Полномочия в области внешней политики
Вопросы войны и мира. По Конституции, решение вопроса войны и мира возложено на конгресс. Он наделен правом “объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессалии и устанавливать правила относительно захватов на суше и море” (ст. 1, разд.8). Право решать вопрос о вступлении в военные действия авторы Конституции безоговорочно отнесли к компетенции конгресса. Без его санкции президент мог ввести войска в военные действия только для отражения внезапного нападения на страну и при чрезвычайном положении. Но к формальному объявлению войны конгресс прибегал только в пяти случаях. В остальных —а их, по оценкам американских специалистов, было более 200 — решение о применении военной силы принималось президентом единолично. Конституция наделила конгресс широкими контрольными полномочиями, использовав которые, он мог бы ограничить власть президента. В ст. 1, разд. 8 указано: “Конгресс имеет право... набирать и содержать армии; однако, никакие денежные ассигнования для этих целей не должны производиться более чем на двухлетний срок; создавать и содержать флот; издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил”. Но до войны во Вьетнаме ни один из этих механизмов не применялся. И только после нее конгресс предпринял ряд мер, призванных ограничить власть президента. Центральное место в совокупности мер, принятых конгрессом, занимает Резолюция о военных полномочиях 1973 г. В соответствии с ней президент может отдать приказ о начале военных действий “только в случае объявления войны, специального разрешения в форме статута и общенационального чрезвычайного положения, создавшегося в результате нападения на США, их территорию или владения, либо на их вооруженные силы”. Причем прежде чем применить военную силу, президент “в каждом возможном случае” должен консультироваться с конгрессом. Если военные действия начались, президент в течение 48 часов обязан представить конгрессу доклад в письменном виде. Без санкции конгресса военные действия могут продолжаться не более 60 дней. В крайних случаях “для обеспечения быстрого и безопасного вывода” американских вооруженных сил этот срок может быть продлен еще на 30 дней. Однако, если конгресс примет совпадающую или совместную резолюцию, в которой содержится требование прекратить военные действия, президент обязан подчиниться до истечения, как первого, так и второго срока. Резолюция 1973 г. несколько ограничивает власть президента. Но преувеличивать ее значение не следует. Предварительные консультации президента с конгрессом практически не проводятся. Заключение международных договоров. Договоры заключаются под непосредственным контролем президента и передаются на одобрение сената. Сам процесс ратификации договоров состоит из двух самостоятельных стадий: на первой — сенат утверждает договоры (дает совет и согласие) большинством в две трети голосов присутствующих сенаторов; на второй — президент определяет по своему усмотрению, следует ли ему воспользоваться полученным согласием и ратифицировать договор. Позиции сената весомы. Недаром В.Вильсон как-то сказал: “Президент, представляющий сенату на утверждение договор, выступает в роли слуги, который обращается к своему хозяину с просьбой дать ему совет”. С именем В.Вильсона связано и самое крупное поражение, которое когда-либо терпел президент. Сенаторы отклонили Версальский договор 1919 г., предусматривавший участие США в Лиге наций. Нередко при определении характера договорных обязательств исполнительная власть вынуждена учитывать возможную оппозицию в сенате. Сенат может не только отклонить договор, но и внести в него поправки или оговорки либо просто не рассматривать его. Поправки вносят существенные изменения в договорные обязательства, что влечет необходимость дополнительного согласования между сторонами по договору. Оговорки, не меняя текста договора, изменяют в одностороннем порядке только обязательства США. Не уступая поправкам по значимости, по сути они ставят другие государства в неравноправное положение. Помимо оговорок и поправок сенат в резолюции об одобрении договоров включает и так называемые “понимания” — заявления, в которых сенат дает определение и толкование тем или иным положениям договорного акта. На второй стадии ратификации судьба договоров находится в руках президента. Он может отказаться от промульгации договора. В этом случае он не вступит в силу. Международные обязательства США выступают не только в форме договоров, но и в форме исполнительных соглашений, т.е. тех соглашений, которые заключаются исполнительной властью, но не передаются на одобрение сената. Различается несколько видов исполнительных соглашений. Первую группу составляют исполнительные соглашения, заключенные на основе законов и договоров либо “конституционных” полномочий самого президента. Договорные акты этого вида в утверждении не нуждаются. Во вторую группу входят исполнительные соглашения, которые по характеру содержащихся в них обязательств либо согласно требованиям самого конгресса, должны получить его санкцию. Наибольший удельный вес принадлежит исполнительным соглашениям первой группы. Так, например, на основе договора о создании НАТО было заключено около 10 тыс. различного рода актов. Особое значение имеют соглашения, которые президент заключает на основе своих “конституционных” полномочий как руководителя внешней политики и главнокомандующего. Такого рода международные обязательства принимаются по инициативе самого президента и не нуждаются в санкции конгресса. К ним относятся соглашения об установлении дипломатических отношений. В их число входят соглашения о перемирии, соглашения по вопросам совместного военного производства, военных баз и т.д. Нередко президенты заключали исполнительные соглашения, даже не уведомляя конгресс о принятых мерах. Конгресс мирился с этим до 1972 г., когда был принят закон Кейса. В соответствии с законом “любые международные соглашения, не заключенные в форме договора”, должны передаваться конгрессу не позднее 60 дней после вступления их в силу. В том же случае, если передача такого соглашения может нанести “ущерб государственной безопасности Соединенных Штатов”, оно должно быть представлено только комитетам по иностранным делам сената и палаты представителей. Во вторую группу включены исполнительные соглашения, которые должны быть санкционированы конгрессом по характеру содержащихся в них обязательств. В большинстве случаев это соглашения, выполнение которых зависит от выделения ассигнований или принятия конгрессом соответствующего закона, например, об участии США в международных организациях. Иной характер носят исполнительные соглашения, которые президент должен передать на одобрение конгресса, выполняя установленные законодательством требования. Так, например, на основании закона о создании агентства по контролю за вооружениями и разоружению 1961 г. все договорные обязательства, предусматривающие разоружение или сокращение вооруженных сил США, должны передаваться конгрессу для одобрения в форме договора или исполнительного соглашения. В общей сложности численность служащих, занятых непосредственно в конгрессе либо в его вспомогательных органах, превышает 30 тыс. человек. Размеры выделяемых ассигнований на деятельность конгресса в настоящее время достигли 2 млрд. долл. в год.
3. Президент США
Президенту как одному из высших институтов федерации в Конституции посвящено гораздо меньше места, чем Конгрессу - всего 4 раздела. Но это не означает, что Президент играет менее значительную роль, скорее наоборот. Идея сильной исполнительной власти, главой которой является Президент, не была результатом неожиданного озарения "отцов-основателей", она была предопределена развитием Америки. В революционный период исполнительная власть была слабой вследствие негативной реакции на всевластие губернаторов колоний. Последовавшая затем тирания законодательных собраний привела к сдвигу в пользу сильной исполнительной власти. " Из всех вопросов, которые стояли перед членами Филадельфийского конвента, вопрос о природе президентской власти был одним из наиболее важных, а решение этого вопроса было одним из самых значительных предпринятых им шагов "_. Президент наделялся значительными полномочиями, которые можно разбить на три группы. Первая группа - полномочия, прямо предусмотренные Конституцией в разделах 2 и 3. Вторую группу составляют полномочия, которые считаются "подразумеваемыми" или "присущими" Президенту как главе государства. Эти полномочия выводились из духа Конституции, из потребностей практической политики и восполняли пробелы в Основном законе. В третью группу, постоянно увеличивающуюся, входят полномочия, делегированные Конгрессом, в том числе чрезвычайные. Это является прямым нарушением Конституции, в результате которого большинство американцев, живших в 1976 г. прожили всю свою жизнь в условиях чрезвычайного правления (1933-1976 г.г.)_. Что же непосредственно говорила Конституция о Президенте? Первый раздел касался системы выборов Президента и Вице-президента, которые избирались на четыре года. В каждом штате избирались выборщики, число которых было равно сумме представителей и сенаторов от этого штата. Таким образом в США сейчас при населении около 280 миллионов Президента избирают 538 человек (435+100+3 выборщика от округа Колумбия). Далее выборщики собираются отдельно в своих штатах и голосуют непосредственно за кандидатов - отдельно за Президента и Вице - Президента. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов, в противном случае применяется экстраординарная процедура, предусмотренная двенадцатой поправкой: Президента избирала Палата представителей, а Вице-президента - Сенат. Также в поправке уточнялось, что Вице-президент должен был иметь те же "квалификации", что и Президент. Президентом же мог стать только гражданин Соединенных Штатов по рождению который был бы не младше тридцатипятилетнего возраста и имел в течение 14 лет постоянное жительство США. В случае отстранения от должности, смерти, отставки либо неспособности исполнять связанные с должностью Президента права и обязанности последние переходили к Вице-президенту. Если же становился вакантным пост Вице-президента, то согласно поправке XXV Президент назначал его. Новый Вице-президент вступал в должность после утверждения его большинством обеих палат Конгресса. Президент мог передать временному Председателю Сената и спикеру Палаты представителей письменное заявление о том, что не может исполнять свои и полномочия и обязанности, в этом случае Вице-президент исполнял обязанности Президента пока тот не передавал обратного заявления. Если же Вице-президент и большинство основных должностных лиц исполнительных департаментов передают руководителям палат Конгресса заявление о неспособности Президента исполнять свои обязанности, Вице-президент немедленно принимал на себя полномочия последнего. После того, как Президент заявляет о том, что эта неспосособность более не существует и если вышеперечисленные лица не возражают, он возобновляет свои полномочия. В противном случае данный вопрос разрешает Конгресс. За свою службу Президент получает вознаграждение, которое не может быть увеличено или уменьшено в течение периода, на который он избран; в это время он также не мог получать какое-либо денежное вознаграждение от США или какого-нибудь штата. Перед вступлением в должность Президент приносил присягу на Библии: " Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и по мере своих сил сохранять, защищать и поддерживать Конституцию Соединенных Штатов "_. В разделе втором определялись основные полномочия Президента. Он являлся главнокомандующим армии, флота и полиции; мог требовать от руководителя каждого исполнительного департамента мнение по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; он мог отсрочить приговор или помиловать преступников (за исключением случаев импичмента). Также Президент с согласия Сената мог заключать международные договоры, назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, а также других должностных лиц. Между сессиями Президент сам замещал все открывшиеся вакансии. Третий раздел также определял, что Президент принимает послов, обеспечивает точное соблюдение законов и определяет полномочия всех должностных лиц, в экстраординарных случаях он созывает обе палаты или одну из них. Президент также должен периодически предоставлять Конгрессу сведения о состоянии Союза и предлагать необходимые и полезные меры, т.е. фактически получал право законодательной инициативы. Раздел 4 устанавливал, что Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица могут быть осуждены в порядке импичмента. В этой главе мною были кратко описаны полномочия президента и особенности власти, так как выше, при рассмотрении структуры и полномочий Конгресса США, эти вопросы были уже рассмотрены.
4. Верховный суд Верховный суд США
Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. При рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента предлагали предоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей судебной инстанции США. Он должен был получить право пересмотра законов, принятых Конгрессом при их несоответствии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связи с определенными судебными делами, находящимися в его производстве. Такое право Верховный суд должен получить и в отношении законов, принятых парламентами штатов и постановлений штатных судов. Однако, эти положения в Конституцию не вошли. Опасаясь противодействия штатов, от решения которых зависела судьба самой Конституции, понимая, что они не потерпят вмешательства федерации в их “внутренние дела”, включая законодательство и суд, члены Конвента снова пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до лучших времен. По Конституции 1787 года (ст.3) судебная власть федерации должна была простираться на все те дела, “...которые возникнут из действия самой Конституции”, из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут быть приняты и заключены Соединенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к федеральной юрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различных штатов и некоторые другие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховного суда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о практическом создании новой судебной организации США и о закреплении полномочий Верховного суда был рассмотрен среди основных первым Конгрессом США. В результате был принят Закон о судоустройстве 1789 года. Как и было задумано при разработке Конституции, возвратясь к вопросу о верховном конституционном надзоре, Конгресс наделил Верховный суд США правом отмены любого закона, как федерального, так и штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписаний и принципов Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве). Более того, Верховный суд получал полномочия издавать предписания, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров (ст.13 Закона о судоустройстве). Это положение противоречило конституционному принципу разделения властей, так как ставило Верховный суд над Конгрессом и президентом. Необходимо отметить, что позже этот перекос был сглажен самим Верховным судом в ходе слушания дела Марбори 1803 году. В результате, пожертвовав ст.13, за Верховным судом были закреплены полномочия, заключенные в ст.25 Закона о судоустройстве. С тех пор и до настоящего времени Верховному суду принадлежит финальное право трактовать Конституцию, т.е. “...говорить, что есть право страны” и, что находится в противоречии с ним. Решение Верховного суда является окончательным и обсуждению не подлежит. Первым конгрессом была также разработана структура федерального судоустройства. Было решено, что наряду и параллельно с судами штатов будет функционировать федеральная судебная система, состоящая из районных и окружных судов (на этот период их количество было определено в 30 районных и 3 окружных суда). Последние были наделены апелляционной властью в отношении первых.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |