Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Псковский государственный университет»
Факультет образовательных технологий и дизайна
Кафедра педагогики и социальной работы
Направление подготовки 39.03.02 Социальная работа профиль «Социальная работа в системе социальных служб»
Выпускная квалификационная работа Ананьева Христина Владимировна на тему
Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, (на базе Государственного бюджетного учреждения Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района»)
Научный Руководитель Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы
Васильева Галина Федоровна _____________
Автор работы ______________/Ананьева Х.В.
Оглавление Введение. 3 Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей. 7 1.1 История социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей. 7 1.2 Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей. 19 Выводы по 1 главе. 31 Глава 2. Технологии социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей. 35 2.1 Технологии в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей. 35 2.2 Реализация технологии социальной профилактики детей, оставшихся без попечения родителей на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район». 43 Выводы по 2 главе. 54 Заключение. 56 Список литературы.. 60 Приложение. 63
Введение Среди категорий населения Российской Федерации, которым требуется государственная защита, особое место занимают дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в государственных учреждениях. Дети лишены родительской опеки по ряду причин. Большое количество граждан лишены родительских прав из-за невыполнения родительских обязанностей; новорожденные, от которых матери отказались в родильных домах; высокая смертность среди трудоспособного населения; самоубийство и преступление. Проблема сиротства оперирует рядом понятий: сирота, социальный сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей. Эти понятия определяют статус ребенка, оставшегося без кровной семьи и родительской заботы. В силу ограниченной дееспособности несовершеннолетних, они не в состоянии самостоятельно решить проблемы, возникающие на их жизненном пути, в связи с чем возникает необходимость организации их социальной защиты и опеки. [8. С.34] Тема исследования: Социальная работа с детьми, оставшимся без попечения родителей (на базе Государственного бюджетного учреждения Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района») выбрана в связи с объективной потребностью общества в эффективной организации социальной работы с детьми-сиротами, воспитывающимся в государственных учреждениях. Актуальность исследования и применения технологий социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в государственных учреждениях данного исследования вытекает из происходящего в настоящее время процесса трансформации российского общества, которое сопровождается изменением всех его институтов, в том числе и института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Система социальной защиты ищет способы применения новых технологий социальной работы, которые дадут возможность полноценно сформироваться детям, оставшимся без родительской заботы. Современная практика социального попечения, защиты , образования и развития детей, оставшимся без попечения родителей демонстрирует образцы успешного решения вопросов их социальной поддержки и развития, коррекции социального поведения, самооценке, наработки позитивного опыта социальных отношений. Необходимость данного исследования обуславливают следующие противоречия: - противоречие между высоким уровнем требований современности к социально-адаптированной личности и недостаточной эффективностью социально-педагогической деятельности в условиях детского дома; - противоречие между необходимостью иметь высокий уровень социальной адаптации воспитанников детского дома для успешной социализации и недостаточной обеспеченостью этого уровня; - противоречие между потребностью создания в дополнительных моделях, программ и средств, направленных на повышение уровня социальной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни и их отсутствием в существующей системе воспитания в госучреждениях. Проблема подготовленности выпускников к самостоятельной жизни в целом и формирование устойчивости к вредным привычкам, в частности. Эти проблемы на сегодня не решены в полном объеме, решение данной проблемы и существующих противоречий составило цель настоящего исследования: теоретическое осмысление и практическое решение социальных проблем детей, находящихся на воспитании в государственном учреждении. Объект исследования – социальная работа с детьми, оставшимся без попечения родителей, находящихся на воспитании в государственном учреждении социальной защиты. Предмет исследования – технологии социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в государственном учреждении социальной защиты. Гипотеза исследования – если использовать технологию социальной профилактики в работе, то это снизит социальные проблемы детей. Задачи исследования: - Изучить теоретические основы исследования, описать зарубежный и отечественный исторический опыт социальной работы с детьми-сиротами; - Описать междисциплинарное положение социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в системе наук - Обозначить социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей. - Представить понятийный аппарат и нормативно-правовую базу - Представить обзор и способы организации технологий социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в государственном учреждении; - Дать описание технологий в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей; - Определить проблемное поле на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район», - Разработать и провести программу технологии социальной профилактики с детьми, оставшимся без попечения родителей. Теоретико-методологическая основа исследования представлены в трудах Выготского Л.С., Шульги Т.И., Эльконина Д.Б., Фирсова М.В., Холостовой Е.И., Фирсова М.В. и др. Методы научного исследования: 1. Теоретические (сбор, анализ и обобщение научных теоретических данных, данных, полученных в ходе социальной работы и литературы по теме исследования); 2. Эмпирические (анкетирование, интервьюирование, констатирующий и формирующий эксперименты, разработка и применение технологии и т.д.); Состав и структура работы обусловлены логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определена тема дипломной работы и обосновывается ее актуальность, обозначены объект и предмет исследования, описаны цели и задачи, выдвигается гипотеза, приводится обзор источников и литературы по рассмотренным проблемам, раскрывается методологическая основа, новизна и научно-практическая значимость работы. В первой главе «Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей», представлен обзор истории мировой и отечественной социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей. Во втором параграфе представлен обзор теории социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей, который содержит описание особенностей социально-психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также представлен понятийный аппарат и нормативно-правовые основы работы с детьми, оставшимся без попечения родителей. В конце главы сформулированы выводы. Во второй главе «Технологии социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей» описан обзор технологий социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей. Далее рассмотрена технология социальной профилактики и ее применение на базе исследования. Описан ход и результаты практической части исследования. В заключении подводятся итоги исследования в соответствии с поставленными задачами. Обозначены возможные перспективы, и проблемы, не решенные на этапе работы. В приложении представлены материалы, используемые в экспериментальной части исследования, программы. База исследования– Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района»; 181500, Псковская обл, Печорский р-н, г. Печоры, ул. Свободы, д.27 Результатом работы является разработка и внедрение социального проекта по профилактике вредных привычек и формирования знаний о вреде употребления табака, алкоголя и ПАВ в практику госучреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей Цель главы: выявить исторические и теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |