Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БАЛКАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА



2019-07-03 348 Обсуждений (0)
БАЛКАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Процесс, имеющий место на Балканах не есть некое недоразумение. Широко используется термин "балканизация". Балканизация территорий состояние объективное и закономерное. Оно распространяется на строго определенный тип территорий. Его нельзя рассматривать как нечто преходящее и зависящее от переговорного процесса или неких политических лидеров. Это состояние, которое отражает длительный процесс эволюции освоения буферных зон. Активизация балканских конфликтов лежит за пределами региона и зависит от взаимных отношений СКС.

Для процесса балканизации характерно следующее:

· неопределенно большое количество государств в четко локализованном регионе. Стабильна только внешняя граница. Внутри все изменчиво. Может быть и одно государство, но "унитарная" федерация данного района готова при соответствующем внешнем давлении развалиться на составные части (районы), которые становятся отдельными государствами;

· возможны самые причудливые комбинации новых федеративных государств. Формирование конкретной комбинации зависит во многом от конкретного течения конфликта и определяется ситуативными успехами балканских государств;

· чуть ли не все районы - государства первого уровня разделения единой региональной федерации остаются сами федерациями и состоят из неопределенно большого количества составляющих. Это второй уровень балканской федерализации, государственного самоопределения;

· в случае необходимости и интересов СКС, балканская федерализация может перейти на третий уровень. Итогом станет формирование мелких государств с площадями от 3000 до 10 000 км2. В их основании лежат районы с четко выраженной социо-культурной спецификой;

· возможен четвертый уровень, связанный с городами-государствами и крохотными государствами в стратегически важных районах. Примером балканских городов-государств могут стать Дубровник, Сараево, Сплит и некоторые другие города;

· как правило, отмеченные уровни не имеют абсолютного и законченного выражения. Они могут быть представлены определенными государствами и иметь большую или меньшую степень развитости. На практике различные уровни балканизации могут сочетаться;

· многие внутренние государственные границы в районе патологически неопределенны. Четкий характер носит только внешняя граница социо-культурного района. Внутренние границы могут меняться в самом широком диапазоне;

· всегда есть внутренняя готовность к конфликту, но он приобретает развитые формы только при соответствующем внешнем стимуле. Аналогично при внешнем стимуле конфликт прекращается и переходит в латентную форму;

· любой внутренний региональный конфликт затрагивает большое количество сторон. Их заинтересованность в определенном решении конфликта может быть различной. Но количество сторон всегда больше двух. Итогом становится то, что такого рода конфликт готов переместиться в иной район;

· регион в весьма редких и кратковременных случаях представляет собой сплошную зону конфликта в активной форме. Как правило, активный конфликт есть "плавающая точка" по территории региона. Прекращение активной формы конфликты в одной части района ведет к его активизации в иной части.

· период протекания активной фазы общего регионального конфликта весьма велик. Срок до десяти лет и более. При этом достаточно сложно определить состояние конфликта. Сам район есть зона сплошного конфликта с меняющейся точкой повышенной активности.

· любое вмешательство СКС носит эффективный деструктивный характер и может легко привести к определенному перевесу сил одной из конфликтующих балканских сторон. В то же время в позитивном плане любое внешнее вмешательство мало, что может изменить. Конфликт можно только приостановить, но не решить проблемы региона;

· все победы в балканских конфликтах носят временный и ненадежный характер. Стороны дожидаются нового конфликта, чтобы пересмотреть итоги прошлого.

 

Очень важно понять, что феномен балканизации некоторых регионов мира не есть результат случайностей (неправильных лидеров, неправильно проведения границ в прошлом и так далее). Это результат того, что процессы освоения территорий между социо-культурными системами вышли на достаточно высокий уровень. После того как в СКС успешно завершается формирование хоумленда и внутренней буферной зоны, начинается уточнение внешних зон. Они уточняются, делаются непроходимыми и, как следствие, в них начинает формироваться большое количество государств. В этот период времени и возникают процессы балканизации. Они могут иметь место не только на Балканах. В частности, на ближайшую историческую перспективу такого рода процесс должен быть характерен для Малой Азии.

Балканизация это именно процесс. Он длится исторически достаточно долгое время. Это не дело одного конфликта и десятка лет. Это может быть период времени до нескольких сотен лет. Такого рода период времени для процессов социо-культурного освоения территорий вполне нормален. С точки зрения текущего политика это может показаться бессмысленно долгим сроком. Но нужно учитывать, что интересы текущих политиков и процесс эволюции СКС имеют различные временные масштабы.

Следствием этого является, например то, что корректная балканская политика должна ориентироваться именно на десятилетия состояния "плавающей точки" конфликта на Балканах, периодическую и неожиданную активацию и столь же резкое прекращение конфликта с перемещением его в иной район Балкан или временным переходом в латентную форму. Далеко не все актуальные в данный момент балканские конфликты имеют решение. Они собственно и возникают не для решения, а для активации. Смысл этой активации лежит за пределами данного района. И сколь бы ни казались соблазнительными, с позиций определенной СКС, возможности решения своих международных дел за счет активного включения в балканские проблемы это нужно делать предельно осторожно. Любая излишняя активность и четкая привязанность к одной из сторон конфликта может обернуться в ближайшей перспективе реальными неприятностями. Важно, что бывший активно поддерживаемый союзник может оказаться противником. Не следует искать причин такого рода метаморфоз. Причин нет. Есть ситуативное поведение с возможностью самых невероятных поворотов. Они в сути балканских конфликтов и балканского менталитета. Как показано выше, в такого типа пространствах свое представление о времени. Это не линейная, а маятниковая концепция. Она и определяет особенности поведения балканских участников конфликта и их партнерства с внешними силами.

В балканском конфликте никогда не бывает до конца правового и виноватого. Это конфликт особого типа. В балканском конфликте нет разумного решения. Самое разумное, что можно сделать для СКС, это попытаться отстоять свои позиции и вмешиваться в регион только в строгом соответствии со своими интересами. Нужно действовать по "бритве Оккама" (не преумножать количество сущностей, сверх необходимости). Балканский конфликт – черный ящик, который может активизироваться по самым различным поводам и давать самые неожиданные результаты. Но причины его активизации всегда нужно искать за его пределами.


Процесс балканизации можно представить следующей моделью.

 

 

     
 

 

 


Условные обозначения

                   
Социо-культурный мезорайон, прошедший переработку в ходе текущего балканского конфликта
 

Не станем детально описывать модель. Значительная часть материала по балканским конфликтам дана в "Балканском измерении пространства и времени". Социо-культурные процессы в целом детально описаны в ряде наших монографий, неоднократно указанных в примечаниях.

Рассмотрим конкретный пример Косово, как проявление процесса балканизации. Что делить местным людям (сербам и албанцам) и почему нельзя жить вместе, до конца непонятно. Похоже, что конфликт не имеет половинчатого компромиссного решения. Например, попытки урегулирования отношений между сербами и албанцами этого небольшого района на основании некоторых исторических воспоминаний ничего не могут дать в принципе. Из истории совершенно произвольно выдергиваются определенные события. У каждой из сторон, в данном регионе своя точка зрения на историю его освоения. Обе в равной мере обоснованы и обе фальсифицированы. Вместо поиска компромисса идет последовательная конфронтация и в отношении прошлого.

Казалось бы, разумной является позиция, при которой учитываются, и берутся за основу интересы косовских албанцев. Можно сказать, что это не вполне маленький народ, у которого есть свои четко выраженные интересы и специфика. К ним нужно прислушаться и только в таком варианте можно решить проблемы края. В частности остановить в нем кровопролитие.

В пользу такого подхода можно сказать очень многое. Он представляется гуманистическим и разумным. Но такой подход ничего не дает в принципе для фактического решения конфликта. У него есть принципиальный недостаток. Суть в том, что мусульманская община на Балканах сформировалась в результате строго определенной социо-культурной деятельности мусульманской СКС. Община-анклав есть результат социо-культурной борьбы западной и мусульманской СКС. Она ориентирована на долгий срок и проявляет свои конфликтные особенности постепенно. В таком варианте косовские албанцы есть только выражение внешних конфликтов. Учет их интересов самих по себе не играет никакой реальной роли в решении этих конфликтов. Мирно жить в Косово нельзя по причине того, что весь социо-культурный дизайн этого района ориентирован на конфликты. Они активируются по внешним причинам, но внутренне обоснованы.

Характерна активизация балканских мусульман именно в строго определенные периоды времени. Когда у различных СКС есть свои интересы на Балканах, часто начинается активизация именно мусульманской общины – анклава. Весной - летом 1999 года, для агрессии НАТО против Сербии, косовские албанцы использовались западной СКС только как повод. Но мусульманский анклав ориентирован на длительный период своего существования. Его основным врагом является западная СКС и он, несомненно, проявит свои бойцовские качестве в ее отношении.

В частности такой вариант явно прослеживается в контроле Косово со стороны Югославии. Социо-культурное соревнование с албанцами за освоение Косово сербы явно проигрывают. И дело не в НАТО. Беспрецедентный для Европы бэби-бум, который устроили албанцы в 20 веке, есть гораздо более значимый аргумент, чем государственный контроль данной территории со стороны Белграда. Сложно бороться и со стратегией периодических массовых миграций албанцев или потенциальной возможности такого рода миграций. Нет системы социального обеспечения людей проводящих цыганский или полу цыганский стандарт поведения. А отсутствие такой системы всегда гарантирует претензии связанные с низким жизненным уровнем и переводом претензий на уровень открытых конфликтов. Албанская община по факту своего существования генерирует конфликты.

Сербы противопоставили активности мусульманского анклава политику экономического освоения Косово и формирования сербской общины, представленной определенной квалифицированной социальной и профессиональной группой населения. Это дает вполне имперский вариант. При нем есть четко выраженное меньшинство. Оно занимает высокое социальные и профессиональные позиции. В критические моменты такое этническая социально-профессиональная группа быстро покидает конфликтный регион. Впрочем, она может и быстро возвращаться.

Государственность - гигантская ответственность. Совершенно не случайно государственность проходит длительный путь развития. Эволюция проявляется многопланово. Это ответственность перед своими гражданами в их обеспечении, решении множества вопросов, о которых мало кто думает, но которые возникают перед молодыми государствами. В том числе это и ответственность за стратегический курс своего государства, долговременное освоение собственной территории. Дело не сводится к созданию армии, символике и войне с соседями.

Балканские государства с этой точки зрения, не вполне самостоятельны. История их возникновения, кратковременного периодического существования говорит о том, что они не в полной мере выполняют функции государства. Вероятно, важнейший недостаток связан с неспособностью проводить долговременную политику, на освоение государственной территории. Слишком много сил уходит на ее удержание и безмерное расширение пространства контроля. Можно использовать термин - "балканская империя". Он вполне корректно отражает суть такого типа государственности. В случае с Балканами имеют место именно такого типа империи.

Может показаться странным, что в конце XX века говорится о неспособности неких государств выполнять свои функции. Есть гигантский практический опыт. Написано невероятное количество книг, в которых все, казалось бы, правильно говорится о том, как образуется и богатеет государство. И, тем не менее, с балканскими государствами ничего поделать нельзя. Это особый тип социо-культурных процессов и вытекающей из нее государственности.

Объяснение такого рода феномена можно найти в теории СКС. Все определяется типами пространства и особенностями эволюции социо-культурных систем. Неспособность балканских государств выполнять полный набор функций государства, есть естественное следствие из социо-культурного статуса данного региона. Мы можем объяснить неполноценный характер балканской государственности только этим. Есть большое количество мелких и частных причин, но основная причина в социо-культурном типе данного региона. Можно вместо Милошевича сделать президентом Югославии и Монтенегро Клинтона или Папу Римского. Это ничего не изменит. Роль личности в балканской истории не очень велика.

 

Говоря о процессе балканизации, можно ввести и термин “балканское сотрудничество”. Применительно к внутренним региональным делам его суть в том, что народы Балкан имеют реально очень много общего. Разделение народов часто представляет условным. Во всяком случае, оценивая ситуацию со стороны, нет оснований акцентировать внимание на различиях в языке, этнической принадлежности и т.п. Различия часто не проявляются во внешнем облике людей, особенностях застройки и многом другом. То есть, есть масса общего на бытовом, повседневном житейском уровне. Есть масса общего и на уровне общественно-политической истории. И, несмотря на это, проявляется драматическое различие людей. Они начинают обращать внимание только на различия и никогда не на общность.

Социо-культурный процесс объективно ведет к формированию в такого типа буферных районах непроходимой территории. Если ее заасфальтировать, выровнять все горы и загнать в подземные коммуникации все водотоки региона, которые часто служат границами, а также сформировать новую историческую общность “балканских людей”, то в течение короткого времени люди региона разделятся на новые группы, докопаются до подземных коммуникаций и выведут их наружу, введут разнообразие в рельефе и начнут конфликтовать. Суть в том, что Балканы лежат на стыке российской, западной и мусульманской СКС. Такого типа регион должен быть непроходим и самодостаточен. Сложно объяснить почему, но между СКС всегда формируются такого рода зоны. У них есть строго определенные закономерности функционирования.

Из этого следует, что не следует переоценивать этническую общность балканских народов. Она не играет в сущности никакой роли в балканских конфликтах. Они имеют причиной нечто иное.

Можно провести следующую аналогию. Подобно тому, как в армейском батальоне все носят одинаковую одежду, имеют одинаковый распорядок дня и много другого общего, вплоть до того, что на голове у людей одинаково небольшое количество волос, генерируется масса конфликтов. В случае с армейским подразделением это причины социального порядка. Стрессовая ситуация, и как реакция на него появляются конфликты.

В случае с Балканами и подобными районами генерируется определенное внешнее давление двух и более СКС и в регионе происходит нечто странное. Люди, у которых реально много общего, начинают делиться по группам. Убивать друг друга, бегать на большие дистанции, предварительно сжигая свои и чужие дома по месту прежнего жительства, страшно беспокоиться по поводу государственных границ и многого другого. Это все проявления социо-культурных факторов.

Применительно к внешним контактам балканских государств термин "балканское сотрудничество" означает резкое доминирование ситуативности в поведении и определенное количество алогизмов в контактах. В буферной зоне всегда побеждает именно буферная зона. Чаще всего это выражается в том, что весьма выгодные контакты с СКС могут рваться, казалось бы, без какой то логики. Это делается по причине того, что, оказывая помощь государству буферной зоны, СКС ориентируется на его социо-культурное преобразование. Ответная реакция - отторжение СКС. Стратегические партнерство СКС и государства буферной зоны в высшей степени затруднительно по причине доминирования принципиально различных концепций времени. В случае с СКС это линейная концепция. В случае с государством буферной зоны - маятниковая концепция.

 

МУСУЛЬМАНСКИЙ АНКЛАВ НА БАЛКАНАХ

История - покладистая наука. Она имеет свойство нравиться всем власть предержащим. Это очень ярко проявляется и в балканской истории. Балканские историки имеют диаметрально противоположные воззрения на одни и те же исторические факты. В частности это ярко проявляется в интерпретации истории Косово и формирования мусульманской общины на Балканах. Некорректность изложения исторического материала категорически закрывает путь к пониманию сути процессов, имеющих место на Балканах.

Конкретный пример. В 1389 году на Косовом поле состоялась совместная битва сербов и албанцев против турок османов. Она закончилась сокрушительным поражением сербов и албанцев и установлением долговременного контроля Османской империи над балканским регионом.

Из факта битвы на Косовом поле сербские историки делают "неоспоримый" вывод о том, что данная территория была сербской уже в 1389 году. Аргументация носит весьма замысловатый характер. Из факта битвы на Косовом поле албанские историки делают вывод, что Косово было албанской территорией уже в 1389 году. Аргументация не менее сомнительна. Спор длится долгое время и никакого смысла не имеет.

С точки зрения теории СКС из факта данной битвы на Косовом поле вытекает скорее вывод о том, что Косово было пространством социо-культурной неопределенности еще в 13 - 14 веках. Здесь были все те же албанцы и сербы. Их процентное соотношение неизвестно, равно как и неизвестна численность населения, проживающего в те времена в данном районе.

Если не ориентироваться на выдумки позднего времени, то можно сказать, что нет убедительной возможности сказать, кто первый начал осваивать данный регион, кто внес в него наибольший вклад. Сам вопрос о первенстве не имеет ответа, поскольку поставлен некорректно. Ответ на него нужно начинать с того, откуда и когда появились мусульмане на Балканах. Вероятно, это ключевой вопрос в определении отношений сербов и албанцев в 20 веке.

Дело в том, что в Косово и конкретно на Косовом поле могло не быть конфликтов между сербами и албанцами, до того периода времени пока данный район не попал под контроль Османской империи. Можно даже представить некую патриархальную идиллию мирного крестьянского коллективного труда сербов и албанцев. От таких представлений станет не лучше и не хуже. Драматическое разделение двух народов начинается именно с конца XIV века. Суть разделения в том, что социо-культурно неопределенное албанское и сербское население, стало формироваться по различным социо-культурным стандартам. Если сербы во многом остались самостоятельными и сохранили реликтовое влияние византийских стандартов, то албанцы стали целенаправленно перерабатываться на основании мусульманских принципов. Именно начиная с этого времени, идет резкое разделение албанцев и сербов. Истоки конфликта сербов и албанцев в Косово 1998 - 1999 годов, лежат в конце XIV века. Текущий конфликт не есть историческое недоразумение. Они есть итог большой работы проделанной мусульманской СКС, по формированию своего анклава на Балканах. Этот анклав носит конфликтный характер по своей сути.

То есть, до и после 1389 года мы имеет дело с теми же народами. Этнически они не изменились. Но мы имеем дело с совершенно различными народами в социо-культурном отношении. Именно в этом истоки конфликтности в данном районе Балкан.

Социо-культурное разделение проявлялось не только в отношении к религиям антиподам - мусульманской и православной христианской. Оно проявлялось еще и в формировании определенного социо-культурного пространства. Мусульманский анклав на Балканах есть классика преобразования территории и формирования анклава. У него есть критическая масса территории и населения. Есть своя территория с практически моно конфессиональным и моно этническим населением, и собственная буферная зона. Это не вполне тривиальный случай, когда анклав сформирован столь хорошо и в достаточно короткие исторические сроки.

Начиная с того времени, когда мусульманская СКС взяла курс на формирование анклавов в непосредственной близости от своего хоумленда и в стратегически важных для нее районах, начался процесс усложнения социо-культурного разнообразия на Балканах. До этого систематическую социо-культурную переработку вела только западная СКС в отношении сопредельных балканских территорий. С конца XIV века аналогичную политику повела мусульманская СКС. Сербы и албанцы на Балканах есть представители различных социо-культурных типов. И дело не только в конфессиональной разнице. Различие более глубокое. Албанцы сформированы как мусульманская община-анклав.

Из этого вытекает следствие - мусульманский анклав на Балканах имеет сложную пространственную структуру. Она включает пространство мусульманского хоумленда. Его практически полностью занимает современное государство Албания и буферную зону. Она распространяется на сопредельные с Албанией территории. Это, прежде всего ареалы компактного проживания албанцев в современных Монтенегро, Косово, Македонии.

Если приемлема идея формирования сложной пространственной структуру мусульманского анклава, то становится и вполне очевидной тенденция на ее сохранение. В истории социо-культурного освоения территорий более нормальным является сохранение сложной структуры пространства, чем ее упрощения за счет включения в пределы государственного контроля всех территорий с достаточным проживанием титульного народа и их последующей социо-культурной переработки. Это имеет место только в случаях с СКС. На Балканах ничего подобного быть не может.

Фактически это означает, что современная Албания ни в коей мере не будет претендовать на расширение своих границ и реальное включение Косово и прочих районов компактного проживания албанцев в рамки нового государства, скажем "Великой Албании". Декларации такого рода могут делаться, но реальные шаги делаться не будут. Гораздо более разумной является структура, при которой значительное количество албанцев, ставящих рекорды фертильности, проживает за пределами государства Албания, и имеют возможность практически беспрепятственно контактировать с основной албанской территорией в критические периоды. Такое положение сохранится и на перспективу.

Причины стабильности данного положения следует искать в сути мусульманского анклава на Балканах. Он был сформирован не для того, чтобы отвоевать для мусульманской СКС еще клочок неудобной для проживания земли. Такой проблемы никогда в мусульманской СКС не стояло. Земель было очень много, тем более неудобных для использования земель. Анклав был сформирован для того, чтобы улучшить позиции мусульманской СКС в борьбе с ее извечным врагом - западной СКС. То есть, анклав должен иметь конфликтную структуру по своей сути. Он должен быть генератором конфликтов. В этой связи наиболее гармоничной является структура следующего типа.

 

 

 

 


 

     
 

 

 



Для нее характерно следующее:

· Ареал устойчивого расселения албанцев присутствует далеко за пределами албанского государства;

· сколь угодно значительное расширение государственных албанских границ не изменит несовпадения ареала этнического расселения албанцев и государственных границ Албании;

· упорное нежелание албанцев подчиняться властям сопредельных балканских стран, и в частности регистрироваться, есть гарантия возможности активных и неявных миграций в соседние с Албанией районы. Это не составляет особых проблем и может быть проделано в очень короткие сроки;

· при существующей структуре организации пространства Балкан, силе и реальной защищенности мусульманского анклава, любой передел государственных границ в этом регионе не решает проблем и не снижает конфликтности региона. Косово можно присоединить к Албании. Это ничего не изменит. Моментально в нужный момент будет активирован другой очаг потенциального конфликта. Например, в Македонии, Монтенегро или Боснии;

· у балканской буферной зоны, непосредственный выход есть только на западную СКС. От всех остальных СКС она отделена иными буферными зонами. Именно западная СКС становится основной жертвой активизации конфликта связанного с албанским населением Балкан;

· в сочетании с сербами, мусульмане могут выступать катализатором балканских конфликтов общего регионального уровня. Стоит начать конфликт в одном месте, и волна конфликтности раскатывается по различным частям Балкан. Присутствие в них мусульман совершенно не обязательно;

· активация балканского мусульманского анклава дает великолепную возможность опосредованного и очень эффективного негативного воздействия на западную СКС со стороны мусульманской СКС.

Из сказанного следует, что ареал расселения албанцев и мусульман в целом на Балканах не случаен. Это закономерный результат строго определенного формирования мусульманского анклава. Он ориентирован на потрясения. Анклавы формируются не столько для освоения нового пространства, сколько для борьбы с врагами. В площадном выражении они занимают ничтожное место в пределах любой СКС, но играют важную социо-культурную роль.

Снижение конфликтности анклава не является значимой задачей. Скорее такой задачи вообще нет. Анклав - подобен боксеру. Получая удары по различным частям тела, он зарабатывает себе на жизнь. Мусульманский анклав на Балканах - социо-культурный боксер. Он представляет команду мусульманской СКС.

Для понимания формирования мусульманского анклава на Балканах нужно отказаться от примитивной терминологии в отношении Османской империи и мусульманского мира в целом. Нужно категорически отказаться от понимания мусульман как "врагов цивилизованного мира" и перейти к пониманию мусульманской СКС как одной из восьми СКС. Мусульманский анклав на Балканах - ее порождение. Понимание этого анклава, необходимо, прежде всего, с точки зрения мусульманской СКС.

 

НАСЕЛЕНИЕ БАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Приведем некоторые данные, характеризующие население современных балканских государств. Мы пользовались различными источниками, в том числи экспертными оценками журналистов, специалистов по Балканам, данными всевозможных международных организаций. Естественно, использовались и работы балканских авторов. При этом мы понимаем, что у некоторых авторов есть свои корыстные идеологические и националистические интересы, которые порой влияют на приводимые демографические данные самым причудливым образом [xv].

Следует уточнить, что данные по населению балканских государств носят оценочный характер. Если бы по причине лжи рос нос (как у Буратино, в оригинальной версии этой сказки), то у статистиков были бы самые длинные в мире носы. Мы не хотим деформировать свое лицо и даем только те цифры, в которых уверены. В некоторых случаях к ним приводятся комментарии. При этом мы избегаем точных цифр и предпочитаем говорить о порядке. Точные цифры применительно к современным Балканам категорически неприменимы. В ряде случаев они могут отражать реалии. Но в этом никогда нет уверенности. Данные приводятся на 1999 год.

 

