Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса



2019-11-13 796 Обсуждений (0)
Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Требование к обеспечению непрерывности занятий, при­званных обеспечивать прогрессирование уровня подготовлен­ности спортсменов, возникает в первую очередь из-за необходи­мости наслоения следовых эффектов, вызванных отдельными упражнениями, целыми занятиями и сериями занятий с целью закрепления и усиления их, а также обратимости адаптационно-приспособительных сдвигов в системах организма.

Выполняя определенные физические упражнения, спортсмен увеличивает нагрузку, вызывая усиление активности определен­ных функциональных систем, обеспечивающих энергоресурсы двигательной деятельности. Если при физической нагрузке опре­деленной направленности потребовалось израсходовать запас ресурсов отдельных систем, близкий к предельному, то при вос­становлении организм восполняет их с превышением исходного уровня (явление суперкомпенсации).

При этом менее загруженные системы функционируют и вос­станавливаются в рамках имеющегося функционального резерва, на их восстановление требуется существенно меньше времени. Таким образом, величина нагрузки и ее направленность обуслов­ливают гетерохронность восстановления различных функцио­нальных возможностей, а также различную величину их супер­компенсации (следовой тренировочный эффект) (рис. 9.5).

 

С - преимущественно скоростная нагрузка; Ан - преимущественно анаэробная нагрузка; А - преимущественно аэробная нагрузка;

1 - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление анаэробных возможностей; 3 - восстановление аэробных возможностей

Рис. 9.5. Последействие занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности (Платонов В.Н., 1986)

 

При организации тренировочного процесса и определения ее направленности необходимо учитывать, что в зависимости от сроков начала повторной нагрузки определенные функциональ­ные системы могут находиться в состоянии недовосстановления, возврата к исходному уровню работоспособности или в состоя­нии суперкомпенсации, то есть повышенной работоспособности. Поэтому необходим учет особенностей взаимодействия следовых тренировочных эффектов нагрузок разной направленности. При неудачно выбранной последовательности выполнения упражне­ний конечный результат тренировки может оказаться совершен­но противоположным запланированному (уменьшаются сдвиги) (Волков Н.И"., 1975).

Таким образом, воздействие нагрузки любого занятия долж­но обеспечить не только определенный следовой тренировочный эффект, но и определенную взаимосвязь с эффектами предше­ствующего и последующего занятий. При регулярной, правиль­но организованной тренировке следовые эффекты отдельных упражнений или занятий постоянно накладываясь друг на дру­га, суммируются, в результате чего возникает положительный кумулятивный тренировочный эффект, представляющий со­бой производное от совокупности различных следовых эффектов. Положительный кумулятивный тренировочный эффект приво­дит к относительно долгосрочным адаптивным изменениям в со­стоянии организма спортсмена, к устойчивому росту его функ­циональных возможностей и спортивной работоспособности (рис. 9.6).

 

С - скоростная нагрузка; А - аэробная нагрузка; Ан - анаэробная нагрузка;

1 - восстановление скоростных возможностей; 2 - восстановление аэробных возможностей; 3 - восстановление анаэробных возможностей

Рис. 9.6. Схема возможного суммирования нагрузки в тренировочном микроцикле

 

Такие относительно долгосрочные прогрессивные изменения в состоянии подготовленности занимающихся возможны при правильном (адекватном) построении спортивной тренировки. Однако этот процесс является обратимым, через некоторое вре­мя отсутствия определенных физических нагрузок он может сме­ниться регрессом.

Практика показывает, что даже при условии предшествующей регулярной тренировки иногда достаточно всего лишь несколь­ких пропущенных занятий, чтобы начался регресс отдельных сто­рон приобретенной тренированности. Это обусловлено тем, что человеческий организм предрасположен к работе «по минимуму» и не способен долго сохранять невостребованные запасы ресур­сов, постепенно расходуя их.

Основная суть принципа непрерывности спортивной трени­ровки заключается в необходимости обеспечить преемственность положительного кумулятивного эффекта, исключить неоправдан­ные чрезмерные перерывы между тренировочными занятиями, а также отрицательные влияния отдельных нагрузок, сводя к ми­нимуму явления регресса тренированности.

Таким образом, непрерывность тренировочного процесса ха­рактеризуют следующие положения:

- спортивную тренировку строят как непрерывный круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект и обеспечивающий приобретение, сохранение и развитие спортивной формы;

- воздействие каждого последующего тренировочного занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

- интервал отдыха между занятиями или отдельными упраж­нениями выдерживают в пределах, гарантирующих общую тен­денцию восстановления и повышения работоспособности. Однако в рамках отдельных тренировочных занятий, микро- и мезоциклов, при определенных условиях, допускают проведение заня­тий на фоне недовосстановления, для чего создают уплотненный режим нагрузок и отдыха, сопровождающийся в дальнейшем уве­личением кумулятивного эффекта.

Во всех постоянно воспроизводимых процессах как универ­сальное свойство деятельности проявляется цикличность, то есть относительно законченный кругооборот ее стадий с частич­ной повторяемостью отдельных элементов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.

Каждый цикл представляет собой относительно законченный фрагмент подготовки, связанной с необходимостью повторного выполнения определенной нагрузки для адаптации к ней. В осно­ву цикличности спортивной тренировки положены закономерно­сти развития, удержания и утраты спортивной формы, связанные с первоначальным ростом, а затем постепенным замедлением, стабилизацией и даже, в конечном итоге, снижением адаптивных перестроек в организме после достаточно продолжительного вы­полнения определенной нагрузки.

Для сохранения темпов общих прогрессивных перестроек в организме целесообразно умело сочетать периоды напряженной нагрузки на отдельные системы организма спортсмена с их вос­становлением и сверхвосстановлением. С этой целью необходи­мо периодически менять величину или направленность нагруз­ки. Изменяя направленность нагрузки, следует учитывать, что системы, не получающие достаточной нагрузки, некоторое время сохраняют повышенный уровень функциональной активности, а затем поступенно начинают его утрачивать, поэтому спустя не­которое время следует возвращаться к прежней, чтобы продол­жить дальнейшее совершенствование систем организма.

При этом каждый очередной цикл является частичным повто­рением предыдущего и одновременно выражает тенденции раз­вития тренировочного процесса, то есть отличается от предыду­щего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.

Важно учитывать закономерный характер цикличности спор­тивной подготовки и необходимость направленно упорядочить его в соответствии с развитием спортивной формы и подготовки к участию в соревнованиях, используя циклы различной продол­жительности. В масштабах временных границ, в которых осущест­вляют тренировку, различают ее микро-, мезо- и макроциклы. Их воспроизведение должно быть упорядочено в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования.

В форме циклов строят весь тренировочный процесс - от эле­ментарных звеньев до этапов многолетних занятий. Их комп­лексное проявление в спортивной деятельности представлено прежде всего циклическим воспроизведением спортивно-подго­товительных этапов и серии спортивных соревнований.

В сжатом виде основные положения цикличности обязывают:

- строя спортивную тренировку, исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элементов ее содержания и, вместе с тем, последовательного изменения их, как того требует логика чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;

- рассматривать любой фрагмент тренировочного процес­са во взаимосвязи с более крупными и менее крупными форма­ми циклической структуры тренировки, учитывая, что структу­ра микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура мезоциклов обусловле­на, с одной стороны, особенностями составляющих их микроци­клов, а с другой - местом в структуре макроцикла;

- принимая решения о целесообразности использования тех или иных средств и методов тренировки, тренировочных и сорев­новательных нагрузок, учитывать, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов (ибо любые из них утрачивают эффективность, если их применяют не ко времени и не к месту);

- определяя общий порядок развертывания процесса подго­товки и соревнований, соотносить их так, чтобы гарантировать оптимальную готовность к достижению в главных соревнованиях наилучших результатов.

При организации тренировочного процесса следует учитывать, что каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом деле все они синтезированы в еди­ный процесс и лишь отражают его отдельные стороны. В связи с этим, учитывая сложность структуры унифицированной систе­мы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности прин­ципов. Успешность учебно-тренировочного процесса будет обес­печена лишь в том случае, если при принятии управленческих ре­шений тренер будет учитывать требования всех принципов.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой смысл вкладывается в понятие «принципы»?

2. По каким принципам организуется педагогический процесс? Что раскрывают специфические принципы спортивной тренировки?

3. Раскройте сущность принципа максимизации и углубленной инди­видуализированной специализации.

4. На что нацелен и как проявляется в спортивной тренировке принцип сочетания постепенности и предельности тренировочных нагрузок?

5. Какие варианты сочетания тенденций постепенности и предельно­сти используются в спортивной тренировке, в каких случаях?

6. На чем основан и как проявляется принцип опережающих и стаби­лизирующих тенденций в построении тренировочную процесса?

7. На чем основан и как реализуется принцип избирательной направ­ленности и единства различных сторон подготовки спортсменов? Каковы особенности его применения в построении занятий с юными спортсменами?

8. Чем обусловлена необходимость непрерывности тренировочного процесса, в каких формах она реализуется?

9. Какие практические положения характеризуют непрерывность тре­нировочного процесса?

10.Что такое ближайший, следовой и кумулятивный тренировочные эффекты?

11.Чем обусловлена необходимость цикличности тренировочного про­цесса, в каких формах она реализуется?

12.На чем основываются основные положения цикличности?

13.В какой взаимосвязи реализуются специфические принципы при планировании и реализации учебно-тренировочного процесса?




2019-11-13 796 Обсуждений (0)
Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)