Реализация технологии социальной профилактики детей, оставшихся без попечения родителей на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район»
Задачи: Выявить социальные проблемы детей, проживающих в ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района», провести констатирующий эксперимент с целью определения уровня сформированности негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ, а также определить уровень знаний о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и ПАВ; Провести социальную профилактику и сформировать знания у воспитанников о вреде аддиктивных веществ; Определить эффективность проведенных мероприятий.
В связи с необходимостью получения объективного представления о социальных проблемах воспитанников ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района», был произведен опрос-анкетирование специалистов учреждения (воспитатели, социальные работники, социальные педагоги, психолог). Опрос-анкетирование проводилось относительно 24 воспитанников возраста 14-18 лет. Для диагностики была использована анкета по выявлению социальных проблем (Приложение 1), разработанная Е.Г. Трошихиной [33. С.144]. Посредством опроса-анкетирования была проведена оценка по следующим показателям: - социальный статус (успеваемость); - особенности общения с педагогами; - законопослушность; - состояние здоровья; - бытовая адаптация; - взаимоотношения с родственниками, соседями; - взаимоотношения с друзьями; - склонность к вредным привычкам; - отношение к материальным ценностям; - наличие планов на будущее; - волевой контроль; - эмоциональное состояние. Эти показатели оценивались по предложенным в анкете критериям в баллах от 0 до 3. Собранные данные приведены в Приложении 2. В ходе анализа данных исследования были выявлены следующие социальные проблемы: - особенности общения с педагогами: отклонения от среднего значения – в 3%; - состояние здоровья: отклонение у 8.6% воспитанников; - взаимоотношения с друзьями: отклонение у 3%; - отношения к материальным ценностям: отклонение 12.3%; - волевой контроль: отклонение 4.8%; - склонность к употреблению табака, алкоголя и ПАВ: отклонение у 31%; Эти результаты выявления социальных проблем визуально представлены на Диаграмме 1. Диаграмма 1 Социальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в условиях ГБУСО (отклонение от среднего значения) Таким образом, мы видим, что проблемным полем является наличие вредных привычек у воспитанников ГБУСО, склонность к употреблению табака, алкоголя и других аддитивных веществ. Отклонение составило около 30% от среднего значения. Исходя из этого целью научно-практической работы стало социальная профилактика у детей, оставшихся без попечения родителей, направленная на формирование негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ, формирование знаний о вреде их употребления.
Задачи исследования: 1. Определить уровень устойчивости к аддиктивному поведению, уровень сформированности негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ. 2. Определить уровень знаний о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных психоактивных веществ. 3. Подобрать и апробировать систему работы по формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам, повысить уровень знаний о вреде упротребления табака, алкоголя и ПАВ. 4. Определить эффективность работы. Методы исследования: - наблюдение, беседа; - тестирование, опрос; - метод формирования знаний о здоровом образе жизни, личной ответственности за свое здоровье, вреде употребления аддиктивных веществ. Формирование проводилось посредством воздействия на группу воспитанников в ходе тематических лекций, бесед; сюжетно-ролевых игр, дискуссий; презентаций; видеофильмов. - метод личного общения и переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков). - итоговое тестирование; опрос; анализ результатов
Исследование проводилось на базе ГБУСО «Центра помощи детям, оставшимися без попечения родителей, Печорский район» в три этапа. В нем приняли участие подростки 14-18 лет в количестве 12 человек. Задачи констатирующего этапа: 1. Определить уровень устойчивости к аддиктивному поведению, сформированности негативного отношения детей к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных психо-активных веществ. 2. Определить уровень знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и ПАВ. 3. Провести анализ полученных результатов. С целью выявления исходного уровня сформированности негативного отношения детей к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ, был применен тест-опросник, разработанный В.А. Корзуниным и В.В. Юсуповым: «Аддиктивная устойчивость» [13. С. 63] (Приложение 4). Этот тест содержит в себе 30 утверждений, на которые тестируемые дали ответ. За каждый утвердительный ответ засчитывается один балл, отрицательный ответ не добавляет баллов. Результат интерпретируется по сумме баллов следующим образом: - до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен, высокий уровень устойчивости к аддикциям; - от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения; - от 17 баллов и более – низкий уровень устойчивости к зависимому поведению. Результаты тестирования представлены в Таблице 1.
Таблица 1 Уровень устойчивости к возникновению аддиктивного поведения
Анализ полученных результатов обнаружил, что высокая устойчивость выявлена у двоих детей (17%), они находятся вне зоны риска. Средний уровень склонности, (то есть выявлены лишь некоторые факторы риска) обнаружен у 7 детей, что составляет 58%. Низкий уровень, характеризующийся явными признаками уязвимости к зависимому поведению и положительным отношением к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ, выявлен у 3 человек, что соответствует 25%. Результаты исследования диагностики склонности к зависимому поведению по тесту-опроснику «Аддиктивная склонность» представлены на Диаграмме 2.
Диаграмма 2 Распределение показателей устойчивости к зависимому поведению (%)
Таким образом, у 25% детей в возрасте 14-18 лет, есть предрасположенность к вредным привычкам, для 58% есть риск попробовать те или иные опасные вещества или способы повышенный, и только 17% вне зоны риска. Для определения запаса знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ, было выбрано и проведено тестирование «Вредные привычки», Приложение 5. Детям предлагалось выбрать верный ответ на вопросы теста о воздействии никотина на дыхательную, пищеварительную систему, о пассивном курении, о пагубном действии алкоголя и наркотиков, почему употребление спиртного особенно опасно в подростковом возрасте, и прочие вопросы. Правильный ответ на вопрос теста – 1 балл. Таким образом: высокий уровень знаний – от 25 до 35 правильных ответов; средний уровень – от 13 до 24 правильных ответов; низкий уровень –от 0 до 12 правильных ответов. Результаты исследования уровня знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ представлены в Таблице 2. Таблица 2 Уровень знаний о вреде о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ .
Анализ полученных результатов показал, что уровень знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ оказался разным. Лишь один ребенок набрал более 25 баллов, что соответствует высокому уровню, и составляет 8% от общего числа детей. Шестеро детей, что составляет 50%, набрали от 13 до 24 баллов, обнаружив средний уровень. Пятеро человек, 42 %, очутились на низком уровне знаний, см. Диаграмму 3.
Диаграмма 3 Уровень знаний воспитанников о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддитивных веществ (%) По итогам первого этапа мы можем сделать вывод, что устойчивость к соблазну употребить табак, алкоголь и пр. аддиктивные вещества и сформированность знаний о вреде их употребления, у детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 14-18 лет, в основном, находится на среднем и низком уровне. Сведение результатов констатирующего этапа – исследований устойчивости к аддиктивному поведению и знаний, представлено на Таблице 3. Таблица 3. Сводная таблица устойчивости к употреблению ПАВ и знаний о вреде их употребления Имя воспитанника |
Уровень устойчивости |
Уровень знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Илья Т. | низкий | низкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мария М. | низкий | низкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наталья Т. | низкий | низкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Никита А. | средний | низкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир Ч. | средний | низкий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карина Б. | средний | средний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сергей Д. | средний | средний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сергей М. | средний | средний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Павел Т. | средний | средний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игорь А. | средний | средний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Илья П. | высокий | средний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Николай В. | высокий | высокий |
Полученные результаты показывает, что развитие негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ и сформированность достаточных знаний о вреде их употребления имеют взаимосвязь.
Из констатирующей части вытекает вывод о надобности формирующего этапа, на котором с воспитанниками будет проведена профилактическая работа по воспитанию устойчивости к аддиктивному поведению и работа по развитию знаний о вреде употребления употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ.
Подбор и апробация системы работы, направленной на профилактику вредных привычек у детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель формирующего этапа: повышение устойчивости к аддикитивному поведению, социальная профилактика вредных привычек и выработка навыков здорового образа жизни у группы из 12 детей в возрасте 14-18 лет, оставшихся без попечения родителей и проживающих в ГБУСО «Центр помощи детям».
На формирующем этапе работы были поставлены задачи:
1. Создать условия формирования негативного отношения к вредным привычкам; формирования знаний о вреде их употребления
2. Подобрать и апробировать систему работы по формированию у детей оставшихся без попечения родителей негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ; формированию знаний о вреде их употребления
В основу практической работы легли принципы доступности; творчества; научности; поэтапности; сотрудничества.
Разработана программа социальной профилактики объемом в 18 часов. В процессе проведения работы было важно, чтобы подростки овладели навыками самоконтроля и самооценки, социальной компетентности самореализации в рамках деятельного социального обучения. Программа проекта, темы занятий, конфигурация работы и количество часов содержатся в Приложении №8.
Занятия в первую очередь были сосредоточены на вырабатывание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответственного поведения, создание адекватного отношения к провокационным явлениям, обстоятельствам и проблемам, а также передача знаний о вреде табака, алкоголя и ПАВ.
Комплекс занятий проводился поэтапно:
Знакомство и выработка групповых правил, осмысление собственного отношения к вредным привычкам, постижение проблемы зависимости, понимание мотивов злоупотребления алкоголем и наркотиками, тренировка навыков отстаивания собственной позиции, прояснение предрассудков, осознание личных ценностей.
По своей структуре занятия состояли из следующих частей:
- вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания;
- основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществлялась с использованием различных игр и упражнений, наглядных иллюстраций в рамках презентаций);
- заключительная часть, включающая обсуждение личной стратегии поведения и осмысление полученного опыта.
Тематика отдельных занятий являлась «сквозной». Профилактическая составляющая работы не состояла из попыток решить «в лоб» проблему зависимости от ПАВ. В занятиях (например, в ходе тренинга «Здоровый образ жизни») была заложена информация об умении ответить отказом не только на предложение попробовать наркотики, но и на другие предложения, связанные с риском для здоровья.
Занятия в предельно возможной форме проводились в формате диалога. Даже в ходе бесед-презентаций поощрялись вопросы и комментарии с места, мини-дискуссии по ходу занятия. Занятия, формирующие личные убеждения не должны были напоминать формальные уроки, поэтому из них были исключены задания и длительные лекции-монологи.
Для более живого и сильного восприятия проводились интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни, например, ролевая игра «Самосозидание или самоуничтожение», викторина «Алкоголь и его последствия» и пр.
Все мероприятия проходили в разнообразных методических формах. Это классный час, урок – игра, сюжетно – ролевая игра, викторина, беседа, индивидуальная беседа, конкурс, встреча, ситуативный практикум. Продолжительность одного проведению занятия не превышала двух академических часов. Весь курс был относительно коротким, но интересным, не увеличивающим и без того серьезную учебную нагрузку.
Кроме этого, с проявившими желание подростками были проведены индивидуальные беседы, а также совместно с воспитанниками ГБУСО оформлен уголок с информацией о вреде курения, алкоголя и наркомании.
Определение эффективности проведенной социальной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях ГБУСО «Центр помощи детям».
В контрольный этап вошли задачи определить:
1. Устойчивость детей к аддиктивному поведению и употреблению аддиктивных веществ;
2. Уровень знаний воспитанников ГБУСО о вреде употребления табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ;
3. Сопоставить полученные показатели и выявить динамику уровня устойчивости к аддиктивному поведению и динамику уровня знаний о вреде употребления аддиктивных веществ.
На контрольном этапе были проведены повторные диагностики по определению уровня сформированность негативного отношения детей к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ и по определению уровня знаний о вреде их употребления. Использовались те же методы, что и на констатирующем этапе (Приложение 4 и 5). Сводные результаты представлены на Таблице 5.
Таблица 5
Уровень устойчивости к возникновению аддиктивного поведения и уровень знаний о вреде употребления табака, алкоголя и пр.
Констатирующий | Формирующий | |||
Имя воспитанника | уровень устойчивости | уровень знаний | уровень устойчивости | уровень знаний |
Илья Т. | низкий | низкий | низкий | Средний |
Мария М. | низкий | низкий | средний | средний |
Наталья Т. | низкий | низкий | средний | средний |
Никита А. | средний | низкий | средний | средний |
Владимир Ч. | средний | низкий | средний | средний |
Карина Б. | средний | средний | средний | средний |
Сергей Д. | средний | средний | средний | средний |
Сергей М. | средний | средний | средний | средний |
Павел Т. | средний | средний | высокий | высокий |
Игорь А. | средний | средний | высокий | высокий |
Илья П. | высокий | средний | высокий | высокий |
Николай В. | высокий | высокий | высокий | высокий |
Результаты сравнения на констатирующем и формирующем этапах визуально представлены на Диаграмме 4.
Диаграмма 4
Сравнение результатов формирующего и констатирующего эксперимента
Из представленных результатов видно: высокий уровень знаний вырос на 25%, средний – на 17%, уровень низких знаний упал на 42%, до 0.
Высокий уровень устойчивости вредным привычкам поведению вырос на 16% за счет среднего уровня, который, в свою очередь, остался на прежнем уровне (58%), но за счет перехода 16% обладателей низкого уровня в средний.
Таким образом, после сравнительного анализа 1 и 3 этапа исследовательской работы, в сравнительной таблице мы видим, что случились значимые улучшения по всем показателям. Виден рост количества детей, продемонстрировавших высокий и средний уровень и уменьшение низкого уровня.
Вывод: благодаря организованной нами работе удалось усилить уровень сформированности у детей оставшихся без попечения родителей негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ; повысить уровень знаний детей о вреде их употребления, что позволяет нам говорить об эффективности проведенной работы.
Выводы по 2 главе
Во второй главе проведен обзор технологий в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей и дана их общая характеристика. Технология социальной работы включает в себя множество разнообразных форм, методов и средств работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Однако в каждом конкретном учреждении специалисты, практикующие в области социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, выбирают свои подходы к решению такой проблемы как пристрастие к аддиктивным веществам и ПАВ.
На примере исследования уровня социализации воспитанников интерната ГБУСО «Центр помощи детям» мы выявили проблемное поле детей, оставшихся без попечения родителей – предпосылки к аддиктивному поведению у воспитанников детских домов связаны в том числе с тем, что они поступают из социально-неблагополучных семей и окружения, формировавших низкую самооценку и не получали должного воспитания навыков здорового образа жизни.
Констатирующий эксперимент показал, что воспитанники «Центра помощи детям» 14-18 лет в целом характеризуются средним уровнем склонности к зависимому поведению, склонности к алкогольной, наркотической зависимости,
Они приняли участие в формирующем этапе эксперимента. Разработан и осуществлен социальный проект профилактики аддиктивного поведения, направленная на снижение склонности юношей и девушек к употреблению табака, алкоголя и ПАВ, а также на повышение знаний о вреде указанных веществ.
Из представленных результатов видно: высокий уровень знаний вырос на 25%, средний – на 17%, уровень низких знаний упал на 42%, до 0.
Высокий уровень устойчивости к аддиктивному поведению вырос на 16% за счет среднего уровня, который, в свою очередь, остался на прежнем уровне (58%), но за счет перехода 16% обладателей низкого уровня в средний.
Контрольный этап эксперимента показал, что после проведения программы профилактики аддиктивного поведения у исследуемой группы снизилась общая склонность к зависимому поведению, склонность к алкогольной и наркотической зависимости.
Возросло число тех, кто имеет повысил уровень знаний о вреде курения, наркотической зависимости и важности здорового образа жизни, что свидетельствует о результативности проведенной научно-практической работы.
Таким образом, современные подходы к реализации технологии социальной профилактической работы позволяют формировать у детей, оставшихся без попечения родителей информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.)
Заключение
На сегодняшний день проблема сиротства - один из актуальнейших социальных вопросов современной реальности.
1. В настоящей работе представлен исторический обзор проблемы сиротства и сформировавшиеся подходы к ее решению разных культур с древнейших времен и до наших дней.
На протяжении истории соотношение роли властных и общественных структур в сфере социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, неоднократно менялось, что напрямую зависело от политики государства в различные периоды его развития.
