Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В КАТАЛОНИИ



2019-07-03 334 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В КАТАЛОНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины

На протяжении своего существования испанское сообщество Каталония всегда стремилось к большей автономии в регионе, самоуправлению и в крайних случаях к началу собственной независимой жизни в качестве нового государства Республики Каталонии, отделившись от королевства. Данные стремления всегда были обоснованны целым рядом причин, возникавших в процессе развития региона и страны в целом. К основаниям желания получить больший контроль над своей областью можно отнести: исторический аспект, заключающийся в первоначальном присоединении Каталонии к единому государству против воли каталонцев и последующее угнетение каталонской идентичности в различные исторические периоды; экономический аспект, представляющий нам Каталонию, как наиболее процветающий регион Испании, не имеющий возможности использовать свои достижения для реализации целей каталонского сообщества, так как существует необходимость поддерживать менее развитые и не преуспевающие регионы страны; культурный и языковой аспект, выделяющий Каталонию не только среди других автономных сообществ королевства, но и среди всей Европы, демонстрирующий наличие в Каталонии своего уникального языка и традиций области, не имеющих аналогов. Причин каталонского сепаратизма и национализма существует множество, начиная от глобальных, которые ощущают на себе все каталонцы, заканчивая более специфичными, характерными для сторонников разрыва отношений с Мадридом и Испанией в целом и начала успешного самостоятельного существования. С момента прихода к власти Артура Маса, который возобновил сепаратистский дух Каталонии и призвал к новым радикальным действиям, что продолжил следующий президент сообщества Карлес Пучдемон, появились новые причины для сецессии, сформировавшиеся под влиянием политического аспекта и идей лидеров каталонского сообщества. Данные причины нельзя назвать основаниями для сепаратизма для всех граждан Каталонии, скорее, их можно охарактеризовать как факторы радикализации ситуации в регионе, что усугубило ситуацию и привело к активным действиям сепаратистского крыла. Артур Мас и Карлес Пучдемон создали особый «климат» в регионе, реализуя свои идеи о полной сецессии Каталонии и становление на путь процветания как отдельного государства, тем самым создав иллюзию желания у всех каталонцев начала новой жизни и надежду о возможности отделения региона только с положительными последствиями. С целью лучше понять влияние политического лидерства Каталонии на ситуацию со стремительно развивающимися идеями национализма и сепаратизма стоит рассмотреть причины ухудшения обстановки в данном вопросе, в которых особую роль играют президенты Женералитета в период с 2010 по 2017 года.

2.1.1 Нежелание выражать волю всего каталонского народа

 В период нахождения на посту президента Женералитета Карлес Пучдемон, так же как и Артур Мас, стремился продемонстрировать Каталонию как единое про-сепаратистское общество, где абсолютное большинство граждан категорично выступают за начало процесса отделения и создания новой республиканского государства в Европе, но реальность оказывалась иной, что связанно с нежеланием со стороны каталонской верхушки власти слушать и подчиняться воле всех жителей Каталонии. Представители каталонского общества имеют различные взгляды на ситуацию с выходом региона из состава единого государства, именно поэтому, характеризуя А. Маса и К. Пучдемона смело заявляли, что ни одного из них нельзя назвать президентом всей Каталонии и всех каталонцев, так как отказ принять во внимание мнение той части каталонского народа, которая не поддерживает разрыв отношений с Испанией, говорит о том, что 129-й и 130-й президенты Женералитета в своих действиях руководствовались лишь своими сепаратистскими идеями и пользовались поддержкой лишь части каталонцев, которую представляли как всю Каталонию в целом. [26]

Сепаратисты и сторонники создания отдельного государства Каталония за последние 3 года не сумели набрать абсолютного большинства в регионе, чтобы действительно заявлять о намерении всей Каталонии начать новую независимую от Испании жизнь. Обращаясь к Графику 2.1, составленному, основываясь на данных официального сайта Центра анализа общественного мнения (Centre D'estudis d'Opinió), где 3 раза в год выпускается Барометр политического мнения (Baròmetre d'Opinió Política), предоставляющий данные о настроениях в каталонском обществе, можно увидеть, что, даже не учитывая голоса тех, кто не знает, как ответить или вообще не дает ответа, сторонники сецессии не имеют абсолютного большинства голосов; а процент тех, кто голосовал за отделение превысил процент сторонников единства с Испанией лишь дважды за 3 года – в июне-июле 2016 года и в октябре 2017 года, когда проходил процесс референдума за независимость и одностороннее принятие Декларации о независимости. Таким образом, мы видим, что сепаратистские настроения характерны не для всего общества Каталонии и существует значительная часть каталонцев не желающих жить в стране Каталония, а предпочитающих оставаться автономной областью Каталония, что не учитывалось такими политическими лидерами, как А. Мас и К. Пучдемон, в период их управления регионом, что привело к ухудшению ситуации в Каталонии, расколов общество на две части и настроив их негативно друг к другу.

2.1.2 Отсутствие диалога

Каталония и Мадрид, как два наиболее важных региона королевства, постоянно противостоят друг другу, ведя некоторую сложную «игру» без каких-либо продуктивных переговоров или контактов, которые могли бы позволить прийти к компромиссу в вопросе статуса каталонского сообщества в составе Испании. Невозможность наладить контакт между региональными властями Каталонии и центральным правительством в Мадриде ведет к значительному ухудшению ситуации, связанной с активно развивающимися сепаратистскими настроениями в автономной области и стремлениями к сецессии. Обе стороны постоянно заявляют о своей открытости к переговорам по волнующим вопросам, но также и обвиняют друг друга в невозможности осуществления данного шага, что порождает противоречие. Как отмечает Фролова Ю. Н. в своей работе «Проблема самоопределения Каталонии: позиция Испании и ЕС», сообщая о заявлениях Каталонии о готовности идти на контакт: «Испанская сторона также говорит о важности переговорного процесса в решении вопроса статуса Каталонии. При этом со стороны Испании примеры таких переговоров как будто существуют (что противоречит мнению каталонской стороны): упоминаются переговоры с президентом Монтилья». [8] Как можно понять стороны совершенно не понимают друг друга, и диалог между ними существует лишь на словах и кажется призрачным в реальности, что усиливает конфликт и дает возможность разрастись кризису не только в Каталонии, но и во всей Испании. После проведения последнего референдума о независимости 1 октября 2017 года и последующих событий по объявлению начала процесса сецессии со стороны правящей верхушки Каталонии контакт между двумя сторонами так и не реализовался, не смотря на то, что ситуация стремительно ухудшалась и возникала необходимость ее решения при участии обеих сторон. В то время как Мадрид официально заявил, что диалог неосуществим до тех пор, пока про-сепаратистские партии Каталонии и президент Женералитета К. Пучдемон не вернуться на конституционный путь развития событий, то есть пока не начнут подчиняться всем общим законам страны, прописанным в Конституции [18], с другой стороны, власти автономного сообщества не признавали нелегитимность своих действий и обвиняли Мадрид в жесткой политике по отношению к региону. Подобное поведение сторон в данном вопросе совершенно не вело к решению реально существующих проблем, обе стороны заявляли о стремлении к диалогу, но на самом деле никаких шагов не было предпринято, что было замечено и странами Европейского союза, и жителями всей Испании, и прежде всего каталонским обществом, которое буквально уговаривало стороны идти на контакт устраивая акции и манифесты под лозунгом «Поговорим», желая продемонстрировать, что противостояние между двумя регионами оказывает особое влияние на простых граждан региона, ищущих стабильности и процветания. Данный манифест имел реальное влияние, как отмечает испанский журналист газеты El Periódico Игнаси Фортуни: «Желание простых граждан увидеть диалог между сторонами стало гражданской инициативой, проявившейся в манифесте, который пропагандировал братский диалог и демократическое сосуществование. Политические лидеры, как Каталонии, так и Испании в целом были обвинены в безответственном отношении к простым гражданам страны, как и в своей неспособности вести эффективную политику. Манифест подтвердил, что в стране не столько все решают политические лидеры, сколько простой народ». [24]

2.1.3 Неконституционные действия представителей Женералитета

Проведение референдумов на территории Каталонии всегда сопровождалось множественными нарушениями Конституции страны и прописанных там законов, на что обращали особое внимание не только центральные власти в Мадриде, главной целью которых всегда было сохранение единства королевства, но также и европейские страны, в большинстве котором не стремящиеся поддержать автономную область в ее политике, ссылаясь на разрушительность данных действий относительно основного и единого для всех закона Испании. Каждый референдум, организованный в Каталонии с момента прихода к власти А. Маса и его последователя К. Пучдемона, основное правительство в Мадриде старалось признать нелегетимным и аннулировать результаты путем обращения в Конституционный суд страны, который, согласно статье 161.1 Конституции Испании, занимается рассмотрением «заявлений о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона». Действия политических лидеров Каталонии, направленные на реализацию их идей о сецессии, нарушают множество законов Испанского королевства, начиная со статьи 1 и статьи 2 Конституции Испании (КИ) [1], где речь идет о нерушимости единой страны и необходимости принятия каких-либо изменений в государстве не одним регионом, а всеми жителями Испании, что для Каталонии кажется ненормальным и неправильным, так как по последним подсчетам 52,5% каталонцев не доверили бы решать судьбу своего региона всем гражданам королевства. Как отмечает в своей статье журналист испанской газеты El Diario Гонсало Кортисо: «Проведенный партиями Каталонии анализ демонстрирует, что большинство избирателей, голосовавших в регионе за независимость, не желают знать мнение остальной части государства. Таким образом, среди избирателей таких партий как “Левые республиканцы Каталонии”, “Каталонская европейская демократическая партия” и “Кандидатура народного единства” процент не желающих общегосударственного вмешательства в референдум достигает 97%». [19] В дополнении к этому, Парламент Каталонии, при принятии своих решений о достижении независимости через проведения референдума на территории сообщества, нарушил статью 149.1.32 КИ, где говорится, что в обязанности и права государства, а не региона, входит «Разрешение на проведение опросов населения посредством референдума», то есть само проведение референдумов в королевстве не запрещено, но должно осуществляться согласованно с порядком, прописанным в 92 статье КИ [1], а, не нарушая его, что может привести к аннулированию результатов голосования. Каталония не может идти против конституции страны, о чем часто в своих речах упоминает Председатель правительства Испании Мариано Рахой, говоря: «Я, являясь Председателем правительства Испании не только для всех испанцев, но и для каталонцев, приложу все усилия для установления диалога и укрепления законов конституции в регионе. Я ожидаю, что в Каталонии появится правительство, которое не будет ставить себя выше законов страны. Я не позволю никому нарушать законы Испании, Конституцию или Статут Каталонии». [29]

Последствия

Политика каталонских лидеров, стремящихся добиться разрыва отношений с Мадридом и независимости, не остается в рамках лишь позитивных результатов по достижению сецессии, так как приносит все новые угрозы для стабильной жизни Автономного сообщества Каталония. За развитием действий в Каталонии с прихода к власти 129-го президента Женералитета Артура Маса, начавшего активное развитие идей сепаратизма в регионе, наблюдают не только сами жители данного сообщества, поддерживая или осуждая действия правительства, но в дополнении и вся Испании со странами Европейского союза, так как для королевства любой кризис в регионе имеет свойство распространяться на всю страну и оказывать значимое влияние на ее функционирование, а для стран Европы, имеющих свои очаги сепаратизма, успешная реализация Каталонией своей политики может стать толчком для референдумов в других государствах. Среди последствий ведения про-сепаратистской политики лидерами каталонского сообщества на данный момент можно выделить:

· Экономический кризис;

· Политический кризис;

· Институциональный кризис.

