Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей



2019-07-03 1006 Обсуждений (0)
История социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача: рассмотреть развитие зарубежного и отечественного исторического опыта по усыновлению и воспитанию в общественных и государственных учреждениях детей, оставшихся без попечения родителей.

Зарубежный исторический опыт социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей

Сиротство – социальное явление, сопровождающее человечество всю его историю. Во все исторические эпохи в разных цивилизациях предпринимались попытки решения этой проблемы, но и сегодня проблема сиротства как явления не решена. В этой связи важно привести обзор исторического опыта по работе и преодолению этой социальной проблемы.

В первобытном обществе ребенок, потерявший родных родителей был обречен на смерть. В лучшем случае становился рабом в приютившей его семье. Нередким явлением было инфантицид. Отношения к детям не особенно отличались от отношения животных к своим детенышам и длительное время люди на детей смотрели как на безымянных членов общины, которые не обладают никакими правами. В последствии, как показывают археологические источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а далее по возрасту приучали к взрослой жизни и фактически ребенок считался уменьшенным по размеру и умственному развитию взрослым человеком.

Развитие цивилизации определяется не только его экономическим и социо-культурным уровнем, но и отношением к детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей. В течение сменявших друг друга эпох развивался и общественное отношение к защите детей, оставшихся без родителей.

Устройство детей-сирот в приемные семьи, появилось намного раньше, чем институциональные формы попечения. Одним из основных источников о подобном устройстве являются законы Хаммурапи (Вавилон, XX в. до н.э.), в которых закреплялась ответственность и права сторон (в том числе имущественные) при принятии в семью ребенка.

У народа Древнего Израиля законы устанавливали, что дети-сироты должны проживать в семьях своих родственников, долг которых заботиться о них до совершеннолетия.

В Древней Греции, как известно из гомеровского эпоса, институт семьи и гостеприимства имеет прежде всего, общественно направленный характер. Платон и Аристотель рассматривали заботу о сиротах в контексте общественной пользы, полагая, что эта деятельность является прерогативой государства, а не отдельного частного служения. В «Определениях» Платон считает, что в обществе должно быть «добровольное благодеяние».

На рубеже эпох, в первые века Новой эры, в общинах христиан помещали сирот и нищенствующих детей в семьи вдов, имеющих средства на содержание. Также и на территории средневековой Европы заботой о бедных и бездомных занималась церковь. Создавали приюты для детей, родители которых умерли, а также принимали осиротевших и брошенных детей монастыри и церковные ордена. В монастырях дети получали кров, за ними ухаживали, кормили, преподавали религиозное воспитание. Можно сказать, что такие приюты существовали как прообраз современных интернатных учреждений. Воспитанники старшего возраста и подростки часто забирали семьи ремесленников, где в качестве оплаты за свой труд они получали содержание, а также овладевали профессией. Младенцев и маленьких детей отдавали в семьи на условиях выплаты определённого вознаграждения, поскольку учреждений для такого возраста практически не существовало.

ВЕвропе развитие теории и практики благотворительности начинается под руководством Римо-католической церкви. Подобное положение сохранялось вплоть до Реформации. Система защиты и воспитания сирот в приютах и других учреждениях складывалась под воздействием социальных условий. [10. С. 34-56]

В XII и XIII столетиях забота и защита брошенных детей и сирот получила развитие благодаря монашеским орденам, из-за их деятельности которых стали во множестве открываться специальные заведения. В начале XIV в. в ведении ордена Братьев Св.Духа состояло несколько десятков приютов. Все эти заведения имели своей задачей сохранение жизни подкидышей, которым грозила верная смерть.

После эпохи Средневековья и Возрождения, в XVII веке заметный вклад в дело призрения оставленных детей внес король Франции Людовик XIV, который полагал, что жизнь подкидышей должна быть оставлена, так как в будущем они принести пользу как граждане страны. Таких же принципов держаляся впоследствии и Наполеон III, который считал их особенно подходящими для службы в армии и флоте. Он распорядился о строительстве воспитательных домов по всей Франции и колониальных странах. [40, С.151-158]

К XVII веку церковь потеряла свои позиции, западно-европейское общество обратилось к гуманистическим идеям античности: Платона и Аристотеля. Гражданское общество вновь берет на себя обязанности оказывать поддержку детям, оставшимся без попечительства родителей, а мировоззрение христианского милосердия была замещена идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки продолжила существовать.

В XVIII-XIX в Западной Европе в нецерковных воспитательных домов веках характерна следующая система воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: временное проживание в приютах замещено передачей детей в частные (в основном крестьянские) семьи на дальнейшее воспитание. Такая форма устройства ребенка в семью позже получила наименование патронирование и применяется во всех государствах в современности.

Во второй половине XVIII века появляются труды, посвященные проблемам воспитания детей, оставшихся без родителей. В первую очередь необходимо отметить книги Генриха Песталоцци, открывшего приют для беспризорных детей в Швейцарии. Приют существовал в режиме самообеспечения, за счет труда воспитанников. Они работали в сельском хозяйстве и текстильном производстве. Песталоцци обучал детей грамоте и арифметике, следил за их развитием, а ремесленники учили детей своей профессии. Песталоцци делал усилия объединить начальное образование детей с производительным трудом, который рассматривался как средство формирования природных сил, интеллектуальных и моральных качеств воспитанников. Даже учитываю то, что через несколько лет приют был закрыт, опыт его работы стал основным для организации сходных организаций в последующие годы.

В XX веке в Австрии возникла идея основать для детей, оставшихся без родителей и который нет возможности передать на воспитание семьям, такие учреждения, которые заместили, по возможности, семейные функции. Как показал социально-педагогический опыт, удачным начинанием являются детские деревни «SOS-Kinderdorf». После Второй мировой войны в Австрию, как и прочие страны Европы, заполнили обездоленные дети. Врач Г. Гмайнер на пожертвованные деньги возвёл первый дом для детей-сирот. Они жили обыкновенной жизнью в семье, во главе которой была одинокая женщина. Приготовление еды, стирка, уборка помещения — эти обязанности несет мать-воспитательница, живущая с детьми. Группа-семья собирается из детей обоих полов и из разных возрастных групп. Эта модель была поддержана обществом, и уже спустя 10 лет существовало десяток подобных поселений – в Западной Германии, Италии, Франции и других. Вскоре в подобных поселениях количество домов пошло на сотни. Сейчас детские деревни построены в большинстве стран мира. Есть поселения с подобной моделью в России.

В Финляндии социальная работа с детьми, оставшимся без попечения родителей работа детских домов устроена по «семейному типу» - есть SOS-деревни, приемные «опекуны»-родители. В Финляндии практически искоренено социальное сиротство. Сиротой считается несовершеннолетний, у который физически потерял родителей. Юридическое лишение родительских прав не предусмотрено законом. Родители, чьи дети изъяты, сохраняют свои права и могут восстановить семью, ликвидировав претензии социальных служб. Основания же для изымания ребенка из семьи, в сходны с российскими: неоказание должного ухода, повлекшее угрозу здоровью детей, пристрастие к алкоголю или наркотикам, асоциальное поведение подростка, тяжелые проблемы в психике родителей. В отличие от России, изъятие ребёнка из семьи в Финляндии в первую очередь мера для его защиты, а не наказание и не репрессивная мера. В детское учреждение, где проживают максимум 24 ребенка, дети попадают на 2-3 года в среднем, а не на всю жизнь. В Финляндии право обязывает социальные службы сохранять связи между ребёнком и родителями.

Во Франции практика такова, что чаще всего дети, оставшиеся без попечения родителей берутся под опеку ближайшими родственниками. Государство содержит временные детские приемники, куда помещают детей с поврежденным здоровьем или психикой. Эти приемники для детей, у которых есть родители, которые остаются в контакте с детьми. Делается все для подготовки возвращения таких детей в родной дом. Детей, оставшихся без родителей, определяют в специально обученные семьи, специализирующие на адаптации, или в ясли. После этого этапа и отказа от них кровных родителей эти малыши попадают к приемным родителям.

В Германии ребенок, оставшийся без родителей проживает в семье. Это не усыновление, оно не порождает всех юридических взаимоотношений, но государство выплачивает возмещение расходов на содержание ребёнка: за жилплощадь, еду, личные вещи и т.д.). но сам детский дом имеет формат дома и семьи.

Проживание в детдомах «казарменного типа», где на десятки детей приходятся единицы воспитателей рассматривается как катастрофа: ребеноку необходима семья для нормального развития, у него должен быть свой собственный взрослый или взрослые, которым он небезразличен и которые небезразличны ему.

В данный момент более 50 000 детей, оставшихся без родительской поддержки зарегистрированы в Германии. В старейшем детском приюте г.Кельн «Kids» только 5% детей – сироты, остальные же изъяты у неблагополучных родителей.

В Соединенных Штатах Америки хорошо развита система приёмных родителей (foster-parents), которые берут к себе детей без юридического усыновления, и получают возмещение части расходов из бюджета. Существуют распределители, где дети находятся пока идет поиск и подбор приемной семьи. Приемные родители предварительно должны завершить специальное обучение и получить разрешение.

