Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций



2019-11-13 501 Обсуждений (0)
Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тренировка - это специализированный педагогический про­цесс, цель которого - улучшение определенных сторон подго­товленности спортсмена в избранном виде деятельности. В тре­нировочных программах используют физические упражнения и другие факторы для повышения нагрузки на различные систе­мы организма, обеспечивающие необходимую двигательную ак­тивность. Тренировочная нагрузка - это степень воздействия физических упражнений на организм, вызывающая определенное повышение активности его функциональных систем.

Характер активизации функциональных систем под воздей­ствием нагрузки включает несколько стадий (рис. 9.1).

Первоначальная реакция организма на внешнюю нагрузку проявляется в наращивании активности функциональных систем и постепенном утомлении в связи с исчерпанием запасов энерго­ресурсов (ближайший тренировочный эффект). После прекращения действия нагрузки повышенная активность систем некоторое время сохраняется. Это позволяет организму выйти из состоя­ния утомления и адаптироваться к воздействию тренировочной нагрузки (следовой тренировочный эффект). При этом системы, обеспечивающие повышенную работоспособность, не только вос­станавливают первоначальную емкость своих энергоресурсов, но и создают запас более высокой работоспособности (явление суперкомпенсации). В дальнейшем системы постепенно приходят к исходному уровню функционирования.

 

 

1 - ближайший тренировочный эффект; 2 - следовой тренировочный эффект; 3 - суперкомпенсация; 4 - исходный уровень функционирования

Рис. 9.1. Схема развития процесса утомления и восстановления при мышечной деятельности (по В.Н. Платонову, 1997):

 

При достаточно длительном повторении значительной по величине нагрузки состояние повышенной работоспособности приобретает устойчивый характер (кумулятивный эффект). Способность организма сверхвосстанавливаться после выполне­ния достаточно напряженной нагрузки в период отдыха после ее выполнения и адаптироваться к повторяющейся тренировочной нагрузке лежит в основе повышения физической подготовлен­ности.

Практическое воплощение в спорте установки на максималь­ную реализацию достиженческих возможностей сопряжено с пре­дельным наращиванием тренировочных и соревновательных на­грузок, усложнением задач, решаемых в процессе спортивной подготовки. Учитывая, что функциональная активность по мере приближения к максимуму с возрастающей действенностью стимулирует прогрессивные адаптивные перестройки в организме, в спорте наиболее эффективными считают нагрузки, близкие к предельным.

Вместе с тем данные В.Н. Платонова (1992, 1997, 2004) сви­детельствуют о том, что на разных этапах многолетней подготовки прогрессивные адаптивные перестройки в организме за­нимающихся вызывают разные по величине нагрузки. В начале целенаправленной тренировки процесс адаптации протекает ин­тенсивно при любом повышении двигательной активности, поэ­тому нет острой необходимости доводить нагрузку до предельной. В дальнейшем, по мере повышения уровня функционального резерва, темпы формирования долговременных адаптивных ре­акций существенно замедляется. Стимулировать прогрессивные адаптивные перестройки при этом удается только при приближе­нии функциональной активности организма к предельным вели­чинам.

Устойчивые изменения в организме наступают только тогда, когда такие нагрузки повторяются достаточно регулярно. Поэтому для квалифицированных спортсменов наиболее эффективно регулярное использование нагрузок, близких к предельным. Средние и низкие нагрузки не вызывают у них существенных пере­строек, их используют обычно только как восстановительные или поддерживающие. Более того, величина пороговой значимости величины нагрузки постепенно меняется в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (рис. 9.2, 9.3).

 

А - начинающие спортсмены; Б - спортсмены средней квалификации;

В - высококвалифицированные спортсмены

Рис. 9.2. Изменение соотношения зоны функционального резерва (1) и зоны, стимулирующей перестроечную адаптацию (2) (по В.Н. Платонову)

 

I - этап начальной подготовки; II - предварительный базовый; III – специальный базовый; IV - максимальной реализации индивидуальных возможностей

Рис. 9.3. Изменение соотношения зоны, стимулирующей перестроечную адаптацию (1) в зависимости от полноты ее мобилизации, на разных этапах

многолетней подготовки спортсменов (по В.Н. Платонову, 1997)

 

Плодотворное использование адекватно предельной нагрузки для квалифицированных спортсменов во многом обусловлено заблаговременной подготовкой к ней, в ходе которой обеспечи­вается более или менее постепенное возрастание нагрузочных параметров.

При этом следует учитывать исследования, проведенные В.Н. Платоновым (1992), которые свидетельствуют о том, что на начальных этапах многолетней подготовки следует больше ис­пользовать нагрузки, величина которых находится в нижней по­ловине зоны, стимулирующей долговременную адаптацию. Это является залогом снижения темпов сокращения стимулирующей зоны на последующих этапах (рис. 9.3). Постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок с эпизодическим увеличением их до максимума способствует эффективному по­вышению тренированности юных спортсменов. Вместе с тем ши­рокое использование на ранних этапах многолетней подготовки средств, требующих предельной мобилизации организма (верх­няя зона), может свести до минимума арсенал средств и адапта­цию на заключительных, наиболее ответственных этапах.

Формирование устойчивых изменений в функционировании систем организма спортсмена происходит постепенно, для это­го требуется многократное повторение значимых для организма нагрузок. Время, объективно необходимое для развертывания и смены стадий адаптации, в той или иной мере лимитирует тем­пы прироста нагрузок, что вносит в их динамику определенную постепенность. Таким образом, динамика адаптивных процессов, вызванных адекватно максимальными нагрузками, влияет на динамику роста нагрузок.

Постепенность - это, с одной стороны, тенденция наращи­вания нагрузок в соответствии с индивидуальными адаптаци­онными возможностями спортсмена, с другой стороны, продол­жительность выполнения адекватно максимальной нагрузки для адаптации к ней, поскольку оправданный переход к новым, повы­шенным нагрузкам происходит по мере приспособления к ранее применяемым воздействиям.

Сочетание тенденций постепенного и предельного в наращива­нии тренировочных нагрузок можно обеспечить в разных вариан­тах. В практике спорта придерживаются главным образом трех ва­риантов. В одном из них динамика основных нагрузок приобретает как бы «ступенчатую» форму, при другом - «волнообразную», сочетание этих форм дает новую форму - «скачкообразную» (рис. 9.4).

При ступенчатой форме сочетания постепенности и предель­ности в динамике нагрузок моменты ее прироста узко локализо­ваны во времени, а сроки стабилизации их параметров расширены (прирост происходит как бы одномоментно в начале очередного цикла и затем на некоторое время стабилизируется), чем облег­чаются условия адаптации к повышенным нагрузкам. При этом продолжительность выполнения стабилизированной нагрузки лимитируется временем адаптации к ней.

 

А – «ступенчатая; Б – «волнообразная», В – «скачкообразная»

Рис. 9.4. Основные формы динамики нагрузок в серии микроциклов спортивной тренировки

 

В процессе подготовки ступенчатая форма динамики нагрузки при небольших величинах ее прироста бывает предпочтительней на первых этапах спортивной деятельности, а также в начале боль­ших тренировочных циклов или после продолжительных переры­вов в тренировке (после травм или заболеваний), когда необхо­димо обеспечить особую постепенность в развитии нагрузочных воздействий. В этом случае для некоторого снижения остроты воздействия при ступенчатом увеличении нагрузки целесообраз­но разводить во времени наращивание ее составляющих (объема и интенсивности). Подобная же форма, но с резко выраженным приростом нагрузки (в виде «скачка» в сочетании с одномомент­ным увеличением объема иинтенсивности), пригодна на высших уровнях спортивного совершенствования как фактор активиза­ции процесса развития тренированности.

При волнообразной динамике нагрузок фаза наращивания их выражена в развернутом виде, что в более высокой степени уси­ливает развивающий импульс. Принцип постепенности обеспе­чивается здесь не одномоментным, а растянутым во времени уве­личением развивающего воздействия, дифференцированным, а не параллельным изменением их объема и интенсивности, времен­ным снижением общего уровня нагрузок после того, как они до­ведены до «пиковых» величин, с целью достижения необходимой степени восстановления и сверхвосстановления.

Большая группа специалистов во главе с Л.П. Матвеевым признают лишь первые две формы сочетания постепенности и предельности нагрузки, считая нецелесообразным выделение «скачкообразной» формы как самостоятельной. Наряду с этим А.Н. Воробьев (1977, 1989) и его последователи (Ивойлов А.В., 1982; Ивойлов А.В., Чуксин Ю.В., Шубин Ю.К. и др., 1986) видят определенное преимущество скачкообразного изменения нагру­зок и необходимость выделять его как самостоятельную форму - альтернативную «волнообразной» и«ступенчатой». Причем речь идет о скачкообразном изменении обоих компонентов нагрузки (объема и интенсивности) одновременно.

Поскольку одно из главных условий эффективности спортив­ной тренировки заключается в соответствии ее содержания тому, что предстоит делать спортсмену в соревнованиях, при ее по­строении возникает проблема адекватного моделирования пред­стоящей соревновательной деятельности. Речь идет о реальном воплощении спортсменом прогнозируемых (модельных) параме­тров предстоящей соревновательной деятельности посредством специально-подготовительных упражнений, а затем и в целост­ных формах.

Реализация такой целевой установки предполагает опережаю­щее моделирование соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней. При этом на первых этапах средствами прибли­жения к новым целевым параметрам служат преимущественно те специально-подготовительные упражнения, в которых эти параметры воспроизводятся как бы фрагментарно (в рамках выполнения отдельных соревновательных действий или их сочетаний, не охва­тывающих полный состав соревновательной деятельности). Ис­пользование этих упражнений позволяет воспроизвести отдельные параметры с превышением существующего их уровня в целостном соревновательном упражнении (по скоростным, силовым, коор­динационным или иным параметрам). Основным адаптирующим фактором при этом служит регулярное повторение тех специально-подготовительных упражнений, в которых удается воспроизвести, хотя бы частично, уже посильные спортсмену новые черты сорев­новательной деятельности (стабилизировать их).

По мере стабилизации проявления нового возросшего уровня моделируемых параметров все более значительное место в прак­тическом моделировании целевой соревновательной деятельно­сти занимают упражнения, возможно более полно воспроизво­дящие ее состав и новые параметры, а затем и целостные формы целевой соревновательной деятельности. Таким образом, реали­зация опережающего моделирования идет в порядке поэтапного воспроизведения новых черт с последовательным использовани­ем фрагментарных и целостно-конструктивных подходов.

В этом отношении практическое моделирование соревнова­тельной деятельности при подготовке к ней является в опреде­ленной мере опережающе-стабилизирующим, поскольку оно не только выводит спортсмена за пределы того, к чему он приспосо­бился, но и превращает новое, пока еще не в полной мере доступ­ное для него, в привычное.

 



2019-11-13 501 Обсуждений (0)
Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)