Особенное внимание уделено описанию международного опыта организации социальной защиты детей-сирот. Представлена практика решения проблемы социального сиротства в различных странах, по преимуществу Западной Европы и США. На протяжении XX в. во многих государствах разрабатывались многообразные инновационные конфигурации жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. [1; С.23]. В частности, создание детских домов семейного типа было благополучно апробировано и, в дальнейшем, подобные учреждения начали распространяться по всему свету. В целом для зарубежных воспитательных организаций для детей-сирот присущи: открытость учреждений; участие общественности в их деятельности; проведение работы по введению воспитанников в социум; забота о здоровье и физическом развитии детей; развитие у них трудовых умений и навыков; обучение специальности и трудоустройство выпускников; поддержка их в первые годы после выпуска; отсутствие чрезмерной регламентации и назойливого контроля; сохранение родственных связей; проживание немногочисленными группами; передача на воспитание в семьи; тщательный подбор и специальная подготовка воспитателей.
Кардинальная ломка государственного аппарата, связанная с совершившейся революцией, задела все сферы общественных отношений, в том числе систему взаимодействия власти и общества в области общественной помощи детей-сирот. В целом, советский этап развития данной системы характеризуется преобладанием государственного управления во взаимодействии с обществом.
Реформирование политического, государственного и экономического устройства СССР в середине 80-х гг. привело к распаду государства, кризису во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и к спонтанному разрушению созданной системы взаимодействия власти и общества в сфере социальной поддержки детей-сирот. В Российской Федерации в настоящее период в системе социальной защиты детей-сирот происходит процесс модифицирования, который предполагает замену советских институтов и развитие нового институционального пространства, определение новых правил и норм взаимодействия социальных субъектов.
3. В представленном обзоре теоретических знаний, применяемых при работе с детьми, оставшимся без попечения родителей показано междисциплинарное положение социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей в системе наук.
Неотъемлемость психологических, социально-медицинских, философских, педагогических, экологических научных компонентов теории социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей, формируют понимание множественности и равноправия ценностных и нормативных систем – от понимания пограничных ситуаций к состраданию, воплощаемому во вполне прагматичной и рациональной помощи и поддержке.
Основные подходы в социальной работе с детьми, оставшимся без попечения родителей:
- личностно-деятельностный подход
- концептуальные идеи средового подхода
- гуманистические идеи воспитания и образования
Также технология социальной работы включает в себя множество разнообразных форм, методов и средств работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. С помощью них специалисты, практикующие в области социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей преследуют главную цель учреждения закрытого типа – успешную и стойкую социализацию, адаптацию и реабилитацию воспитанников интерната.
4. Используя технологии социальной работе с детьми-сиротами важно учитывать особенности социально-психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изучения личности ребенка-сироты в условиях учреждений интернатного типа, закономерностей ее формирования представляет целостный и непрерывный процесс, необходимый при создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах взросления, обучения и воспитания. Общая характеристика социального портрета воспитанника интернатного учреждения особенности социально-психологического развития, оставшихся без попечения родителей, включает такие особенности как: непонимание материальной стороны жизни; трудности в общении; перегруженность отрицательным опытом; неуверенность в себе; неспособность к сознательному выбору своей судьбы; инфантилизм; неприятие самого себя как личности и т.д.
Критерием успешности становления выпускника интернатного учреждения в обществе является его адекватное и безболезненное вхождение в новый для себя мир, в котором он знает, как себя вести и как самореализоваться, способный вырабатывать, принимать и реализовывать свои решения по проблемам обеспечения собственной жизнедеятельности в окружающей его среде, прогнозировать последствия своих действий и нести за них ответственность.
5. Принятая в России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах, предоставляет дополнительные льготы, посильно обеспечивает равные стартовые возможности выпускникам этой категории.
Однако, говоря о практической стороне реализации законов, следует отметить, что многие механизмы разработаны не до конца, а работа многих законов в реальной жизни не всегда возможна в результате их недоработки, и как следствие, требует дальнейшего реформирования и преобразования.
С одной стороны, на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются достаточные ресурсы, к работе привлекается большое количество специалистов.
6. Для того, чтобы действительно обеспечить социальную защищенность выпускникам интернатных учреждений, способствовать интеграции выпускников в общество, полноценного освоения навыков самостоятельной жизни, необходимо еще решить многие задачи: привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями и пр.
7. На базе ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района» разработан и апробирован социальная программа «Наш выбор», которые направлен на повышение устойчивости к употреблению табака, алкоголя, наркотических и иных аддиктивных веществ и повышение уровня знаний воспитанников о вреде их употребления.