В США есть «дома сирот», но в них проживают 5-9% детей, оставшихся без попечения родителей. Распределением детей, оказавшихся без присмотра, занимается система опеки Foster-Care. Основная часть воспитанников попадает в приемные и опекунские семьи. В США справедливо полагают, что даже временная семья несравненно лучше государственного приюта.

В Швеции в детском доме может проживать не более 10 воспитанников. В таких, по меркам шведской системы социальной защиты, больших учреждениях воспитываются нуждающиеся в особом уходе по состоянию здоровья. У специалистов, работающими по вопросам сиротства есть консенсус, что семейное пребывание лучше казенного, к тому же содержание детей-сирот в приютах обходится дороже для государственного бюджета.

Изъятие детей у родителей – крайнее средства. После этого ребенка пытаются устроить в семьи кровных родственников, и только в том случае, если это не удается, его принимает другая семья. Самой применяемой и регламентированной форм устройства ребенка в семью является патронат. Привлекаются прошедшие проверку семьи разных возрастов и профессий. Интересно, что если еще в 80-е для участие в патронате набирали преимущественно семьи из сельской мест, то сейчас привлекаются обычные семьи из городов, с работающими родителями. Основным и самым распространенным критерием отбора семейств кандидатов служит их «обыкновенность»: подбираются типичные семьи со среднем доходом.

Семьи-претенденты на участие в патронате проходят обучение, после которого идет непрерывное повышение уровня знаний и навыков. Обязанность этих семей – систематическое сотрудничество с соцслужбой, наблюдающей за этой семьей. Одному из родителей компенсируется выпадающие доходы, для создания возможности оказать максимальное внимание новому члену семьи. Учитывая, что приоритет по-прежнему принадлежит кровным родителям, то патронатная семья должна быть готова к тому, что ребенка может забрать обратно кровная семья.

В Китае реализуется система содержания детей-сирот и сирот-инвалидов за государственный счет. Но несмотря на видимый прогресс в развитии социального благосостояния, замечается острая нехватка организаций общественного благосостояния в стране. Для устранения проблемы в настоящее время Китай стремится найти новые способы содержания детей-сирот и начал вводить систему передачи детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи из сельской местности. Эта программа начинает действовать в масштабах  всего  Китая. Затраты на содержание детей-сирот в приёмных семьях берут на себя учреждения общественного благосостояния и местной администрации, а «приемные родители» обязаны ухаживать и растить таких детей.

В целом опыт зарубежной социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, характеризуется открытостью образовательных учреждений, участием общественности в их деятельности, работой по включению воспитанников в общество, заботой о здоровье и физическом развитии детей, повышением их трудовых навыков, обучением специальностям и трудоустройством выпускников, их поддержкой в первые годы после окончания школы, отсутствием строгого регулирования и контроля за своевременностью обучения воспитанников, сохранением родственных отношений, проживанием в малых группах, воспитанием в семье, тщательный отбор и специальная подготовка педагогов. Эти и другие виды деятельности организаций могут быть использованы в практике российских детских домов, школ-интернатов и приютов.

Отечественный исторический опыт социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей

Согласно историческим источникам Российского государства, работа с детьми-сиротами уходит истоками еще к родоплеменному периоду, в период первооснов и традиций гуманного и сострадательного отношения к обездоленным людям, в особенности – к детям, как самым беззащитным и уязвимым. [23. С. 12-34]

 Еще до образования единого Российского государства - призрение детей-сирот осуществлялось из религиозно-нравственных побуждений, и рассматривалось как духовно полезное деяние: «Не постись, не молись, а призри сироту». После смерти родителей опекунами обыкновенно становились ближайшие родственники. Человек, которому передавали осиротевшего ребенка на опеку, именовался «печальником», ему вверялось «печаловаться о детях».

Таким образом, усыновление знали уже во время существования древнеславянской семьи с патриархальным отцом семейства во главе, в которую в равной мере входили и дети, и невольники, и принятые в семейство из сторонней семьи.

Принятие христианства на Руси активизировало различные формы милосердия, которые и далее развивались в российском обществе, такие как призрение и благотворительность.

Существует несколько подходов к периодизации социальной поддержки в России, которые основываются на альтернативных критериях.

В случае, когда за критерий периодизации берется основной субъект помощи, а именно: община, князь, церковь, государство, частные лица или общественные организации, выделяют семь главных этапов формирования в России социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей.

