Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологии в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей



2019-07-03 1898 Обсуждений (0)
Технологии в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача: представить общую характеристику основных технологий, методов и подходы социальной работы в работе с детьми, оставшимся без попечения родителей.

Социальная технология — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения различного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические или социальные структуры, системы или ситуации.

В более широком смысле социальная технология представляет собой последовательность этапов социального взаимодействия, во время которых каждый субъект, участвующий во взаимодействии, осуществляет свою собственную стратегию управления по отношению к другим и формирует социальную реальность.

Применение социологических знаний, теорий и инструментов для достижения социально значимых целей также может рассматриваться как социальная технология.

Структура конкретной социальной технологии включает в себя несколько обязательных компонентов:

- определение цели деятельности

- отбор и формирование ее содержания

- выбор основного способа организации деятельности

- определение людей и подразделений, привлечение которых необходимо для решения проблемы

- выбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов

Разработка и внедрение эффективных технологий в социальной работе обусловлены сложностью и динамичностью современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разнородных задач требует их фрагментации и разработки стратегии и тактики применения, иными словами - развития технологического процесса. [28. С. 35 - 49]

Технологический процесс социальной технологии содержит: разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, координацию действий, однозначность выполнения процедур.

Алгоритм действий составляет основу технологического процесса:

- Диагностико-прогностический этап

- Выбор и разработка оптимальной технологии

- Подготовка к реализации выбранной технологии

- Реализация

- Экспертно-оценочный этап

Именно благодаря сложной структуре социальных технологий они могут повысить эффективность социально-педагогического воздействия на социальное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [17. С.13]

Социальная диагностика дает объективную и достоверную информацию о психологическом состоянии детей, оставшихся без попечения родителей, для дальнейшей работы над позитивными изменениями в поведении. Социальная диагностика является начальным аналитическим этапом базовой схемы социальной работы, включающей дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, условий и их взаимосвязи.

Диагностика как процесс состоит из нескольких стадий:

1) предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение общего представления об клиенте.

2) проведение общей и специальной диагностики, т.е. происходит поиск проблем и их основательное исследование. Включает в себя ряд эмпирических методов, таких как интервьюирование, анкетирование и другие методы, построение выводов.

Объектом социальной диагностики является независимость сироты. Целью и критерием всей воспитательной работы учреждения является развитие творческой самостоятельности; важно развивать у ученика самостоятельность мышления, инициативы, ответственности, поисковой инициативы, предприимчивости.

Диагностика должна быть направлена не только на определение уровня реального развития ребенка, но и потенциала, степени обучения в различных областях. Поэтому важно установить контакт с ребенком во время диагностики, чтобы помочь ему в выполнении его задач.

Социальная диагностика основана на ряде принципов. В основе их лежит принцип объективности, суть которого заключается в правдивом, объективном рассмотрении социальных явлений, исключающем любое искажение реальности в личных, групповых или ведомственных интересах.

Диагностика формирования навыков самостоятельной жизни детей-сирот организуется как во время пребывания ребенка в учреждении, так и в период выпуска из учреждения. Соответственно решаются две основные группы диагностических задач:

1) исследование уровня социального развития ребенка; выявление уровня формирования тех или иных качеств в различных сферах - бытовой, образовательной, социальной; выявление готовности к самостоятельной жизни, личному и профессиональному самоопределению; выявление формирования у учащихся социальных навыков, обращенных к позитивной адаптации в обществе;

2) изучение степени успешной постинтернатной адаптации и социализации выпускника сиротского учреждения; выявление проблемы оказания адресной помощи для своевременного предоставления жилья, получения конкурентоспособной профессии на рынке труда, первичной занятости и закреплении на рабочем месте и т. д.

Социальная коррекция употребляется после проведения диагностики и выявления проблем воспитанника и постановки задач по их решению.

Социальная коррекция позволяет в лучшую сторону изменить состояние детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преодолеть негативные отклонения в их социальном функционировании. Это влияет на психологическую, педагогическую, социально-экологическую, этическую и другие сферы жизни ученика. В то же время психологическое воздействие включает в себя различные индивидуальные и групповые средства социально-коррекционной работы, которые направлены на изменение отношения детей-сирот к тому, что происходит с ними и вокруг них, для развития и развития терпения, понимания, умение видеть позитив и положиться на него. [20. С. 102 - 106.]