Навыки здорового образа жизни не могли быть заложены с детства у детей, оставшимся без попечения родителей. Поэтому формирование у воспитанников потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения становится актуальной задачей социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследование показало, что после проведения социального проекта аддиктивное поведения у исследуемой группы снизилась общая склонность к зависимому поведению, склонность к алкогольной и наркотической зависимости. Высокий уровень устойчивости к аддиктивному поведению вырос на 16% за счет среднего уровня, который, в свою очередь, остался на прежнем уровне (58%), но за счет перехода 16% обладателей низкого уровня в средний. Также на контрольном этапе высокий уровень знаний вырос на 25%, средний – на 17%, уровень низких знаний упал на 42%, до 0.
Возросло число тех, кто имеет повысил уровень знаний о вреде курения, наркотической зависимости и важности здорового образа жизни, что свидетельствует о результативности проведенной научно-практической работы.
Таким образом, подтверждена гипотеза исследования – использование технологии социальной профилактики в работе, снижает социальные проблемы детей. Считаю, что цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза исследования подтверждена.
Список литературы
1. Беляков В.В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.В. Беляков // Воспитание и обучение детей. -№1, – 2003
2. Беспалов Ю.В. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир: М., – 2007
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология - М.: Педагогика, – 1984. – 432 с.
4. Гарашкина Н.В. Технологии социальной работы: учебно-методическое пособие. Тамбов, – 2003, с. 63 - 67
5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – 2008.
6. Гусева Н.А. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами, СПб.: Речь, – 2005 - 120с.
7. Деева Е.В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник Тамбовского университета, – 2015
8. Дети социального риска и их воспитание // Под ред. Шипицыной Л.Д., СПБ.: Речь, – 2003
9. Заяц О.Я. Технология социальной работы, М., – 2009
10. Козлов А.А. «Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы». М., – 1998
11. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников - 2-е изд. - М., – 1999 - 121с.
12. Кон И.С. Ребёнок и общество. Историко-этнографическая перспектива. М., 1988, 325 с.
13. Корзунин В.А., Юсупов В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб., – 2007
14. Кошман С.Н. К вопросу о создании региональной системы социализации детей-сирот // Вестник МГОУ. – 2008. – С. 32–43
15. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие, Владивосток, – 2002, – 92 с.
16. Куранова И.Г. Нравственное и эстетическое воспитание детей в приюте// Работник социальной службы, – 1998. - с. 79 - 81
17. Курбатов В.И. Социальная работа. / В.И.Курбатов. - Ростов-на-Дону, – 2000
18. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование, М., – 2001
19. Лазарева З.Н. Роль социальных служб в социализации и социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни // Вестник Мордовского университета, – 2010. – С. 84–86.
20. Магдеева Р.Ш. Применение технологий и методов социальной адаптации в работе социального педагога // Работник социальной службы, №12, – 2010, С. 102-106.
21. Максименко Е.В. Специфика и содержание инновационной деятельности специалистов по социальной работе // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 5: Педагогические и психологические науки. Калининград, – 2011
22. Малахова Е.В. Социальные проблемы ребенка в учреждениях интернатного типа и пути их решения средствами социальной работы// Державинские чтения института педагогики и социальной работы. Тамбов, – 2005. С. 78 - 79
23. Мельников В.П., Холостова Е.И. «История социальной работы в России». Учебное пособие. М., – 2006.
24. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) / Б.Н. Миронов. - С-Пб, – 1999, – 548с.
25. Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: Федер. закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ ред. от 28.11.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
26. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, М., – 2002. - С. 110-123
27. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Социальная педагогика, № 4, – 2010. С. 17-27
28. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения, – М., 2009
29. Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.
30. Семин Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2006.
31. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – Из-во «Академический проект», М., – 2000
32. Технологии социальной работы / Под. ред. В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, – 2011
33. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб., – 2006
34. Фирсов М.В. Теория социальной работы, М., – 2006
35. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М.: ИТК «Дашков и К», – 2008
36. Холостова Е.И. Технология социальной работы. М., – 2014– 503 с.
37. Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Гуманитарные науки». – М.: Изд-во «Научные технологии», №2, – 2012
38. Шульга Т.И.
2019-07-03 | 527 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы