Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие II . Источники римского права (2 часа)



2019-10-11 539 Обсуждений (0)
Занятие II . Источники римского права (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




            

1. Понятие и виды источников римского права.

2. Обычай и закон как источники римского права.

3. Эдикты магистратов и преторов. Их значение и роль в развитии римского права.

4. Деятельность юристов. Юриспруденция.

 

Задания к занятию II

1. Схематично представьте развитие источников римского частного права по периодам формирования и совершенствования правовой системы Древнего Рима: доклассический период, классический период, постклассический период.

2. Кодификация римского права. Дайте характеристику кодификации Юстиниана.

Дополнительная литература к теме
 «Источники римского права»

1. Агарков, М. М. Ценность частного права / М. М. Агарков // Правоведение. – 1992. – № 2.

2. Дернбург, Г. Пандекты. Общая часть. Т. 1 / Г. Дернбург. – М., 1906.

3. Зом, Р. Институции римского права / Р. Зом. – Сергиев-Посад, 1916. – Вып. 1. – Ч. 2. Система

4. Колотинский, Н. Д. История римского права / Н. Д. Колотинский. – Казань, 1912.

5. Косарев, А. И. Этапы рецепции римского права / А. И. Ко-сарев // Советское государство и право. – 1983. – № 7.

6. Кофанов, Л. Л. I международная конференция «Римское право и его рецепция» / Л. Л. Кофанов. – М., октябрь 1997 // Вестник древней истории. – 1998. – № 4.

7. Кофанов, Л. Л. Lex и jus: возникновение и развитие римского права в VIII–III вв. до н.э. / Л. Л. Кофанов. – М. : Статут, 2006.

8. Муромцев, Х. Ценность частного права / Х. Муромцев // Правоведение. – 1992. – № 2.

9. Дигесты Юстиниана: избранные фрагменты / пер. и прим.
И. С. Перетеского. – М., 1984.

10. Покровский, И. А. История римского права / И. А. Покровский. – М. : Статут, 2003.

11. Седаков, С. Ю. Роль претора в создании норм римского частного права предклассического периода / С. Ю. Седаков // Древнее право. – 1996. – № 1.

Методические рекомендации
по изучению данной темы семинара

Для ясного представления об особенностях развития и формирования системы римского частного права большое значение имеет вопрос, посвященный источникам римского частного права. Данная проблематика имеет важное практическое значение, поскольку усвоенный материал является базой для дальнейшего изучения институтов римского частного права, обоснованием эволюции развития римской частноправовой системы.

Следует отметить, что, несмотря на множественность источников формирования римского частного права, их признание на том или ином этапе развития государства и общества Древнего Рима является закономерным. В этой связи студент обязан не только знать виды источников форм образования права, но и понимать причины их возникновения, а также их значение на разных этапах развития римского частного права. На основе раскрытия понятийного аппарата разновидностей источников римского частного права студент должен провести сравнительно-правовой их анализ с целью определения их отличительных признаков. Студент также должен предпринять попыт-ку привести пример практики применения источников римского частного права.

Занятие III . Лица (2 часа)

1. Понятие лица как субъекта римского права, общие положения.

2. Правоспособность физического лица:

а) понятие и элементы правоспособности;

б) содержание;

в) возникновение, ограничение, утрата.

3. Состояние свободы и ее значение. Правовое положение рабов в римском обществе.

4. Состояние гражданства. Способы приобретения и утраты римского гражданства. Правовое положение римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников. Колоны.

5. Дееспособность физического лица по римскому праву: понятие, содержание, категории.

6. Юридические лица в римском праве. Развитие учения о юридических лицах.

 

Задания к занятию III

1. Проведите сравнительный анализ правоспособности (элементы правоспособности, содержание) римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников.

2. Каким образом разрешались спорные вопросы правового положения физических лиц в Риме?

3. Рассмотрите самостоятельно вопрос, связанный с развитием института опеки и попечительства, определив его значение, особенности, виды, основания возникновения и прекращения, права и обязанности опекунов и попечителей. Представьте сравнительную характеристику опеки и попечительства в виде таблицы.

4. Определите правовое положение отдельных видов юридических лиц в римском праве.

 

Дополнительная литература к теме «Лица»

1. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М., 1988.

2. Дождев, Д. В. Эволюция власти домовладыки в древнейшем римском праве / Д. В. Дождев // Государство и право. – 1990. – № 2.

3. Загурский, Л. К учению о юридических лицах / Л. Загурский. – М., 1977.

4. Кодекс Феодосия о колонах / [пер. и ком. А. В. Контева] // Древнее право. – 1996. – № 1.

5. Сергеенко, М. Е. Жизнь Древнего Рима / М. Е. Сергеенко. – М. ; Л., 1964.

6. Сергеенко, М. Е. Простые люди древней Италии / М. Е. Сер-геенко. – М. ; Л., 1968.

7. Смирин, В. М. Римская «familia» и представления римлян о собственности / В. М. Смирин // Быт и история в античности. – М., 1988.

8. Утченко, С. Л. Древний Рим. Событие. Люди. Идеи / С. Л. Ут-ченко. – М., 1967.

9. Штаерман, Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений
в Римской республике / Е. М. Штаерман. – М., 1964.

 

Методические рекомендации
по изучению данной темы семинара

Тема, предложенная для обсуждения студентам в рамках семинарского занятия, имеет важное значение для правильного формирования представления об участниках имущественного оборота Древнего Рима. В этой связи с целью последовательного изучения ос-новных особенностей правового положения субъектов римского частного права студент должен вначале определить общие положения учения о лицах.

Поскольку правоспособность субъекта римского частного права зависела от его правового состояния, необходимо определить понятие и содержание правоспособности с позиции правовых учений римских юристов, основания ее возникновения, изменения и прекращения, а также рассмотреть понятие и содержание каждого правового состояния по отдельности. Следует также подчеркнуть, что объем правоспособности зависит и от социальной принадлежности субъекта римского права.

При раскрытии избранной проблематики семинарского занятия нужно помнить, что объем правоспособности в области частного права зависит от правового положения субъекта в семье, поэтому особое внимание следует уделить исследованию status familia.

С целью объективного изучения правового положения субъектов римского частного права необходимо определить объем способности римских граждан самостоятельно совершать сделки, поэтому понятие, содержание и категории дееспособности римских граждан вынесены в отдельный вопрос.

Несмотря на то, что учение о юридических лицах не было должным образом разработано в римском праве, отдельные их виды были признаны правом и выступали субъектами хозяйственного оборота.
В этой связи студент должен понять, почему данное правовое учение не было развито в Древнем Риме, а также знать основные принципы деятельности юридических лиц.

 

Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы

Предложенное задание представляет собой внеаудиторную форму освоения одной из проблем курса – «Лица».Оно должно выполняться студентом самостоятельно в письменном виде. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы контролируется преподавателем на семинарских занятиях или в часы консультаций.

Задание № 1 направлено на формирование четкого понимания правового положения субъектов римского частного права. С этой целью студент должен провести сравнительно-правовой анализ правоспособности римских граждан, латинов, перегринов, вольноотпущенников по элементам содержания правоспособности и оформить результаты в виде таблицы.

Поскольку судебные споры о правовом положении физических лиц в Древнем Риме отличались от организации проведения гражданского процесса по спорам, вытекающим из имущественных правоотношений, в задании № 2 необходимо определить особенности рассмотрения споров по таким категориям дел.

Институт опеки и попечительства имел важное практиче-
ское значение в хозяйственной жизни Древнего Рима, поэтому в за-дании № 3 студент должен провести сравнительно-правовой анализ опеки и попечительства, определить понятие, цель назначения, их отличительные особенности, основания возникновения и прекращения, установить, какие требования, предъявлялись к опекуну и попечителю. Результаты выполнения данного задания следует оформить в виде таблицы.

Несмотря на то, что учение о юридических лицах не было развито в римском частном праве, отдельные их виды участвовали в хозяйственном обороте. В этой связи задание № 4 направлено на формирование первичных знаний студента о юридических лицах как участниках гражданского оборота. Письменно студент должен назвать эти виды и дать им правовую характеристику, определить их отличительные особенности.

 



2019-10-11 539 Обсуждений (0)
Занятие II . Источники римского права (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие II . Источники римского права (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)