Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История города и развития городского хозяйства



2019-10-11 534 Обсуждений (0)
История города и развития городского хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




Становление городов на Руси

Более 1,5 тыс. лет назад территория Восточной Европы была заселена славянскими племенами, которые стали создавать свои поселения на берегах рек и пересечении торговых путей. С течением времени эти поселения постепенно разрастались и стали выполнять некоторые городские функции. Но в города они превратились лишь в 9-10-х веках, одновременно с возникновением древнего Русского государства. Именно так возникли Киев, Смоленск, Новгород, Псков и некоторые другие древние города на Руси. По данным проф. Веселовского Б.Б. к 11-му веку в стране существовало уже 86 городов, а в 12-м веке – 120. Большинство из них были небольшими городскими поселениями.

 Население Киева, как столичного города, составляло всего 30 – 40 тыс. чел. Тем не менее, города Киевской Руси являлись центрами общественной жизни и служили основой государства. Территория этих городов разделялась на две неравные части: крепость, укреплённая городской стеной, и посад, т.е. неукреплённая часть, где располагалась рыночная площадь и хижины жителей. В ряде русских городов имелись отдельные элементы городского хозяйства. В Новгороде уже в 11-м веке имелся первый в Европе водопровод. Во многих городах строились мосты, обустраивались деревянные мостовые.

Тяжёлый удар по русским городам нанесло татаро-монгольское нашествие. Большинство из них были разрушены и пришли в упадок. Многие древние города вообще прекратили существование. И только после освобождения от захватчиков в 13-14 веках в северо-восточной Руси начинается возрождение городов. Именно тогда возникают и получают развитие Москва, Тверь, Рязань и некоторые другие.

В средние века российские города медленно развиваются, но так и не достигают расцвета, характерного для 12-го века. В целом они были достаточно мелкие и во многом похожи на средневековые города центральной и Западной Европы, но имели и некоторую специфику. Для них была характерна большая обособленность и территориальная удалённость друг от друга, во многих городах отсутствовали организованные союзы ремесленников и купцов, но применялись самобытные формы самоуправления (народное вече), крепостная зависимость крестьян от помещиков не была столь жёсткой.

Города и городское хозяйство в эпоху возникновения и развития Российской империи

Средневековье на Руси продлилось долго, а эпоха возрождения не была ярко выражена. И хотя некоторые центральные города стали приобретать черты торгово-хозяйственных центров регионов, но феодализм оставался основой общественных отношений, а крестьянский уклад оставался преобладающим. Поэтому города длительное время играли подчинённую роль и не имели решающего значения в развитии общества. На громадной территории России они оставались лишь небольшими островками в бескрайних просторах, а подавляющая часть населения проживала в деревнях и не нуждалась в городе, как источнике товаров и ресурсов. Но уже на рубеже 17-18 веков положение начало изменяться и роль городов стало возрастать. Этот процесс во многом соответствовал укреплению Российской государственности.

Знаковым событием в истории России стало строительство новой столицы – Санкт-Петербурга. Это был первый город в России, не несущий на себе уклада старой эпохи и ставший основой формирования Российской империи. Наличие Петербурга во многом изменило облик патриархальной Руси, но дальнейшее развитие городов протекало крайне медленно. По свидетельству историков ещё в середине 19 века 63 % всех русских городов имели численность менее 10 тыс. человек и только в 13 городах проживало более 50 тыс. человек. Многие города на протяжении 17-19-го веков вели натуральный уклад жизни и оставались практически без хозяйственной или социальной сферы. Называть их городами можно было лишь условно. Но проведение великих реформ 1861-1870-го годов коренным образом изменило всю палитру российской жизни.

Важнейшей тенденцией развития городов России, начиная с 19 века, стала урбанизация. В России, как и в США, эта тенденция проявилась только со второй половины 19 века, когда тысячи освобождённых от крепостной зависимости крестьян устремились в города, а бизнесмены (купцы, лавочники, торговцы) широко развернули свою деятельность в пределах городской черты.

В Европе этот процесс начался несколько раньше, но по темпам преобразований Россия занимала одно из ведущих мест среди европейских и североамериканских стран. Быстрыми темпами росла численность городского населения и удельный вес горожан в общей массе населения.

 Процесс развития городов и рост численности городского населения стали реальными факторами общественной жизни. Сведения об изменении численности и удельного веса горожан в составе населения страны с начала 18-го до начала 20-го веков приведено в таблице 1.

 

Таблица 1 - Численность городского населения России в 18-20-х веках

Годы Городское население, млн. чел. Доля городского населения в общей численности страны,%
1722 0,3 2,3
1796 1,3 3,6
1815 1,7 3,8
1859 4,2 5,7
1863 8,2 10,6
1897 16,8 13,0
1911 22,7 13,7
1917 26,3 15,6

 

Представляют интерес данные о росте численности жителей в обеих столицах Российского государства (см. таблицу 2.).

 

Таблица 2 - Численность населения Москвы и Петербурга в период до 1917 года, тыс. чел.

Годы Москва Петербург
1800 250 220
1860 360 540
1900 1039 1418
1917 1700 2165

 

Как следует из данных таблицы 2, в течение 19-го и начала 20-го веков Москва и Петербург бурно развивались и входили в число крупнейших городов Европы.

Процесс урбанизации во многом обусловил развитие систем городского хозяйства, которые до этого периода находились лишь в зачаточном состоянии.

По данным проф. Веселкова Б.Б., в рассматриваемый период первый водопровод и простейшие канализационные сооружения были созданы в Москве в 15-17-ом веках. В 18 веке водопроводно-канализационная система и другие отрасли городского хозяйства стали развиваться в Петербурге, в пригороде которого в 18-м веке был сооружён уникальный водопроводно-канализационный комплекс с фонтанами, металлическими трубами, паровыми машинами и другими техническими новинками. Отметим, что и до сих пор этот комплекс является шедевром архитектуры и садово-паркового искусства, а также великолепным образцом инженерной мысли в сфере коммунального хозяйстве.

В 19-м веке развитие систем городского хозяйства приобретает широкий размах, хотя большинство технических новинок в данной сфере были впервые применены в городах Европы и Америки. Но и в крупнейших городах России оперативно осваивали новшества и внедряли их в жизнь. Так уже в первую половину 19-го века в Петербурге, Москве и некоторых других городах стало применяться газовое освещение улиц, появились первые виды общественного транспорта (омнибусы), использовались паровые двигатели в водопроводном хозяйстве, появились первые элементы благоустройства, несколько улучшилось санитарное состояние городов в результате очистки территории от грязи и мусора. Но в большинстве малых и средних городов перемены практически не ощущалось. Основные меры по развитию систем городского хозяйства России были предприняты во второй половине 19-го и начале 20-го веков. Именно тогда возникли многочисленные водопроводно-канализационные системы, пассажирский транспорт, коммунальная энергетика, элементы санитарной очистки территории и благоустройства. Динамика развития городских систем в данный период представлена в таблице 3.

Таблица 3- Количество коммунальных объектов в городах России

 

Виды коммунальных объектов До 1870 года 1917 год
Водопроводы 15 215
Системы канализации - 23
Коммунальные электростанции - 272
Трамвайная сеть - 35
Механические прачечные - 9
Мусоросжигательные станции - 2

 

При этом надо иметь в виду, что к началу 20-го века водопроводы имелись лишь в 20 % городов. Даже такие крупные города, как Иваново-Вознесенск, Екатеринбург, Барнаул, Ташкент и многие другие не имели централизованного водоснабжения. Среднее потребление воды в городах, имеющих водопроводы, составляло не более 40 литров в сутки на одного человека. Качество подаваемой воды во многих случаях было невысоким, так как 42 % всех водопроводов не имело очистных сооружений.

Канализационные системы с очисткой отводящихся стоков имелись лишь в 23 городах. Полноценной системы канализации не имели даже Петербург, Астрахань, Тверь, Казань, Иваново-Вознесенск и многие другие. В целом в городах России канализационная сеть составляла лишь 18 % от общей длины водопроводной сети. В то же время большое распространение имела ассенизация, которая существовала в 45 % городах страны.

Первые электростанции появились в России в конце 19-го века и вскоре получили широкое распространение для обеспечения электричеством жилых и общественных зданий. К 1917 году в стране насчитывалось 459 электро- и теплостанций общего пользования, в том числе 272 коммунальных. Большинство из них функционировали на условиях концессий.

Трамвайное движение впервые было открыто в Германии в 1882 году, но уже в 1891 году первая трамвайная сеть стала функционировать в Киеве. Затем появились трамваи в Петербурге, Москве и других крупных городах, став заметным фактором оживления городской жизни.

Замощение улиц и проездов в городах постепенно развивалось. Но в целом находилось на низком уровне. Основную часть мощения составляли булыжные мостовые. В целом протяжённость замощённых улиц в городах не превышала 20 % от их общей протяжённости, в том числе площадь усовершенствованных покрытий не превышала 2,8 % от их замощённой части.

Зелёные насаждения общего пользования составляли лишь 1% территории городов и не превышали 4 кв. метров на человека. Земля в городах находилась преимущественно в частной собственности и развитие городских систем было затруднено взаимоотношениями с владельцами городской территории. Тем не менее многие коммунальные предприятия были высоко рентабельны и развивались с широким использованием частного капитала, в том числе иностранного. Частные компании на основании концессий сооружали и эксплуатировали коммунальные электростанции, трамвайные хозяйства, часть водопроводов и т.п.

В развитие инфраструктуры городов активно вкладывались и бюджетные средства. В соответствии с «Городовым положением», принятым в 1870 году, основными источниками доходов города являлись:

- сбор с недвижимых имуществ (до 1 % их стоимости или до 10 % доходности);

- сбор с торговой и промышленной деятельности, с трактирного промысла (платные патенты и свидетельства на право заниматься этой деятельности в населённых пунктах);

- доходы от городских (коммунальных) предприятий;

- доходы от использования городского имущества (земля, здания, сооружения и др.);

- пособия из государственной казны на покрытие обязательных расходов города (на содержание воинских гарнизонов, полиции и других государственных структур).

Структура доходов городов постепенно менялась и, если в конце 19-го века ведущее значение имели доходы от использования городского имущества и сборы с торговли, промыслов, трактиров, то уже в начале 20-го века наибольшую значимость стали приобретать доходы городских предприятий (см. табл. 4).

Таблица 4 - Структура доходов в городах России, %

 

Статьи доходов 1889 год 1912 год
Сбор с недвижимого имущества 17,7 13,2
Сбор с торговли и промыслов 20,8 6,6
Доходы от использования городского имущества 30,6 19,1
Доходы от городских предприятий 4,1 33,5
Пособия из государственной казны 6,9 6,0
Прочие 19,9 21,6
Итого 100,0 100,0

 

В связи с ростом общественных потребностей и ограниченностью доходной части вышеназванными статьями власти ряда крупных городов стали искать источники дополнительных доходов.

 В начале 20-го века такими источниками финансирования стали следующие: выпуск городских ценных бумаг (облигаций), средства городских общественных банков, заложение городской недвижимости в земельные банки, образования касс городского и земского кредита, использование займов частных лиц, доход от продажи концессий и прочие. В города России активно привлекался зарубежный капитал. Так в 1915 году в развитие городского хозяйства было вложено 246,4 млн. руб. (концессии и займы), что составило 8 % бюджета страны.

В то же время необходимо отметить, что городской жилищный фонд составил к 1917 году 150 млн. кв. метров общей площади, а на одного жителя приходилось, в среднем 6,8 кв. метра, что было ниже, чем в европейских городах. Обеспеченные слои населения проживали в благоустроенных, просторных домах с центральным водопроводом и канализацией, паровым отоплением и электричеством, а беднота ютилась в бараках, подвалах, сараях, землянках, без всяких признаков благоустройства. Так только в Москве в 1912 году насчитывалось 24,5 тыс. непригодных жилищ, в которых ютилось 313 тыс. человек, 60 % городского жилищного фонда Москвы не было электрифицировано, 75 % не оборудовано водопроводам, а 85 % - канализацией.

Жилищный фонд с центральным отоплением составлял всего лишь 1 % от всего фонда города. Положение с развитием систем городского хозяйства в Петербурге было несколько лучше, а в большинстве российских городов ещё хуже.

Таким образом, можно констатировать, что уровень развития городского хозяйства к началу 20-го века был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию. Этому способствовал экономический подъём, но мешали обострившиеся социально-экономические противоречия в обществе, которые вскоре вылились в жестокое противостояние и кровавую гражданскую войну. Многие достижения в развитии городов были в эти годы практически полностью утрачены.

Развитие городов и городского хозяйства в советский и постсоветский периоды

Развитие систем городского хозяйства в советский и переходный периоды прошло несколько этапов:

- революционно-восстановительный (1917-1929 гг);

- командно-административный (1930-1940 гг);

- военно-восстановительный (1941-1950 гг);

- административный (1951-1991 гг);

- переходный (1992-2002 гг).

Бурный процесс развития городов и городского хозяйства на рубеже 19-20-го веков был жестоко прерван в период произошедшей революции и разразившейся вслед за этим гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок.

Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Так численность жителей Петербурга с 1917 по 1920-е годы сократилось более, чем в два раза. Киев был практически опустошён. Решение всех внутригородских проблем находилось в руках ВЧК, которая как известно, активно боролась «с контрреволюцией», т.е. с противниками режима, и занималась перераспределением имеющихся ресурсов. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего коммунальное заселение во многих городах стало преобладающим. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Но повседневная жизнь граждан от этого не стала легче.

Этот этап можно сравнить с эпохой крушения древней цивилизации, разрушения древних городов и городских систем под напором варваров. Отличие состоит лишь в том, что в данном случае разрушительные силы были спровоцированы не пришельцами извне, а находились внутри российского общества. Массовая эмиграция и гибель миллионов людей, разрушение материальных богатств и духовных ценностей не способствовали общественному прогрессу.

В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлён переход к новой экономической политике (НЭПу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твёрдой российской валюты (червонца). Определённые экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и для восстановления городских хозяйственных систем.

Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления хозяйственных объектов в городах. В этот период были восстановлены многие объекты городского хозяйства, включая водопроводно-канализационные системы, трамвайное движение, замощение улиц и некоторые другие. Допускались различные формы собственности на жильё и коммунальные объекты, была восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.

В 1926-1928-х годах были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты за жильё и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потреблённых услуг, но и качественные параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Получили развитие децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но функционирование НЭПа было совсем недолгим: с 1921 по 1928 годы. Уже в конце 20-х годов началось резкое сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и городское хозяйство.

На втором этапе наиболее характерным было становление жёсткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в городском хозяйстве.

В 1931 году был создан Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР переименованный в Министерство коммунального хозяйство республики в 1936 году.

Основным приоритетом в тот период были подъём промышленности и, особенно, военно-промышленного комплекса. Города и городское хозяйство теряли самостоятельные рычаги управления и собственные ресурсы, которыми они обладали в период НЭПа. Все материальные и финансовые потоки были сосредоточены на государственном уровне и в руках ведомств, т.е. крупных министерств союзного и союзно-республиканского подчинения. Получили развитие ведомственный жилищный фонд и ведомственные объекты городского хозяйства.

Система управления в городском хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалась ими через систему ведомств под неусыпным контролем и «чутким» руководством коммунистической партии.

Республиканские министерства жилищно-коммунального хозяйства и соответствующие управления ЖКХ области и города практически не имели права распоряжаться ресурсами. А предприятия и организации данной сферы были полностью лишены самостоятельности в принятии решений; в большинстве своём являлись планово-убыточными. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и не отражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансирование предприятий городского хозяйства осуществлялось в виде бюджетных дотаций.

В то же время, созданная тоталитарная система остро нуждалась в крупных промышленных центрах городского типа и потому уже в 30-е годы города получают определённое развитие и страна, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940-му году удельный вес городского населения составил уже 33 % от общей численности населения страны. Получило определённое развитие и городское хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных столичных городов. Так в Москве был открыт и начал действовать первый в стране метрополитен, сооружались объекты водопроводно-канализационного хозяйства, осуществлялось благоустройство городской территории. В то же время в большинстве городов развитие систем городского хозяйства практически не происходило из-за полного отсутствия ресурсов. Качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг жителям городов было низким.

Период 40-х годов характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945 годов и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов, в 1946-1950 годы. Уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильём составила в 1950 году всего лишь 7 кв. м общей площади на душу населения, что соответствовало уровню жилищной обеспеченности 1917 году и явно не отвечало потребностям горожан.

В 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития городов и городского хозяйства в советское время, который, по неумолимой логике истории, оказался завершающим этапом функционирования советского государства.

Наиболее характерной тенденцией в данной сфере была тенденция урбанизации, которая, с некоторыми естественными колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х годов, когда бурный процесс перехода к новой социально-экономической формации несколько затормозил урбанистические процессы.

Так, если в 1859 году удельный вес численности городского населения в общей численности страны составил 5,7 %, в 1897 году – 13 %, в 1940 году – 33 %, а в 1990 году – 66 %, т.е. две трети населения страны стало проживать в городах, а городской образ жизни становится преобладающим. Уже в первой половине 50-х годов было начато строительство добротных зданий, которые возводились в первую очередь в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик.

Но в целом по стране объёмы вводимого жилья были незначительны и не решали жилищную проблему, которая заметно обострилась в середине 50-х годов, когда жители сельской местности получили право выбирать себе место жительства и ринулись в крупные города.

После принятия в 1957 году знаменитого постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства. Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения, предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводских условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указанная технология и громадные объёмы привлечённых ресурсов позволили существенно нарастить объёмы строительного производства и довести среднюю обеспеченность жильём в городах страны до 10 кв. м в 1966 году и до 15,5 кв. м в 1980-м году. Но массовая застройка оказалась ориентированной на стандартные панельные и крупноблочные здания с некоторым вкраплением кирпичного строительства. Типовые проекты сооружаемых зданий были выхолощены с точки зрения соблюдения основных технических, потребительских и архитектурных качеств жилых домов, а реальное строительное производство сплошь и рядом отклонялось от проектов в худшую сторону.

В результате города страны получили значительные объёмы новой жилой застройки, но её техническо-потребительские характеристики оказались явно неудовлетворительными. Поэтому острота жилищной проблемы за годы советской власти не только не сократилась, но даже возросла.

Параллельно с ростом городов и городского населения активно развивались системы городского хозяйства, которые охватывали весь спектр необходимых направлений, включая содержание и ремонт жилья, водопроводно-канализационное хозяйство, комплекс коммунальной энергетики, благоустройство территории, городской пассажирский транспорт и другие. Несмотря на отдельные технические достижения (развитие метрополитена в крупнейших городах, страны, мусороперерабатывающее предприятие в Ленинграде, дешёвый пассажирский транспорт в столичных городах и т.п.), общий уровень развития систем городского хозяйства и жилищно-коммунального обслуживания населения оставались весьма низкими. Кроме того, в период застоя научно-технический прогресс в городском хозяйстве не только не развивался, но даже деградировал, а сложившийся хозяйственный механизм не стимулировал его развитие. В результате система стала функционировать вхолостую и не обеспечивала реальные потребности жителей.

В городах постоянно нарастали многочисленные проблемы и сбои в работе систем городского хозяйства.

К числу наиболее актуальных из них относятся жилищная, энергетическая, транспортная, водообеспечения и водоотведения, техническое и санитарное содержание территории и ряд других. Все эти проблемы существовали в течение длительного времени и носили хронический характер, но их решение в рамках советской системы оказалось невозможным. Постоянный дефицит ресурсов и их крайне неэффективное использование, отсутствие реальных экономических взаимоотношений между системой управления, производителями и потребителями в данной сфере, низкая квалификация кадров, крайне неэффективное управление, бесхозяйственность, громадные потери тепла и воды, загрязнение почвы, водоёмов, атмосферного воздуха. Всё это и привело к негативным результатам в деятельности городского хозяйства во многих городах страны.

При этом следует отметить, что попытки изменить существующую ситуацию неоднократно предпринимались и в советский период, но, как правило, они были неудачными, так как затрагивали лишь отдельные элементы хозяйственного механизма в данной сфере, не меняя его природу по существу. К числу таких решений относятся следующие:

1. Постановление Совета Министров СССР № 807 от 26 августа .1967 года «О мерах по улучшению эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства», в котором был определён порядок возмещения жилищно-эксплуатационным организациям затрат на содержание внутридомовых инженерных систем со стороны предприятий водо-, тепло-, и электроснабжения;

2. Постановление Совета Министров СССР № 740 от 4 сентября 1978 года «О мерах по дальнейшему улучшению эксплуатации и ремонта жилищного фонда», которое определило курс на передачу ведомственного жилья в ведение местных Советов и наметило меры по развитию ремонтно-строительного производства;

3. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 апреля 1987 года № 427 «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства», которое определило пути перестройки в жилищно-коммунальной сфере;

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчёт и самофинансирование», которое наметило меры по внедрению экономических отношений в данную сферу (хозрасчёт и самофинансирование) и по введению договорных отношений местных органов власти с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на основе планово-расчётных тарифов, покрывающих их затраты на предоставление услуг потребителям.

Принятые в конце 80-х годов решения в совокупности определили важнейшие направления перестройки в жилищно-коммунальной сфере, но реализация этих документов была затруднена их ориентацией на административную экономику «перестроечного типа», т.е. с элементами экономического регулирования, которая вскоре прекратила своё существование. Тем не менее, некоторые прогрессивные меры, содержащиеся в указанных постановлениях, нашли своё воплощение на более позднем этапе уже в иных исторических условиях.

В самом начале 90-х годов наступил переходный период в развитии городских систем. Его характерными чертами явились следующие:

- разрушение государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий;

- заметное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения;

- частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появление рынка жилья;

- усиление ведомственного монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в данной сфере;

- изменение организационно-правовых форм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.

Процесс урбанизации, характеризующийся развитием городов и ростом численности населения, в России в 90-е годы приостановился, что связано с усилением кризисных явлений в социально-экономической жизни и трудностями развития городов в переходный период.

В то же время значительная численность городских жителей и достаточно высокая доля горожан в общей численности населении, составляющая 73 %, а также ведущая роль городов в социально-экономическом развитии страны, свидетельствует о высокой степени урбанизации и о преобладании городского образа жизни.

Поэтому главной задачей в настоящее время является не дальнейшее повышение уровня урбанизации само по себе, а улучшение его качественных параметров и развитие систем городского хозяйства. Это особо важно потому, что во многих городах страны, особенно крупных, сохраняются множество проблем, часть из которых требует незамедлительного решения. Это касается правовых, экономических, организационных, экологических, национально-исторических и ряда других аспектов городской жизни.

 Среди экономических проблем выделяются проблемы спада производства, нарастание безработицы, ухудшение экологии, слабого развития инфраструктуры, трудности возрождения и сохранения историко-культурного наследия, ухудшение финансового положения и ряд других.

Особо следует выделить проблемы, связанные с функционированием городского хозяйства: жилищная, энергетическая, низкое качество питьевой воды, низкое благоустройство городской территории, ухудшение работы городского пассажирского транспорта и некоторые другие.

В течение длительного времени городское хозяйство находилось в составе государственного сектора экономики. Плата за жилье и коммунальные услуги не соответствовала затратам на его содержание. Развитие систем городского хозяйства отставало от жилищного строительства. В то же время, уровень и качество жилищно-коммунальных услуг оставались низкими.

Городское хозяйство — комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте).

Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции.

Городское хозяйство — хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.  

Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.



2019-10-11 534 Обсуждений (0)
История города и развития городского хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История города и развития городского хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)