Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения проблемы ношения хиджаба и ее особенности



2019-10-11 340 Обсуждений (0)
История возникновения проблемы ношения хиджаба и ее особенности 0.00 из 5.00 0 оценок




РГУ «Научно-исследовательский и аналитический центр

По вопросам религии» Комитета по делам религий

Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан

ВОПРОС НОШЕНИЯ ХИДЖАБА В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Информационно-аналитический

Доклад

Астана – 201 7

УДК 2

ББК 86.3

Р 74

Рекомендовано к изданию Научно-экспертным советом Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан

Под общей редакцией к.ф.н. А.Абдирасилкызы

Вопрос ношения хиджаба в современном Казахстане: история возникновения, тенденции развития и пути решения / Сост: А.Абдирасилкызы, С.Мадиева, М.Муслимов, А.Антипин, А.Ибадуллаева. – Астана: Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии, 2016. – 36 с.

 

ISBN 978-601-7571-60-3

 

В информационно-аналитическом докладе рассматривается вопрос ношения хиджаба в казахстанском обществе, описывается история возникновения проблемы, определяются типы субъектов-носителей хиджаба, раскрывается суть предпринимаемых государством мер, приводится зарубежный опыт правового регулирования данного вопроса.

Материал содержит анализ позиции религиозного объединения ДУМК, представителей экспертного сообщества относительно хиджаба и рекомендации для государственных органов.

 

УДК 2

ББК 86.3

 

ISBN 978-601-7571-60-3

 

 

© Научно-исследовательский и аналитический центр

по вопросам религии, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .. ................................................................................................ 4

1. История возникновения проблемы ношения хиджаба и ее особенности ................................................................................................4

2. Вопрос ношения хиджаба в современном Казахстане. .......................6

2.1 Появление феномена хиджабизации. ...........................................6

2.2 Типы субъектов-носителей хиджаба. ...........................................8

3. Предпринимаемые государством меры (центральные органы, местные исполнительные органы, меры педагогов и руководителей школ)..........................................................................................................10

3.1 Законодательное регулирование школьной формы в общеобразовательных учреждениях......................................................10

3.2 Разногласия в понимании норм «Требования к школьной форме».......................................................................................................13

4. Позиция ДУМК....................................................................................16

5. Зарубежный опыт правового регулирования вопроса ношения хиджаба.....................................................................................................18

6. Мнения государственных и общественных деятелей относительно вопроса ношения хиджаба. .......................................................................22

7. Мнения отечественных экспертов......................................................24

7.1 Позиция, поддерживающая ношение хиджаба в общеобразовательных учреждениях......................................................24

7.2  Позиция, не поддерживающая ношение хиджаба в школах..26

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ........................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................33

 

ВВЕДЕНИЕ

С обретением независимости в Республике Казахстан в условиях утраты прежних идеологических ориентиров и под влиянием глобализации, а также внешних и внутренних факторов, у казахстанцев значительно возрос интерес к религии.

Рост численности верующих, увеличение количества религиозных объединений и религиозных учебных заведений, соответственно их культовых сооружений и религиозной литературы, стационарных помещений для распространения религиозной литературы, ведение активной миссионерской деятельности, пропаганда религиозных идей посредствам интернета и социальных сетей, изменения и дополнения в законодательство в сфере религии – одни из основных показателей феномена религиозности казахстанского общества.

Среди внешних показателей религиозности доминирующее место стал занимать феномен ношения хиджаба (мусульманского женского платка). Ношение хиджаба отмечается и у мусульманок, которые являются представителями джамаата Духовного управления мусульман Казахстана, у свободных мусульмани у представительниц исламских нетрадиционных религиозных течений (НРТ). При этом среди представителей НРТ следует отметить тенденцию изменения содержательной стороны проявления веры. Вера стала носить больше показательный, поверхностный и чрезмерный характер, в том числе это наблюдается во внешнем облике верующего представителя исламских НРТ: ношение бороды, укороченных брюк и хиджаба.

История возникновения проблемы ношения хиджаба и ее особенности

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Предпосылки данного процесса назрели уже в VIII веке, а в X-XII вв., в эпоху Караханидского каганата, тюркоязычные племена Казахстана сделали свой исторический выбор, начав в массовой форме обращаться в новую религию. С этого времени Казахстан стал периферией исламской цивилизации, а мусульманство суннитского толка (ханафитского мазхаба) - неотъемлемой частью коллективной (этнической) идентичности его населения.

По мнению ряда исследователей, к XVIII веку ислам полностью утвердился в Казахстане уже на уровне массового сознания и в своих ритуально-догматических институтах. Политическая элита Казахского государства оказывала исламу большую поддержку и настойчиво внедряла его в массы. Мусульманство стало господствующей конфессией, фундаментом социальной жизни и духовного творчества. Религия играла огромную роль в общественной и личной жизни человека. Так на основе религиозных принципов формировались национальные, духовные и культурные ценности, традиции и обычаи. Представители каждого этноса имели своебразную культуру женской одежды, которые соответствовали их традиционным ценностям и религиозным нормам.

В казахском народе также сформировалась собственная национальная одежда, имеющая многовековую историю. На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Казахский народ вел кочевой образ жизни, поэтому девушки были вольны в выборе удобной одежды. Казахские девушки не носили хиджаб. Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани, «борик» - шапку с меховым околышем. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. А невесте одевали свадебный головной убор - саукеле. Ношение же платка свидетельствовало о замужестве.

В данном контексте следует сказать, что испокон веков, ни в одной исторической хронике не отмечались какие-либо свидетельства о ношении хиджаба. Но в то же время, национальная женская одежда не противоречила основам шариата и значительно отличалась от арабской одежды.

Однако среди некоторых оседлых мусульманских народностей (в основном узбеки, а также турки, азербайджанцы, таджики и др.), совместно проживавших на территории нынешнего Казахстана последние три столетия, издавна отмечалась тенденция ношения «чадры» или «паранджы». Особенно данная тенденция отмечалась в городах, являвшихся крупными центрами торговли, которые располагались вдоль Шелкового пути.  

Возникновение проблемы относительно ношения хиджаба связана с появлением атеистической идеологии.Запреты на ношение религиозной атрибутики, в частности «хиджаба» в виде чадры и паранджи на государственном уровне впервые были введены в период установления советской власти. В советское время кампания по раскрепощению женщин, начатая в 1924 году, свелась к борьбе против ношения чадры и паранджи. С 1928 года на местном уровне начали вводить суровые штрафы за ношение «символов рабского прошлого», а руководство страны усилило наказание за преступления против равноправия женщин, приравняв их к контрреволюционным, за которые полагалось наказание вплоть до высшей меры. Подобная кампания активно проводилась прежде всего в тех частях страны, где население веками строило жизнь в соответствии с канонами ислама и местными традициями.

Однако необходимо отметить, что вопрос запрета ношения хиджаба, паранджи и чадры в советское время вытекал из проводимой властью односторонней политики. В данный период среди населения не наблюдались попытки целенаправленной пропаганды ношения паранджи и чадры, обвинения в неверии тех женщин, которые не носили хиджаб, дискредитации особенностей национальной культуры и традиций, сложившихся на протяжении веков.    



2019-10-11 340 Обсуждений (0)
История возникновения проблемы ношения хиджаба и ее особенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения проблемы ношения хиджаба и ее особенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)