Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики
МГУ им. М.В.Ломоносова ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Раздаточный материал Разработчик: К. э. н. Фомушкин В.Ю. (не является авторским текстом, не предназначено для публикации, подготовлено на основе официальных документов, учебной литературы и источников из сети Интернет) Москва, 2019 г. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГРЭ
Сущность государственного регулирования экономики Сознательное регулирование экономики – одна из основ современной экономической системы. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными органами государственной власти через механизм экономической политики на основе стратегических планов. Главной целью государственного регулирования экономики является социально-экономическая стабильность, укрепление и совершенствование конкурентоспособности национальной экономики внутри страны и за рубежом. К основным объектам государственного регулирования относят: 1. Экономические циклы. 2. Занятость. 3. Уровень жизни. 4. Образование и подготовка кадров. 5. Денежное обращение. 6. НИОКР и инвестиции. 7. Платежный баланс. 8. Цены. 9. Государственный сектор экономики. Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие: 1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, антиинфляционную политику, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. 2. Выполнение функций, в решении которых рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность. 3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Их также называют функциями государства в экономике: 1. Организация денежного обращения. 2. Предоставление государством общественных товаров. 3. Устранение государством последствий внешних эффектов. 4. Перераспределение доходов. 5. Монополизм и инфляция. 6. Развитие фундаментальных научных исследований. 7. Региональная политика. 8. Реализация национальных интересов в мировой экономике.
Методы и механизмы государственного регулирования рыночной экономики
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, которые подразделяют на экономические и административные. К экономическим методам относят бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование, к административным – антимонопольное регулирование, защита окружающей среды, лицензирование и квотирование, поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения. Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений. Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции и направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначенных для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих рыночную экономику. Существуют в государственном регулировании и некоторые специальные методы, помогающие обрабатывать и систематизировать экономическую информацию. К ним относят: Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, основных направлений программ. Метод экономических группировок применяется при выделении и исследовании группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких признаков. Индексный метод используется при сравнении разных показателей социально-экономического развития. Бюджетный метод применяется с целью получения статистической информации о жизненном уровне различных групп населения. Балансовый метод позволяет оптимальным образом определять соотношение между отраслями экономики. Программно – целевой метод представляет собой комплексный подход к решению проблем на основе детально проработанных планов. Нормативный метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами, при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов. Основные механизмы государственного регулирования экономики: · разработка и реализация государственных программ; · структурные реформы; · разработка системы экономических, технических, экологических и иных требований к субъектам хозяйствования; · регулирование конкуренции; · регулирование деятельности естественных монополий; · тарифное регулирование; · государственная финансовая поддержка отдельных субъектов хозяйствования или населения; · мониторинг и информирование субъектов хозяйствования.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Планирование в условиях рыночной экономики Планирование - форма управления, осуществляемого на разных уровнях национальной экономики, определяющая модель намечаемого будущего состояния экономической системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий. Выделяют три основных подхода к народнохозяйственному планированию: 1. План рассматривается как наиболее рациональный прогноз, выбранный из нескольких вариантов. 2. План воспринимается как инструмент выработки социально-экономической политики. 3. План - общенациональный документ, выработанный на основе компромисса между всеми группами влияния и государственными органами. Значение народнохозяйственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на развитие социально-экономической системы, координации усилий всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы, достижения экологических целей, равномерное развитие регионов и т.п. Основные факторы, способствующие усилению значения народнохозяйственного планирования: - увеличение доли ресурсов страны, которыми так или иначе распоряжается государство; - интеграция производства, рост уровня организации людей и предприятий в соответствии с социальными и экономическими интересами; - ускорение развития экономической науки; - развитие информационной сети страны и всего мира, расширение круга наблюдений и повышение качества информации; - усиление солидарности между группами и слоями населения.
Планы и программы социально-экономического развития в РФ План включает показатели, характеризующие состояние системы планового периода в целом, устанавливает способы достижение поставленных целей, необходимые для этого ресурсы. По срокам различают планы перспективные (долгосрочные, сроком более 5 лет, и среднесрочные - от 2-х до 5 лет) и текущие (краткосрочные, на период до 1 года). По степени вмешательства в экономику выделяют директивные, индикативные и стратегические планы. Директивные планы, как правило, содержат детально проработанную модель будущего состояния экономики, с четко сформулированными способами достижения поставленных целей и жесткой увязкой по ресурсам. В индикативных планах содержатся основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Они включают также систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов, занятости, налогов и т.д., ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов. Стратегические планы, как правило, ориентированы на долгосрочную перспективу и определяют основные направления развития национальной экономики. Посредством стратегического планирования государство обеспечивает условия для роста эффективности и конкурентоспособности экономики, повышения его социальной ориентированности. Стратегические планы позволяют органам государственного управления концентрировать свои усилия на достижении ключевых задач, стоящих перед экономикой в ближайшей перспективе. В условиях современной российской экономики на всех уровнях (от плана отдельного предприятия до бюджета или программы социально-экономического развития страны) приходится иметь дело с документами, имеющими плановый характер. Порядок составления и структура таких документов может различаться в зависит от их специфики и назначения, но некоторые общие принципы выделить можно. Типовая структура любого плана обычно включает следующие разделы: · Анализ текущего положения · Цели и задачи · Перечень основных плановых мероприятий · Необходимые ресурсы · Ожидаемые результаты Первые три раздела носят обязательный характер и присутствуют (под разными названиями) в любом плановом документе. На основе этой типовой структуры строятся практически все документы, носящие плановый характер. Для примера можно привести структуру плана социально-экономического развития, используемую регионами или федеральным центром при составлении соответствующих документов: · Паспорт программы · Оценка текущего социально-экономического положения · Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы · Система программных мероприятий · Механизм реализации программы · Ресурсное обеспечение программы · Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы · Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |