Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЛЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США



2019-07-03 225 Обсуждений (0)
ДЛЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США 0.00 из 5.00 0 оценок




Текущий балканский конфликт оказывает немалое воздействие на экономику западных стран и западный финансовый рынок. Это воздействие можно понять только как часть более общих процессов. Отметим некоторые наиболее характерные моменты.

 

Балканский конфликт и курс евро

Евро - деньги выдуманные. Они не столько порождение реальной необходимости, сколько попытка воздействовать на реалии Западной Европы с помощью слишком рациональных реформ. Как все выдуманные вещи, евро очень уязвимы. Доллар США в качестве "мировых" денег гораздо более стабилен. За ним есть реальное социо-культурное основание. Есть реальная потребность в глобальном денежном эквиваленте. Особой потребности в единых региональных валютах, тем более в таком сложном районе как Западная Европа, нет. Они могут существовать в основном виде условных денег, используемых при пересчетах между государствами, но не в виде наличности, используемой на повседневном уровне. Евро - не столько деньги, сколько идеология, выраженная в деньгах.

Балканский конфликт и чрезвычайная активность в нем США могут стать сильным негативным фактором для евро. Через два дня после первой бомбардировки Югославии курс евро по отношению к доллару упал до отметки 1,072. Двумя неделями позже был поставлен новый рекорд - 1,063. По мере развития конфликта, курс евро устойчиво падал. На него очень сильно повлияли разговоры относительно потенциальной возможности наземной операции в Косово и сама операция.

На вторую половину июля 1999 года (время написания этого текста) наземная операция НАТО в Косово закончилась относительно благополучно. Но перспективы евро от этого не стали лучше. Они связаны с тем, что Косово, оказалось, по сути, законсервированным конфликтом. В пользу этого говорит наличие в нем весьма большого количества русских миротворцев, которые в сложных отношениях с НАТО. Дополнительный фактор, связан с прибытием в Косово все новых и новых войск. Ряд из них, например, украинские миротворцы, получают приказы фактически не вмешиваться в дела региона. Ничего не должно угрожать жизни украинских военных в Косово. Но в таком варианте, их участие лишается смысла. Но они участвуют в миротворческой операции. Ситуация стала реально неуправляемая. Косовские албанцы попрятали свои автоматы. Сербские власти ждут вывода иностранных войск из края. А западные страны за все должны платить и платить. При этом все большие расходы стали приходиться на европейские страны, а не США.

Евро в высшей степени уязвимы. Хотя бы минимальное сопротивление сербской армии в Косово или начало проведения сербами партизанско-диверсионных действий против войск НАТО, оказали бы на него, скорее в высшей степени неблагоприятное влияние. Сербская армия ушла из Косово без боев. Это сохранило евро в относительной стабильности.

Балканский конфликт стоит очень дорого. Сухопутная операция НАТО на Балканах резко увеличивает эти траты. Называются различные цифры. Но думается, все они не вполне корректны. Подсчеты такого рода сложны, но реалистичны. Другое дело, что скорее никто не занимается корректными подсчетами затрат на балканский конфликт.

Последействия массированных затрат западной СКС средств на балканский конфликт многоплановые. Мы уже упоминали начало распродажи золотого запаса в Великобритании. Долго вынашиваемая идея стала реализовываться. Это нетривиальная акция. Снижаются показатели экономического роста в европейских странах. Европейские страны, при всем своем нежелании, должны увеличивать дефицит государственного бюджета. Первый случай связан с Италией. Вполне вероятно, что дефициты бюджета будут увеличиваться и в иных западных европейских государствах. Балканский конфликт и затраты на него стали дополнительным негативным фактором активно влияющим на состояние экономики западных европейских государств.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БАЛКАН.

ЦЕНА УСПЕХА

Снижение курса евро в процессе активного протекания конфликта НАТО и Югославии, может оказаться не самым негативным фактором влияющим на западноевропейские финансы. Более серьезное влияние может оказать возможность восстановить экономику Балкан после успешных массированных бомбежек НАТО и прошлых разрушений. Цена военного успеха может быть реально очень высокой. Балканы - снова чистая доска. Иероглифы на ней должна писать западная СКС. Остальные наблюдают и периодически делают дополнения.

В прессе, говорится, что общая сумма реконструкции Балкан может стоить около 10 миллиардов США. ВМФ и Мировой банк на такие траты никогда не пойдут. Дело не в их желании. Это просто невозможно. Отдельные балканские государства получат небольшие кредиты за хорошее поведение. Например, Болгария. Будут затрачены средства на интеграцию Словении и Хорватии в западноевропейскую экономику. Но не более того.

Далее западная СКС, будет искать повод для выхода с Балкан. Военная акция НАТО против Югославии поставила точку в этом конфликте. Далее нужно уходить, не потеряв лица. Например, сразу после окончания военных действий против Югославии, западные представители начали категорически заявлять о том, что Югославия не получит международной финансовой помощи до тех пор пока Президентом является Милошевич. Когда он перестанет быть Президентом, будут выдвигаться новые и новые требования. В любом случае, Сербия не получит от МВФ ничего. Это не означает катастрофу этого государства. Кто может вспомнить хотя бы один пример того, что ВМФ реально помог одной из стран в решении ее экономических проблем? Кто может вспомнить хотя бы одну страну, которая прекратила свое существование в результате отказа ВМФ давать кредиты? Деньги МВФ уходят как в песок и лишь увеличивают долги государств.

Западная СКС на Балканах не будет ничего отстраивать. Сербия и Косово останутся со своими руинам. Натовские “голуби мира” на албанцев обидятся и уйдут. Сербам будут выдвигать все новые и новые требования. Поводов масса. Каждый день дает поводы для обиды на албанцев Косово. Но в определенный момент Косово останется по прежнему государственной территорий Югославии, а количество иностранных войск стремительно сократится. Никакой помощи не поступит.

Так произойдет потому, что буферные зоны не должны быть особенно процветающими и перенаселенными. Они периодически разрушаются и сокращают свое население. Для этого уже проделана деструктивная работа. Восстановление Косово опять привлечет в данный регион большое количество населения. Но он должен быть депопулизирован. Нравится сказанное или нет, не важно. Есть объективные социо-культурные закономерности, которые проявляются в буферных зонах в течение длительного исторического времени. Хотя они до сих пор они и не признаны, но от этого не становятся менее действенными.

 

ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

Более детально остановимся на вопросе о факторах размещения производительных сил. Это очень важно для оценки инвестиционных проектов по восстановлению экономики Балкан.

Для экономистов пространство есть чистая доска, на которой они могут, в соответствии со строгими законами своей науки, делать все, что нужно для построения идеального общества. Соответственно, факторам размещения производительных сил традиционно уделяется очень незначительное внимание. Тема явно не разработана и особого смысла в ней экономисты не видят. Даже когда речь идет о площадях в 22 000 000 квадратных километров, как в СССР, все больше говорят про абстрактные законы социально-экономических формаций.

Другое дело, что вопрос о размещении весьма детально исследуется в географической науке. Но в виду недавней строгой подчиненности идеологическим стандартам и здесь не было возможности полноценно обсудить данную тему. До недавнего времени пространство представлялось чисто унитарно. Это была государственная доктрина. В строгом соответствии с ней теория размещения затрагивала только определенные аспекты.

Вероятно, самый сильный недостаток современных теорий размещения связан с тем, что они исходят из идеи однообразия и пассивности пространства. Пространство - чистая доска. Во всяком случае, ее можно делать чистой. Между тем пространство не однообразно и не пассивно. Оно имеет свои строго определенные типы, которые детерминируют особенности проявление в них различных процессов. Экономические процессы есть только частный случай. Они в полной мере попадают под детерминацию со стороны социо-культурного пространства. Одно и то же экономическое действие (событие, процесс, объект), но в различных типах социо-культурного пространства может проявлять себя совершенно различно.

По теории размещения есть откровенно небольшое количество оригинальных работ. Классические работы в этой области познания сохраняют свою активность весьма долгое время. В частности теория А. Вебера, опубликованная в 1909 году, до сих пор не утратила своей актуальности. Есть много ее модификаций, но принципиально подход сохраняется. К теории размещения порой делаются некоторые существенные дополнения. Например, в 1940 году немецкий экономист А. Леш, опубликовал монографию, которая стала реальным вкладом в теоретическое осмысление проблемы размещения. Есть большое количество иных дополнений к теории А. Вебера [xvii]. Очень значимым был вклад Н.Н. Колоссовского, предложившего концепцию энерго-производственных циклов[xviii]. Она стала отражением гигантских работ по освоению советского пространства.

При анализе размещения обычно уделяется внимание следующим факторам - издержкам:

1. Издержки на земельную ренту (аренда, покупка).

2. Издержки на основной капитал (здания, машины, оборудование).

3. Издержки на сырье и энергоресурсы.

4. Издержки на рабочую силу.

5. Транспортные издержки.

6. Процент на заемный капитал.

7. Амортизационные отчисления на основной капитал.

Эти факторы учитывались в теории А. Вебера. Они, с небольшими вариациями, учитываются и в остальных теоретических построения. Связанных с анализом размещения производительных сил [xix].

Анализ факторов размещения очень большая тема. Обратим внимание только на некоторые аспекты. В таких регионах мира как Балканы, строгие теоретические положения теории А. Вебера перестают корректно работать. Дело в том, что рациональность, понимаемая как эффективность размещения производительных сил, во многом ориентирована на:

§ Хоумленды и внутренние буферные зоны;

§ Большие площади социо-культурных систем.

Это важное условие корректности проявления принципов существующих теорий размещения. Никогда не говорится, но предполагается, что теоретические построения теорий размещения якобы везде работают одинаково. Это совершенно естественное предположение, если исходить из идеи однородного пространства. Но социо-культурное пространство неоднородно. Например, во внешних буферных зонах, и в частности в таких конфликтных районах как Балканы теоретические построения начинают давать странные результаты. В итоге район начинает рассматриваться как деформация. Теорию ради него не трогают. Теория дороже небольшого по площади района мира, тем более, когда в нем нужно провести определенные реформы. Предполагается, что данный район "неправильный".

В очень редких случаях размещения производительных сил есть подавляющее преимущество одном из семи перечисленных выше факторов размещения. Как правило, факторы - издержки проявляются в определенном балансе, и решающую роль играет не столько один фактор, сколько их суммарный вес. В зависимости от технологических особенностей производства, большую или меньшую роль играют строго определенные факторы. В суммарной оценке их роль возрастает, но все равно весьма редко положение, при котором один или два фактора имеют абсолютно подавляющее преимущество над остальными.

Для конкретного практического процесса размещения, принятия решений о том, что и где будет строиться часто характерно наличие нескольких альтернатив. Это нормальное положение. Есть большая свобода в принятии решения. Теория А. Вебера и ее модификации в такого рода решения уже не вмешиваются. Но в реальном размещении все должно быть однозначно и делается выбор на основании ряда дополнительных неявных факторов.

С нашей точки зрения, теория А. Вебера и ее модификации относительно строго работают только в условиях больших площадей СКС и условиях наличия единого социо-культурного стандарта освоения территории. Только в таком варианте можно определять эффективность размещения промышленности на основании суммы факторов - издержек. Предположение относительно социо-культурной однородности пространства в данном случае относительно корректно. В данном случае, размещение промышленности должно иметь экономические основания. Все что за пределами рассматриваемого социо-культурного пространства, может рассматриваться как некая деформация или вообще игнорироваться. Естественно, лучше это не делать.

Но есть большое количество случаев, когда экономическая эффективность размещения не особенно важна. Более того, размещение промышленных объектов может противоречить строгим расчетам в духе теории А. Вебера. Это случаи, связанные с потребностью освоения буферных зон. Тип социо-культурного освоения есть основной и конечный продукт преобразования региона. И под задачи освоения часто идет размещение определенных производств не там где это экономически целесообразно, а там где нужно осваивать территорию в интересах СКС. Например, нужно создать рабочие места для людей определенной национальности. У района появляются новые экономические специальности. Социо-культурные типы пространства детерминируют очень многое.

Некоторые экономические специализации генерируются только под поддержание определенного уровня освоенности региона. Примером может служить замещение сельскохозяйственной специализации французских и австрийских деревень на рекреационную. Бум сельского туризма во Франции связан, прежде всего, с этим. Дело не в прелестях отдыха в сельской местности. Дело в поддержании освоенности территории. Если не учитывать социо-культурные основания такого рода процессов то их сложно не только понять, но и даже определить. Их как бы нет, хотя процессы длятся десятилетиями и в них участвуют миллионы людей.

После того как цикл освоения буферной территории пройден, в нем закрепилось определенное население и сформирован определенный тип освоения, наступает кризис. Промышленность района в прежнем виде не реанимируется. В этом нет необходимости, так как она свою задачу выполнила. Задача в закреплении определенного населения. Промышленность в виду ее убыточности и отсутствия социо-культурных задач более смысла не имеет. Но район поддерживается на определенном уровне освоенности. И под эту задачу в нем могут генерироваться новые экономические специальности. Например, рекреационная.

Периодические кризисы в промышленности есть дело обычное и естественное. Но другое дело, что в некоторых случаях регионы не теряют свою специализацию, попавшую в кризисное состояние, а модифицируют ее или восстанавливает после прохождения кризиса. Есть масса вариаций, которые определяются социо-культурным типом пространства.

Важным тезисом теории СКС является то, что в зависимости от типа социо-культурного пространства факторы размещения промышленности могут ввести себя совершенно различно. Социо-культурное основание размещения производительных сил не просто дополнительный фактор. Это своего рода знаменатель, который определяет конкретный процесс размещения, проявления всех и каждого факторов.

В случае с внешними буферными зонами возможны варианты вполне очевидного нерационального размещения. СКС может идти на откровенные траты только для того, чтобы создать важный для нее стандарт освоения пространства буферной зоны. В сравнении с экономикой СКС в целом эти траты никогда не играют значимой роли. Поэтому на них идут весьма спокойно. Тем более что выгодная для СКС организация пространства внешней буферной зоны гарантирует ей последующую стабильность, которая стоит немалых денег. Соседство с таким регионом как Балканы дает множество примеров такого рода. Основные балканские беспокойства ориентированы на западную СКС. Для других СКС это дело во многом опосредованное.

 

Изложенные положения, относительно влияния типов социо-культурного пространства на особенности размещения производительных сил, можно отразить следующей моделью

 

 

 


В хоумлендах СКС, которые занимают значительные площади, в размещении промышленности, фактор реальной экономичности производства играет гораздо большую роль, чем во внутренних буферных зонах и тем более внешней буферной зоне. Скорее, нельзя говорит о рациональности размещения применительно лишь к отдельному экономическому объекту. Есть длительный процесс освоения территории СКС. Она формируется в соответствии со стандартами данной СКС и ее практическими возможностями. С одной стороны, есть внутренняя логика СКС, освоения ее пространства. С другой стороны, есть технологические особенности производственного процесса на определенном исторической уровне его развитости. Их баланс и дает определенные стандарты рациональности (эффективности) размещения промышленности в конкретные периоды времени.

Очень важно, что понятия типов социо-культурного пространства историчны. Пространство СКС формируется. Соответственно этому один тип может перерастать в иной. Эти изменения носят синергетический характер. В частности внутренние буферные зоны могут становиться частью хоумленда СКС. Соответственно этому меняется и проявление социо-культурного основания в размещении производительных сил.

Отмеченные выше положения имеют прямое и непосредственное отношение к экономике Балкан. Они важны не только для понимания особенностей экономической истории этого региона, но и для осмысления массовых разрушений имевших место в текущем конфликте. На основе теории СКС и ее экономического приложения, возможно уверенное прогнозирование географии и особенностей перестройки экономики Балкан в послевоенный период времени.

Судя по логике освоения региона, основная направленность перестройки экономики Балкан должна идти в двух направлениях. Первое связано с изоляцией таких районов как Сербия, Косово, Македония, отчасти Монтенегро. Второе связано с развитием внешних для данного района связей таких государств как Словения и Хорватия, а также края Воеводина. И первое, и второе направление обоснованы чисто социо-культурными основаниями, играющих на Балканах подавляющую роль. Классические факторы - издержки размещения промышленности в данном случае не играют существенной роли. Изоляция некоторых районов Балкан вообще не имеет отношения к теории Вебера. Региональный бум в развитии Словении, Хорватии и, вероятно, Воеводины имеет определенное отношение к анализу факторов - издержек. Речь идет о переориентации этих районов на западную СКС и Венгрию. Это государство внешней буферной зоны, но оно прекрасно переработано в социо-культурном отношении и на него вполне распространяются некоторые закономерности экономического развития, характерные для хоумленда западной СКС. Не исключено, что прошлая венгерская специализация на прямом военно-политическом контроле Балкан, воплотится в экономический патронаж Воеводины. Во всяком случае, попытки такого рода, наверняка, будут сделаны. Насколько они будут успешными в 1999 году судить сложно.

Соответственно тому, что явное доминирование на Балканах имеет социо-культурная основа переориентации производительных сил данного региона, разумно строить и стратегию поведения российских компаний. Подобно российским десантникам оперативно и без каких-либо согласований с инициаторами конфликта (НАТО) заняли стратегически важный объект в Косово, могут поступать и российские компании. Опять же, смысл такого рода акций не столько в получении прибыли от инвестиций в Балканы. Слово прибыль тут вообще не уместно. Дело в решении социо-культурных задач. Российская СКС определенно имеет свои интересы на Балканах. Они не связаны только с военными и дипломатическими аспектами. Международные экономические отношения это продолжение все той же социо-культурной борьбы, но иными методами.

Теория СКС, ее общие теоретические положения и методологический аппарат позволяют подойти к существенно иной оценке инвестиционных проектов связанных с современными Балканами. Но это особая тема, которая должна рассматриваться очень детально. Присутствие на Балканах российских компаний не сводится только к суетливому опережению конкурентов в получении выгодных контактов. Это может быть продуманная долговременная политика. Технологии такого рода присутствия на балканском рынке, разработанные на основании теории СКС, могут быть очень эффективными.

 

САМОИЗОЛИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА БАЛКАНСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ПРИМЕР АЛБАНИИ

Со студенческих лет сохранилось чувство удивления перед государством Албания. Оно расположено поразительно экстерриториально. Это часть неизвестной культурной среды на Балканах. Государство ни с кем не хочет контактировать. Не нуждается в кредитах и участии в международных организациях. Все стремятся в международные организации. Албания не стремится. Она ни на что непохожа и самодостаточна.

Позднее, после разработки теории СКС, стало понятно, что экстерриториальность Албании связана с тем, что она есть мусульманский анклав. Она сформирована вполне сознательно как нечто экстерриториальное. Социо-культурный дизайн этого государства ориентирован на две, казалось бы, противоречащие друг другу цели - изоляция от остального мира и конфликтность с остальным миром. Естественно, в конкретных условиях Албании, остальной мир во многом сводится к соседним балканским территориям и периодически появляющимся на них различным государствам, а также заморской Италии.

Очень важен в теоретическом и практическом плане вопрос о социо-культурных основаниях мировой экономики. Экономика не универсальна. В ее основании лежат социо-культурные стандарты. На современном уровне разработанности теории СКС, мы не в состоянии детально осветить вопрос о корреляции экономических и социо-культурных стандартов. Но есть возможность представить некоторые данные, связанные с этой темой, по балканским государствам. Рассмотрим пример Албании.

Очень интересна, адаптация экономики Албании к социо-культурному статусу этого государства. Ее экономику нельзя рассматривать как примитивную, только на основании того, что жизненный уровень населения Албании не столько высок как в некоторых государствах Западной Европы. Экономика Албании есть совершенный продукт балканской эволюции и совершенное порождение мусульманской СКС.

Может быть, на перспективу и остальные балканские государства приобретут некоторые черты столь характерные для Албании. Это, прежде всего, замкнутость на самое себя. Чаще всего, предполагается, что государство и его экономика должны идти по пути неуклонного прогресса, материального процветания, расширения контактов. Это линейная концепция времени. Из нее исходят западная и российская СКС. Но Албания расположена на Балканах. Здесь доминирует маятниковая концепция времени. В развитой форме, она приводит к тому, то формируется небольшое, само изолированное и мало привлекательное государство. В нем почти однородный национальный состав населения. Национальных проблем нет. Четко выраженная доминирующая религия. Самодостаточная экономика. Это балканский идеал. Кратко рассмотрим путь его достижения в Албании. Не будем начинать с 14 века. Это потребует слишком много места, хотя с научной точки зрения корректно именно такое рассмотрение. В данной работе сделаем основной акцент на становлении албанской экономики после Второй мировой войны.

До начала Второй мировой войны Албания представляла собой крайне отсталое государство. Во всяком случае, такое заключение можно было сделать при ее оценке с западной точки зрения. Абсолютное доминирование сельского хозяйства в экономике страны не представляло сомнений. В горных районах, занимающих большую часть территории страны, было вполне натуральное хозяйство или что-то около того. Нормой был мусульманский вариант экономики, когда сельские жители, имеющие очень редкие контакты с остальным миром, содержат сами себя.

Не было железных дорог. Транспортная сеть, в виде дорог и дорожек, в основном была ориентирована на осликов, как основной вид транспорта. Все остальное было отклонение от нормы этого милого и трудолюбивого животного. В стране было небольшое количество мелких примитивных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, нефтепромыслы и угольные шахты, в лучших технологических традициях 18 - 19 веков.

Накануне Второй мировой войны удельный вес промышленности в ВНП Албании был менее 10 %. А ее доля в создании национального дохода была около 4 %. С такими показателями в середине 20 века можно определить большое количество стран, расположенных в Африке и частично в Азии. Но только не в Европе. Но Албания - страна реликт и именно с этим связаны ее показатели.

С таким аграрно-индустриальным потенциалом Албания вошла во Вторую мировую войну. На момент окончания военных действий в данной районе, оттого, что было до войны осталось только натуральное хозяйство. При отступлении германские войска взорвали нефтепромыслы. Оказались поврежденными и иные промышленные предприятия. Причины этих повреждений не всегда однозначны. Их могли с равным успехом взорвать не только немцы, но и многие другие воюющие стороны. Но важно, что предприятия не работали. Военные "балканские" действия в Албании привели и к тому, что многие деревни и села были сожжены, их население делось неизвестно куда. На четверть сократилось поголовье скота, была уничтожена значительная часть сельскохозяйственного инвентаря. Можно было начинать очередной "балканский первый день творения".

29 ноября 1944 года Албания стала свободной от германских и итальянских оккупантов. Власть оказалась в руках коммунистов. Сразу начались социалистические преобразования. В декабре 1944 года был введен государственный контроль над промышленностью. Это было сделать несложно, в виду практического отсутствия таковой. Но важно, что изначально определялись доминирующие позиции государства в промышленности. Никакие иностранные и частные инициативы в промышленности не принимались в принципе.

В 1945 - 46 годах была национализирована промышленность, банки, транспорт, средства связи, внутренняя оптовая и значительная часть розничной торговли. Государство получило монополию на внешнюю торговлю и стало абсолютным доминантом. В 1946 году на его долю приходилось 87 % всей валовой продукции Албании. Учитывая ничтожный уровень развитости экономики страны, этого периода времени, можно уверенно говорить, что 13 % приходились на натуральные хозяйства затерянные в горах.

Традиционно преобразования 1944 - 46 года интерпретируются как установление доминирования социалистического стандарта. Естественно это был стандарт с албанским оттенком, но социалистический. Есть все признаки именно социалистических преобразований.

С точки зрения теории СКС, это было явление несколько иного плана. До второй мировой войны Албания была весьма зависима от западной СКС. Она периодически подвергалась ее давлению. Например, это выражалось в марионеточном характере албанской государственности, которая стала итогом внешнего соглашения. Внешний контроль не был особенно тяжким. Он не приводил к драматическим переменам жизненного уклада в Албании. Это было сделать в высшей степени сложно. Но все равно, внешнее западной вмешательство в дела Албании было делом нормальным.

       После Второй мировой войны положение резко изменилось. В результате поражения Германии и ее союзников Албания смогла оказаться весьма изолированной от остального мира. Особенно важна для нее была слабость Италии этого периода времени. Италия традиционно контролировала или пыталась контролировать этот район Балкан. Возможность изоляции от докучливого патрона составила наиболее желанный вариант Албании. Дело не в материальном уровне, а в независимости. Независимость в данном случае во многом сводится к изолированности от западной СКС и от соседней Югославии.

Итак, использовав благоприятную международную обстановку после 1945 года, Албания повела политику на самоизоляцию. Тезис может показаться странным. Доминирует представление о глобализации экономики и международной жизни, о том, что единственной целью является ориентация на усиление внешних связей. Несмотря на свою распространенность, эта идея носит априорный характер и во многих районах мира категорически не подтверждается. В частности она не работает на Балканах. Логика развития Албании после 1944 года связана с ее ориентацией именно на изолированность, самодостаточность. Это классическое балканское государство. Оно имеет классический балканский размер (28.7 тыс. км2) и классическое балканское население (немногим более 3 миллионов человек). Оно замечательно и тем, что в отличие от остальных балканских территорий практически моно национально. То есть, стала формироваться государственная территория с однородным населением, замкнутая на свои интересы и ориентированная на экономическую и политическую изолированность от мира. Это был вопиющий контраст с СФРЮ и Западной Европой. Но это был кусочек будущего Балкан. Балканские государства скорее придут к аналогичному варианту после развала СФРЮ и войны 1990- годов.

Еще раз отметим, что формирование Албании как "социалистического" государства есть явление закономерное. Дело не в ее официальных идеологических ориентациях. Могли декларировать строительство не социализма, а чего-то иного. Это не суть важно. Важно только то, что была сформирована территория с четкими границами, однородным населением и столицей явно доминирующей над остальной территорией. Это идеальный балканский вариант и к нему, в той или иной форме, должны придти все остальные государства данного региона.

Образование Албании как весьма изолированного государства на Балканах, устраняющегося от контактов с остальным миром, явление естественное. Для его понимания нужно учесть то, что процессы формирования социо-культурного пространства, в частности балканской буферной зоны, длятся столетия. Для одного человека это может показаться слишком длительный процесс. Но не стоит забывать, что балканский регион есть часть внешней буферной зоны между российской и западной СКС. И процесс ее активного формирования идет с 8 века новой эры. В таком контексте опережение Албанией, остальных балканских государств, вполне понятно.

Очень важный и сложный в теоретическом плане вопрос связан с албанским социализмом или албанским вариантом социализма. Для его понимания важно учесть следующее. Идея коммунизма, развиваемая в российской СКС (СССР), не была абстрактным идеалом. Она была направлена на борьбу с западной СКС. Суть была не столько в построении идеального общества, сколько в отсечении от западной СКС ее колониальных и вассальных территорий в иных СКС. Коммунизм был предлогом. Это был общий лозунг в антизападной борьбе. Яркий пример связан с развалом колониальной системы западной СКС.

       С этой точки зрения, вполне понятно, что Албания использовала коммунистический идеал для решения своих задач. Нужно было исходить из коммунистического идеала, для того чтобы отгородиться от Западной Европы. Политическое устройство и декларации должны были резко контрастировать с соседней Европой. Нужно было исключить контакты. Если бы в Западной Европе строили коммунизм, то в Албании начали бы строить рыночную экономику. Итог оказался бы аналогичным тому, что есть в современной Албании. То есть, в реальности делают то, что делают. Но важна именно драматическая противоположность деклараций, как средство решения проблемы изоляции от соседней западной СКС.

От соседней коммунистической Югославии отгородились "иным путем построения коммунизма". Идеологические стандарты были только поводом. Целью была изолированность.

       В СССР весьма болезненным был вопрос относительно югославского ревизионизма и албанского странноватого варианта коммунизма. Про Албанию говорили много меньше, чем про Югославию. Но дело скорее не в различных степенях балканского ревизионизма. Албанский вариант строительства коммунизма, ставший во многом модификацией от китайской модели социализма, разумен и гармоничен. Это совершенное творение для данного района мира. Он способствовал изоляции Албании от остального мира и формированию ее весьма самодостаточной экономики. Именно с этой точки зрения он разумен и гармоничен. Именно поэтому он не был предметом активного обсуждения в СССР.

 

*     *     *

       Внутренние и внешние послевоенные реформы Албании были действительно радикальны. Провели важнейшую для страны земельную реформу (1945 - 46 гг.). Накануне ее проведения в руках 3 % землевладельцев было более 27 % всей обрабатываемой земли. При чем это были реально лучшие земли. 14 % крестьянских семей совсем не имели земельных наделов. Реформа была проведена по военному быстро. Земли экспроприировали. Крупные землевладельцы, оставшиеся на территории Албании, были репрессированы. Свыше 70 тысяч крестьянских семей (около 45 % всех хозяйств страны) получили наделы. Было роздано 155 тыс. гектаров земель. Раздача земель была проведена на безвозмездной основе. На части помещичьих земель были созданы госхозы. После раздачи земель началась волна коллективизации. Повторялся традиционный социалистический путь.

Земельная реформа в Албании 1945 - 46 годов носила внешне социалистический характер. Была экспроприация экспроприаторов, была раздача земель тем, кто на них трудился и так далее. То есть, все по классическим стандартам построения социалистического общества. Но смысл реформы в социо-культурном отношении несколько иной. Социализм - дело быстротечное. С исторической точки зрения, это бабочка однодневка. Социо-культурные процессы освоения территорий живут много дольше.

В этой связи земельную реформу в Албании можно интерпретировать как формирование стабильного и изолированного от соседней Югославии расселения албанцев. Они имели свое государство, но нужно было подкрепить изолированность и экономическими реформами. Факт наличия государственности сам по себе мало что значит. Албанское население в целом очень подвижно. Косовские албанские перебежки 1998 - 99 годов показали, что сотни тысяч людей могут легко и быстро помещаться на большие расстояния. Никаких проблем нет, и поводы для этого могут во многом генерироваться внутри самой албанской общины. Население государства Албания послевоенного периода времени было в аналогичном состоянии. Кризис в стране мог привести к значительному оттоку населения. Сотни тысяч албанцев могли перебраться в иные районы. Для закрепления населения была проведена земельная реформа. Итогом стало то, что Албания приобрела стабильное население. Скорее ничто не держит крестьян прочнее на одном месте, чем обладание землей. То есть, решался не столько земельный вопрос, сколько социо-культурный.

       С 1947 года в Албании повторяли организационную структуру характерную для большинства социалистических стран. Начинается планирование экономики и строгое выполнение объявленных заданий. Первые планы приняты в 1947 и 1948 годах. С 1951 года начинают действовать пятилетки. На их основании разрабатывались годичные планы. Плановая система начала работать очень уверенно и эффективно. Были достигнуты реальные успехи.

Важно и интересно, что феномен жесткого планирования в целом возникает на строго определенных этапах освоения территорий и по достижении соответствующего уровня освоенности исчезает. При<



2019-07-03 225 Обсуждений (0)
ДЛЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЛЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)