Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика жилищно-коммунальной сферы



2019-07-03 300 Обсуждений (0)
Характеристика жилищно-коммунальной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале 1990 годов, является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Ее важность и необходимость определяются реальным состоянием данного сектора, весомым вкладом и влиянием на ход реформы в России в целом, возможными негативными социально-экономическими последствиями при отсутствии достаточно жесткого контроля (мониторинга) за параметрами и происходящими изменениями в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) в регионах и своевременного реагирования на возникающие отклонения.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это важный сектор национальной экономики, на который приходится около 25% основных фондов России. Бюджетные ассигнования, ежегодно и неэффективно поглощаемые этим многоотраслевым комплексом, составляют порядка 20 млрд. руб., что является тяжелым бременем для российской экономики.

Рыночные преобразования всей системы ЖКХ России определяются многими факторами и причинами: крайней изношенностью инфраструктуры; неэффективностью государственного и муниципального управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы; отсутствием средств в бюджете всех уровней; низким уровнем доходов основной массы населения, что затрудняет ценообразование в данной отрасли и др. Есть два принципиальных момента, по которым эти преобразования необходимы: во-первых, ЖКХ - это очень услугоемкая отрасль экономики регионов России, которая в рыночных условиях способна увеличить занятость за счет развития малых и средних форм предпринимательства, а, во-вторых, именно она в значительной степени улучшает качество жизни населения.

Другими словами, от успешного реформирования жилищно-коммунальной сферы зависит успех рыночных реформ в России в целом. Между тем, если сам перевод жилищно-коммунальной сферы на рыночные условия хозяйствования после пятнадцати лет безуспешных попыток какими-либо другими методами, уже ни у кого не вызывает сомнений, то направления, методы и формы этого перехода еще достаточно дискуссионны. И уже совсем мало изучены в теоретическом плане те рыночные методы и инструменты, с помощью которых этот рынок будет функционировать. И по нашему мнению, первостепенное значение среди них занимает такой рыночный инструмент хозяйствования как маркетинг.

Успешное ведение бизнеса в наше время подразумевает постоянное изучение рынка и выявление его тенденций, поэтому в постоянно изменяющей рыночной среде использование инструментов маркетингового комплекса является обязательным условием для достижения успеха фирмы и его конкурентоспособности, так как его применение позволяет предприятию занять выгодную конкурентную позицию, ориентируясь на нужды потребителей.

Необходимость в проведении мероприятий по маркетингу определяется:

· существованием свободной конкуренции между организациями;

· возможностью для покупателей выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей;

· хорошей информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг;

· целями организации, которые могут быть выражены в измеримых выражениях.

Маркетинг возникает и существует как ответная реакция организации в условиях свободной рыночной конкуренции при наличии относительной свободы выбора для покупателей.

Маркетинговая деятельность направлена:

1) на маркетинговый анализ и планирование с последующим выявлением групп потенциальных покупателей;

2) производство товаров или предоставление соответствующих услуг для этих целевых групп;

3) координацию деятельности организации по достижению наиболее выгодной позиции на рынке;

4) на определение путей контроля по ведению бизнеса в соответствии с заранее установленными целями.

Цель данной работы - разработка теоретических и методических подходов к управлению маркетингом в ЖКХ и выработка практических рекомендаций по его использованию в работе Управляющих организаций.

Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:

1. обосновать необходимость рыночной реструктуризации российского жилищно-коммунального хозяйства и повышения его конкурентоспособности;

2. исследовать управление процессом передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в частные руки средствами маркетинга;

3. выявить особенности формирования конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства;

4. проанализировать влияние потребительских предпочтений на предложение товаров и услуг предприятиями (организациями) жилищно-коммунального хозяйства;

5. исследовать опыт управления маркетингом в жилищно-коммунальном хозяйстве различных регионов России.

 

Глава I. Особенности маркетинга в жилищно-коммунальной сфере

Характеристика жилищно-коммунальной сферы

Цель рыночных преобразований российской экономики - это, в первую очередь, повышение уровня и качества жизни населения страны. Реализация этой цели позволит сделать национальную экономику конкурентоспособной на мировых рынках и, в тоже время, обеспечение ее конкурентоспособности является фактором роста благосостояния населения. Инструменты достижения этой цели - разгосударствление и приватизация, то есть наделение граждан РФ собственностью, которая, с одной стороны, должна была стать одним из важнейших источников их доходов, а с другой, - повысила бы эффективность управления и функционирования народного хозяйства в целом, поскольку развитие частной собственности является основой конкуренции, а значит саморегулирования хозяйственных процессов.

Опуская вопрос о том, почему основная масса россиян оказалась лишена собственности на средства производства (выявление этих проблем не входит в задачи нашего исследования), отметим, что всё же абсолютное большинство граждан России получили собственность - они реализовали своё право собственности на жилье. Передача жилья в собственность граждан позволила сформировать рынок жилья, превратить его в товар - в объект купли-продажи, причем, рынок жилья имеет весьма сложную структуру, не менее сложную инфраструктуру и по типу конкурентной среды приближается к рынку монополистической конкуренции, занимая промежуточное положение между ней и свободной конкуренцией.[8, с.56]

Следует отметить, что жилье относится к социально-значимым жизненно-необходимым товарам, и качество его как товара, ограничивается только платежеспособным спросом потребителей при том, что потребительские предпочтения на этом рынке безграничны.

Специфика товара - жильё, как раз и заключается в том, что его качество, (а, следовательно, и цена) зависят в огромной степени от удовлетворения потребительских предпочтений реальных или потенциальных (если товар-жильё уже включен в рыночный оборот) владельцев, которые удовлетворяются не только продавцами (строителями - первичный рынок; собственниками -вторичный рынок), но и теми, кто оказывает ему услуги по содержанию данного жилья. Следовательно, качество услуг по содержанию жилья определяет его стоимость как товара.

Другими словами, величина стоимости нашей собственности (ее рыночная цена) в значительной степени определяется не нами - владельцами, а теми, кто оказывает нам услуги по ее содержанию.

Таким образом, рынок жилья сформирован и подчиняется рыночным законам функционирования (спрос и предложение, равновесная цена, сегментация), а рынок услуг ЖКХ еще не сформирован. Его отсутствие тормозит развитие рынка жилья, деформирует процесс формирования рыночной цены на нем, а некачественные, навязанные жилищно-коммунальные услуги отрицательно влияют на стоимость товара - жильё в сторону ее уменьшения, что физически приводит к порче нашей собственности, а морально - нарушает конституциональное право граждан на владение жильем.

Таким образом, два этих рынка - рынок жилья и рынок услуг жилищно-коммунальной сферы -относятся к взаимосвязанному типу рынков и полноценно развиваться друг без друга не могут, что нарушает как экономические (владение собственностью), так и юридические (использование, распоряжение) права граждан. Чтобы решить эту проблему необходимо провести рыночную реструктуризацию российского ЖКХ и, прежде всего, выяснить, что же такое реструктуризация и почему в данном случае она лучше, чем просто одномоментная передача всех предприятий жилищно-коммунальной сферы в частные руки.

В основе реструктуризации отрасли ЖКХ должно лежать приспособление, или лучше сказать, приведение внутренних условий ее функционирования к быстро меняющимся условиям внешней среды. Условия хозяйствования изменились: на смену планированию пришла частная собственность и, основанная на ней, предпринимательская деятельность, способная быстро реагировать на запросы рынка и удовлетворять их более качественно и с наименьшими затратами, чем это делают предприятия, находящиеся в общественной (государственной, региональной, муниципальной) собственности.

Низкая эффективность содержащихся (либо датируемых из государственного бюджета) предприятий жилищно-коммунальной сферы, объясняется, с одной стороны, отсутствием рыночно-обоснованной цены на коммунальные услуги, которые, якобы, занижены, поскольку ориентированны на низкий уровень доходов собственников жилья, а с другой, - недостатком бюджетных средств, выделяемых на финансирование отрасли. На наш взгляд, и то, и другое не более чем миф: если сравнить качество предоставляемых услуг с ценой, то она явно окажется завышенной, поскольку имеет место попытка переложить затраты на ремонт и обновление инфраструктуры ЖКХ на плечи потребителей. Что же касается недостатка бюджетных средств, то он зачастую возникает за счет нерационального их использования, либо за счет элементарного расхищения, поскольку там, где цена услуг определяется и оплачивается не рынком, ни производитель, ни потребитель не заинтересованы в снижении издержек (достаточно вспомнить состояние жилого фонда и тех его помещений, которые находятся в коллективном пользовании («наше - не моё»).

Опыт первой половины рыночных реформ в РФ свидетельствует, что рынок услуг ЖКХ формировался, в основном, только за счет передачи предприятий отрасли в частные руки. Наиболее удачная форма функционирования приватизированных предприятий связана с организацией открытых акционерных обществ. Между тем, ОАО само по себе еще не является гарантом эффективного развития рынка услуг ЖКХ на отдельно взятой территории или на отдельном предприятии. [9, с.167]

 



2019-07-03 300 Обсуждений (0)
Характеристика жилищно-коммунальной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика жилищно-коммунальной сферы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)