Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики



2019-11-13 256 Обсуждений (0)
Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




МГУ им. М.В.Ломоносова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Раздаточный материал

Разработчик:

К. э. н. Фомушкин В.Ю.

(не является авторским текстом, не предназначено для публикации, подготовлено на основе официальных документов, учебной литературы и источников из сети Интернет)

Москва, 2019 г.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГРЭ

 

Сущность государственного регулирования экономики

Сознательное регулирование экономики – одна из основ современной экономической системы. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными органами государственной власти через механизм экономической политики на основе стратегических планов.

Главной целью государственного регулирования экономики является социально-экономическая стабильность, укрепление и совершенствование конкурентоспособности национальной экономики внутри страны и за рубежом.

К основным объектам государственного регулирования относят:

1. Экономические циклы.

2. Занятость.

3. Уровень жизни.

4. Образование и подготовка кадров.

5. Денежное обращение.

6. НИОКР и инвестиции.

7. Платежный баланс.

8. Цены.

9. Государственный сектор экономики.

Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, антиинфляционную политику, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др.

2. Выполнение функций, в решении которых рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Их также называют функциями государства в экономике:

1. Организация денежного обращения.

2. Предоставление государством общественных товаров.

3. Устранение государством последствий внешних эффектов.

4. Перераспределение доходов.

5. Монополизм и инфляция.

6. Развитие фундаментальных научных исследований.

7. Региональная политика.

8. Реализация национальных интересов в мировой экономике.

 

Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики

 

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, которые подразделяют на экономические и административные.

К экономическим методам относят бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование, к административным – антимонопольное регулирование, защита окружающей среды, лицензирование и квотирование, поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения.

 Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции и направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначенных для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих рыночную экономику.

Существуют в государственном регулировании и некоторые специальные методы, помогающие обрабатывать и систематизировать экономическую информацию. К ним относят:

Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, основных направлений программ.

Метод экономических группировок применяется при выделении и исследовании группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких признаков.

Индексный метод используется при сравнении разных показателей социально-экономического развития.

Бюджетный метод применяется с целью получения статистической информации о жизненном уровне различных групп населения.

Балансовый метод позволяет оптимальным образом определять соотношение между отраслями экономики.

Программно – целевой метод представляет собой комплексный подход к решению проблем на основе детально проработанных планов.

Нормативный метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами, при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов.

Основные механизмы государственного регулирования экономики:

· разработка и реализация государственных программ;

· структурные реформы;

· разработка системы экономических, технических, экологических и иных требований к субъектам хозяйствования;

· регулирование конкуренции;

· регулирование деятельности естественных монополий;

· тарифное регулирование;

· государственная финансовая поддержка отдельных субъектов хозяйствования или населения;

· мониторинг и информирование субъектов хозяйствования.

 

 


 

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Планирование в условиях рыночной экономики

Планирование - форма управления, осуществляемого на разных уровнях национальной экономики, определяющая модель намечаемого будущего состояния экономической системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий.

Выделяют три основных подхода к народнохозяйственному планированию:

1. План рассматривается как наиболее рациональный прогноз, выбранный из нескольких вариантов.

2. План воспринимается как инструмент выработки социально-экономической политики.

3. План - общенациональный документ, выработанный на основе компромисса между всеми группами влияния и государственными органами.

Значение народнохозяйственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на развитие социально-экономической системы, координации усилий всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы, достижения экологических целей, равномерное развитие регионов и т.п.

Основные факторы, способствующие усилению значения народнохозяйственного планирования:

- увеличение доли ресурсов страны, которыми так или иначе распоряжается государство;

- интеграция производства, рост уровня организации людей и предприятий в соответствии с социальными и экономическими интересами;

- ускорение развития экономической науки;

- развитие информационной сети страны и всего мира, расширение круга наблюдений и повышение качества информации;

- усиление солидарности между группами и слоями населения.

 

Планы и программы социально-экономического развития в РФ

План включает показатели, характеризующие состояние системы планового периода в целом, устанавливает способы достижение поставленных целей, необходимые для этого ресурсы.

По срокам различают планы перспективные (долгосрочные, сроком более 5 лет, и среднесрочные - от 2-х до 5 лет) и текущие (краткосрочные, на период до 1 года).

По степени вмешательства в экономику выделяют директивные, индикативные и стратегические планы.

Директивные планы, как правило, содержат детально проработанную модель будущего состояния экономики, с четко сформулированными способами достижения поставленных целей и жесткой увязкой по ресурсам.

В индикативных планах содержатся основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Они включают также систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов, занятости, налогов и т.д., ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов.

Стратегические планы, как правило, ориентированы на долгосрочную перспективу и определяют основные направления развития национальной экономики. Посредством стратегического планирования государство обеспечивает условия для роста эффективности и конкурентоспособности экономики, повышения его социальной ориентированности. Стратегические планы позволяют органам государственного управления концентрировать свои усилия на достижении ключевых задач, стоящих перед экономикой в ближайшей перспективе.

В условиях современной российской экономики на всех уровнях (от плана отдельного предприятия до бюджета или программы социально-экономического развития страны) приходится иметь дело с документами, имеющими плановый характер. Порядок составления и структура таких документов может различаться в зависит от их специфики и назначения, но некоторые общие принципы выделить можно.

Типовая структура любого плана обычно включает следующие разделы:

· Анализ текущего положения

· Цели и задачи

· Перечень основных плановых мероприятий

· Необходимые ресурсы

· Ожидаемые результаты

Первые три раздела носят обязательный характер и присутствуют (под разными названиями) в любом плановом документе.

На основе этой типовой структуры строятся практически все документы, носящие плановый характер. Для примера можно привести структуру плана социально-экономического развития, используемую регионами или федеральным центром при составлении соответствующих документов:

· Паспорт программы

· Оценка текущего социально-экономического положения

· Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

· Система программных мероприятий

· Механизм реализации программы

· Ресурсное обеспечение программы

· Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы

· Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

 



2019-11-13 256 Обсуждений (0)
Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)