Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей



2019-07-03 654 Обсуждений (0)
Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача: рассмотреть теоретические знания, используемые при работе с детьми, оставшимся без попечения родителей. Выявить социальные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представить понятийный аппарат и нормативно-правовую базу по теме исследования.

 

Междисциплинарное положение социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в системе наук

Теория и практика социальной работы тесно связаны с историческими, культурными, национальными традициями и особенностями общества. Они зависят от социального и экономического развития государства, основываются на религиозных и этических ценностях и представлений о человеке.

В течении формирования и развития человеческого общество возникала  проблема отношения к его недееспособным членам: осиротевшим детям, одиноким старикам, тяжело больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и прочим . Отношение к такого рода людям в разные времена и государства на разных этапах развития отличалось - от хладнокровного истребления слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в социум. Это определялось доминирующей в данном обществе системой ценностей, системой стабильных, известных, определяющих для членов общества представлений. Система ценностей, в свою очередь, зачастую бывает определена политическом климатом, а также религиозными, идеологическими, социальными, экономическими, нравственными установками социума.

Социальная работа с детьми, оставшимся без попечения родителей, носит междисциплинарный характер, и для решения вопросов, связанных с сиротством, необходимо объединить человековедческими, обществоведческими, культуроведческими знаниями. Вместо отдельных точек зрения с позиций права, медицинских, социологических, психологических наук, должна появиться цельная картина.

Характер проблем социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей, обусловил необходимость ее философской рефлексии, разработки методологии, концептуального аппарата философии социальной работы, выбора культурно-философской традиции. Помимо знаний специалистов, занимающихся обслуживанием, уходом, воспитанием и др., которые включают в себя психологические, социологические, правовые, экономические и медицинские дисциплины, связанные с описанием социальных, маргинальных и девиантных групп и лиц, в фундаменте находится глобальный уровень, связанный с жизненной, экзистенциальной онтологией человека.

Философские, социально-медицинские, педагогические, экологические предпосылки оформления теории социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей, во многом развивают и формируют осознание множественности и равноправия людей с различными особенностями.

Каждая сформированная научная дисциплина обнаруживает следующие уровни: теоретический, эмпирический, практический, философско-методологический. Это касается и теории социальной работы.

Термины теории социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей употребляется с прилагательным «социальный»: работа, милосердие, действие, гарантия, сфера, хронотоп, поддержка, риск, отклонение, адаптация, интеграция, реабилитация. Философская теория социальной работы объединяет эти понятия, в рамкадх которой субъектно-объектные зависимости и отношения выстраиваюся от страдающего человека до социальной группы или целого общества; от отдельного социального работника до государства и социума в общем.

Междисциплинарные методы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей, в основной части представлены нижеследующими:

1. Социально-психологические

2. Социально-медицинские

3. Социально-правовые

4. Социально-экономические

5. Социально-групповые

Применительно к социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей, социальные технологии есть совокупность научно обоснованных приемов, методов воздействий, применяемых в процессе осуществления социальной работы социальными службами, учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения социальных проблем и реализации задач социальной защиты детей, оставшимся без попечения родителей. [19, с. 84–86]

Социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах:

- как способы прикладного внедрения теоретических различных научных знаний в решении практических задач

- как комплекс приемов, методов и воздействий, употребляющихся в процессе социального развития, для решения тех или других социальных проблем

Технологии социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителейбазируются на учете интересов и потребностей ребенка. Учет социальных условий, способствующих или ограничивающих раскрытие внутренних сил, дает социальным работникам возможность воплощать в жизнь целостный подход к личности ребенка. [9, с. 75-83]

В теории и практике социальной работы выделяют основные и частные (обусловленные жизненными ситуациями) виды и направления социальных технологий: адаптации; диагностики; компенсации; коррекции; мобилизации; опеки; помощи; профилактики; реабилитации; стабилизации; терапии; экспертизы; воспитания; закаливания; консультирования; моделирования; нововведения; обеспечения; образования; патронирования; попечительства; посредничества; прогнозирования; программирования; проектирования; просвещения; становления; страхования; формирования; контроля; надзора и др., которые в своей совокупности обеспечивают социализацию, социальное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [15. С. 92]

Социальные технологии относятся к числу так называемых человековедческих, в силу чего обладают определенной спецификой:

- концептуальность - технологии опираются на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования.

- системность - технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса и взаимосвязью всех частей

- экономичность – позволяет оптимизировать труд социального работника за счет создания резерва рабочего времени.

- корректируемость деятельности – предоставляет возможность постоянной оперативной обратной связи в процессе ее осуществления

- воспроизводимость социальной технологии

- технологичность позволяет неоднократно их применять в практике социального работника и получать положительный результат. [21. С. 170-174.]

Социальные технологии существуют в двух главных формах реализации:

1. Программы – включают конкретные процедуры операции социальной деятельности

2. Социальнаядеятельность – построение социальной работы в соответствии с программами.

Формы реализации социальных технологий действуют на нескольких уровнях:

- индивидуальном – осуществление технологии по решению социально-психологической проблемы конкретного ребенка);

- групповом – исполнение социально-адаптационных или социально-интеграционных задач, актуальных для группы

- управленческом – реализация конкретных организационно-управленческих задач, связанных с социальной защитой детей.

 

Социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей

Общее развитие детей, растущих в учреждениях закрытого типа, имеет отличия от развития сверстников, воспитывающихся в родных семьях. Воспитанники госучреждений имеют сниженный темп психического развития, негативные показатели умственного развития, относительно скудная эмоциональная сфера, есть проблемы с волевыми качествами.

Особенности социального развития ребенка-сироты обусловлено не только минимизацией источников социализации но и изменением характера влияния таковых преимущественно в негативную сторону. Эта проблема характерна для организации жизни и распорядка государственных учреждений интернатного типа. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей не в состоянии вписаться в жизнь современного общества, не в состоянии решить рядовые вопросы, с которыми им приходиться встречаться каждый день. Они испытывают серьезные проблемы с трудоустройством, получением жилища, налаживанием бытовых аспектов, планирование и ведением бюджета, отстаиванием законных прав.

Осваивая ту или другую социальную роль, ребенок в условиях детского дома сталкивается с определенными проблемам, которые можно называть трудностямисоциализации:

- отсутствует возможность освоения социального опыта родителей, либо данный опыт носит негативный асоциальный характер;

- формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;

- ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе след материнской депривации и создает один из тяжелых феноменов сиротства - потерю базового доверия к миру, который выражается в враждебности, подозрительности, неспособности к самостоятельной жизни;

- затруднен процесс саморегуляции, соотносимой с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функции контроля полностью удерживается воспитателями.

Приоритетными задачами социального воспитания детей-сирот являются те, которые обеспечивали бы им:

1) развитие зрелой личности, способной творчески подойти к реализации жизненного замысла, опираясь на внутренние ресурсы, умеющую проявить самостоятельность;

2) участие на равных правах во всех типах социальных отношений;

3) развитие и совершенствование всех сущностных сфер личности воспитанника, образовывающих его индивидуальность.

Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из детей, оставшихся без попечения родителей полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию. С точки зрения социологии социальной адаптацией считается успешное усвоение индивидом социальных ролей в системе общественных отношений. В этом процессе человек выступает одновременно и объектом, и субъектом. Ребенок-сирота, проходя процесс адаптации, с одной стороны является объектом воздействия социальной работы (посредством социально-педагогических технологий и методов), в с другой, он – активный участник общественных отношений, полноценная личность со своими нуждами.

Основополагающая задача учреждений, работающих с детьми, оставшимся без попечения родителей — разработка выполняющими социальную поддержку специалистами мер, обращенных на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящий момент перед ребенком-сиротой в плане его социализации, разработка и исполнение специальных программ, которые могут возмещать неблагополучный опыт и обстоятельства жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Понятийный аппарат и нормативно-правовая база исследования

Сиротство - социальное явление, определенное присутствием в обществе детей, родители которых скончались, а также детей, оставшихся без попечения родителей в результате отнятия родительских прав, в определенном порядке признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о родных детях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей.

Принципиального различия между понятиями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки не проводится.

Правовой формой защиты личных и имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опекунство. Опека и попечительство — это форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов.

Опека вводится над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимся без попечения родителей, в целях обеспечения им должных условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.