Экономический кризис. На протяжении долгого времени, начиная с самых первых попыток сецессии, предпринятых А. Масом, и заканчивая бурным развитием событий в октябре 2017 года при президенте Женералитета К. Пучдемона, международные организации, аналитики и специалисты в сфере экономики предупреждали, что активные действия сепаратистов значительно повлияют на экономику Каталонии, как одного из самых успешных регионов Испании. Последней каплей для экономики Каталонии было проведение незаконного референдума 1 октября 2017 года и последующее одностороннее объявление независимости Женералитетом Каталонии и его лидерами, что воплотило самые худшие опасения экономистов и переместило регион с лидирующих мест по экономическим показателям на самый край «списка». В своей работе «Каталонский кризис: экономические удары» испанский политик и экономист Алекс Губерн отмечает: «Первым значимым последствием для экономики Каталонии стала «утечка компаний», то есть смена крупными компаниями и банками, находившимися в данной области, места расположения своих штаб-квартир, опасаясь нестабильности в каталонском сообществе, а так же возможной экономической изолированности, которая может быть объявлена и центральными властями с целью подавить сепаратистские идеи, и Европейским союзом, который не станет мгновенно принимать Каталонию в свой состав, чем лишит регион зарубежных партнеров и вкладчиков. По общим подсчетам за октябрь 2017 года около 2388 компаний покинули или заявили о своем намерении покинуть Каталонию, преимущественно стремясь обосноваться в Мадриде, рассчитывая на поддержку и защиту со стороны центрального правительства». [25] В своей работе «”Brexit по-испански”: причины и последствия каталонского кризиса» Яковлев П.П. отмечает, ссылаясь на испанских экономистов: «Анализируя тренды, складывающиеся в каталонском регионе, профессор экономики авторитетной в Европе «IE Business School» Рафаэль Пампильон подчеркнул: «Компании бегут из Каталонии, потому что верят, что центральное испанское правительство лучше защитит их интересы. Чтобы предприятия вернулись в автономию, каталонские политические институты должны не допустить ее отделения. Независимость приведет к всеобщему снижению уровня жизни, который будет сложно восстановить». Иначе говоря, каталонцы на практике проверили релевантность оптимистических утверждений и щедрых обещаний экономистов «Ryan Wilson Group» и на собственном опыте убедились, что в жизни все может сложиться иначе. Как отмечала испанская печать, жители региона столкнулись с жестокой реальностью: «экономика превратилась в главный фактор, сдерживающий развитие procés». Опыт Каталонии лишний раз подтвердил ту истину, что деловая репутация создается годами упорного труда, но достаточно нескольких дней, чтобы ее разрушить». [10] В своей работе «Реальные и волнующие цифры о каталонском кризисе» Кристина Делгадо приводит следующие данные: «политическая ситуация в регионе повлияла на ухудшение многих его показателей, таких как: 1) значительный рост безработицы, в два раза превышающий показатели прошлого 2016 года, когда число безработных составляло 7325 человек (1,6%), а в 2017 году увеличилось до 14698 человек (3,6%); 2) ухудшения в сфере туризма, являющегося основным фактором стабильности экономики Каталонии, связанное с опасениями туристов стать заложниками нестабильности региона; 3) снижение показателей в сфере продаж, где торговля упала приблизительно на 20%, а оборот малого и среднего бизнеса упал в Каталонии в октябре до 30%, что напрямую связано с политической ситуацией в области, множественными демонстрациями, акциями и бойкотами среди жителей; 4) значительное сокращение инвестиций в Каталонию со стороны международных бизнесов, которые не видят в регионе своего экономического партнера, так как автономная область полностью направила свои силы лишь на решение вопросов, связанных с обретением независимости». [21]

Политический и институциональный кризисы. Политическая нестабильность и упадок доверия к властям через признание их способности изменить что-либо в регионе еще больше ухудшают ситуацию в Каталонии, которая требует активных действия, а не ожидания в период застоя. Про-сепаратистские партии сообщества всегда стремились захватить власть в Женералитете с целью возможности установления своих идей, как единых для Каталонии, и принятия законов, дающих возможность реализации задачи по отделению региона, но Парламент Каталонии никогда не был полностью во власти сепаратистских партий и их лидеров, так как антисепаратистские партий, которые также называют конституционалистскими, всегда имели вес в Женералитете и часто выступали против идей, принимаемых в период управления областью 129-го и 130-го президентов Каталонии. Раскол мнений в Женералитете всегда вел к противостоянию региональных властей, что доказывается последними досрочными Парламентскими выборами в Каталонии 21 декабря (21-D) 2017 года.

Выборы 21-D продемонстрировали, что у антисепаратистских партий был шанс восстановить конституционный порядок в автономной области, так как самое большое количество мест в Женералитете получила партия «Граждане» (Ciudadanos) (37 депутатских мест), исконно выступавшей за единство с Испании, но падение популярности других конституционалистских партий (Народная партий и Испанская социалистическая рабочая партия), не позволившее им набрать больше голосов, привело к невозможности сформировать антисепаратистское правительство, способное уйти от идей сецессии и приступить к решению внутренних проблем Каталонии в составе единого королевства. В то время пока конституционалистские партии теряли доверие каталонского общества, сепаратистские партии сохраняли свои позиции, и как отмечает руководитель Центра иберийских исследований ИЕ РАН Верников В.Л. в своей аналитической работе «Каталония остается опасным очагом сепаратизма»: «Нет никакого парадокса и в том, что политические партии и блоки, выступившие с сепаратистской программой, почти сохранили свое представительство в региональном парламенте и в сумме способны сформировать новое правительство, если договорятся между собой о том, кто его возглавит. В их успехе, очевидно, и кроется политический просчет М. Рахоя, который, по его собственным словам, «обезглавив националистически настроенные силы» (пятерых отправил за решетку в Мадриде и троим, включая бывшего главу правительства К. Пучдемона, позволил сбежать в Брюссель), был уверен, что без лидеров националисты «рассыпятся». Однако их соратники не только от них не отказались, но и провели их в новый состав парламента, что для центральной власти – откровенный вызов». [5, с. 2] Подобная ситуация ведет к противостоянию не только между местными властями в Женералитете, которые не способны найти общее решение, что может привести к новым досрочным выборам, но и к политическому противостоянию между центральными и региональными правительствами, так как Мадрид осознает, что нестабильность в одном из наиболее развитых регионов страны и угроза новых внеочередных выборов негативно влияет на все королевство в целом. Но главным образом подобная политическая нестабильность влияет на граждан Каталонии, которые не чувствуя себя услышанными и не видя реальных вариантов решений проблем со стороны и регионального и центрального правительств, теряют веру в способность власти исправить неоднозначную ситуацию в автономной области, что ведет к глубокому институциональному кризису. [9]

Выводы. В Автономном сообществе Каталония исторически сложились националистские и сепаратистские настроения, которые, с одной стороны, при определенном правительстве в регионе сглаживались и использовались для достижения целей по улучшению статуса области в составе единого королевства, а, с другой стороны, при приходе к власти про-сепаратистских партий и их лидеров, усиливались и стремительно распространялись по всему региону, в ходе реализации идей сепаратистского крыла Парламента. При 129-м и 130-м президентах Женералитета сепаратистский дух каталонцев значительно возрос, но воплотился не просто в движении за независимость, а в многосторонний кризис не только для автономной области, но и для всей Испании. А. Мас и К. Пучдемон, слепо стремясь реализовать свои задумки по сецессии, забыли о Каталонии, как о регионе, о различии мнений ее жителей и их реальных желаниях. Таким образом, попытки разрыва отношений с Мадридом, невозможность установить диалог и антиконституционные действия двух последних президентов Женералитета привели к тому, что Испании столкнулась с одним из наиболее сложных для нее кризисов за свое существование, как демократия.


 



2019-07-03 334 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В КАТАЛОНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В КАТАЛОНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)