Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О прохождении научно-исследовательской работы



2019-07-03 234 Обсуждений (0)
О прохождении научно-исследовательской работы 0.00 из 5.00 0 оценок




ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра теории и практики иностранных языков

Магистерская программа «Зарубежное регионоведение»

 

 

Научно-исследовательская работа
 2 семестр 2017/2018 учебного года

 

Обучающийся _____________        Степанова Ксения Сергеевна_________________

(фамилия, имя отчество)

 

Москва, 2018

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Российский университет дружбы народов

(РУДН)

 

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра теории и практики иностранных языков

Магистерская программа «Зарубежное регионоведение»

 

 

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистра
 в 2 семестре

 

Обучающийся

Степанова Ксения Сергеевна                                       

(фамилия, имя отчество)

 

 

Наименование НИР в семестре Форма отчёта Отметка о выполнении (дата) Подпись научного руководителя
Написание реферативно-теоретического основания научно-исследовательской работы (Первая глава НИР) Текст первой главы НИР Выполнено 15.03.2018    
Подбор практического материала для исследования с учетом методологической адаптации Материал для практического исследования Выполнено 15.04.2018  
Подготовка курсовой работы по теме НИР   Текст курсовой работы Выполнено 20.05.2018  

 

Научный руководитель                                                                 С.А. Василенко

обучающегося

 

 

Научный руководитель

магистерской программы

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Российский университет дружбы народов

(РУДН)

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра теории и практики иностранных языков

Магистерская программа «Зарубежное регионоведение»

Отчет

о прохождении научно-исследовательской работы

МАГИСТРА__1__курса  101-ЗРМ группы очная  ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Степанова ксения сергеевна

(фио)

 

Место прохождения научно-исследовательской работы

Институт иностранных языков (ИИЯ РУДН)

 

 

сРОКИ научно-исследовательской работы:  07.02.2018-31.05.2018

 

 

Руководители научно-исследовательской работы:

 

__ВАсиленко сергеЙ александрович______________________________________

 

 

МОсква, 2018

1. Текст первой главы НИР:

В настоящее время современные сепаратистские движения на территории Европейского союза в процессе своего динамичного развития приобрели форму одной из наиболее значимых угроз внутренней безопасности и целостности, как организации, так и ее составляющих. С началом активной деятельности про-сепаратистских партий и объединений по Европе следование базовому европейскому курсу к углублению интеграции на национальном и наднациональном уровне было замедленно и подвергнуто критике со стороны непризнанных региональных акторов. Многообразие очагов сепаратизма среди стран ЕС и их развивающаяся борьба за независимость ведет к необходимости пересмотра европейской политики и изучения возможных перспектив развития ситуации, одной из которых становится вариант реализации концепции «Европы регионов». Каждое европейское государство имеет свои зафиксированные тенденции к сепаратизму и вероятности разделения на более мелкие субъекты, но, не смотря на этот факт, большинство про-сепаратистских движений для начала своей активной деятельности, прежде всего, ожидают позитивного примера и гарантий со стороны другого региона. На современном этапе в качестве подобного региона рассматривания испанская Каталония, привлекающая наибольшее внимание не только стран ЕС, но и всего мира, своими попытками сецессии и образования независимого государства.

Актуальность темы. Рост сепаратистских и националистских настроений в Европе и возникновение таких регионов, как Каталония, ведут к вопросу о реальности трансформации настоящей Европы суверенных государств в Европу регионов с эффективно развивающимися мини-государствами. Актуальность вопроса о возможности реализации концепции Европы регионов стремительно растет в последние годы, что связано, с одной стороны, с возникающей неспособностью у европейских государств найти подход к местному сепаратизму и их радикальным представителям, а, с другой стороны, нежелание стран ЕС разделять и нарушать устоявшиеся границы суверенных государств и расширять внутренний состав организации. Каталонский вопрос в сложившейся ситуации является актуальной и чрезвычайно важной темой для рассмотрения, так как от событий в данной области напрямую зависит безопасность во всех странах Европейского союза, который будет критически ослаблен при предположении, что в каждом из государств начнут стремительно развиваться множественные внутренние проблемы, связанные с ростом сепаратистских настроений и началом разделения стран с последующим созданием новых мини-государств на территории Европы.

Объектом исследования данной работы является концепция «Европы регионов» и возможность ее реализации в связи с усиление про-сепаратистских и националистских движений в различных государства ЕС.

Предметом работы представляется сложившаяся ситуации в Испании, где автономное сообщество Каталония, как один из наиболее ярких и радикальных представителей европейского сепаратизма, оказывает исключительное влияние на регионы со схожими запросами и политикой, инициируя «эффект домино» и начало активной борьбы за независимость не только по Испании, но и по всей территории Европы.

Основная цель данной работы заключается в изучении перспектив становления новой Европы регионов вследствие активного развития сепаратистских идей на территории Европы, особое внимание уделяя сепаратистскому движению в Каталонии, как наиболее значимому и влиятельному для современной Европы и способного спровоцировать разделение европейских стран на новые мини-государства.

Для достижения поставленной цели был выполнен ряд задач, включающих:

· Изучение позитивных и негативных последствий реализации концепции «Европы регионов»;

· Определение основных очагов сепаратизма в ЕС, способных последовать примеру Каталонии в борьбе за независимость;

· Анализ внутренней ситуации в Испании относительно степени автономности регионов и развития про-сепаратистских идей по стране;

· Установление базовых причин роста сепаратизма в Испании на национальном уровне;

· Рассмотрение причин и последствий сепаратистского движения в Каталонии;

· Исследование неоднородности экономического развития автономных сообществ Испании и внутренней самоидентификации жителей страны;

· Составление прогноза развития ситуации в Испании с целью обозначения реальности перспектив потери страной своего единства и начала образования новой Европы мини-государств с примера Испании.

Теоретико-методологическая основа:

- анализ сложившейся ситуации с теоретической и исторической точки зрения, предоставляющий возможность проследить становление сепаратистских движений в Испании, формирование проблем внутреннего территориально устройства государства и трансформации Каталонии в одно из наиболее влиятельных движений за независимость в современной Европе;

- наблюдение за развитием ситуации в реальном времени, позволившее обозначить степень влияния каталонского сепаратистского движения на ЕС, как организацию, и на отдельные страны Европы.

Новизна исследования заключается в том, что вопросы и конфликтные ситуации, связанные с ростом неопределенности относительного будущего развития ЕС, как организации и составляющих ее государств-членов, возникающие с развитием новой волны сепаратистских и националистских идей в Европе, могут быть преодолены с установлением перспектив развития одного из наиболее влиятельных сепаратистских движений в Европе.

Значимость достигнутых результатов при написании данной выпускной квалификационной работы заключается в установлении перспектив и направлений дальнейшего развития регионального устройства Европы с современным развитием в различных государствах ЕС про-сепаратистских движений, которые в настоящее время являются одной из угроз целостности и стабильности развития европейских стран.

В процессе написания данной работы были использованы различные источники, такие как научные статьи, газетные публикации, официальные статистические данные правительства Каталонии и Испании, документы и законы, изданные на территории испанского государства и различные электронные ресурсы. Наиболее значимыми для написания данной работы оказались аналитические и новостные статьи из различных испанских, каталонских и европейских газет, таких как ABC, El País, El Mundo, El Periódico, El Diario, La Vanguardia, Reuters, The New European, The New York Times, так как они позволяют рассмотреть вопрос внутреннего сепаратизма в Испании максимально детально и проанализировать разнообразие мнений, как каталонцев, так и жителей других регионов страны и членов ЕС. Крупный вклад в изучение каталонской борьбы за независимость и анализ перспектив развития про-сепаратистских движений в Испании и на территории ЕС также внесли представители различных научных журналов и институтов, специализирующихся в данной области, издавших множество актуальных монографий, докладов и аналитических заметок по вопросу испанского и европейского сепаратизма. Особое значение для написания данной выпускной квалификационной работы имели официальные сайты Правительства Испании, различных министерств страны, аналитических отделов и институтов, занимающихся анализом современной ситуации в регионах и на национальном уровне и предоставляющих наиболее актуальные статистические материалы.

Говоря о степени изученности проблемы, стоит отметить, что в связи с растущим конфликтом на территории Каталонии и способности данного сепаратистского движения повлиять не только на ситуацию внутри Испании, но также и на страны ЕС, отечественные и иностранные научные издания, институты и независимые политические деятели занимались анализом, как феномена сепаратизма и национализма в Испании и среди стран ЕС, так и будущего развития ситуации в Европе. В качестве примера можно назвать работы: руководителя Центра иберийский исследований В.Л. Верникова, многостороннее описывающего ситуацию внутри Каталонии и кризис политической власти в Испании; П.П. Яковлева, предоставляющего полную информацию и данные относительно сепаратистского движения в Каталонии после проведения референдума о независимости 1 октября 2017 года; бюллетени Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, анализирующие степень развития регионов в современной Испании с экономической точки зрения; И.Л. Прохоренко, проанализировавшего в своей монографии современные трансформации национальных государств Европы и влияние на целостность ЕС внутреннего регионализма, автономизма и сепаратизма; Рикардо Альвира, изучившего через Теорию общественного выбора право Каталонии о проведения самостоятельного референдума внутри автономной области; Родригеса Карлоса Морено, многостороннее проанализировавшего вопрос степени автономности регионов Испании.

1.1 Эффективность концепции «Европы регионов»

В настоящее время в современной Европе все большую значимость и силу приобретают различные регионы и региональные власти внутри суверенных государств, что приводить к усилению тенденции, ведущей к расколу единой устоявшейся Европы и становлению новой Европы регионов.

Изначально перспектива изменения территориального устройства была воспринята крайне негативно странами-членами Европейского союза, так как подобные явления рассматривались в качестве прямой угрозы полноценному и эффективному развитию того или иного независимого государства в экономической, социальной и политической сферах. Яростное противостояние стран ЕС стремлению многообразных по своим характеристикам регионов приобрести большую авторитетность на международной арене и расширить имеющуюся у них автономность нашло свое выражение в подавлении сепаратистских настроений и усилении роли и значимости интеграционных процессов, как внутри определенных стран, так и на территории единой Европы.

С другой стороны, Европа отдельных государств может оказаться менее эффективной, чем федеральная Европа мини-государств, где множество экономически сильных и самостоятельных регионов и народов будут иметь возможность беспрепятственно развиваться в различных направлениях, оказывая положительное влияние не только на определенное скопление соседствующих регионов, но и на всю Европу в целом. На данном этапе истории мы можем наблюдать, что политика европейских государств, сфокусированная приоритетно на централизованной власти, за последние полвека не принесла ожидаемых положительных результатов, что указывает на возможность отступления от подобной системы функционирования государства.

Современная ситуация в Каталонии оказывает особо негативное влияние на экономическую сторону жизни региона, что ведет к недовольству со стороны различных международных инвесторов, обращающих свое внимание на внешний вид так называемой революции за независимость, захватившей область. Действия каталонских сепаратистов отражаются и на всей Испании, что проявляется через падение акций Мадридской фондовой биржи (Bolsa de Madrid) в те периоды, когда напряженность между региональными властями в Каталонии и центральным Правительством в Мадриде излишне возрастает и переходит в открытый конфликт. Множество банков и предприятий различных направлений уже покинули столицу Каталонии – Барселону, руководствуясь не только тем, что в период политической и экономической нестабильности развитие какого-либо бизнеса маловероятно, но и осознавая тот факт, что при обретении независимости данный регион останется вне законов ЕС и системы евро. Если Каталония как отдельная страна будет иметь эффективную экономическую стратегию, то у нее появятся шансы на выживание в качестве нового государства на территории Европы; но на данном этапе лидеры сепаратистского движения в регионе не имеют конкретного устоявшегося плана, что связано, как с трудностями приобретения независимости, так и с внутренней борьбой за власть в автономной области.

События в Испании развиваются крайне стремительно, но конечного результата деятельности сепаратистских сил Каталонии не наблюдается, так как судьба региона напрямую зависит не только от предпочтения жителей данного сообщества, но и от политических лидеров, находящихся у власти. С одной стороны, присутствует некоторая вероятность, что каталонцы отступятся от своих радикальных идей и придут к той форме самоуправления, которая позволит Испании существовать как единому государству. Но, с другой стороны, очевидным остается тот факт, что в последние годы региональный сепаратизм на территории ЕС стремительно набирает силы. В качестве примера можно привести различные страны Европейского Союза: в Италии партия Лига Севера (Lega Nord) уже на протяжении многих лет проводит кампанию в поддержку независимости Ломбардии; Бельгия в свою очередь переживает сложные времена в связи с усилением фламандского национализма, оказывающего негативное влияние на ситуацию в стране и парализующего политическую деятельность государства; в то время как в Германии треть жителей Баварии демонстрирует недовольство своим положением в стране и активно выступает за независимость региона; Франция сталкивается с требованиями о большей автономии корсиканцев; Польша видит опасность в действиях силезцев, которые устали от своей принадлежности к данной стране; и, конечно же, в Великобритании самым ярким примером регионального сепаратизма является борьба Шотландии за независимость. Все движения подобного типа, как масштабные, так и более мелкие, сталкиваются с непримиримой оппозицией в столицах европейских государств и в Брюсселе. Несмотря на данный факт, существует теория, что Европа, состоящая из небольших, но сильных государств и регионов будет процветать и эффективнее развиваться в различных секторах, чем современная Европа крупных национальных государств.

Прежде всего, как отмечает К.Г. Холодковский в своей статье «Особенности сепаратизма в западной Европе XXI в.», большинство регионов, выступающих за независимость, весьма успешны экономически и имеют множество перспектив по улучшению в данном направлении, что трансформирует современные сепаратистские движения в Европе из радикально настроенных этнических в более умеренные, использующие демократические методы в достижении поставленных целей. Каталония является наиболее развитой автономной областью в Королевстве Испания, что позволяет ей получать больше доходов и выступать в качестве центра некоторых наиболее важных отраслей государства. Шотландию нельзя приравнять к Лондону по экономическим показателям, но независимо от этого, в сравнении с другими регионами Соединенного Королевства, она не уступает в развитии и демонстрирует свой экономический потенциал, который дает возможность создания сильного и независимого государства. Фландрия всегда была одной из самых богатых областей Бельгии, а Ломбардия и Венето на севере Италии получили свое экономическое преимущество благодаря различным историческим и торговым связям, пролегавших через территории этих регионов. Многие про-сепаратистские регионы так же, а в некоторых случаях и более богаты и развиты, чем государства, в состав которых они входят, следовательно, экономическое превосходство является одной из главных причин стремления к сецессии, так как представители данных регионов предпочитают на получаемый доход развивать свою область, а не субсидировать отстающих соседей. Фактически, подобные регионы полностью жизнеспособны как независимые государства на территории Европы, у которых не может быть причин не преуспевать при мирном отделении от своего государства и получении доступа к европейским рынкам.

Вторым фактом, указывающим на более эффективное существование Европы регионов, а не Европы национальных государств, является то, что многие мини-государства сформировали бы Европу с обширным разнообразием акторов, высокой конкурентоспособностью и возможностью экспериментировать, выстраивая различного рода отношения между регионами. Существует множество доказательств того, что маленькие страны более успешны, подобно малым предприятиям, развивающимся быстрее, чем гиганты мировой экономики. Если обратиться к рейтингу самых богатых стран Европы, в зависимости от их дохода на душу населения, на протяжении уже долгого времени лидерами являются такие страны как Люксембург, Норвегия, Швейцария, Ирландия, Нидерланды и Исландия. Подобные данные указывают на то, что такие регионы, как Каталония с 7,5 миллионами населения или Ломбардия с 10 миллионами имеют все возможности для самостоятельного развития своих регионов и установления превосходства с экономической точки зрения над крупными европейскими государствами.

В некоторых случаях небольшие государства богаты различными ресурсами, но их успех чаще зависит от грамотно выстроенных деловых отношений и умения сосредоточить все силы на тех отраслях, которые действительно приносят доход региону. Мини-государства имеют больше возможностей создать тот вид нерегулируемой экономики с низкими налогами и свободной торговлей, который будет более эффективен в XXI веке, так как политика и общество маленьких государств легче объединяются для достижения общих целей.

С одной стороны, малые государства Европы имеют больше шансов на успех в своем развитии, чем крупные страны, в течение полувека, стремившиеся к объединению регионов вокруг определенного центра, что не принесло ожидаемых позитивных результатов. Склонность европейских государств сосредоточить всю власть в центе, не уделяя должного внимания регионам, привело к экономическому застою, массовой безработице и наличию валюты, потерявшей свою функциональность. Но, с другой стороны, отсутствие базы, существующей у ЕС, для будущего функционирования Европы мини-государств приведет к неспособности новых акторов выстроить эффективную политику и взаимосвязи. Как отмечает относительно данного вопроса П.В. Осколков, м.н.с. Института Европы РАН, преподаватель кафедры региональных проблем мировой политики МГУ, в своей аналитической статье «Фантом европейского сепаратизма»: «Европейскому союзу невыгодно резкое увеличение числа членов за счет внутреннего расширения хотя бы потому, что согласовать интересы 28 полноправных членов проще, чем, к примеру, сорока. В случае крупномасштабного расширения состава членов, будь то внутреннее или внешнее, Евросоюзу придётся в очередной раз радикально пересматривать все механизмы принятия решений, чтобы наднациональная «машина» не буксовала на каждом светофоре (что было сделано в преддверии расширения 2004 г. в рамках Ниццкого договора). А в текущих условиях это крайне затруднительно и способно вызвать всплеск “институционального” евроскептицизма». Таким образом, успешность реализации модели Европы регионов, прежде всего, зависит от наличия четкого плана будущего сотрудничества и взаимодействия между новыми государствами-регионами, который обеспечит эффективность существования новой Европы.

Современные отношения между многообразными акторами на территории Европейского союза характеризуются не только взаимодействием между суверенными государствами, направленными на решение разноплановых вопросов функционирования отдельных стран и союза в целом, но и определяются активным развитием отношений между самостоятельными регионами различных государств Европы. Европейский союз, как блок, всегда придавал особое значение интеграционным процессам между странами и необходимости открытия границ для обеспечения максимального уровня сотрудничества и возможности свободного обмена товарами, услугами, капиталом и рабочей силой. Подобные тенденции привели к разработке и учреждению документов, устанавливающих и регулирующих особенности отношений не только между отдельными государствами Европы, но и между регионами и европейскими странами, что привело к расширению межрегионального взаимодействия на различных уровнях, росту регионального представительства на европейской арене и усилению осознанности среди тех или иных областей относительно наличия фактических возможностей развития самостоятельной политики. В монографии «Европейская интеграция и проблема сепаратизма в государствах-членах Европейского союза» И.Л. Прохоренко, описывая участие регионов Европы в политике национальных государств и ЕС, подчеркивает, что «Евросоюз, развивая идею “Европы с регионами” (Europe with regions), создает политические возможности для некоторых регионов. Маастрихтский договор, который вступил в силу в 1993 г., предусмотрел право для государств-членов, где имеется система региональной власти с исполнительными органами, привлекать к участию в работе в Совет ЕС региональных представителей. Так поступили Бельгия, Германия и Австрия, Испания и Италия, а также Великобритания. Вместе с тем предполагается, что региональные представители в национальных делегациях должны отстаивать именно национальные интересы, а не исключительно интересы собственных регионов».  Подобная система, с одной стороны, предоставляет регионам большее представительство и влияние на деятельность ЕС, как организации, но, с другой стороны, ограничивает действия региональных представителей, склоняя их к сплочению с тем или иным национальным государством. Проблема развития региональной политики ЕС не теряет своей актуальности с момента образования союза, что побуждает страны к заключению новых совместных стратегий по данному вопросу с целью возможности контроля межрегионального диалога со стороны суверенных правительств. В своей работе «Правовая база и основные положения институционального трансграничного сотрудничества в Европе» доктор политических и социологических наук Эусебио Медина Гарсия приводит следующие данные: «В настоящее время установки, заложенные в Стратегии экономического развития Европы (Европа 2020) и Территориальной повестке Европы 2020, формируют общие стратегические рамки дальнейших действий по принятию ключевых мер для решения приоритетных задач ЕС в области территориального сотрудничества, что зафиксировано в программе “Горизонт 2020” и предусматривает сотрудничество и координацию между различными фондами. “Трансграничное сотрудничество” интегрировано в европейское территориальное сотрудничество и является составной частью политики социальной и территориальной сплоченности Европы, финансируемой Европейским фондом регионального развития. <…> Подобный тип взаимодействия соответствует “транснациональному сотрудничеству”, подразумевающему контакт национальных, региональных и местных партнеров, направленный на достижения большей степени интеграции, и “межрегиональному сотрудничеству”, основной целью которого является повышение эффективности политики сплоченности в Европе посредством не только обмена опытом и передовыми практиками кооперации между партнерами Союза, а также через анализ тенденций и целей территориальной интеграции».

С развитием внутренней организации Европейского союза регионы различных государств приобретают все большую независимость, прежде всего в экономической сфере, имея возможность вести торговлю и предпринимательство вне установок единого государства, а руководствуясь собственными интересами. Правовая основа и свобода реализации межрегионального и трансграничного сотрудничества подталкивает регионы Европы, как к большему осознанию себя в качестве самостоятельных акторов на международной арене, так и к развитию идеи получения расширенных выгод от выстраивания взаимоотношений не на уровне крупных национальных государств, а между областями с более узкой специализацией и интересами, что соответствует концепции «Европы регионов».



2019-07-03 234 Обсуждений (0)
О прохождении научно-исследовательской работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О прохождении научно-исследовательской работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)