Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Правовые черты римской семьи.



2019-08-13 308 Обсуждений (0)
Тема 5. Правовые черты римской семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшейся под властью главы семьи, paterfamilias.

Римскую семью (familia) мог основать только римский гражданин как облада­тель jus conubi.

В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними.

Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотре­нию. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободив­шись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки — под власть своих отцов, над вдовой (теперь — persona sui juris) учреждалась опека сыновей. Сами римляне осознавали исключительность положения paterfamilias: «Едва ли еще есть какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», — писал Гай (D.50.16.196).

На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследования, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья — это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, race они — агнаты главы семьи. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но и некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь piaterfamilias, выйдя замуж, станови­лась агнаткой в семье мужаа, агнатические связи с семьей отца прекращались.

Социальные процессы, следовавшие за развитием экономи­ческих отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имуществен­ных прав подвластных, привели в конечном счете к вытесне­нию агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала пдэетору, затем была продолжена им­ператорским законодательством. Окончательно принцип ког­натического родства был уутвержден Новеллами Юстиниана.

В когнатическом родстверазличаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхожде­нии от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). Степень родства как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственни­ками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства — их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сес­тра — родственники второй степени, дядя и племянник — третьей. Боковое родство может быть полнородным (при общности отца и матери) и неполнородным: еди­нокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).

От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Сле­довательно, родственники супругов между собой в свойстве не состоят. Степень свойства соответствует степени родства меж­ду супругом и тем из его родственников, применительно к ко­торому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степе­ни свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.

Брак и его формы. Семья образуется посредством брака. 

Древнейшая форма римского брака — cum manu, устанавливающая власть мужа над личностью жены.

В браке CUM MANU жена, как в личном, так и имущественном отношении подпадает под власть мужа (или его PATERFAMILIAS), занимает место дочери - FILIAE LOCUM OPTINET. Она входит всецело в состав его FAMILIA, делается агнаткой как его самого, так и всех его родственников. Вместе с тем она окончательно порывает все агнатические связи со своей прежней семьей, делается для своих родителей, братьев и т.д. юридически чужой со всеми последствиями такого отчуждения (теряет права наследования и т.д.). Только такой строго патриархальный брак CUM MANU был известен римлянам в древнейшее время.

Брак sine manu заключался посредством простого соглаше­ния, юридически завершающим актом которого был привод невесты в дом жениха. В отличие от cum manu, в которой определяющей была воля мужа, брак sine manu расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.

В агнатической семье, основанной на patria potestas, жена не имеет ни личных, ни имущественных прав, она на положении дочери главы семьи приравнена к своим детям, подчинена одной и той же отцовской власти. Напротив, брак sine manu основан на равенстве супругов. В то же время его нельзя назвать «браком без мужней власти». В браке sine manu отцовская власть (patria potestas) трансформировалась во власть супруга, выражавшегося в праве определять место жительства, принципы воспитания детей, семейные расходы. С другой стороны, жена — ихог (супруга), хозяйка дома, мать своих детей.

Lex julia 18 г. до н. э.  легализовал внебрач­ные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожитель­ство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерени­ем создания жизненной общности называлось конкубинатом.Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались за­конными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной. Конку­бинат, следовательно, отличается от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствия. Создав свободную форму брака с равенством супругов, с полной свободой развода, римское право совершило огромный исторический прыжок, надолго опередив другие народы в регулировании брачных отноше­ний.

Правовые отношения родителей и детей.Мать, состоящая в браке, вместе с детьми была подчинена власти своего мужа, на равных с детьми началах она наследовала после своего мужа, при этом ее сыновья после смерти мужа осуществляли над ней опеку. Кроме того, матери было предоставлено право на алименты от ее детей, а детям было запрещено предъявлять к матери иски, привлекать ее к суду без разрешения магистрата.

Несколько иначе строились отношения отца со своими детьми, т. к. дети всегда находились под властью своего отца. Его власть вначале была неограниченной, но в дальнейшем смягчилась. Закон наделил отца правом продавать своих детей, но это было ограничено случаями крайней нужды, а потому распространялось только на новорожденных детей.

Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты.

Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки; б) смертью подвластного; в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти; д) приобретением подвластным некоторых почетных званий.

Узаконение и усыновление.Patria potestas приобрета­лась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке. Над внебрачными детьми власть отца могла быть установ­лена путем узаконения ( legitimatio ), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три спосо­ба узаконения: 1) представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом; 2) после­дующим браком родителей; 3) изданием императорского ре­скрипта.

Над чужими детьми patria potestas устанавливалась усы­ новлением.Существовали две его формы: arrogatio — при усыновлении persona sui juris и adoptio — при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с сентенцией «усыновление подражает природе» между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в воз­расте.

Смотрите рекомендуемой литературы: 1 , 2, 3, 17, 24, 28, 29, 33, 36, 46, 52,57, 58, 60,63 (см.п. 1.8 )



2019-08-13 308 Обсуждений (0)
Тема 5. Правовые черты римской семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Правовые черты римской семьи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)