Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональные и физические задатки



2019-11-13 416 Обсуждений (0)
Функциональные и физические задатки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эти качества традиционно являются центральными для трене­ра при спортивном отборе одаренных детей. Во многих случаях можно даже говорить об определенной переоценке значимости данного фактора на практике.

Вопросы тестирования различных сторон функциональной и физической подготовленности занимающихся теми или иными видами спорта самым подробным образом разбираются в вузов­ских курсах по целому ряду профильных для будущего тренера дисциплин.

К сожалению, в ходе проведения спортивного отбора многие тренеры (если не большинство из них) совершают грубые мето­дические ошибки, путая диагностическую ценность изучаемых показателей с их прогностической ценностью.

Так, Б.В. Валик (1974) считает главной ошибкой в изучении функциональных и физических задатков «чисто потребитель­скую, примитивную сущность тестирования способностей юных легкоатлетов». Выражается это в том, что если в будущем нуж­ны спринтеры, то и отбираются сегодня среди малышей лучшие спринтеры в основном по результатам в беге на отрезках и по не­большому числу сходных контрольных упражнений. То же самое происходит и в других видах легкой атлетики - в ходе отбора главным критерием является результат в специфической дея­тельности (бег, прыжки, метания). Такой подход принципиально неправилен. Дело в том, что результаты новичков в основных ви­дах соревновательной деятельности и в большинстве контроль­ных упражнений естественно невысоки, и их может обеспечивать не комплекс двигательных и функциональных возможностей (как это обязательно бывает на уровне мастеров спорта и выше), а преобладающее развитие одного качества (например, силы). В возрастной зоне отбора значительный силовой потенциал (пре­жде всего накапливаемый акселератами) может компенсировать недостаток способностей к координации движений, к расслабле­нию действующей мускулатуры, к совершенствованию быстроты и выносливости. Другими словами, мы можем пытаться измерять одно качество, а информацию получать совершенно о других свойствах организма, не имеющих выраженного прогностическо­го значения, поскольку взрослые спортсмены разной квалифика­ции по этим характеристикам почти не отличаются друг от друга, а отличаются совсем по другим параметрам.

Таким образом, следует очень внимательно относиться к вы­бору действительно индикаторных показателей тех качеств, ко­торые важны для сильнейших представителей избранного вида спорта. В большинстве случаев такие прогностически значимые индикаторы спортивной наукой определены.

Другое необходимое условие - наличие оценочных эталонов. Они, как правило, тоже разработаны, хотя и не всегда еще совпа­дают в публикациях разных авторов.

 

Особенности психики

 

Психические особенности, тип нервной деятельности, склон­ности и особенности характера, мотивация, волевые качества и т.д., к сожалению, не стали до настоящего времени для значи­тельного числа тренеров предметом изучения при отборе юных спортсменов. В какой-то мере - это следствие недостаточной тео­ретической и практической разработанности вопроса. В результа­те многие годы готовятся спортсмены, способные к преодолению лишь «детских» психологических трудностей как на тренировках, так и в соревновательной деятельности.

Вместе с тем возможности спортивно-психологического от­бора существуют, хотя и следует учитывать, что пока основные выводы можно сделать только по прошествии значительного вре­мени (1-2 года) после установления первого контакта тренера с учеником. Если за это время наставник убеждается, что доста­точно быстрый, сильный и ловкий ребенок выделяется среди других слабым характером, то не следует далее питать слишком больших надежд на будущее.

Психологическая оценка обычно проводится по трем основ­ным направлениям: психолого-педагогическому, психическому, психофизиологическому. В первом случае речь идет о фиксиро­ванных наблюдениях, опросниках, тестах самооценки и т.п. Во втором случае - о методах, позволяющих диагностировать уро­вень психических качеств (быстрота и точность реакций, устой­чивость внимания, точность двигательных восприятий и т.п.). В третьем случае - о методах, отражающих психофизиологиче­ские состояния спортсмена в тренировке или соревновании (ре­гистрация тремора или кожно-гальванической реакции до и после нагрузки).

Наряду с этим существует один общий критерий, по которому можно с высокой степенью достоверности установить пригодность к спортивной деятельности с психологической точки зрения - это отношение ребенка к соревнованиям и единоборствам во всем их многообразии. Дети, проявляющие активный и стойкий интерес к соревнованиям, всегда должны привлекать внимание тренера. Иногда, правда, подобный интерес завуалирован застенчивостью, стеснительностью, боязнью показаться смешным. Такую «боязнь соревнований» легко распознать на тренировках. Но если боязнь подлинная и связана с нежеланием максимально «выкладывать­ся» в соревновательной борьбе, то перспективы тускнеют. Ни­когда не вырастет сильный спортсмен из слабохарактерного, без­вольного, плохо «мотивированного», хотя и подающего надежды по другим показателям занимающегося.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте смысловое содержание понятия «спортивный отбор».

2. Чем отличается от концепции «спортивного отбора» концепция «физкультурно-спортивной ориентации»?

3. Что такое «спортивная селекция»?

4. Охарактеризуйте задачи и укажите основные направления различ­ных этапов отбора спортивного резерва. В какие организационные подразделения спортивных школ идет отбор занимающихся на каж­дом из этапов отбора?

5. Какие организационные приемы позволят лучше закрепить набран­ных в группу начальной подготовки детей и снизить тем самым не­контролируемый отсев юных спортсменов?

6. В чем суть общего методологического подхода к решению проблемы отбора и диагностики спортивных способностей?

7. Как соотносится прогностическая значимость исходных показателей подготовленности юных спортсменов и темпов прироста этих по­казателей в первые годы занятий по отношению к ожидаемой резуль­тативности спортсменов в возрастной зоне оптимальных возмож­ностей?

8. Перечислите в иерархической последовательности основные катего­рии факторов, подлежащих учету в исходной проверке способностей юного спортсмена.

9. Расположите в порядке уменьшения надежности наследственный перенос предрасположенности детей (мальчиков и девочек) к заня­тиям спортом в семьях, где есть представители трех поколений.

10.Что больше подвержено наследственному влиянию: аэробная или анаэробная энергопроизводительность организма?

11.Какие антропометрические признаки наиболее важны для отбора к занятиям избранным видом спорта?

12.В чем суть изложенного в тексте главы подхода к оценке координа­ционных качеств юных спортсменов?

13.Каков общий критерий, по которому можно достаточно надежно установить психологическую пригодность ребенка к спортивной деятельности?




2019-11-13 416 Обсуждений (0)
Функциональные и физические задатки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональные и физические задатки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)