Основанием для назначения опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами является:

- смерть родителей;

- лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения;

- ограничение родителей в правах;

- признание родителей недееспособными вследствие болезни;

- длительное отсутствие родителей (продолжительные командировки, нахождение в местах заключения);

- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

- другие причины отсутствия родительского попечения.

Усыновление (удочерение) это принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Усыновление (удочерение) ребенка — это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками, родителями и детьми.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам).

Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный Договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей, приемные родители исполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных й других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье нужную помощь, содействовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.»

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей содержит совокупную информацию о детях–сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей; включает в себя федеральный и региональный банк данных.

Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- образовательные учреждения, в которых содержатся обучаются или воспитываются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования);

- учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).

Всоответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В статье 7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» задачи органов опеки и попечительства определены таким образом:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством [25. [Эл-й ресурс]]

 

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 17 декабря 2009 г), в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования.

2. В области труда и занятости.

3. При медицинском обслуживании.

4. В жилищной сфере.

Защита жилищных прав реализовывается в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на упрочение семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Совершается подбор лиц для исполнения функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Выполняется защита прав и интересов детей в судебном порядке. [26. С. 110-123.]

Нормативно-правовые акты Российской Федерацииприняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами:

- Декларация прав человека и гражданина (1948);

- Декларация прав ребенка (1959);

- Конвенция о правах ребенка (1989).

В частности, в принятой ЮНЕСКО «Конвенции прав ребенка», направленной на обеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком».

Перечень основополагающих документов Российской Федерации в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот приведен в Приложении 7.

Государство берет на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями).

Основное содержание социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

 

В настоящем разделе мы провели обзор теоретических знаний, применяемые при работе с детьми, оставшимся без попечения родителей. В ходе обзора определили междисциплинарное положение социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в системе наук, отметили социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, и факторы, препятствующие нормальному развитию детей в организации жизни в государственных учреждениях. Рассмотрели понятийный аппарат (такие понятия, как «сиротство», «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «опека», «попечительство» и пр.), нормативно-правовую базу и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.


 

Выводы по 1 главе

В первой главе была рассмотрены теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей.

1. Представлен исторический обзор проблемы сиротства и сложившиеся подходы к ее решению разных культур с древнейших времен и до наших дней.

- На протяжении всей истории соотношение роли государства и социальных структур в сфере социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, неоднократно менялось, что напрямую зависит от политики государства в разные периоды его развития. На протяжении всей истории соотношение роли государства и социальных структур в сфере социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, неоднократно менялось, что напрямую зависит от политики государства в разные периоды его развития.

- Кратко описан зарубежный опыт организации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлена практика решения проблемы социального сиротства в различных странах, преимущественно Западной Европы и США: на протяжении XX в. во многих странах разрабатывались различные инновационные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, создание детских домов семейного типа было успешно апробировано и, впоследствии, такие учреждения стали распространяться по всему миру.

В целом для зарубежных воспитательных учреждений для детей-сирот присущи: открытость учреждений; участие общественности в их деятельности; проведение работы по включению воспитанников в социум; забота о здоровье и физическом развитии детей; воспитание у них трудовых умений и навыков; обучение специальности и трудоустройство выпускников; поддержка их в первые годы после выпуска; отсутствие чрезмерной регламентации и назойливого контроля; сохранение родственных связей; проживание малочисленными группами; передача на воспитание в семью; тщательный подбор и специальная подготовка воспитателей.

Этот опыт интересен нам, прежде всего, с точки зрения возможности его применения в современной практике работы российских детских домов, школ-интернатов, приютов.

2. Рассмотрен также исторический опыт преодоления сиротства, сложившегося в России, трагические страницы XX века, послужившие причиной для трех волн сиротства: 1) Первая Мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война; 2) Великая Отечественная война; 3) Распад СССР и переход государства к новой для граждан экономической модели.

В Российской Федерации в настоящее время в системе социальной защиты детей-сирот происходит процесс изменения, который предполагает эволюцию социальных институтов, установление новых правил и современных норм взаимодействия социальных субъектов.

Для положительного сдвига в рамках новой системы работы с детьми, оставшимся без родителей, требуется обеспечить полноту и согласованность новых законов, актов и юридических норм, их легитимность и выполнимость, то есть адекватное соответствие социально-экономическим условиям среды, где они должны реализовываться. Кроме того, нужно улучшать систему правового контроля и санкций, направленную на выполнение устанавливаемых норм.

К общим тенденциям в сфере охраны и защиты прав ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, можно причислить:

- гуманизацию системы профилактики и предупреждения правонарушений, преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения; [6. С.120]

- рост профессионального уровня воспитательной, профилактической и охранно-защитной деятельности;

- создание сети специальных структур, призванных помогать семье, школе, детям, подросткам, юношеству; психологические службы и консультации;

- осуществление социально-правовой, психолого-педагогической помощи и поддержки семье как главному институту социализации.

3. В представленном обзоре теоретических знаний, применяемых при работе с детьми, оставшимся без попечения родителей показано междисциплинарное положение социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в системе наук. Неотъемлемость психологических, социально-медицинских, философских, педагогических, экологических научных компонентов теории социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей, формируют понимание множественности и равноправия ценностных и нормативных систем – от понимания пограничных ситуаций к состраданию, воплощаемому в прагматичной и целесообразной помощи и поддержке.

Главные подходы в социальной работе с детьми оставшимся без попечения родителей:

- личностно-деятельностный подход

- концептуальные идеи средового подхода

- гуманистические идеи воспитания и образования [3. С.32]

Специалисты, практикующие в области социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей преследуют главную цель учреждения закрытого типа – успешную и стойкую социализацию, адаптацию и реабилитацию воспитанников интерната. [27. С. 17 - 27]

Общая характеристика социального портрета воспитанника интернатного учреждения, включает такие особенности как: непонимание материальной стороны жизни; трудности в общении; перегруженность отрицательным опытом; неуверенность в себе; неспособность к сознательному выбору своей судьбы.

4.В настоящем разделе мы провели обзор теоретических знаний, используемые при работе с детьми, оставшимся без попечения родителей. В ходе обзора установили междисциплинарное положение социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в системе наук, обозначили социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, и факторы, мешающие нормальному развитию детей в условияхд жизни в государственных учреждениях. Разобрали понятийный аппарат (такие понятия, как «сиротство», «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «опека», «попечительство» и пр.), нормативно-правовую базу и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

На сегодняшний день Россия принимает участие как в международных договорах, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории, так и развивает собственное законодательство.

На обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются достаточные ресурсы, к работе привлекается большое количество специалистов. Принятая в России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах, предоставляет дополнительные льготы, посильно обеспечивает равные стартовые возможности выпускникам этой категории.

Как обнаруживают итоги Федерального мониторинга жизнеустройства выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди проблем выпускников: ведут иждивенческий образ жизни (нигде не работают и не учатся) в первый год 17,8%, «от случая к случаю» – 42,5% выпускников; страдают от алкогольной зависимости – 27,9%, часто употребляют алкоголь – 52,2%; совершают правонарушения в первый год 20,7%; оказываются втянутыми в преступную деятельность до 39,8% выпускников; более 8% бывших воспитанников детских домов становятся безработными.

По данным детского омбудсмена А. Ю. Кузнецовой, количество детей-сирот, осужденных к отбыванию наказаний в воспитательных колониях, имеет тенденцию роста. Так, в 2015 г. их число составило 220 человек, в 2016 г. − 271 человек. Это на 23 % больше, чем в предыдущем году. При этом растет доля таких детей от общей численности осужденных. На 2 % произошел рост числа детей-сирот, признанных безработными: в 2015 г. их было около 15 тыс. человек, в 2016 г. − более 16 тыс. человек. [44, С. 2]

Для того, чтобы действительно обеспечить социальную защищенность выпускникам интернатных учреждений, содействовать интеграции выпускников в общество, полноценного освоения навыков самостоятельной жизни, нужно еще решить многие задачи: привести в соответствие нормативно-правовую базу, нарастить количество профессионально подготовленных кадров, улучшать взаимодействие выпускников с учреждениями социальной защиты, проводить мероприятия социальной реабилитации, адаптации и профилактики.



2019-07-03 654 Обсуждений (0)
Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)