Применение коррекционной технологии необходимо при работе с воспитанниками детских домов, имеющими социально-психологические отклонения. В то же время необходимо использовать частные технологии социальной работы, направленные на помощь детям-сиротам в исправлении отклонений. [4. С.63-67]

Социальное сопровождение применяется к выпускающемуся из учреждения воспитаннику. Данная технология взаимосвязана с технологией адаптации и содержит:

- систему знаний об эффективных способах решения проблемы (групп проблем) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при адаптации их в обществе;

- поэтапное решение проблем на основе диагностического целеполагания, проектирования и осуществления методов деятельности всех взаимодействующих субъектов.

Технология сопровождения воспитанников специализированных детских учреждений помогает создавать ситуации для нормального развития таких детей, способствует обучению самостоятельности и минимизации проблем, возникающих на этапе адаптации.. [7. С. 14]

В ходе сопровождения специалист прибегает к диагностической, аналитической, профилактической, консультативной, мониторинговой деятельности, которые основываются на принципах партнерства с сопровождаемым, разделения ответственности с сопровождаемым за результаты работы, индивидуализации сопровождения.

Из этого следует, что, применяя сопровождение как технологию социальной работы с воспитанниками детского дома, специалисты используют обширный инструментарий, который позволят систематизировать процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, индивидуализируя этот процесс. Таким образом, социальное сопровождение является важным компонентом социальной деятельности, который усиливает позитивные и нейтрализует негативные изменения в жизни ребенка, выпустившегося из специализированного учреждения.

Социальная адаптация – это включение выпускников интернатных учреждений в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества. [5. С. 113-121.]

Социально адаптировать выпускника интернатного учреждения - это дать ему понятие его социальных ролей в обществе, т.е. помочь усвоить набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной ситуации, такие задачи стоят перед воспитателями интернатных учреждений.

Однако жизнь показывает, что выпускники интернатных учреждений зачастую покидают их неподготовленными к самостоятельной жизни и сталкиваются с целым рядом сложностей. [22. С. 78 - 79]

Социальная адаптация предусматривает освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Социальная адаптация является одной из ведущих технологий социальной работы с выпускниками школ-интернатов и зависит от многих факторов: учета индивидуальных особенностей, интересов, степени психолого-педагогической запущенности и социальной дезадаптации. Как было показано в первой главе, детей, оставшихся без попечения родителей, отличают отрицательный опыт, негативные образцы поведения, непонимание материальной стороны жизни, трудности в общении, инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность принимать решения.

Выпускниками интернатных учреждений встречают трудности адаптации в новых социальных условиях за стенами учреждения, поиска себя в профессии, в пребывании на работе, быту, отношениях с окружающими, определения и занятия своего места в современном обществе. Период взросления и начала самостоятельной жизни особенно сложен для выпускников, так как они не могут рассчитывать и надеяться на поддержку и помощь близких людей. Формально перед ними открыты все пути, но на деле они испытывают трудности в самоопределении и в первую очередь в выборе желаемой профессии и необходимого качественного образования. [11. С. 31]

Длительное нахождение таких детей в учреждениях, живущих изолированно от внешнего мира, отсутствие должного внимания и ласки со стороны значимых взрослых, специфика первичной социализации приводят к трудностям адаптации в общественной жизни, затрудняет формирование необходимых навыков поведения, осознания принадлежности к определенному обществу, стране с ее традициями и устоями, нуждаются в корректировке и подготовке посредством социально, культурных и психологических программ. Об актуальности проблемы также говорит и тот факт, что, несмотря на финансовые вливания государства в сферу обустройства сирот и государственных учреждений, на выходе доля выпускников госучреждений, благополучно прошедших социализацию остается невысокой. [12. С. 45]

Существует факторы, препятствующие успешной социальной адаптации выпускников Показателем социальной адаптированности является успешность в самостоятельной жизни. Одними из показателей успешности является образование и трудоустройство, т.к. часто, выходя из стен учреждений, где они проживали многие годы, вступив в самостоятельную жизнь, оставляют учебу и работу.

Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений имеет особенности, не свойственные для детей, имеющих родителей. Эти особенности содержатся в слабой коммуникативной активности и отсутствии навыков, потребных для благополучного обучения; отсутствии устойчивого положительного общения со взрослыми и ровесниками; отрицательном социальном опыте.

Функциями социальной адаптации воспитанником интернатных учреждений являются:

- самоопределение и самооценка выпускников;

- приобретение навыков общения;

- умение выполнять поставленные задачи;

- навыки учебно-трудовой деятельности.

Социальная профилактика – научно-обоснованное и своевременно принимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных отрицательных процессов в его жизни. Социальная профилактика занимает существенное место в системе социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. В профилактической социальной работе используют весь аресенал форм и методов воспитания.

Главные задачи социальной профилактики: предотвращение инвалидности, нетрудоспособности, социального сиротства, миграции и других тяжелых жизненных обстоятельств; пропаганда здорового образа жизни; развитие интеллектуальных и творческих навыков и умений; утверждение благоприятного социально-психологической атмосферы; стабильного и устойчивого развития. Практика социально-профилактической работы находится в развитии, и имеет системный характер, т.е. действует на искоренение причин возникающих проблем и предусматривает решение еще не выросших проблем.

Объекты социально-профилактического воздействия можно условно разделить на четыре основные группы:

— негативные стороны в условиях жизни (материальная и социально-культурная база);

— несовершенства организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, СМИ, идейно-воспитательная и культурно-массовая работа, и др.);

— неразвитость межличностных связей (в процессе трудовой деятельности, в быту и на отдыхе, семейные отношения и т.д.);

— негативные явления в правовом сознании и социально-правовом мышлении.

Одной из частных задач социальной профилактики является предупреждение употребления ПАВ среди несовершеннолетних, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей. Это актуальная проблема современного российского общества – с каждым днем умножается количество детей и подростков, которые пробуют употреблять психоактивные вещества, снижается возраст первого приобщения к алкоголю, сигаретам, наркотикам, токсическим веществам и ПАВ. К сожалению, проблема употребления аддиктивных веществ на данных момент прогрессирует и переходят из области медицины в социальную.

Сегодня дети, оставшиеся без попечения родителей, являются незащищенными членами общества, потому как лишены родительской заботы и внимания, зачастую имеют негативный социальный пример, и подвержены сильным стрессам. Неумение справляться с социально-стрессовой действительностью провоцирует к возникновению вредных привычек.

Социальная профилактика зависимости от психоактивных веществ как совокупная системная модель организации учебно-воспитательного процесса снижает опасность употребления психоактивных веществ за счет увеличения осведомленности и знаний о вреде употребления.

Целью социальной профилактики вредных привычек и употребления ПАВ является развитие привлекательности здорового образа жизни, раскрытие личностных ресурсов, преграждающих подросткам употребление психоактивных веществ и обеспечивающих им благополучную социализацию.

Основными предпосылками эффективной работы являются знания и правильное использование соответствующих методов и средств:

- индивидуальное воздействие;

- воздействие на группу;

- методы массовой коммуникации;

- методы устной, печатной, изобразительной пропаганды;

- комбинированные методы.

В том числе используются:

- тематические лекции и беседы;

- тесты;

- анкетирование;

- сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации;

- тренинги;

- дискуссии;

- презентации;

- интерактивные методы;

- видеофильмы.

Такие формы работы с подростками помогают снизить у них психоэмоциональное напряжение, повысить привлекательность ЗОЖ и самооценку, приобрести уверенность в себе.

Высокое внимание в профилактике употребления ПАВ уделяется организации системы взаимосвязи и сотрудничества, которая включает профилактические консультации, личные беседы, проведение социального патронажа.

В результате проводимой работы у несовершеннолетних формируется бережное отношение к своему здоровью, формируется негативная установка по отношению к употреблению психоактивных веществ, понимание последствий употребления аддиктивных веществ.

Действенность профилактики оценивается, учитывая динамику и определяющие факторы. Так, качество и действенность воспитательной работы, правовой пропаганды проявляются в изменении показателей, характеризующих образовательный и культурный уровень воспитанников, уровень общественной активности в преодолении социальных проблем выпускников государственных учреждений, обнаружение скрытых факторов, характеризующих асоциальное поведение и действия.

В данном разделе показана общая характеристика основных технологий, методов и подходов социальной работы в работе с детьми, оставшимся без попечения родителей.

Приведена общая характеристика и специфика: концептуальность, системность, экономичность, корректируемость, воспроизводимость, технологичность. Описаны формы реализации и уровни социальных технологий: индивидуальный, групповой, управленческий.

Технологический процесс социальной технологии включает разделение процесса на взаимосвязанные этапы, координацию действий, однозначность проведения процедур. Сложная структура социальных технологий позволяет повысить эффективность социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей.

Очерчены цели, задачи и специфика основных социальных технологий:

- социальной диагностики;

- социальной коррекции;

- социального сопровождения;

- социальной адаптации;

- социальной профилактики.



2019-07-03 1898 Обсуждений (0)
Технологии в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологии в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1898)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)