Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности композиции «Зоны» С. Довлатова



2019-08-13 2418 Обсуждений (0)
Особенности композиции «Зоны» С. Довлатова 4.67 из 5.00 3 оценки




«Зона» в основном написана в 60-е годы. Это вещь автобиографическая. Довлатов служил охранником лагерей И на этом биографическом материале, в основном, выстроены «Записки надзирателя». Но ее творческая история растянулась почти на 20 лет. Окончательный состав книги определился лишь после смерти автора. Так что ранняя книга Довлатова стала книгой итоговой, завершающей.

Будучи опубликованной в 80-е г., «Зона» в читательском восприятии ощущалась опоздавшей. Уже были опубликованы например Солженицын. И единственной возможностью быть услышанным с лагерной темой оказывалась новая точка зрения, новый ракурс, о котором ещё никто не писал.

««Зона» была для Довлатова стала самой важной книгой. Объединяя лагерные рассказы в то, что он назвал повестью, Довлатов сам себя комментировал, В первый раз он пытался объяснить, с чем он пришел в литературу.

В «Зоне» он отмечал, что лагерная тема, отразившая реальность ХХ в., имеет свои корни еще в Х1Х в.. С точки зрения  той литературы, каторжник «является фигурой страдающей, трагической, заслуживающей жалости и восхищения. Охранник – злодей, воплощение жестокости и насилия».

Но кроме такой литературы существует и так называемая «детективная» литература. И она переворачивает отношения каторжник-охранник в противоположном направлении. Каторжник является «чудовищем, исчадием ада, а полицейский, следовательно, – героем, моралистом, яркой творческой личностью».

Довлатов нашел третий путь, не совпадающий ни с первой, ни со второй из названных традиций. Повествователь «Зоны», черты которого во многом автобиографичны, пишет своему издателю, о том что он обнаружил поразительное сходство между лагерем и волей. Между заключенными и надзирателями.  Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы».

По существу, Довлатов раскрывает свой главный прием «Зоны», вскрывает идею произведения. Многочисленные эпизоды воспроизводят это ощущение взаимозаменяемости, взаимообратимости охранника и заключенного.

Так, Борис Алиханов – рассказчик «Зоны», от чьего имени ведется повествование, разговаривает с Борташевичем: где борташевичь мысленно признаётся, что он бы хотел грабить, убивать или насиловать. Но он живёт среди людей, и только это его останавливает.

Алиханов остро ощущает необычайную близость границы, переступив которую, обычный гражданин превращается в преступника, которого следует изолировать от общества.

Довлатов увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить… Мир был ужасен. Но жизнь продолжалась. Более того, здесь сохранялись обычные жизненные пропорции. Соотношение добра и зла горя и радости –оставалось неизменным.

В «Зоне» Довлатов остается в русле реалистической прозы. Через написание «Зоны» он пытается предложить свою гипотезу человеческого существования в мире.

Мир зоны в меньшем масштабе воспроизводит модель государства. Здесь есть свое территориальное деление, своя политическая партия, особая иерархия, войска и т.д. Довлатов подчёркивает  животрепещущую проблему свободы– несвободы. Эти понятия в рамках произведения оказываются неустойчивыми, способными к взаимной замене, как и все остальное в повести.

С первого взгляда, что может быть проще: преступники, отбывающие заключение, несвободны, их содержат под охраной. Охранники, напротив, находятся на свободе. Но у персонажей «Зоны» нередко бывает обратное ощущение.

В записках есть эпизод внутреннего противоборства, происходящего между охранником Борисом Алихановым и вором в законе, рецидивистом Купцовым. Купцов отказывается выходить на работу. Его сажают в карцер на хлеб и воду. Но как только выпускают оттуда, получают от него очередной отказ от работы. В конце концов, Алиханову вроде бы удается сломить волю Купцова. Купцов соглашается выйти на лесоповал. Но как только в руках у него оказывается топор, он отрубает себе левую кисть.

Купцов обладает внутренней долей свободы, которой не может поступиться. Свобода становится понятием многосмысловым. Внешне несвободный Купцов обладает большей свободой, нежели Алиханов, который боится и ненавидит того, кого он охраняет. Поэтому у Алиханова возникает ощущение того, что Купцов является его двойником-антиподом. Они не могут друг без друга, потому что они взаимодополняемы в мире зоны. И только когда они вместе, их существование приобретает смысл.

Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца, досиживает на особом режиме последние сутки. Назавтра его должны освободить. За плечами оставалось 20 лет срока. Но когда Чичеванова везут на машине, то сопровождающий освобождает его из металлической камеры, считая нелепым так бдительно охранять человека, которому осталось сидеть несколько часов. Однако зек оглушил сопровождающего охранника рукояткой пистолета самого охранника. Затем выпрыгнул и бежал. Шесть часов спустя его задержали. Чичеванов успел взломать продуктовый ларь и дико напиться. За побег и кражу ему добавили 4 года. Дело в том, что тюрьма, как замечает один из персонажей записок, перестроила мироощущение заключенного. Перестроила его кровообращение, дыхательный и вестибулярный аппарат. Он дико боялся свободы и задохнулся в ней как рыба.

Автор утверждает, что человек способен на все – дурное и хорошее. В зависимости от стечения обстоятельств.

И действительно, в «Зоне» есть эпизоды, в которых рецидивисты совершают вполне человеческие поступки. А ожесточившийся и ненавидящий охранник, оказывается способен на большое и светлое чувство.   Советская тюрьма – одна из бесчисленных разновидностей несвободы и насилия. Но Довлатов видит и красоту лагерной жизни. Одно из ее восхитительных украшений, по мнению Довлатова, – язык.

«Законы языкознания к лагерной действительности – неприменимы. Поскольку лагерная речь не является средством общения. Она – не функциональна. Речь бывалого лагерника заменяет ему все привычные гражданские украшения.

      К 7 ноября силами заключенных ставили спектакль на революционную тему. Пьеса называлась «Кремлевские звезды». Действие происходит в 20-е гг. Действующие лица: Ленин, Дзержинский, чекист Тимофей и его невеста Полина.  

В заключительной сцене Ленин обращается к публике. Сначала неуверенно засмеялись в первом ряду. Через секунду захохотали все. Ленин попытался перекричать ревущий и хохочущий зал. Но это оказалось невозможным. И только когда Ленин-Гурин неожиданно красивым, чистым и звонким тенором запел интернационал, зал затих, а затем его поддержал.

Сначала один неуверенный голос затем второй, третий. Повествователь сообщает: «Вдруг у меня болезненно сжалось горло. Впервые я был частью моей особенной, небывалой страны.  Интернационал здесь оказывается    вещью, обладающей властной объединяющей энергетикой, возможностью приобщения к идее могучего целого, которое рассказчик называет особенной, небывалой страной.

В этом эпизоде уже на равных правах сосуществуют смех, ощущение анекдотичности ситуации и чувство «внутреннего драматизма». Поэтому и прорастают здесь слезы сквозь смех.

 



2019-08-13 2418 Обсуждений (0)
Особенности композиции «Зоны» С. Довлатова 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Особенности композиции «Зоны» С. Довлатова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)