Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация технологии социальной профилактики детей, оставшихся без попечения родителей на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район»



2019-07-03 527 Обсуждений (0)
Реализация технологии социальной профилактики детей, оставшихся без попечения родителей на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задачи: Выявить социальные проблемы детей, проживающих в ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района», провести констатирующий эксперимент с целью определения уровня сформированности негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ, а также определить уровень знаний о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и ПАВ; Провести социальную профилактику и сформировать знания у воспитанников о вреде аддиктивных веществ; Определить эффективность проведенных мероприятий.

 

В связи с необходимостью получения объективного представления о социальных проблемах воспитанников ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района», был произведен опрос-анкетирование специалистов учреждения (воспитатели, социальные работники, социальные педагоги, психолог).

Опрос-анкетирование проводилось относительно 24 воспитанников возраста 14-18 лет. Для диагностики была использована анкета по выявлению социальных проблем (Приложение 1), разработанная Е.Г. Трошихиной [33. С.144]. Посредством опроса-анкетирования была проведена оценка по следующим показателям:

- социальный статус (успеваемость);

- особенности общения с педагогами;

- законопослушность;

- состояние здоровья;

- бытовая адаптация;

- взаимоотношения с родственниками, соседями;

- взаимоотношения с друзьями;

- склонность к вредным привычкам;

- отношение к материальным ценностям;

- наличие планов на будущее;

- волевой контроль;

- эмоциональное состояние.

Эти показатели оценивались по предложенным в анкете критериям в баллах от 0 до 3. Собранные данные приведены в Приложении 2.

В ходе анализа данных исследования были выявлены следующие социальные проблемы:

- особенности общения с педагогами: отклонения от среднего значения – в 3%;

- состояние здоровья: отклонение у 8.6% воспитанников;

- взаимоотношения с друзьями: отклонение у 3%;

- отношения к материальным ценностям: отклонение 12.3%;

- волевой контроль: отклонение 4.8%;

- склонность к употреблению табака, алкоголя и ПАВ: отклонение у 31%;

Эти результаты выявления социальных проблем визуально представлены на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в условиях ГБУСО (отклонение от среднего значения)

Таким образом, мы видим, что проблемным полем является наличие вредных привычек у воспитанников ГБУСО, склонность к употреблению табака, алкоголя и других аддитивных веществ. Отклонение составило около 30% от среднего значения. Исходя из этого целью научно-практической работы стало социальная профилактика у детей, оставшихся без попечения родителей, направленная на формирование негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ, формирование знаний о вреде их употребления.

 

Задачи исследования:

1. Определить уровень устойчивости к аддиктивному поведению, уровень сформированности негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ.

2. Определить уровень знаний о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных психоактивных веществ.

3. Подобрать и апробировать систему работы по формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам, повысить уровень знаний о вреде упротребления табака, алкоголя и ПАВ.

4. Определить эффективность работы.

Методы исследования:

- наблюдение, беседа;

- тестирование, опрос;

- метод формирования знаний о здоровом образе жизни, личной ответственности за свое здоровье, вреде употребления аддиктивных веществ. Формирование проводилось посредством воздействия на группу воспитанников в ходе тематических лекций, бесед; сюжетно-ролевых игр, дискуссий; презентаций; видеофильмов.

- метод личного общения и переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).

- итоговое тестирование; опрос; анализ результатов

 

Исследование проводилось на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район» в три этапа. В нем приняли участие подростки 14-18 лет в количестве 12 человек.

Задачи констатирующего этапа:

1. Определить уровень устойчивости к аддиктивному поведению, сформированности негативного отношения детей к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных психо-активных веществ.

2. Определить уровень знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и ПАВ.

3. Провести анализ полученных результатов.

С целью выявления исходного уровня сформированности негативного отношения детей к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ, был применен тест-опросник, разработанный В.А. Корзуниным и В.В. Юсуповым: «Аддиктивная устойчивость» [13. С. 63] (Приложение 4).

Этот тест содержит в себе 30 утверждений, на которые тестируемые дали ответ. За каждый утвердительный ответ засчитывается один балл, отрицательный ответ не добавляет баллов. Результат интерпретируется по сумме баллов следующим образом:

- до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен, высокий уровень устойчивости к аддикциям;

- от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения;

- от 17 баллов и более – низкий уровень устойчивости к зависимому поведению.

Результаты тестирования представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1

Уровень устойчивости к возникновению аддиктивного поведения

Имя воспитанника Количество баллов Уровень устойчивости
Илья Т. 10 низкий
Мария М. 11 низкий
Наталья Т. 12 низкий
Никита А. 14 средний
Владимир Ч. 14 средний
Карина Б. 14 средний
Сергей Д. 15 средний
Сергей М. 15 средний
Павел Т. 16 средний
Игорь А. 16 средний
Илья П. 17 высокий
Николай В. 18 высокий

 

Анализ полученных результатов обнаружил, что высокая устойчивость выявлена у двоих детей (17%), они находятся вне зоны риска. Средний уровень склонности, (то есть выявлены лишь некоторые факторы риска) обнаружен у 7 детей, что составляет 58%. Низкий уровень, характеризующийся явными признаками уязвимости к зависимому поведению и положительным отношением к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ, выявлен у 3 человек, что соответствует 25%.

Результаты исследования диагностики склонности к зависимому поведению по тесту-опроснику «Аддиктивная склонность» представлены на Диаграмме 2.

 

Диаграмма 2

Распределение показателей устойчивости к зависимому поведению (%)

Таким образом, у 25% детей в возрасте 14-18 лет, есть предрасположенность к вредным привычкам, для 58% есть риск попробовать те или иные опасные вещества или способы повышенный, и только 17% вне зоны риска.

Для определения запаса знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ, было выбрано и проведено тестирование «Вредные привычки», Приложение 5.

Детям предлагалось выбрать верный ответ на вопросы теста о воздействии никотина на дыхательную, пищеварительную систему, о пассивном курении, о пагубном действии алкоголя и наркотиков, почему употребление спиртного особенно опасно в подростковом возрасте, и прочие вопросы. Правильный ответ на вопрос теста – 1 балл. Таким образом: высокий уровень знаний – от 25 до 35 правильных ответов; средний уровень – от 13 до 24 правильных ответов; низкий уровень –от 0 до 12 правильных ответов.

Результаты исследования уровня знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Уровень знаний о вреде о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ .

Имя воспитанника  Количество баллов Уровень знаний
Илья Т. 9 низкий
Мария М. 9 низкий
Наталья Т. 11 низкий
Никита А. 12 низкий
Владимир Ч. 12 низкий
Карина Б. 16 средний
Сергей Д. 17 средний
Сергей М. 19 средний
Павел Т. 21 средний
Игорь А. 21 средний
Илья П. 22 средний
Николай В. 26 высокий

Анализ полученных результатов показал, что уровень знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ оказался разным. Лишь один ребенок набрал более 25 баллов, что соответствует высокому уровню, и составляет 8% от общего числа детей. Шестеро детей, что составляет 50%, набрали от 13 до 24 баллов, обнаружив средний уровень. Пятеро человек, 42 %, очутились на низком уровне знаний, см. Диаграмму 3.

Диаграмма 3

Уровень знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ (%)

По итогам первого этапа мы можем сделать вывод, что устойчивость к соблазну употребить табак, алкоголь и пр. аддиктивные вещества и сформированность знаний о вреде их употребления, у детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 14-18 лет, в основном, находится на среднем и низком уровне. Сведение результатов констатирующего этапа – исследований устойчивости к аддиктивному поведению и знаний, представлено на Таблице 3.

Таблица 3.

Сводная таблица устойчивости к употреблению ПАВ и знаний о вреде их употребления

Имя воспитанника

Уровень устойчивости

Уровень знаний

Илья Т.

низкий

низкий

Мария М.

низкий

низкий

Наталья Т.

низкий

низкий

Никита А.

средний

низкий

Владимир Ч.

средний

низкий

Карина Б.

средний

средний

Сергей Д.

средний

средний

Сергей М.

средний

средний

Павел Т.

средний

средний

Игорь А.

средний

средний

Илья П.

высокий

средний

Николай В.

высокий

высокий

Полученные результаты показывает, что развитие негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ и сформированность достаточных знаний о вреде их употребления имеют взаимосвязь.

Из констатирующей части вытекает вывод о надобности формирующего этапа, на котором с воспитанниками будет проведена профилактическая работа по воспитанию устойчивости к аддиктивному поведению и работа по развитию знаний о вреде употребления употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ.

Подбор и апробация системы работы, направленной на профилактику вредных привычек у детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель формирующего этапа: повышение устойчивости к аддикитивному поведению, социальная профилактика вредных привычек и выработка навыков здорового образа жизни у группы из 12 детей в возрасте 14-18 лет, оставшихся без попечения родителей и проживающих в ГБУСО «Центр помощи детям».

На формирующем этапе работы были поставлены задачи:

1. Создать условия формирования негативного отношения к вредным привычкам; формирования знаний о вреде их употребления

2. Подобрать и апробировать систему работы по формированию у детей оставшихся без попечения родителей негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ; формированию знаний о вреде их употребления

В основу практической работы легли принципы доступности; творчества; научности; поэтапности; сотрудничества.

Разработана программа социальной профилактики объемом в 18 часов. В процессе проведения работы было важно, чтобы подростки овладели навыками самоконтроля и самооценки, социальной компетентности самореализации в рамках деятельного социального обучения. Программа проекта, темы занятий, конфигурация работы и количество часов содержатся в Приложении №8.

Занятия в первую очередь были сосредоточены на вырабатывание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответственного поведения, создание адекватного отношения к провокационным явлениям, обстоятельствам и проблемам, а также передача знаний о вреде табака, алкоголя и ПАВ.

Комплекс занятий проводился поэтапно:

Знакомство и выработка групповых правил, осмысление собственного отношения к вредным привычкам, постижение проблемы зависимости, понимание мотивов злоупотребления алкоголем и наркотиками, тренировка навыков отстаивания собственной позиции, прояснение предрассудков, осознание личных ценностей.

По своей структуре занятия состояли из следующих частей:

- вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания;

- основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществлялась с использованием различных игр и упражнений, наглядных иллюстраций в рамках презентаций);

- заключительная часть, включающая обсуждение личной стратегии поведения и осмысление полученного опыта.

Тематика отдельных занятий являлась «сквозной». Профилактическая составляющая работы не состояла из попыток решить «в лоб» проблему зависимости от ПАВ. В занятиях (например, в ходе тренинга «Здоровый образ жизни») была заложена информация об умении ответить отказом не только на предложение попробовать наркотики, но и на другие предложения, связанные с риском для здоровья.

Занятия в предельно возможной форме проводились в формате диалога. Даже в ходе бесед-презентаций поощрялись вопросы и комментарии с места, мини-дискуссии по ходу занятия. Занятия, формирующие личные убеждения не должны были напоминать формальные уроки, поэтому из них были исключены задания и длительные лекции-монологи.

Для более живого и сильного восприятия проводились интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни, например, ролевая игра «Самосозидание или самоуничтожение», викторина «Алкоголь и его последствия» и пр.

Все мероприятия проходили в разнообразных методических формах. Это классный час, урок – игра, сюжетно – ролевая игра, викторина, беседа, индивидуальная беседа, конкурс, встреча, ситуативный практикум. Продолжительность одного проведению занятия не превышала двух академических часов. Весь курс был относительно коротким, но интересным, не увеличивающим и без того серьезную учебную нагрузку.

Кроме этого, с проявившими желание подростками были проведены индивидуальные беседы, а также совместно с воспитанниками ГБУСО оформлен уголок с информацией о вреде курения, алкоголя и наркомании.

Определение эффективности проведенной социальной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях ГБУСО «Центр помощи детям».

 

В контрольный этап вошли задачи определить:

1. Устойчивость детей к аддиктивному поведению и употреблению аддиктивных веществ;

2. Уровень знаний воспитанников ГБУСО о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ;

3. Сопоставить полученные показатели и выявить динамику уровня устойчивости к аддиктивному поведению и динамику уровня знаний о вреде употребления аддиктивных веществ.

На контрольном этапе были проведены повторные диагностики по определению уровня сформированность негативного отношения детей к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ и по определению уровня знаний о вреде их употребления. Использовались те же методы, что и на констатирующем этапе (Приложение 4 и 5). Сводные результаты представлены на Таблице 5.

 

Таблица 5

Уровень устойчивости к возникновению аддиктивного поведения и уровень знаний о вреде употребления табака, алкоголя и пр.

Констатирующий
этап

Формирующий
этап

Имя воспитанника уровень устойчивости уровень знаний уровень устойчивости уровень знаний
Илья Т. низкий низкий низкий Средний
Мария М. низкий низкий средний средний
Наталья Т. низкий низкий средний средний
Никита А. средний низкий средний средний
Владимир Ч. средний низкий средний средний
Карина Б. средний средний средний средний
Сергей Д. средний средний средний средний
Сергей М. средний средний средний средний
Павел Т. средний средний высокий высокий
Игорь А. средний средний высокий высокий
Илья П. высокий средний высокий высокий
Николай В. высокий высокий высокий высокий

Результаты сравнения на констатирующем и формирующем этапах визуально представлены на Диаграмме 4.

 

Диаграмма 4

Сравнение результатов формирующего и констатирующего эксперимента

 

 

Из представленных результатов видно: высокий уровень знаний вырос на 25%, средний – на 17%, уровень низких знаний упал на 42%, до 0.

Высокий уровень устойчивости вредным привычкам поведению вырос на 16% за счет среднего уровня, который, в свою очередь, остался на прежнем уровне (58%), но за счет перехода 16% обладателей низкого уровня в средний.

Таким образом, после сравнительного анализа 1 и 3 этапа исследовательской работы, в сравнительной таблице мы видим, что случились значимые улучшения по всем показателям. Виден рост количества детей, продемонстрировавших высокий и средний уровень и уменьшение низкого уровня. 

Вывод: благодаря организованной нами работе удалось усилить уровень сформированности у детей оставшихся без попечения родителей негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ; повысить уровень знаний детей о вреде их употребления, что позволяет нам говорить об эффективности проведенной работы.

Выводы по 2 главе

Во второй главе проведен обзор технологий в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей и дана их общая характеристика. Технология социальной работы включает в себя множество разнообразных форм, методов и средств работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Однако в каждом конкретном учреждении специалисты, практикующие в области социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, выбирают свои подходы к решению такой проблемы как пристрастие к аддиктивным веществам и ПАВ.

На примере исследования уровня социализации воспитанников интерната ГБУСО «Центр помощи детям» мы выявили проблемное поле детей, оставшихся без попечения родителей – предпосылки к аддиктивному поведению у воспитанников детских домов связаны в том числе с тем, что они поступают из социально-неблагополучных семей и окружения, формировавших низкую самооценку и не получали должного воспитания навыков здорового образа жизни.

Констатирующий эксперимент показал, что воспитанники «Центра помощи детям» 14-18 лет в целом характеризуются средним уровнем склонности к зависимому поведению, склонности к алкогольной, наркотической зависимости,

Они приняли участие в формирующем этапе эксперимента. Разработан и осуществлен социальный проект профилактики аддиктивного поведения, направленная на снижение склонности юношей и девушек к употреблению табака, алкоголя и ПАВ, а также на повышение знаний о вреде указанных веществ.

Из представленных результатов видно: высокий уровень знаний вырос на 25%, средний – на 17%, уровень низких знаний упал на 42%, до 0.

Высокий уровень устойчивости к аддиктивному поведению вырос на 16% за счет среднего уровня, который, в свою очередь, остался на прежнем уровне (58%), но за счет перехода 16% обладателей низкого уровня в средний.

Контрольный этап эксперимента показал, что после проведения программы профилактики аддиктивного поведения у исследуемой группы снизилась общая склонность к зависимому поведению, склонность к алкогольной и наркотической зависимости.

Возросло число тех, кто имеет повысил уровень знаний о вреде курения, наркотической зависимости и важности здорового образа жизни, что свидетельствует о результативности проведенной научно-практической работы.

Таким образом, современные подходы к реализации технологии социальной профилактической работы позволяют формировать у детей, оставшихся без попечения родителей информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.)

Заключение

На сегодняшний день проблема сиротства - один из актуальнейших социальных вопросов современной реальности.

1. В настоящей работе представлен исторический обзор проблемы сиротства и сформировавшиеся подходы к ее решению разных культур с древнейших времен и до наших дней.

На протяжении истории соотношение роли властных и общественных структур в сфере социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, неоднократно менялось, что напрямую зависело от политики государства в различные периоды его развития.

Особенное внимание уделено описанию международного опыта организации социальной защиты детей-сирот. Представлена практика решения проблемы социального сиротства в различных странах, по преимуществу Западной Европы и США. На протяжении XX в. во многих государствах разрабатывались многообразные инновационные конфигурации жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. [1; С.23]. В частности, создание детских домов семейного типа было благополучно апробировано и, в дальнейшем, подобные учреждения начали распространяться по всему свету. В целом для зарубежных воспитательных организаций для детей-сирот присущи: открытость учреждений; участие общественности в их деятельности; проведение работы по введению воспитанников в социум; забота о здоровье и физическом развитии детей; развитие у них трудовых умений и навыков; обучение специальности и трудоустройство выпускников; поддержка их в первые годы после выпуска; отсутствие чрезмерной регламентации и назойливого контроля; сохранение родственных связей; проживание немногочисленными группами; передача на воспитание в семьи; тщательный подбор и специальная подготовка воспитателей.

Кардинальная ломка государственного аппарата, связанная с совершившейся революцией, задела все сферы общественных отношений, в том числе систему взаимодействия власти и общества в области общественной помощи детей-сирот. В целом, советский этап развития данной системы характеризуется преобладанием государственного управления во взаимодействии с обществом.

Реформирование политического, государственного и экономического устройства СССР в середине 80-х гг. привело к распаду государства, кризису во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и к спонтанному разрушению созданной системы взаимодействия власти и общества в сфере социальной поддержки детей-сирот. В Российской Федерации в настоящее период в системе социальной защиты детей-сирот происходит процесс модифицирования, который предполагает замену советских институтов и развитие нового институционального пространства, определение новых правил и норм взаимодействия социальных субъектов.

3. В представленном обзоре теоретических знаний, применяемых при работе с детьми, оставшимся без попечения родителей показано междисциплинарное положение социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в системе наук.

Неотъемлемость психологических, социально-медицинских, философских, педагогических, экологических научных компонентов теории социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей, формируют понимание множественности и равноправия ценностных и нормативных систем – от понимания пограничных ситуаций к состраданию, воплощаемому во вполне прагматичной и рациональной помощи и поддержке.

Основные подходы в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей:

- личностно-деятельностный подход

- концептуальные идеи средового подхода

- гуманистические идеи воспитания и образования

Также технология социальной работы включает в себя множество разнообразных форм, методов и средств работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. С помощью них специалисты, практикующие в области социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей преследуют главную цель учреждения закрытого типа – успешную и стойкую социализацию, адаптацию и реабилитацию воспитанников интерната.

4. Используя технологии социальной работе с детьми-сиротами важно учитывать особенности социально-психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изучения личности ребенка-сироты в условиях учреждений интернатного типа, закономерностей ее формирования представляет целостный и непрерывный процесс, необходимый при создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах взросления, обучения и воспитания. Общая характеристика социального портрета воспитанника интернатного учреждения особенности социально-психологического развития, оставшихся без попечения родителей, включает такие особенности как: непонимание материальной стороны жизни; трудности в общении; перегруженность отрицательным опытом; неуверенность в себе; неспособность к сознательному выбору своей судьбы; инфантилизм; неприятие самого себя как личности и т.д.

Критерием успешности становления выпускника интернатного учреждения в обществе является его адекватное и безболезненное вхождение в новый для себя мир, в котором он знает, как себя вести и как самореализоваться, способный вырабатывать, принимать и реализовывать свои решения по проблемам обеспечения собственной жизнедеятельности в окружающей его среде, прогнозировать последствия своих действий и нести за них ответственность.

5. Принятая в России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах, предоставляет дополнительные льготы, посильно обеспечивает равные стартовые возможности выпускникам этой категории.

Однако, говоря о практической стороне реализации законов, следует отметить, что многие механизмы разработаны не до конца, а работа многих законов в реальной жизни не всегда возможна в результате их недоработки, и как следствие, требует дальнейшего реформирования и преобразования.

С одной стороны, на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются достаточные ресурсы, к работе привлекается большое количество специалистов.

6. Для того, чтобы действительно обеспечить социальную защищенность выпускникам интернатных учреждений, способствовать интеграции выпускников в общество, полноценного освоения навыков самостоятельной жизни, необходимо еще решить многие задачи: привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями и пр.

7. На базе ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района» разработан и апробирован социальная программа «Наш выбор», которые направлен на повышение устойчивости к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ и повышение уровня знаний воспитанников о вреде их употребления.

Навыки здорового образа жизни не могли быть заложены с детства у детей, оставшимся без попечения родителей. Поэтому формирование у воспитанников потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения становится актуальной задачей социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исследование показало, что после проведения социального проекта аддиктивное поведения у исследуемой группы снизилась общая склонность к зависимому поведению, склонность к алкогольной и наркотической зависимости. Высокий уровень устойчивости к аддиктивному поведению вырос на 16% за счет среднего уровня, который, в свою очередь, остался на прежнем уровне (58%), но за счет перехода 16% обладателей низкого уровня в средний. Также на контрольном этапе высокий уровень знаний вырос на 25%, средний – на 17%, уровень низких знаний упал на 42%, до 0.

Возросло число тех, кто имеет повысил уровень знаний о вреде курения, наркотической зависимости и важности здорового образа жизни, что свидетельствует о результативности проведенной научно-практической работы.

Таким образом, подтверждена гипотеза исследования – использование технологии социальной профилактики в работе, снижает социальные проблемы детей. Считаю, что цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза исследования подтверждена.

 

 

Список литературы

 

1. Беляков В.В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.В. Беляков // Воспитание и обучение детей. -№1, – 2003

2. Беспалов Ю.В. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир: М., – 2007

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология - М.: Педагогика, – 1984. – 432 с.

4. Гарашкина Н.В. Технологии социальной работы: учебно-методическое пособие. Тамбов, – 2003, с. 63 - 67

5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – 2008.

6. Гусева Н.А. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами, СПб.: Речь, – 2005 - 120с.

7. Деева Е.В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник Тамбовского университета, – 2015

8. Дети социального риска и их воспитание // Под ред. Шипицыной Л.Д., СПБ.: Речь, – 2003

9. Заяц О.Я. Технология социальной работы, М., – 2009

10. Козлов А.А. «Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы». М., – 1998

11. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников - 2-е изд. - М., – 1999 - 121с.

12. Кон И.С. Ребёнок и общество. Историко-этнографическая перспектива. М., 1988, 325 с.

13. Корзунин В.А., Юсупов В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб., – 2007

14. Кошман С.Н. К вопросу о создании региональной системы социализации детей-сирот // Вестник МГОУ. – 2008. – С. 32–43

15. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие, Владивосток, – 2002, – 92 с.

16. Куранова И.Г. Нравственное и эстетическое воспитание детей в приюте// Работник социальной службы, – 1998. - с. 79 - 81

17. Курбатов В.И. Социальная работа. / В.И.Курбатов. - Ростов-на-Дону, – 2000

18. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование, М., – 2001

19. Лазарева З.Н. Роль социальных служб в социализации и социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни // Вестник Мордовского университета, – 2010. – С. 84–86.

20. Магдеева Р.Ш. Применение технологий и методов социальной адаптации в работе социального педагога // Работник социальной службы, №12, – 2010, С. 102-106.

21. Максименко Е.В. Специфика и содержание инновационной деятельности специалистов по социальной работе // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 5: Педагогические и психологические науки. Калининград, – 2011

22. Малахова Е.В. Социальные проблемы ребенка в учреждениях интернатного типа и пути их решения средствами социальной работы// Державинские чтения института педагогики и социальной работы. Тамбов, – 2005. С. 78 - 79

23. Мельников В.П., Холостова Е.И. «История социальной работы в России». Учебное пособие. М., – 2006.

24. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) / Б.Н. Миронов. - С-Пб, – 1999, – 548с. 

25. Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: Федер. закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ ред. от 28.11.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

26. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, М., – 2002. - С. 110-123

27. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Социальная педагогика, № 4, – 2010. С. 17-27

28. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения, – М., 2009

29. Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.

30. Семин Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2006.

31. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – Из-во «Академический проект», М., – 2000

32. Технологии социальной работы / Под. ред. В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, – 2011

33. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб., – 2006

34. Фирсов М.В. Теория социальной работы, М., – 2006

35. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М.: ИТК «Дашков и К», – 2008

36. Холостова Е.И. Технология социальной работы. М., – 2014– 503 с.

37. Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Гуманитарные науки». – М.: Изд-во «Научные технологии», №2, – 2012

38. Шульга Т.И.

2019-07-03 527 Обсуждений (0)
Реализация технологии социальной профилактики детей, оставшихся без попечения родителей на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация технологии социальной профилактики детей, оставшихся без попечения родителей на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)