Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-ориентированное управление городом в области экологии



2019-10-11 309 Обсуждений (0)
Социально-ориентированное управление городом в области экологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования. Экологическая безопасность территории - существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, увязанную с экологической политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий.

Проведение эффективной муниципальной экологической политики позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но и в регионе, и в государстве в целом. И наоборот, муниципальное образование с неблагоприятной экологической ситуацией, как подсистема государства и региона, вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления той или иной ситуации. Острота экологических проблем, необходимость обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов уже осознаны во всем мире. Целью государственной политики РФ в области охраны окружающей среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущих поколений.

Предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые, разрушают почвенный слой, загрязняют его отходами, нарушают режим подземных вод, иногда полностью уничтожают малые реки. Предприятия энергетической отрасли, использующие различные виды топлива, являются крупнейшими источниками загрязнения воздушного бассейна. Промышленные предприятия, использующие отсталые технологии, не обеспечивающие комплексного и безотходного (или малоотходного) использования всех видов ресурсов, загрязняют воздушный бассейн, водоемы и почвенный слой различными видами производственных отходов. Особенно это касается предприятий химической, металлургической и некоторых других отраслей промышленности. При этом нельзя не отметить стремления отдельных хозяйствующих субъектов получать максимум от использования природных ресурсов соответствующих территорий при минимуме ответственности за состояние природной среды. Автомобильный транспорт - особо опасный загрязнитель воздушного бассейна, поскольку он функционирует в непосредственной близости от жилой застройки и мест массового скопления людей.

Экологическая ситуация характеризуется следующими составляющими:

- экологическая емкость территории муниципального образования, под которой понимается способность природы преодолевать неблагоприятные воздействия и обеспечивать воспроизводство существующих природных систем. Единого критерия экологической емкости не выработано, но может использоваться система критериев, позволяющая определить хотя и ориентировочные, но основанные на реальных показателях пределы допустимой совокупной антропогенной нагрузки на конкретные территории. Оценка экологической емкости территории является задачей специальных исследований и служб, а применение результатов, получаемых этими службами, является одним из важнейших элементов муниципальной экологической политики;

- влияние экологической обстановки на здоровье населения. Оно сильно зависит от экологической обстановки в целом и само является показателем качества местной среды обитания. Неопровержимо доказана связь многих заболеваний с качеством экологии;

- набор факторов, обусловливающих конкретную экологическую ситуацию в муниципальном образовании. Это специфический для каждого населенного пункта перечень, хотя он и состоит из общих факторов.

Выявление и учет конкретных факторов, обусловивших ту или иную экологическую ситуацию в муниципальном образовании, является необходимым условием выработки муниципальной экологической политики. С этой целью анализируется структура экономики муниципального образования, определяются тенденции изменения ресурсоемкости предприятий, объемы поступающих в окружающую среду отходов, размеры территорий, требующих рекультивации, оценивается уровень концентрации антропогенных воздействий, выявляются локальные резервы (или их отсутствие) при характеристике экологической емкости территорий, проводятся исследования и ранжирования основных причин экологического неблагополучия.

Выделяются пять степеней неблагополучия и остроты экологической ситуации в муниципальном образовании:

1) относительно удовлетворительная;

2) напряженная;

3) критическая (предкризисная);

4) кризисная - зона чрезвычайной экологической ситуации;

5) катастрофическая - зона экологического бедствия. Цели и задачи муниципальной экологической политики

Федеральный закон 2003 года относит к компетенции городских округов и муниципальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, а также организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территориях, за исключением тех, экологический контроль которых осуществляю федеральные органы государственной власти.

Для осуществления экологического контроля в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вводится институт муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды. В соответствии изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», с 2006 года муниципальные инспекторы будут осуществлять функции государственных инспекторов в области экологического контроля. Они будут иметь все полномочия последних, включая право приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими природоохранного законодательства.

Формирование местной экологической политики должно базироваться на анализе существующей экологической ситуации и тенденций ее развития. На основании оценки экологической ситуации анализируются выявленные проблемы, выбираются конкретные направления муниципальной экологической политики и ее приоритеты. В большинстве случаев и экологические проблемы территории, и приоритеты муниципальной экологической политики носят эколого-хозяйственный характер, поскольку связаны с функционированием конкретных хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду. Эколого-хозяйственные проблемы могут проявляться очень по-разному и должны рассматриваться с учетом пространственно-временной и причинно-следственной обусловленности. Только таким образом можно установить эколого-хозяйственные приоритеты.

