Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исходные показатели и темпы их прироста



2019-11-13 664 Обсуждений (0)
Исходные показатели и темпы их прироста 0.00 из 5.00 0 оценок




Что важнее для качественного отбора: ориентироваться на де­тей, явно выделяющихся среди сверстников по уровню развития каких-то качеств и способностей, или на занимающихся, которые под влиянием стандартных тренирующих воздействий демон­стрируют более высокие темпы развития этих качеств и способ­ностей?

В большинстве случаев ответ однозначен (хотя практика по­казывает, что многие тренеры упускают это): надежность прог­нозирования спортивных достижений значительно выше, если брать за основу темпы роста показателей подготовленности. Это прогностически более надежный критерий, чем данные ис­ходного тестирования при наборе в секцию. Именно поэтому и необходима многоэтапность в отборе. Исключительно важна «реактивность» организма спортсмена - степень адаптационного ответа на нагрузку. К сожалению, очень редко встречаются дети с одинаково высокими исходными данными и темпами измене­ния их в прогрессивную сторону в процессе тренировки.

По мнению большинства специалистов, по исходным резуль­татам начинающего спортсмена нельзя судить о его дальнейших перспективах в спортивной деятельности. Существуют данные о том, что удовлетворительный прогноз может быть осущест­влен по темпам прироста основных показателей подготовлен­ности только через первые полтора - два года занятий спортом (Сирис П.З., 1971; Зациорский В.М. с соавт., 1973; Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И., 1983, Губа В.П., 2008).

Рис. 10.1. Прогностическая значимость роста физических качеств на начальном этапе подготовки спортсменов (П.З. Сирис, 1971)

Так, согласно материалам исследования П.З. Сириса, по по­казателям корреляционной взаимосвязи (рис 10.1) суммарные темпы прироста физических качеств за первые полгода занятий легкой атлетикой достоверно не связаны с конечными результата­ми спортсменов. Только если проанализировать темпы прироста минимум за год, а лучше - за полтора года занятий, то рассматри­ваемая связь будет достаточно высокой.

Возникает вопрос, а какие темпы прироста тех или иных важ­нейших показателей считать высокими? Однозначно ответить на него нельзя, поскольку многое зависит от объемов и направлен­ности выполненной тренировочной работы, индивидуальных осо­бенностей возрастного развития и ряда других принципиально важных позиций. Несколько облегчает дело изучение материала, содержащегося в табл. 10.1.

Зарегистрировав темпы прироста тех или иных морфофункциональных показателей у юного спортсмена, следует как бы «вычесть» из них естественное возрастное развитие, а «остаток» уже сопоставлять с напряженностью выполненной тренировоч­ной работы, что естественно может сделать только конкретный тренер по отношению к конкретному ученику.

Таблица 10.1

Средние темпы прироста морфофункциональных показателей у детей, не занимающихся спортом (по А.А. Гужаловскому, 1979)

Морфофункциональные показатели

Пол

Темпы прироста, %

8-10 лет 9-11 лет 10-12 лет

Длина тела

М 7 7 7
Ж 8 5 8

Масса тела

М 23 18 15
Ж 19 26 21

Окружность грудной клетки

М 8 7 5
Ж 6 10 8

Жизненная емкость легких

М 20 23 13
Ж 16 31 23

Задержка дыхания на вдохе

М 2 23 27
Ж 12 21 14

Собственно силовые способности

М 26 24 35
Ж 30 32 39

Быстрота движений

М 19 9 5
Ж 8 11 10

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

М 3 14 17
Ж 3 20 20

Прыжок вверх

М 9 16 14
Ж 21 6 15

Выносливость

Статическая

М 25 35 27
Ж 50 30 4

Динамическая

М 11 9 31
Ж 41 38 37

Общая

М 17 9 9
Ж 9 12 15

Гибкость туловища

М 40 64 0
Ж 11 3 9

 

В научно-методической литературе также имеются данные о динамике отдельных параметров подготовленности спортсменов в различных видах спорта. В табл. 10.2 и 10.3 показаны данные, полученные Л.П. Матвеевым на основе обобщения материалов различных авторов (А.А. Гуминской, Я.П. Пярнат, В.Г. Алабина, В.С. Мищенко и др.).

Таблица 10.2

Динамика отдельных спортивно-тестовых показателей в годы базовой подготовки (по Л.П.Матвееву, 1999)

Предмет специализации,

виды тестовых упражнений

и измеряемые величины

Начальный

возраст,

лет

Показатель в 1 -й год

Улучшение показателей относительно к предыдущему году, %

2-й год 3-й год
Спринт Бег30 м схода, с Бег 60 м со старта, с Бег 300 м, с Пятерной прыжок с места, м 10   3,7-3,9 9,4-9,6 57-62 9,8-10   4-5 4-5 7-8 5-6   5-6 2-3 5-5,5 4-5
Лыжные гонки Бег на лыжах 60 м, с Бег на лыжах 600 м, мин, с Прыжок в длину с места, см 10   11-12 2,20-2,30 160-170   6-7 3-4 7-8   4-5 2-3 6-7
Гребля на байдарках Гребля 200 м, с Гребля 200 м, число гребков за мин 13   70-71 80-81   6-7 1-1,5   4-5 11-13

Таблица 10.3

Динамика отдельных показателей функциональных возможностей в циклических видах спорта (по Л.П.Матвееву, 1999)

 

 

Показатель

Показатели

в 1 -й год

в возрасте

10-11 лет

Изменение показателей

относительно к предыдущему году, %

2-й год 3-й год
Максимальное потребление кислорода, мл · мин-1 · кг-1 54-56 4,4-6,3 0,9-7,5
Максимальная вентиляция легких, л · мин -1 89-93 19-20 40-42
Порог анаэробного обмена, % МПК 66-71 12-17 11-13
Максимальный кислородный долг, мл · кг-1 68-74 5,8-17,5 3,3-15,2

 

Далее в силу вступает следующая схема определения потенци­альных возможностей спортсмена (табл. 10.4). Правда, отметим, что она ориентирована на скоростно-силовые виды легкой атле­тики, где относительная значимость исходных показателей выше, чем в сложнокоординационных, игровых и иных видах спорта. Конечно, всегда следует стремиться к первому варианту соотно­шения исходного уровня и темпов прироста (очень большие спо­собности). Но если для скоростно-силовых видов спорта второй и третий варианты практически равнозначны, то для прочих третий вариант выглядит значительно предпочтительнее второго.

Таблица 10.4

Схема определения потенциальных возможностей юного легкоатлета

(по П.З. Сирису, 1971)

Соотношение исследуемых показателей Характеристика способностей
1. Высокий исходный уровень + высокие темпы прироста Очень большие способности
2. Высокий исходный уровень + средние темпы прироста Большие способности
3. Средний исходный уровень + высокие темпы прироста Большие способности
4. Высокий исходный уровень + низкие темпы прироста Средние способности
5. Средний исходный уровень + средние темпы прироста Средние способности
6. Низкий исходный уровень + высокие темпы прироста Средние способности
7. Средний исходный уровень + низкие темпы прироста Малые способности
8. Низкий исходный уровень + средние темпы прироста Малые способности
9. Низкий исходный уровень + низкие темпы прироста Очень малые способности
     

С точки зрения прогностической значимости можно выстроить следующую иерархию факторов, подлежащих учету в исходной проверке способностей юных представителей большинства видов спорта:

1) наследственность (генетическая предрасположенность в целом);

2) антропометрические данные;

3) координационные предпосылки;

4) функциональные и физические задатки;

5) особенности психики.

Рассмотрим кратко каждый из перечисленных факторов в от­дельности.

 

Наследственность

 

В настоящее время установлено, что примерно у половины от­цов рождаются сыновья, в двигательном отношении им не уступа­ющие. То есть от детей видных спортсменов с вероятностью не ме­нее 50% можно ожидать демонстрации выдающихся спортивных достижений при обеспечении должных внешних условий (адек­ватная систематическая тренировка, полноценное питание и т.д.).

Надежность связи «родители - дети» несколько снижается в следующей последовательности:

а) отец - сын; б) мать - дочь; в) отец - дочь; г) мать - сын.

Еще более достоверная зависимость установлена между при­знаками дедушек и бабушек с их внуками и внучками, то есть че­рез поколение (до 75% наследуемости).

Очень высок процент вероятности (также до 75%) рождения потенциально высококлассного спортсмена в семье, где таковыми были оба родителя. В бывшей ГДР, например, такие семьи «по­ощрялись» спортивными федерациями и брались на особый учет. Кроме чисто генетических предпосылок в данном случае оказыва­ет огромное влияние и сама среда, в которой воспитывается ребе­нок с самых первых дней жизни.

Наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие (длина тела - 81%, масса тела - 78%, пропор­ции тела - 90%), формирование двигательных качеств, аэробную (80%) и анаэробную (90%) энергопроизводительность организма, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки (адаптационный резерв). Следовательно, первый шаг тренера при отборе способных детей к занятиям из­бранным видом спорта должен быть связан со знакомством с ро­дителями и другими членами семьи кандидата в секцию. Большую ошибку делают те тренеры, которые этим пренебрегают.

 



2019-11-13 664 Обсуждений (0)
Исходные показатели и темпы их прироста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исходные показатели и темпы их прироста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)