Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и значение охраны труда. Охрана труда как институт трудового права.



2019-08-13 289 Обсуждений (0)
Понятие и значение охраны труда. Охрана труда как институт трудового права. 0.00 из 5.00 0 оценок




Охрана труда—система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия и средства.

Охрана труда:

-один из принципов трудового права.

-самостоятельный институт отрасли права.

В широком смысле охрана труда—содержание всех норм трудового права; комплекс правовых мер, направленных против нарушения трудовых прав граждан, в том числе права на охрану труда.

В узком смысле (как институт)—система нормативного обеспечения различных мер и средств, направленных на предупреждение травматизма и заболеваемости на производстве. Совокупность правовых норм, обязательных для исполнения нанимателем, которые направлены на обеспечение права работников на здоровые и безопасные условия труда под надзором и контролем государственных и общественных органов.

Правовой институт ОТ включает в себя нормы, которые устанавливают прав аи обязанности работника и нанимателя в части соблюдения норм по ОТ:

-правила и инструкции по охране и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);

-санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

-государственные стандарты системы безопасности труда;

-строительные нормы и правила;

-специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных, опасных условиях труда;

-нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов;

-нормы, регулирующие организацию работы по ОТ;

-правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; надзор и контроль за ОТ.

Правовое значение ОТ:

-создают необходимые условия для работы по способностям с учетом тяжелых условий труда, психофизиологических особенностей и трудоспособности инвалидов;

-правовой статус гражданина включает его право на ОТ и гарантии этого права не только в процессе и трудовой деятельности, но и для лиц, требующих особой защиты уже при приеме на работу.;

-вопросы ОТ—объект организационно-управленческих отношений работников, профсоюзов и нанимателей, а также социально-партнерских отношений на республиканском, отраслевом и местном уровне;

-ОТ—важнейший элемент ТПО работника с нанимателем.

ОТ осуществляется централизованными нормами, которые устанавливаются как минимальные гарантии по ОТ и локальными нормами.

1.Единые нормативные требования по ОТ (конституция, ТК, другие законодательные акты).

2.Создание специальных безопасных условий труда на конкретных рабочих местах обеспечивается комплексом мер, которые наниматель обязан выполнять на основании нормативно-правовых актов, документов по ОТ. Перечень в Пост. Минтруда.

-Единые межотраслевые и отраслевые правила по охране и безопасности труда содержат требования, обязательные для всех нанимателей всех форм собственности, независимо от отраслевой и ведомственной подчиненности. Отраслевые—требования по обеспечению безопасности и гигиены труда на предприятиях конкретной отрасли. Все действующие правила по ОТ делятся на 2 группы (по направленности):

1.Нормы, непосредственно регулирующие создание безопасных условий труда.

2.Нормы, содействующие обеспечению здоровья и безопасных условий труда (порядок и планирования и финансировании и т.д).

-Государственные стандарты системы безопасности труда: межотраслевые, отраслевые.

-Строительные нормы и правила.

-Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.

-Инструкции по ОТ.

(Постановление госкома по труду и социальной защите от 14.08.94).

Инструкция по ОТ—нормативный акт, устанавливающий требования по ОТ проведении работ в производственных помещениях, на территории предприятия (организации, на строительных площадках и в других местах, где выполняются служебные обязанности).

2 вида инструкций: типовые (отраслевые), локальные (конкретные организации).

-Сертификаты соответствия и другие акты. Перечень установлен в РБ в нормативно-правовых актах по охране труда изложен в соответствующем государственном реестре, утвержденным постановление Минтруда от 31.12.1997 № 2.

 

70.

4.1. Общие положения о надзоре и контроле

 

Надзор за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется:

- Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент), его обособленными территориальными подразделениями;

- иными органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности (ч. 1 ст. 38 Закона об охране труда).

Ведомственный контроль осуществляется:

- республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

- местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 38 Закона об охране труда).

Прокурорский надзор осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами. Они осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), работодателями и работающими (ст. 39 Закона об охране труда).

Одним из основных контролирующих органов в области охраны труда является Департамент. Департамент и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда всеми работодателями (подп. 7.1 п. 7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 959 (далее - Положение о Департаменте), ч. 3 п. 23 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (далее - Указ о проведении проверок)).

 

Примечание.

Подробнее о государственном контроле и надзоре, осуществляемом Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, см. Путеводитель по кадровым вопросам "Организация охраны труда", пункт 4.2 главы 4.

О проведении проверки законодательства о труде уполномоченными органами см. путеводитель по кадровым вопросам "Проверка соблюдения организацией законодательства о труде", глава 3.

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда в пределах своей компетенции в соответствующих сферах деятельности также осуществляют:

- Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор). К примеру, некоторые из основных задач Госпромнадзора - обеспечение контроля за исполнением законодательства в области безопасности перевозки опасных грузов; предупреждение техногенных аварий и травматизма в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, аттракционы, объекты перевозки опасных грузов, объекты, на которых ведутся работы, связанные с использованием и охраной недр, иные потенциально опасные объекты (подп. 6.1, 6.3 Положения о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 N 756 (далее - Указ N 756));

- Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госатомнадзор). В частности, Госатомнадзор осуществляет контроль за соблюдением законодательства (в том числе по вопросам охраны труда) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (подп. 6.2 п. 6 Положения о Департаменте по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом N 756);

- органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, к примеру, органы государственного пожарного надзора;

- управление государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь, управление государственного энергетического надзора государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго", а также филиалы "Энергонадзор" республиканских унитарных предприятий электроэнергетики, входящих в состав этого объединения;

- государственное учреждение "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья", областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии;

- Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;

- Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Проверки, в том числе по вопросам охраны труда, проводятся в соответствии с требованиями Указа о проведении проверок (п. 1 Указа о проведении проверок, Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом о проведении проверок).

Наниматель обязан обеспечить допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, к проверке и представление необходимых для проверки документов, а также допуск проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности (п. 19 ст. 226 ТК).

 



2019-08-13 289 Обсуждений (0)
Понятие и значение охраны труда. Охрана труда как институт трудового права. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и значение охраны труда. Охрана труда как институт трудового права.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)