На основе анализа вырабатываются экономико-технологические и организационно-правовые мероприятия по устранению или нейтрализации неблагоприятных факторов, включающие:

- внедрение прогрессивных технологий и модернизацию материально технической базы конкретных производств;

- перепрофилирование, перебазирование или ликвидацию экологически опасных производств;

- многооборотное ресурсопользование (утилизация отходов производства, оборотное водоснабжение и т.п.);

- создание санитарно-защитных зон вокруг экологически вредных производств;

- использование экономических инструментов регулирования природопользования.

Механизмы реализации муниципальной экологической политики.

Субъектами муниципального управления окружающей средой являются органы местного самоуправления, взаимодействующие со специально уполномоченными государственными органами и общественностью. Объектами муниципального управления являются все природопользователи: юридические и физические лица, независимо от характера осуществляемой деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Основные задачи муниципального управления в сфере экологии:

- формирование эффективной системы экологического мониторинга, выявление и инвентаризация хозяйствующих субъектов и производственных процессов на территории, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды;

- создание программы и механизмов управления состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, выработка и реализация системы административных мер и экономических рычагов, обеспечивающих качество окружающей среды.

Экологически ориентированное муниципальное управление - специальная область управления, предполагающая регулирование воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду для защиты интересов населения при одновременном обеспечении устойчивого, сбалансированного развития территории.

Принципы муниципальной экологической политики:

- признание невозможности устойчивого развития городского округа при деградации окружающей природной среды;

- равноправный доступ жителей города к жизненно важным городским природным ресурсам, социально-справедливое распределение доходов от использования общегородских (не находящихся в частной собственности) природных ресурсов;

- приоритет сохранения жизнеобеспечивающих функций экосистем по отношению к хозяйственному использованию природных ресурсов;

- профилактика текущих негативных для города экологических последствий хозяйственной и иной деятельности, учет отдаленных негативных экологических последствий на принципах научной предосторожности и отказ от проектов, реализация которых непредсказуема по своему воздействию на окружающую среду;

- приоритет обеспечения здоровья населения при принятии всех политических и экономических решений;

- возмещение ущерба, наносимого окружающей среде и населению города нарушениями природоохранного законодательства;

- учет при принятии управленческих решений об организации хозяйственной деятельности жизненного цикла производимой продукции, возможностей безопасной и экономически эффективной утилизации отходов производства и потребления;

- организация хозяйственной деятельности на принципах применения наиболее энерго- и экологически эффективных из существующих технологий, экологических инновационных подходов и экологической модернизации экономики;

- постоянное взаимодействие и координация действий с региональными и федеральными органами власти и специально уполномоченными органами, ответственными в области охраны окружающей среды;

- открытость и доступность для жителей города экологической информации;

- обеспечение широкого участия организаций гражданского общества, деловых кругов и населения в подготовке, обсуждении и реализации городских решений в области охраны окружающей среды.

Важнейший принцип, на основе которого должна строиться экологическая политика органов местного самоуправления, состоит в том, что загрязнитель природной среды платит. Это подразумевает наличие в муниципальном образовании системы мониторинга (слежения) стационарных и мобильных источников загрязнения окружающей среды.

К экологическим платежам, взимаемым с природопользователей, относятся: налогообложение, сборы за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов, сборы за лимитное использование и сверхлимитное загрязнение природной среды, штрафы, плата за страхование, импортные и экспортные тарифы по возмещению нанесенного ущерба.

Исходя из сущности и содержания муниципальной экологической политики целесообразно выделить следующие основные задачи муниципальных властей:

- обоснование стратегической концепции управления окружающей средой в муниципальном образовании, включая рациональное использование природных ресурсов;

- использование системы административных мер и экономических механизмов регулирования, обеспечивающих достижение стратегических и тактических целей экологического развития муниципального образования;

- организация действенной системы экологического мониторинга;

- формирование системы экономического стимулирования и поощрения общественных и частных инициатив, направленных на улучшение экологической ситуации;

- содействие организации экологического просвещения и образования во всех формах обучения - от дошкольных учреждений до высшей школы, создание системы повышения экологической квалификации муниципальных служащих.

Разработка и реализация экологической политики требует организации правового, информационного, технического, социально-психологического, финансового обеспечения. Центральное место занимает кадровое обеспечение. Обучение специалистов предприятий и органов местного самоуправления является необходимой предпосылкой для выработки и реализации эффективных мер по уменьшению загрязнения окружающей среды улучшению природоохранной деятельности.

Эффективное решение экологических проблем может быть достигнуто на основе согласованной деятельности органов местного самоуправления с органами государственного управления и субъектами хозяйствования при четком определении их прав и ответственности за природопользование и улучшение экологической ситуации на территории.

Состояние окружающей среды на территории города непосредственно затрагивает жизненные интересы каждого жителя. Общественность остро реагирует на нарушения экологических норм хозяйствующими субъектами и объективно является союзником органов местного самоуправления в работе по улучшению состояния окружающей среды.

В то же время нередки ситуации, когда органы местного самоуправления в расчете на пополнение доходов бюджета согласовывают строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, многие работники этих промышленных предприятий негативно воспринимают экономические санкции, поскольку это приводит к сокращению объемов производства и соответствующему снижению заработков. Отсюда следует исключительно важная роль общественности в решении экологических проблем территорий.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», граждане имеют право создавать общественные экологические объединения, фонды и иные некоммерческие организации, а также получать в индивидуальном порядке информацию по данным вопросам, направлять жалобы, обращения, предложения, получать на них своевременные и обоснованные ответы, принимать участие в мирных массовых акциях.

Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, обязаны оказывать содействие гражданам и созданным ими организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При строительстве объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Вопросы и задания для самопроверки:

1 Перечислите этапы становления городов на Руси.

2 Каковы особенности города и городского хозяйства в эпоху возникновения и развития российской империи?

3 Что представляет собой процесс урбанизации?

4 Каковы особенности города и городского хозяйства в советский и постсоветский период?

5 Перечислите проблемы, связанные с функционированием городского хозяйства.

6 Дайте определения понятиям: город, городское хозяйство.

7 Каковы особенности и состав городского хозяйства?

8 Назовите подсистемы городского хозяйства. Сущность каждой подсистемы обоснуйте.

9 Что представляет собой организационная структура управления?

10 Перечислите типы организационных структур местной администрации?

11 Что представляет собой стратегическое планирование?

12 Какова роль стратегического планирования в управлении городом?

13 Назовите классификацию планов.

14 Перечислите основные задачи стратегического планирования.

15 Каковы основные черты стратегического планирования?

16 Из каких, составляющих состоит система стратегического управления городом?

17 Каковы миссия и цели города?

18 Что представляет собой стратегия развития города?

19 Перечислите основные стратегические направления развития города?

20 Назовите типы стратегий.

21 Каковы принципы устойчивого развития человеческих поселений, разработанных ООН?

22 Перечислите критерии устойчивого развития городом.

23 Назовите основные составляющие экологической ситуации.

24 Какие типы экологических ситуаций Вы знаете?

25 Перечислите мероприятия по стабилизации экологической ситуации в РФ?

26 Каковы механизмы реализации муниципальной экологической политики?

27 Каковы задачи и принципы муниципального управления в сфере экологии?

Задание 1 Разработать систему управления градостроительной сферой в муниципальном образовании, используя основные функции управления — учет, контроль, анализ деятельности, планирование, прогнозирование, принятие решения. Для ознакомления с деятельностью местной администрации в градостроительной сфере использовать устав муниципального образования, положения о департаментах, комитетах, отделах местной администрации, должностные инструкции.

Определить объекты, подлежащие учету, определить показатели, которые должны анализироваться, прогнозироваться и планироваться.

 

Задание 2 Сформулируйте показатели качества управления градостроительной сферой в муниципальном образовании. Например, 1. Наличие генерального плана развития (застройки) города. И далее продолжить самостоятельно.

 

Задание 3 Схематично представьте организационную структуру управления

г. Оренбурга. Какова миссия и задачи развития г. Оренбурга?

Задание 4 Рассмотреть план мероприятий по проведению в Оренбургской области в 2017 году Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий. Перечислите экологические программы г. Оренбурга, их сущность, сроки и объемы финансирования.

 

Задание 5 Рассмотреть систему стратегического планирования г. Оренбурга. Изучить «Стратегию социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года».

 Задание 6  Определите сущность факторов, влияющих на формирование конкретной организационной структуры местной администрации – таблица 5.

 

Таблица 5 - Факторы, влияющие на формирование конкретной организационной структуры местной администрации

 

Факторы влияющие на формирование конкретной организационной структуры местной администрации Сущность
Тип муниципального образования  
Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования  
Размер территории, численность и состав населения муниципального образования  
Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры  
Различные местные особенности  

 

1. На примере муниципального образования, городского округа определите основные направления сценарного развития – таблица 6.

              Таблица 6 – Сценарии развития муниципального образования

Признак сравнения Инерционный сценарий Интеграционный сценарий Инновационный сценарий
Основные характеристики сценария      
Развитие человеческого потенциала      
Рост накоплений населения      
Доля среднего класса      
Обеспеченность жильем      



2019-10-11 309 Обсуждений (0)
Социально-ориентированное управление городом в области экологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-ориентированное управление городом в области экологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)