо-культурное освоение этого региона и данного города было проведено западной СКС. Хорватия владеет районом по наследству от западной СКС.

Для лучшего понимания этого тезиса приведем краткую историческую справку по Дубровнику. Город был основан в 7 веке и получил название Рагуса (Рагусиум). С 867 по 1205 годы контролировался Византийской империей. С 1205 по 1358 годы контролировался Венецией. С 1358 по 1526 годы контролировался Венгрией. С 1526 по 1806 год контролировался Османской империей. С 1808 по 1815 годы контролировался непонятно кем. По факту, было городское самоуправление. С 1815 года перешел во владения Австрии. В 1920 году стал частью Королевства сербов, хорватов и словенов. В годы второй мировой войны был оккупирован итальянскими и германскими войсками. В 1991 году, после развала СФРЮ, Дубровник стал театром военных действий. Выдержал длительную сербскую осаду. Был серьезно разрушен. Население во многом покинуло город. В 1991 году в нем проживало лишь около 50 000 человек. Но город остался у Хорватии.

Дубровник - интересный пример того, что даже в мятежной истории Балкан, где, казалось бы, нет правил, социо-культурные закономерности работают в полной мере. Территория остается за теми, кто ее осваивает. Обратите внимание, что было освоение территории и контроль Дубровника всегда делались под патронажем западной СКС. Это в полной мере касалось и доминирования здесь Византийской империи. В таких условиях переход контроля над городом к сербам совершенно невозможен. Если НАТО вступилось за албанцев, то оно могло, если бы в том была необходимость, вступиться и за Дубровник. Но обычно до столь массированного вмешательства из вне, в конфликтах связанных с хорошо освоенными и четко определяемыми в социо-культурном отношении территориями дело не доходит.

Можно сделать вывод о строгой закономерности организации береговой линии Балкан и корреляции наличия или отсутствия морских берегов со степенью социо-культурной переработанности балканских территорий. Это характерно для присутствия на Балканах как западной, так и мусульманской СКС. Общая протяженность береговой линии, включая островную, составляет 6403 километра. Без островной линии - 2391 километр. На контролируемую западной СКС (в лице Словении и Хорватии) береговую линию приходится - 90.9 % с островной линией и 75.7 % без островной линии. На долю мусульманской СКС (в лице ее анклава) - 5.65 % с островной линией и 15.1 % без островной линии. На долю оригинальных балканских государств, с региональным социо-культурным стандартом (в лице Боснии и Герцеговины и Сербии и Монтенегро) приходится - 3.4 % с островной линией и 9.15 % без островной линии.

Такое распределение берегов между существующими балканскими государствами может показаться несправедливым и стать предметом для геополитического теоретического и практического диспута. Но следует признать, что за существующим распределением стоит длительная история социо-культурного освоения данного региона. Проявился процесс социо-культурного огораживания данного региона. Очень важно, что в качественном отношении, по степени технической освоенности и возможности использования, береговая линия Боснии и Герцеговины и Монтенегро не сравнима с освоенностью береговой линии Хорватии, Словении и Албании.

 

ПЛОЩАДЬ БАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

В балканской геополитике, важную роль играет такая характеристика как размеры государства. В теоретическом плане здесь много неясного, но чисто эмпирически можно отметить, что формируются государства с площадями около 20 000 - 30 000 квадратных километров. Небольшие размеры государств в целом характерны для внутренних и в особенности внешних буферных зон. Здесь иногда могут формироваться большие по площади государства. Это, как правило, империи. Например, Австро-венгерская империя. При внешних потрясениях, они разлетаются на отдельные стабильные государственные образования. История образования и развала таких империй в высшей степени интересна. Она очень важна и для понимания балканских федеральных государств.

Приведем данные по площадям балканских государств. По примеру американских коллег, которые оперируют не только абсолютными цифрами, но и сравнениями с различными штатами США, мы будем сравнивать балканские государства с относительно понятными регионами российской СКС. Вероятно, лучшее сравнение - Крым. Его площадь около 27 000 квадратных километров. Это район, расположенный во внутренней буферной зоне российской СКС. Он имеет культурную и историческую специфику. Район является "автономной республикой" со своей конституцией даже в рамках унитарного государства Украина. Это не только показатель высокой культуры законотворчества на Украине, но и реальной автономности Крыма. Итак, мы будем сравнивать балканские государства с Крымом.

§ Словения - площадь 20,296 км.2. Сравнение: меньше Крыма. Крым без Керченского полуострова.

§ Хорватия - Общая площадь: общая - 56,538 км2 сухопутная территория: 56,410 км2. Острова Хорватии, занимая небольшую площадь, играют очень важную стратегическую роль. Сравнение: чуть больше чем два Крыма. Хорватия - не есть реально унитарное государство. По крайней мере, две территории в его пределах стабильно заявляют о своей специфике и в той или иной мере претендуют на автономию. Это Далмация и Истрия. Далмация протянулась вдоль Адриатического побережья на 338 километров. В самом широком месте этот районе имеет только 56 километров. Общая его площадь составляет 12 950 км2. Главный город Далмации - Сплит. Истрия занимает небольшой полуостров на северо-западе Хорватии. Его площадь составляет 3 885 км2. В высшей степени сложная и интересная история. Много оснований для претензий на самостоятельность в рамках любого балканского государства. Без Далмации и Истрии площадь Хорватии составляет около 40 000 км2. Особая и крайне сложная история связана с сербскими анклавами в Хорватии.

§ Босния и Герцеговина - Общая площадь: 51,233 км2 сухопутная площадь: 51,233 км2. Сравнение: немного меньше чем два Крыма. Состоит из большого количества противоречий. Скорее в будущем развалится на несколько государств. Похоже, что пока она не разделится на стабильные и меньшие по площади государства, не будет мира на Земле.

§ Югославия (Сербия и Монтенегро) - Общая площадь:102,350 км2. Сухопутная площадь: 102,136 км2. Сравнение: общая площадь примерно равна 3.8 Крымов. Для такого типа пространства как балканская буферная зона, это непомерно большая площадь. С ее удержанием связаны многочисленные проблемы Сербии. Площадь Сербии и ее периферийных территорий (Косово и Воеводина) составляет 88,412 км2, (то есть немногим более трех Крымов); Монтенегро – общая площадь 13,938 км2 и сухопутная площадь 13,724 км2. , то есть половина Крыма. Косово имеет площадь около 11 000 км2, то есть немногим менее половины Крыма. Воеводина имеет площадь 21 506 км2. Площадь непосредственно Сербии без ее автономных районов составляет около 42 000 км2. Точное определение затруднительно в виду неопределенности государственных и социо-культурных границ и статистических данных по площадям.

§ Македония - Общая площадь: 25,333 км2. Сухопутная площадь: 24,856 км2. Сравнение: немногим менее Крыма

§ Албания - Общая площадь: 28,750 км2. Сухопутная площадь: 27,400 км2. Сравнение: немногим более Крыма

 

Из приведенных данных по площадям балканских государств можно сделать ряд выводов.

1. Существовавшая до начала текущего конфликта балканская федерация под названием СФРЮ была слишком большим государством для такого региона. Ее аналогом отчасти может быть Австро-венгерская империя. Устойчивость обоих государств оказалась примерно одинаковой. В итоге внешнего потрясения они разваливались на большое количество относительно стабильных и значительно более мелких государств.

2. В современном виде есть три относительно крупных государства - Югославия и Монтенегро, Хорватия, Босния и Герцеговина. Их площадь составляет от 50 000 до немногим более 100 000 км2. То есть, это размеры 2- 4 Крымов. Столь гигантские, для балканского региона, размеры данных государств сохраняются в силу их федеративного устройства. При пересчете оригинальных территорий, титульных наций в Хорватии и Югославии, выясняется, что площади составляют около 40 000 км2. Остальное приходится на "национальные окраины", которые порождают страшную головную боль "метрополии", но, тем не менее, упорно удерживаются.

3. Весьма популярен размен государства от 20 000 до 30 000 км2. Это Словения, Албания, Македония. Это относительно стабильные государства. Они не должны более дробиться, что совсем не означает их умиротворения. Претензии Албании на расширение своей территории за счет включения всего пространства этнических албанцев - блеф. Типичное поведение конфликтного мусульманского анклава. Великой Албании не будет. Но и никогда не затихнут разговоры про это могучее балканское государство будущего.

4. Есть определенное количество мезорегионов, в рамках различных государств, которые имеют очевидную социо-культурную специфику и ярко выраженные региональные движения. Они имеют различную степень легальной автономности. Но это мало влияет на них. Сложно представить балканских людей, руководствующихся конституцией и сводами законов. Есть конституция или нет, балканские конфликты идут сами собой. Это такие территории как Косово, Воеводина, Далмация. Их размеры от 11 000 до 21 000 км2. Данные районы потенциально готовы стать новыми балканскими государствами. Это зависит скорее от стечения внешних обстоятельств, чем от внутренних процессов на Балканах. Это новый уровень "балканизации" Балкан. С учетом потенциального распада Боснии и Герцеговины он может дать еще 5-6 новых государств. Именно по этой причине, на формирование государств этого уровня балканизации Балкан должна быть веские внешние причины. Именно по этой причине Косово будет оставаться неопределенно долгое время в составе Югославии. Поводом воспользовались для разрушения сербских производительных сил. Но у западной СКС нет оснований активизировать выход на новый уровень деления балканских государств. Это должно делаться по инициативе мусульманской, а не западной СКС.

5. Небольшие районы с четко выраженной социо-культурной спецификой. Например, Истрия с площадью 3885 км2. Они сохранят свою специфику на перспективу. Эти районы не могут быть унифицированы в рамках существующих балканских государств. Если в том будет необходимость СКС, то такие районы могут вполне претендовать на самостоятельность и образование либо автономий в рамках существующих государств, либо самостоятельных государств. Это вполне вероятно. Стоит вспомнить, что Западная Европа имеет устойчивые государства предельно малого размера. Порядок площадей следующий (в тыс. кв. км.): Андорра - 0.5; Лихтенштейн - 0.2; Люксембург - 2.6; Мальта - 0.3; Сан-Марино - 0.06. Вполне возможно становление таких государств и на Балканах. Это может добавить еще около 10 новых государств в перспективе.

6. Балканская "апория " бесконечного деления пространства, на уровне микроскопического государства, может не остановиться. Прежде всего, вспомним такие западноевропейские города-государства, которые были или есть, или могут обрести самостоятельность, как Ватикан, Монако, Гибралтар, Западный Берлин. Балканы могут подарить миру немалое количество таких городов-государств. Текущий конфликт показал, что города стали разделяться по этническим и религиозным принципам. Это серьезный индикатор потенциальной возможности такого рода формирования городов-государств.

 

Общий вывод по площадям балканских государств следующий - есть резервы для дальнейшей балканизации. В 1999 году на Балканах шесть государств. Территория региона стала сложно проходимой и во многом замкнутой на себя. Если в этом будет необходимость СКС, то количество балканских государств, может возрасти. Их количество может вырасти в итоге обострения отношений между западной и мусульманской СКС. В дальнейшем дроблении балканских государств нет ничего необычного и противоестественного.

 

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИСПУТЫ БАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Самая характерная черта балканских государств в их удивительной геополитической нестабильности. От потери статуса государства, до его обретения и заодно значительного расширения свой государственной территории, на Балканах один шаг. Очень важно, что по мере исторического развития геополитические претензии балканских государств друг к другу могут существенно меняться. Не вдаваясь в колоссальное количество деталей, балканские геополитические диспуты можно определить следующим образом:

Словения - 1. С Хорватией относительно рыболовецких прав в Адриатическом море. 2. С Хорватией ряд проблем по делимитации общей границы. 3. С Италией относительно общей границы. Есть региональное итальянское движение на севере страны за возвращение части юго-западной Словении Италии. Характер обсуждения спокойный, но непримиримый. Переговорный процесс вряд ли может дать удовлетворительное решение.

Хорватия - 1. С Сербией и ее анклавами в восточной части Хорватии. 2. С Сербией относительно анклавов вдоль западной границы Боснии и Герцеговины. 3. Со Словенией относительно рыболовецких прав в Адриатическом море. Геополитические претензии с Сербией имели характер войны и могут быть активированы практически в любой момент. Обе стороны непримиримы и страшно обижены.

Босния и Герцеговина - 1. Многочисленные внутренние проблемы. В основном между сербами и хорватами. Соседние государства ориентированы на кантонизацию Боснии и Герцеговины. 2. Многочисленные внутренние проблемы, связанные с мусульманским населением, которое в ходе войны было в основном вытеснено за пределы этого балканского государства. Конфликты имели характер кровавой войны и готовы активизироваться в любой момент, приобретая сколь угодно жестокие формы.

Югославия (Сербия и Монтенегро) - 1. Район Санджака, занимающий юго-восточную часть Сербии и северную часть Монтенегро. Основные проблемы связаны с мусульманским населением. 2. Район Косово. Проблемы связанны с мусульманским населением. 3. Район Воеводины, связанный в основном с венгерским населением. Воеводина перешла под контроль Югославии в 1920 году, но так и не была полностью интегрирована в югославское государство. 4. Многочисленные проблемы с Хорватией относительно сербских и хорватских анклавов, а также границами в Боснии и Герцеговине. 5. Проблемы с Македонией. И многое другое. Геополитические проблемы этого государства весьма многочисленны и готовы в любой момент обостриться до предела. Косово 1998 - 99 годов только часть этих проблем.

Македония - 1. С Грецией относительно названия государства и некоторых частей государственной территории Македонии. 2. С албанским населением государства и периодическим его увеличением за счет миграции албанцев из других балканских государств. 3. Потенциально с Югославией, которая не вполне признает государственный статус Македонии и готова предъявить ей ряд геополитических требований. 4. Потенциально самая тяжкая проблема связана с изменением баланса мусульманского и немусульманского населения государства (за счет мигрантов из Косово) и перерастание существующего, но латентного конфликта в активную форму. Это может и поставить проблему раздела страны.

Албания - 1. Претензии на контроль Косово. Конфликт с Югославией. 2. Проблемная ситуация с контролем Северного Эпируса. Конфликт с Грецией. 3. Многочисленные проблемы, связанные с албанской диаспорой в таких государствах как Босния и Герцеговина, Македония, Греция, Югославия. Конфликты носят предельно обостренный характер. Но само государство Албания в них непосредственно не вмешивается, хотя оказывает активную помощь албанцам по всей территории Балкан. 

 

В балканской “коммунальной квартире” есть кому и что обсуждать. Современные Балканы, это своего рода геополитический заповедник, затерянный мир, который неожиданно активизировался в XIX веке. Каждая из отмеченных и многие неуказанные проблемы могут оперативно перерасти в жестокий конфликт с участием внешних сил и прославиться на весь мир. История с Косово не уникальна. Это скорее нормальный балканский пример, когда внешние интересы были использованы для "справедливого" решения конфликта. На стороне албанцев выступало НАТО. Не за самих албанцев. А для разрушения производительных сил Сербии. Но использовался один из конкретных и ранее латентных конфликтов.

Самую сложную геополитическую ситуацию имеет Югославия. Это своего рода последняя балканская империя. Именно поэтому сербы непременный участник почти всех балканских конфликтов. У государства Югославия, в его современном виде, очень сложная структура пространства контроля. Парадокс балканских государств, с их очень слабой социо-культурной переработанностью территорий в том, что сколь не ограничивай пределы их государственного пространства, в нем всегда есть много спорного и готового к обсуждению со стороны соседей. В современной Югославии это проявляется в высшей степени ярко. Это территории Косово, Воеводины и Монтенегро. Переустройство такой государственной территории может длиться бесконечно долго.

По сути, все территории, которые определяют связь непосредственно Сербии с остальным миром, являются спорными. Значительная часть сербской границы с Румынией и Болгарией по сути дела тупиковое направление. Эти государства могут очень многое сказать Сербии и многое от нее выслушать. Войны не будет, но и не будет контактов. То есть, вполне возможен вариант серьезной изоляции Сербии в центре Балкан. Это историческая перспектива. Стоит обратить внимание на площади государств и районов на Балканах. Они описаны выше.

Из сказанного не следует делать вывод, что нужно как можно быстрее помогать "братьям-сербам". История балканских отношений и внешней помощи одной из балканских сторон очень давняя и сложная. Это марафон, в котором не следует ускоряться. Тем более это не следует делать представителям российской СКС. Балканский конфликт имеет строк жизни в столетия. Проявив себя в XIX веке, он может просуществовать, в периодически активной фазе, еще не одно столетие. Это не шутка. Это нормальное течение социо-культурного процесса во внешней буферной зоне.

В рамках современной Югославии, возможности принятие решений по ее "периферийным" территориям очень ограничены. Есть зоркие балканские соседи, которые готовы поднять большой международный переполох по любому поводу ущемления прав национальных меньшинств. Есть внешние силы, готовые вмешаться в дела региона, на позициях одной из сторон.

Есть и беспрецедентный феномен - агрессия НАТО против Югославии. С юридической точки зрения этот феномен в высшей степени сложен. Это, отчасти, новое слово в международном праве. Все это гарантирует сохранение напряженности на Балканах и непременное участие во всех конфликтах сербов. Из балканской геополитики, вполне очевидно, что активность в регионе возможна только в одном случае - если есть потребность, что-то основательно разрушить и затем уйти с чистой совестью. Пример, массированные бомбежки НАТО по причине притеснения албанского населения в Косово. Активность позитивного плана в высшей степени уязвима. Это во многом определяет степень участия внешних сил в балканских конфликтах. Бомбежкам НАТО сопротивления не было. Конструктивным действиям российской СКС сопротивление Югославии может быть более активным. Причина в том, что натовские бомбежки не ведут к социо-культурному преобразованию Сербии. Это "все навсего" разрушение производительных сил. Действия же российской СКС могут быть ориентированы на налаживание долговременных связей и соответственное сопротивление этому.

 

Невероятно перепутанная геополитическая ситуация порождает естественное следствие - многие СКС и их государства имеют на Балканах свои геополитические интересы. Не будем брать США и Россию. Это слишком большая тема. Два более скромных примера - Италия и Греция. Обе страны имеют особые и очень устойчивые интересы на Балканах. У каждой они проявляется по-своему, но обе страны ориентированы на более или менее активное участие в балканских конфликтах.

Для Греции характерен вариант, при котором имеет место наложение геополитических интересов трех государств. Графически положение можно отразить положение следующим образом.

 

 

 


Это дает возможность Греции проявить активность в балканских делах в нужный момент времени. В данном случае имеет место вариант с взаимными геополитическими претензиями трех сторон. Возможность перехода от теоретических деклараций к практической их реализации весьма высока.

Поскольку в Греции, как и в сопредельных государствах, присутствует мусульманская община, есть вероятность перемещения большого количества албанского населения в любом направлении и в любое сколь угодно короткое время. Они готовы дестабилизировать существующее налаженное положение и стать причиной затяжного конфликта с участием Греции.

Мусульманская угроза со стороны Албании выражается и в периодических террористических актах не связанных с геополитическими претензиями. Тривиален следующий сюжет. Албанский гражданин, достает в туристическом автобусе гранату и требует, скажем, 1 000 000 долларов США, автомат, вертолет и еще что-то. Туристы в автобусе заложники. Начинается тяжкий переговорный процесс. Как правило, все заканчивается убийством террориста. В плен не берут. Но порой гибнут и туристы. Албанский спецназ действует также очень решительно. Такого рода случаи не уникальны. Это удар по туристическому бизнесу Греции. Это страшно нервирует население Греции. Геополитики нет, но возникает тяжкая конфликтная ситуация. В весьма многочисленных албанцах этой страны, греки сразу видят врагов. Обратная реакция соответствующая.

Не стоит идеализировать и греческую сторону. Она давала немало примеров ситуативного и очень активного участия в балканских конфликтах.

 

Италия имеет отчасти аналогичное Греции положение. Оно связанно с территорией Триеста и сопредельных территорий. Это чрезвычайно давний конфликт. Его устойчивость говорит о глубоких исторических корнях. В противном случае он бы мог быть решен за несколько столетий до 1999 года. Но этого не произошло. Графически можно отразить положение следующим образом.

 

 

 


Наличие такого рода геополитических интересов у Италии и Греции во многом определяет и их особое отношение к балканскому конфликту. Устойчивость перекрещивания геополитических интересов западных государств (с нашей точки зрения Италия и Греция есть государства внутренней буферной зоны западной СКС) и региона внешней буферной зоны, которой являются Балканы, явление закономерное. Такого рода перекрещивания дают возможность влиять на внешнюю буферную зону. Эти перекрещивания сохранятся и на перспективу. Их устранение в высшей степени невыгодно для западной СКС. Дело не в конфликтах самих по себе. Посредством конфликтов есть возможность воздействия на буферную зону. Это основное.

Итальянские интересы в Албании история особого рода. Здесь нет, и не может быть, в силу разделенности Адриатическим морем, никаких взаимных претензий. Этому способствует и то, что итальянский и албанский берега разделяет море без большого количества островов. Но Албания есть очаг нестабильности для западной СКС и Италия во многом ориентирована на контроль данной территории. Именно с этим связанны неоднократные примеры ее активного включения во внутренние дела Албании.

 



2019-07-03 270 Обсуждений (0)
БАЛКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БАЛКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)