Словения Хорватия Босния и Герцеговина Югославия (Сербия и Монтенегро) Македония Албания
Общая численность населения составляет немногим более 2 000 000 человек.   Общая численность населения составляет около 5 000 000 человек.   Теоретически общая численность населения может составлять около 5 000 000 человек. Но реальную цифру населения скорее не знает никто. Причина в том, что значительная часть населения стала вынужденными мигрантами. Общая численность населения составляет около 11 000 000 человек. Цифра может быть не вполне корректной, так как невозможно учесть албанское население Косово, составляющее, вероятно около 1 500 000 человек.   Общая численность населения составляет около 2 300 000 человек. Периодически имеет место возрастание численности населения за счет албанцев Косово. Цифра может вырастать на 400 000 и более.   Общая численность населения составляет около 3 500 000 человек. Цифра может быть не вполне корректной по причине миграций албанцев из Косово.
Фертильность (количество детей на одну женщину): 1.5 Фертильность (количество детей на одну женщину): 1.5 Фертильность (количество детей на одну женщину): 1.5   Фертильность (количество детей на одну женщину): 1.3 Типичный усредненный показатель температуры по больнице. Фертильность (количество детей на одну женщину): 2 Фертильность (количество детей на одну женщину): 2.85
Детская смертность: 8.6 смертей /1,000 живых рождений Детская смертность: 9.2 смертей /1,000 живых рождений Детская смертность: 15 смертей /1,000 живых рождений Детская смертность: 9 смертей /1,000 живых рождений Детская смертность: 30 смертей /1,000 живых рождений   Детская смертность: 32 смертей /1,000 живых рождений
Национальный состав: Словены 91%, хорваты 3%, сербы 2%, албанцы 1%, другие 3%   Национальный состав: Хорваты 78%, сербы 12%, албанцы 0.9%, венгры 0.5%, словенцы 0.5%, другие 8.1% Национальный состав: Албанцы 44%, сербы 31%, хорваты 17%, другие 8%   Национальный состав: Сербы 63%, албанцы 14%, черногорцы 6%, венгры 4%, другие 13% Национальный состав: Македонцы 67%, албанцы 21%, турки 4%, сербы 2%, другие 6%   Национальный состав: Албанцы 90%, греки 8%, другие 2% (цыгане, сербы, болгары)  
Религии: Католическая 96% (включая 2% униатскую церковь), мусульманская 1%, другие 3% Религии: католическая 76.5%, православная 11.1%, мусульманская у славян 1.2%, протестантская 1.4%, другие 9.8% Религии: Мусульманская 40%, православная 31%, католическая 15%, протестантская 4%, другие 10%     Религии: православная 65%, мусульманская 19%, католическая 4%, протестантская 1%, другие 11%   Религии: Православная 59%, мусульманская 26%, католическая 4%, протестантская 1%, другие 10%   Религии: мусульманская 70%, греческая православная 20%, католическая 10%    
Языки: Словенский 91%, сербскохорватский 7%, другие 2%   Языки: Сербскохорватский 96%, другие 4% Языки: сербскохорватский 99% Языки: сербскохорватский 95%, албанский 5%   Языки: Македонский 70%, албанский 21%, турецкий 3%, сербскохорватский 3%, другие 3% Языки: албанский 99%, 1% греческий
Столица: Любляна Столица: Загреб   Столица: Сараево Столица: Белград   Столица: Скопье   Столица: Тирана

 

Еще раз подчеркиваем, данные являются нашей оценкой, составленной на основании анализа ситуации в балканских государствах на протяжении всего периода текущего конфликта. Краткий анализ приведенных данных.

Численность населения и проблемы при подсчетах

Как правило, балканские государства имеют небольшую численность населения. Исключение составляет собственно Югославия. Но ее высокие региональные показатели численности населения во многом определяются федеративным устройством данного государства и включением в него большого количества несербского населения. При дальнейших геополитических изменениях количество населения Югославии может значительно уменьшиться. Пропорции населения балканских государств на перспективу могут быть более сопоставимыми.

Определение численности населения, проживающего на Балканах, сталкивается с очень серьезными проблемами. Равно как и остальных людей, балканских жителей, казалось бы, можно просто пересчитать. Но дело в том, что национальные противоречия переносятся в область демографической статистики. Данные бессовестным образом искажаются. Насколько это делается сознательно не суть важно. Важно то, что официальным данным верить нельзя.

Яркий пример - определение численности населения Косово. Тривиальная статистическая задача перерастает в политическую проблемы.

Желание государства знать о том, сколько граждан проживает на его территории вполне законно и весьма тривиально. И если оно не может быть реализовано, это свидетельство строго определенного типа отношений центральной власти и периферии. Такого рода феномен имеет в весьма многих странах мира. Например, в пределах черной африканской СКС. Президенты африканских стран увереннее всего чувствуют себя в столицах. Некоторые районы своих государств они просто не могут посещать. Это Африка. Но в Европе, такого рода неуправляемость имела место только на Балканах. СФРЮ - особый тип государства. Его особенность определяется типом социо-культурного пространства.

В СФРЮ, на протяжении длительного периода времени, сталкивалась с проблемами управляемости своей территории. Вероятно, упорное нежелание адекватно воспринимать эти проблемы породили столь острый текущий югославский кризис.



2019-07-03 348 Обсуждений (0)
БАЛКАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БАЛКАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)