Первый этап – с VI по IX в. Несмотря на проблемы, связанные с исследованием источниковой базы, можно говорить о разных формах призрения детей, которые были свойственны славянским общинам. В целом формы помощи можно классифицировать как 1) организованные общиной в целом, 2) осуществляемые отдельными членами общины, 3) индивидуальная форма помощи.

Возникновение у славян государственности привело к второстепенности роль общины в обществе, назначив на первое место правителей – князей, а после принятия христианской веры – церкви. Однако, общинные формы помощи не исчезли. Их традиционно сохраняли и считали существенными для русских крестьян до XX в. [24. С 128-150]

Второй этап – с X по XV в.Он характеризуется благотворительной деятельностью князей, отдельных лиц и церкви, которая не включается в обязанности государства.

Главные тенденции помощи во втором периоде были образованы в основном на княжеской защите и попечительстве, которые в своем развитии также прошли два периода становления когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Великий князь Ярослав Владимирович сохранил законотворческие тенденции отца. Это выражено в «Русской правде» путем принятия восьми законов, которые были посвящены проблемам детской беззащитности. Кроме того, сам князь Ярослав постоянно претворять в жизнь активную деятельность по поддержке нуждающихся. Он образовал сиротское училище, в котором за счет князя обучалось 300 юношей на абсолютном иждивении.

В период Древней Руси приходятся значительные объемы благотворительных пожертвований. Отрицательной чертой данного периода благотворительности стала «слепая» раздача милостыни, однако именно это разнообразие и позволило достичь основной цели благотворительности.

Третий этап – с XVI до XVII в. характеризуется переходом ведущей роли к церкви. Стоглавый собор 1551 года постановил собирать беспризорных нищих, как взрослых, так и детей, и организовать при монастырях в городах и селах богадельни и сиротские дома, которые будут содержаться за счет казны. Ответственность за организацию сходной деятельности падала на церковь.

Законодательно фиксируется критерий и уровень нужной поддержки. Параллельно с церковной системой помощи вырабатываются государственно-правовые и получают дальнейшее развитие индивидуальные основы благотворительной деятельности.

Социально-экономические перемены в жизни Московского государства подействовали и на имевшееся прежде право родителей отдавать родных детей в неволю. Теперь подобного рода право видоизменялось сначала в право заочно записывать своих детей, не достигших 15-летнего возраста, в кабальное холопство, а потом в право на отдачу детей в услужение.

Четвертый этап – c XVII по реформы 1861 г. характеризуется сосредоточением призрения в руках гражданской власти. В это пору были основаны приказы, особо занимавшиеся призрением неимущих и сирот.

В 1682 году царь Федор Алексеевич издал указ «О мерах государственного призрения», где один из завершающих разделов отдан нищим детям. В данном указе предусматривалась такое мероприятие, как учеба нищенских детей - «робят и девок» как превентивная мера локализации нищенства. Обучающиеся получали не только академические познания («цифирные», «фортификации» и другие), но и ремесленные навыки. Теперь на место полного «нищелюбия», благотворительности исключительно ради спасения души без соотнесения проблем призрения с задачами государства, в которой выдвигалась идея о пользе государства.

Петр I, основатель и новатор государства Российского, боролся с нищенством как массовым явлением, которое также вызывало рост числа бесприютных детей. В числе нуждающихся находились и просящие милостыню дети.  В 1715 г. издан указ, велевший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» была предусмотрена смертная казнь. Содержались госпитали отчасти за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. По Указу от 1718 г. велено было отправлять детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи.

Правление Екатерины II, характерно развитием государственных органов, функцией которых стало решение социальных проблем на региональном уровне. Создавались, так называемые, приказы общественного призрения, которые находились под подчинением губернатора.

С начала XIX века начал развиваться патронат. Семье, принявшей к себе ребенка на патронаж, выплачивалось разное по размерам пособие.

Данный период можно считать базисным для формирования социальной политики и законодательства, системы призрения людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи.

Пятый этап - с 60-х годов XIX в. до начала XX в. характеризуется тем, что подобно Западной Европе Россия формирует сеть благотворительных учреждений, а также отлаживает и совершенствует механизмы благотворительной помощи, которое ориентированы на более широкий круг нуждающихся, а особенно детей с различными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д.

На данном этапе общественная благотворительность окружает уже и детей с физическими недостатками; образуются приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, здесь им дают образование и учат разнообразным ремеслам сообразно их возможностям, ограниченных недугом.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым великая Княгиня Елизавета Маврикиевна. В 1893 г. в рамках этого Общества возникло отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

Важной вехой этого периода является зарождение поддержки и появление профессиональных специалистов. Одним из существенных направлений деятельности ученых и практиков в этот этап было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда поступали нищие и беспризорные дети.

Наиболее важное значение в деле призрения детей имели все же так называемые заведения закрытого призрения детей, т.е. нечто похожее на наши детские дома и школы-интернаты, даровые колыбельни, дневные убежища, ясли. В начале 20 века в России насчитывалось 921 заведение подобного типа, из их воспитанников около 80% причислялись к категориям сирот и полу сирот, остальные формально имели родителей, но по сути являлись беспризорными.

В 1902 г. действовало 11 400 благотворительных учреждений и 19 108 попечительских советов.

В начале XX века в обширных кругах европейского общества было принято называть грядущее столетие «веком ребенка». Но любые иллюзии на этот счет очень скоро пропали. Первая мировая война принесла детскому населению России страдания, разрушение домов, гибель отцов, голод и нищету в колоссальных масштабах. Усугубил положение ребенка и октябрь 1917 года.

Шестой этап - с 1917 г. до конца 80-х гг. XX в. является переломным моментом в развитии благотворительности в России. XX век, в течение которого прошли Первая мировая война, Гражданская война, террор и голод 20-30-х годов, Великая Отечественная война, а также перестройка 80-90-х годов и распад СССР – все эти бедствия поднимали волны массового сиротства в России. [14. С. 32–43.]

После революции 1917 г., когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, абсолютно все дети были провозглашены государственными и находились под его защитой.

В феврале 1919 г. в РСФСР был основан Государственный совет защиты детства, главной функцией которого являлось изыскание средств для содержания детских домов. Значительную помощь этим учреждениям оказала созданная в 1921 г. при ВЦИК комиссия по улучшению жизни детей во главе с Ф.Э. Дзержинским. В задачи комиссии входило: оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой, учреждениями, ведающими охраной жизни и здоровья детей, прежде всего беспризорных; издание законов и постановлений, касающихся охраны жизни и здоровья детей. Наряду с детским домами в 20-е годы существовали и другие государственные интернатные учреждения: детские коммуны и для несовершеннолетних правонарушителей, трудовые колонии, пионердома.

В СССР в годы Великой Отечественной войны снова остро встал вопрос об устройстве детей-сирот. В январе 1942 г. было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Главной целью этого постановления было определение основных направлений работы органов государственной власти, партийных организаций по предупреждению детской беспризорности и уменьшению для детей тягот войны. Необходимо было спасти и устроить в детские учреждения сотни тысяч детей, потерявших родителей во время войны. На государственные средства организовывались новые детские дома для детей воинов Советской армии, партизан и детей, родители которых погибли (специальные детдома). К концу 1945 г. таких детдомов в СССР было около 120, в них воспитывалось свыше 17 тыс. детей. Учреждались для детей, оставшихся без родителей, и детские дома на средства общественности (колхозов, комсомола, профсоюзов, милиции и т. д.)

Кроме того, в годы Великой Отечественной войны был возрожден отмененный в первые годы советской власти институт патронирования (передача детей на воспитание семьи). Так, в 1941-1945 гг. советскими гражданами было усыновлено, взято под опеку и на патронирование 278 тыс. детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако большинство детей содержались за государственный счет в интернатах.

Тем не менее послевоенный период можно назвать периодом особого внимания государства к нуждам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Традиционными формами устройства детей-сирот в этот период являлись передача под опеку (попечительство), патронат, на усыновление и направление в государственное учебно-воспитательное учреждение – дом ребенка, детский дом, школу-интернат.

С момента распада СССР в РоссийскойФедерации значительно обострились следующие факторы возникновения сиротства:

- обнищание населения, в результате чего многие родители просто не способны обеспечить своим детям нормального питания;

- рост наркомании и алкоголизма;

- рост числа семей, где нет нормальных условий проживания;

- увеличение числа семей, где родители по состоянию физического и психического здоровья не способны воспитывать детей;

- увеличение внебрачной рождаемости;

- отказ несовершеннолетних матерей от новорожденных;

- рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со снижением стабильности брака;

- увеличение числа родителей, лишенных родительских прав;

- наследственный фактор: выросшие воспитанники интернатных учреждений, чьи родители были лишены родительских прав на их воспитание

 

Мы рассмотрели зарубежную и отечественную историю развития опыта усыновления и воспитанию в общественных и государственных учреждениях детей, оставшихся без попечения родителей. Показали основные вехи развития отношения общества к детям-сиротам. Привели главные причины и проблемы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в Российской Федерации и означили главные тенденции современных достижений этого направления социальной работы.



2019-07-03 1006 Обсуждений (0)
История социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1006)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)