Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие IV . Семейные правоотношения (2 часа)



2019-10-11 297 Обсуждений (0)
Занятие IV . Семейные правоотношения (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Понятие семьи по римскому праву. Агнатическое и когнатическое родство.

2. Брак по римскому праву: понятие, общая характеристика видов законного брака, способы установления власти мужа над женой, условия вступления в брак и признание его действительности, основания прекращения брака.

3. Характеристика личных и имущественных правоотношений супругов в римской семье:

а) в браке с мужней властью;

б) в браке без мужней власти.

4. Правоотношения родителей и детей:

а) отцовская власть: понятие, установление, прекращение;

б) отношения между матерью и детьми.

5. Усыновление: понятие, виды, порядок и правовые последствия.

6. Понятие и содержание института опеки и попечительства. Виды.

 

Задания к занятию IV

1. Составьте таблицу правового положения супругов в браках cum manu и sine manu:

а) по способу заключения браков;

б) по объему имущественных прав и обязанностей супругов;

в) по объему личных прав и обязанностей супругов;

г) по правам и обязанностям между родителями и детьми.

2.Каково правовое положение лиц, состоящих в конкубинате и контуберниуме?

 

Дополнительная литература к теме

«Семейные правоотношения»

1. Безбах, В. Правовой титул / В. Безбах // Советская юстиция. – 1992. – № 3.

2. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М., 1988.

3. Дождев, Д. В. Эволюция власти домовладыки в древнейшем римском праве / Д. В. Дождев // Государство и право. – 1990. – № 2.

4. Кодекс Феодосия о колонах / пер. и комм. А. В. Контева // Древнее право. – 1996. – № 1.

5. Сергеенко, М. Е. Жизнь Древнего Рима / М. Е. Сергеенко. – М. ; Л., 1964.

6. Сергеенко, М. Е. Простые люди древней Италии / М. Е. Сергеенко. – М. ; Л., 1968.

7. Смирин, В. М. Римская «familia» и представления римлян
о собственности / В. М. Смирин // Быт и история в античности. – М., 1988.

8. Утченко, С. Л. Древний Рим. Событие. Люди. Идеи / С. Л. Утченко. – М., 1967.

 

Методические рекомендации
по изучению данной темы семинара

Проблематика развития семейных отношений в древнеримском обществе для студентов имеет огромное теоретическое значение, поскольку от правильного усвоения исследуемого материала зависит дальнейшее постижение иных правовых институтов римского частного права. Недаром сами римские юристы подчеркивали, что параллельно с развитием римской семьи формируются еще два важных института римского права: право собственности и иные вещные права, а также наследование. Это связано с тем, что правовое положение субъектов хозяйственного оборота во многом зависело от их правового положения в семье. В этой связи вопросы, определяемые для обсуждения на семинаре, построены в строгой логической последовательности.

Так, отправным моментом при изучении обозначенной проблематики является вопрос об общем понятии древнеримской семьи, которое значительно отличается от современного понятия семьи, а также исследование родственных связей древнеримских граждан. Студент должен понимать, почему агнатическое родство долгое время являлось законным в римском обществе и что способствовало смене данного вида родства на когнатическое.

Институт брака также занимает важное место в системе римского частного права. До сих пор при анализе современных брачно-семейных отношений, понятия брака мы возвращаемся к понятию брака и брачно-семейных отношений Древнего Рима. В этой связи студент должен не только знать виды брачного союза римских граждан, но и понимать их отличия друг от друга, а также причины, послужившие смене одного вида брака на другой. В рамках данного вопроса студент также должен иметь представление о том, чем законный брак отличается от иных социальных связей мужчины и женщины Древнего Рима.

Студент должен иметь четкое представление о различном объеме прав и обязанностей супругов в различных видах брака, признанных римским правом.

Важными являются вопросы, посвященные правоотношению родителей и детей. Поэтому студент должен понимать, что если отношения матери и ребенка зависели от вида брака родителей, то отцовская власть – нет. Для правильного формирования представления о римской семье необходимо исследование вопросов отцовской власти, а также способов ее приобретения и прекращения.

Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы

Предложенное задание представляет собой внеаудиторную фор-му освоения одной из проблем курса – «Семейные правоотношения».Онодолжно выполняться студентом самостоятельно в письменном виде. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы контролируется преподавателем на семинарских занятиях или в часы консультаций.

Выполнение задания № 1 способствует формированию четкого представления студента об отличительных особенностях правового положения супругов в браках cum manu и sine manu. Данное задание должно быть выполнено в виде составления таблицы, в которой в верхних графах указываются виды законных браков, а в левых графах – отличительные признаки:

а) способы заключения брака;

б) объем имущественных прав и обязанностей супругов;

в) объем личных прав и обязанностей супругов;

г) права и обязанности между родителями и детьми. Ответы должны быть четкими, краткими и лаконичными.

Поскольку помимо законного брачного союза римское общество признавало и иные социальные связи между мужчиной и женщиной, задание № 2 направлено на проведение анализа таких связей. Студенту следует определить понятия конкубината и контуберниума, а потом провести сравнительный анализ их отличительных черт.

Занятие V . Осуществление и защита гражданских
прав (2 часа)

 

1. Понятие и границы осуществления субъективных прав римских граждан.

2. Особенности защиты субъективного права и его формы: самоуправство; становление государственной защиты нарушенных прав граждан.

3. Основные черты древнего гражданского процесса. Принципы частного судопроизводства. Деление процесса на две стадии: in jure и in judicio.

4. Виды римского гражданского процесса, их характерные черты:

а) легисакционый;

б) формулярный;

в) экстраординарный.

5. Особые средства преторской защиты.

6. Понятие и виды исков.

7. Процессуальное представительство.

8. Понятие срока исковой давности.

 

Задание к занятию V

Схематично представьте процедуру организации защиты гражданских прав в доклассическом, классическом и постклассическом римском праве.

 

Дополнительная литература к теме

«Осуществление и защита гражданских прав»

1. Гарсия Гарридо, М. Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты : пер. с исп. / М. Х. Гарсия Гарридо ; отв. ред. Л. Л. Кофанов. – М. : Статут, 2005.

2. Гуревич, М. А. Учение об иске / М. А. Гуревич. – М., 1981.

3. Дрожжин, В. Правосудие в Древнем Риме / В. Дрожжин // Российская юстиция. – 1994. – № 10.

4. Салогубова, Е. В. Римский гражданский процесс / Е. В. Салогубова. – М. : Юридическое бюро «Городец», 1997.

5. Санчурский, Н. В. Римские древности : учеб. пособие /
Н. В. Санчурский. – М. : Изд-во МГУ, 1995.

6. Хутыз, М. Х. Общие положения гражданского процесса : историко-правовые исследования / М. Х. Хутыз. – М., 1979.

 

Методические рекомендации
по изучению данной темы семинара

Для более глубокого осмысления темы семинарского занятия студент вначале должен уяснить следующие понятия: осуществление права, границы осуществления права, защита права. Исследование данных вопросов позволяет студенту понять, что означает свободное распоряжение субъектами частного права принадлежащими им правами и осуществление их по своему усмотрению, а также что означает принцип недопустимости (недозволенности) злоупотребления правом. Осмысление указанных вопросов помогает студенту в постиже-нии иной проблемы: основании и способов реализации субъективного права на защиту.

Поскольку принципы государственной защиты укрепились в Римском праве не сразу, а прошли определенную эволюцию, на семинарском занятии необходимо рассмотреть этапы формирования государственной защиты субъективных прав римских граждан, предприняв попытку выявить причины образования государственной защиты нарушенных прав, исследовать соотношение категорий «саморасправа», «самоуправство», «самозащита», «государственная защи-та». Следует также определить принципы государственной защиты,
а также различия в организации защиты нарушенных прав в области публичного и частного права.

В связи с долгим ходом развития и совершенствования гражданского процесса Древнего Рима студенту необходимо не только выработать понимание характерных черт каждого отдельного вида гражданского процесса, но и выявить причины признания римским правом очередного вида гражданского процесса, преимущества и отличительные особенности каждого из них. Рассмотрение указанной проблемы дает возможность получить представление об особенностях гражданского процесса на разных этапах развития римского частного права.

Студенту необходимо понять особую роль претора в римском гражданском процессе. С этой целью он должен охарактеризовать правовое положение претора на разных этапах развития римского гражданского процесса, его функции и полномочия, принципы деятельности, применение им различных способов защиты субъективных прав римских граждан. Исследование указанной проблематики очень важно для формирования у студента правильного представления о развитии римского частного права и существенном влиянии претора на ход этого развития.

Иски занимают особе место в римском праве, неслучайно сами римские юристы говорили, что римское частное право возникло из иска. Поэтому студент должен знать определение иска и его значение, классификацию исков по видам и типам.

Огромное юридическое значение имеют и сроки в римском праве, в частности при определении времени для подачи иска в суд, исполнения обязательства и т.д. В этой связи студент должен иметь четкое представление о правовом значении времени. Потребность признания срока исковой давности как срока, необходимого для защиты права по иску лица, право которого нарушено, в римское право пришла не сразу. Поэтому студент должен иметь четкое представление не только о понятии срока исковой давности, но и иных предшествующих ему видах срока.

 

Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы

Предложенное задание представляет собой внеаудиторную форму освоения одной из проблем курса – «Осуществление и защита гражданских прав». Оно должно выполняться студентом самостоятельно в письменном виде. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы контролируется преподавателем на семинарских занятиях или в часы консультаций.

Поскольку организация процедуры защиты нарушенных прав римских граждан отличается характерными признаками на разных этапах развития римского частного права, студент должен знать данные отличия. Выполнение предложенного задания и служит указанной цели. В этой связи для четкого понимания указанных качеств необходимо составить таблицу, в которой следует показать отличия в организации процедуры защиты нарушенных прав в доклассическом, классическом и постклассическом римском праве по следующим признакам: название процесса, наличие стадий рассматриваемого дела, источники регулирования спора, субъекты, характерные черты (публичный характер, формализм, форма проведения процесса (устная или письменная), возможность обжалования решения суда).
Необходимо указать периоды развития римского права, а в левом столбце таблицы – отличительные признаки, перечисленные выше.



2019-10-11 297 Обсуждений (0)
Занятие IV . Семейные правоотношения (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие IV . Семейные правоотношения (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)