Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания к теме Война английских колоний в Северной Америке за независимость и образование США.



2019-11-13 322 Обсуждений (0)
Методические указания к теме Война английских колоний в Северной Америке за независимость и образование США. 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерный план

 

1. Причины и особенности Войны за независимость.

2. Анализ важнейших документов начального этапа войны за независимость: речь Патрика Генри, памфлет Т. Пейна «Здравый смысл», «Декларация независимости».

3. «Статьи конфедерации» - первая американская конституция. Причины пересмотра «Статей конференции» после окончания войны за независимость.

4. Конституционный конвент 1787 г. и принятие новой конституции, ее классовая сущность и особенности. Борьба за утверждение конституции. «Билль о правах».

Выявляя причины войны за независимость, следует помнить, что хотя она и является первой американской буржуазно-демократической революцией, что позволяет ее рассматривать в одном ряду с Английской буржуазной революцией XVII в. и Французской буржуазной революцией конца XVIII в., однако в первую очередь это национально-освободительная война или, по выражению американского историка Г. Аптекера, «первая победоносная антиколониальная революция». При этом надо учитывать, что традиционные попытки (для революции 17-18 вв.) объяснить причины американской революции противоречиями растущих буржуазных отношений с мешающими и препятствующими им пережитками феодализма никак не подходят, поскольку по разным причинам феодальный строй как система в английских колониях в Северной Америке так и не сложился, и буржуазный уклад ко времени войны за независимость был ведущим.

Поэтому искать причины войны за независимость следует прежде всего в той политике, которую проводила Великобритания, как метрополия, по отношению к своим североамериканским колониям. И здесь недостаточно ограничиться общей, хотя и справедливой формулой, что Великобритания рассматривала колонии как свой аграрно-сырьевой придаток. Необходимо, используя первую группу документов практикума, проанализировать, какую политику проводила Великобритания по отношению к торговле, промышленности колоний, как влияла на аграрные отношения в колониях, каковы были политические причины роста недовольства колонистов и как постепенно складывались идейные предпосылки борьбы колоний за независимость. Чрезвычайно важно понять и объяснить, почему отношения колоний и Великобритании особенно обостряются после Семилетней (1756-1763 гг.) войны, когда в колониях начинает складываться революционная ситуация, жизненные интересы каких слоев американского общества затрагивала политика Англии (буржуазных кругов, плантаторов, фермеров, городских низов), потому что без этого трудно и даже невозможно будет объяснить расстановку социально-классовых сил в войне за независимость; рост недовольства политикой Англии, особенно после 1763 г., однако, далеко не сразу побудил американцев взяться за оружие и бороться за независимость. Нерешительность и колебания в этом вопросе были характерны для большей части американского общества и не исчезли даже тогда, когда фактически начались военные действия. Документы практикума дают возможность выявить как причины роста недовольства, так и причины колебаний и нерешительности. Такие документы, как «Первая декларация прав колонистов и причин их неудовольствия», «Речь Патрика Генри в конвенте колонии Виргиния», «Декларация причин и необходимости взяться за оружие» и особенно памфлет Т. Пейна «Здравый смысл» позволяют уяснить, какая обстановка сложилась в американских колониях к началу войны за независимость, что питало и что тормозило стремление колонистов к независимости, как изменялись и становились более радикальными их убеждения. Опираясь на эти документы (прежде всего на памфлет Т. Пейна и речь П. Генри), следует подготовить к семинарскому занятию таблицу, в левой части которой необходимо указать те страхи и колебания, которые сдерживали стремления многих американцев к отделению от Англии, а в правой – аргументы Т. Пейна, П. Генри, помогавшие преодолеть эти страхи и колебания (тем более, что структура памфлета Т. Пейна и построена на противопоставлении доводов «за» и «против» по вопросу о необходимости для колоний независимости).

Таким образом, становится понятным, что появление «Декларации независимости» не было случайным явлением. Анализируя «Декларацию независимости», необходимо не только установить когда, кем и при каких обстоятельствах она была создана, какова ее структура, но и какие основные принципы были сформулированы в ее социально-философской части (при этом следует вспомнить, что с этими принципами студент уже знакомился при характеристике идейных основ политической программы левеллеров в Английской буржуазной революции, и найти, как эти принципы сформулированы Т. Джефферсоном, есть ли какие-то различия по сравнению с левеллерами и есть ли среди идей автора идеи, которых не было (и не могло быть) у левеллеров).

При этом не следует забывать, что Декларация явилась результатом определенного компромисса и объяснить, какие предложения Джефферсона и почему были изъяты при утверждении Декларации II континентальным конгрессом. Что касается второй части Декларации, в которой перечисляются многочисленные злоупотребления британской короны в колониях, то ее материал может быть успешно использован при выявлении причин войны за независимость.

Для подготовки к первому вопросу студент может, кроме практикума, обратиться к ряду работ, таких, например, как монография А.А. Фурсенко «Американская революция и образование США» (с. 222-258), коллективная монография «Война за независимость и образование США» (гл. 7, с. 137-150); интересный материал содержится также в работе Г.Н. Севастьянова и А.И. Уткина «Томас Джефферсон» (с. 58-73) и в более ранних статьях А.А. Кисловой и В.А. Ушакова.

«Декларация независимости» провозгласила создание нового государства, но выработка конституции США затянулась на многие годы, поскольку наряду с факторами, стимулировавшими создание единого государства существовали и обстоятельства, тормозившие этот процесс. Студенту необходимо уметь объяснить, каковы были эти факторы и почему объединение американских колоний – штатов произошло в форме конфедерации, а также то, какова была структура государства по первой американской конституции «Статьи конфедерации», каково было соотношение прав центральной власти и прав штатов. Вместе с тем надо показать и положительные моменты принятия первой конституции. Текст «Статей конфедерации» и комментарии к ним содержатся в практикуме. В специальной литературе им уделено не так уж много внимания. Наиболее полно этот вопрос освещен в гл. 16 коллективной монографии «Война за независимость и образование США» и статье В.А. Ушакова «Статьи конфедерации и Вечного Союза – первая американская конституция». Более современная и весьма интересная характеристика как ситуации, в которых создавались «Статьи конфедерации», так и самой первой американской конституции можно найти в гл. второй работы В.В. Согрина «Политическая история США» (с. 39-53) и в его статьях.

Формирование основ государственной и политической системы США проходило в острой борьбе различных тенденций. К концу войны за независимость и особенно после ее окончания заметно возрастает стремление к усилению централизации государственной власти. Оно отражало, с одной стороны, объективную необходимость, с другой – обострение социальных противоречий, вызванное как ухудшением положения низов, так и их неудовлетворенностью решением ряда проблем. Студент должен уметь охарактеризовать экономическое и политическое положение США после окончания войны за независимость, уметь объяснить (в частности, на примере восстания Д. Шейса) причины резкого обострения социальной борьбы, обстановку, в которой проходили заседания конституционного конвента , его классовый состав, сформулировать в конечном итоге те причины, которые лежали в основе стремления пересмотреть «Статьи конфедерации» и принять новую конституцию, которая превратит США в сильное централизованное государство.

Однако, хотя это стремление разделяло подавляющее большинство членов конституционного конвента (как и стремление ограничить демократию), конкретный разброс мнений, каким должно быть государство был весьма велик – от предложения группы отставных офицеров Д. Вашингтону с предложением принять корону и стать королем – см. соответствующие документы практикума: письмо Вашингтону полковника Льюиса Никола Вашингтону и его ответ до представленных на конвенте «плана Нью-Джерси» (план Паттерсона), виргинского плана, идей А. Гамильтона. Задача студентов заключается в том, чтобы разобраться в сущности каждого из этих вариантов и суметь сделать вывод, почему только виргинский план был взят за основу будущей конституции, а остальные варианты были отвергнуты. При этом не следует излишне прямолинейно характеризовать стремления «отцов-основателей» «обуздать» народные массы (при несомненном стремлении отстранить народ от непосредственного участия в правлении, даже умеренные лидеры федералистов, особенно Мэдисон считали необходимым в новой конституции наряду с сильной президентской властью сохранить демократическое представительство народа, без чего государство не будет иметь надежное основание).

В практикуме следует обратить внимание на документы о классовой борьбе после войны за независимость, на извлечения из записок Мэдисона о дебатах по вопросу о конституции, требующие внимательного рассмотрения. Вопрос о причинах пересмотра «Статей Конфедерации» и борьбе вокруг принятия новой конституции хорошо раскрыт в «Очерках новой и новейшей истории США» (т.1, с 101-118), в работе «Война за независимость и образование США» (гл. XXIV, XXV), в «Политической истории США» В.В. Согрина (с. 53-71) (особую ценность материалу В.В. Согрина придает то, что в нем отражены и взгляды ведущих американских историков на конституцию 1787 г.), а также в статьях В.В. Согрина, Б.Д. Сыркина, Б.М. Шпотова. В частности в статье Согрина «Война за независимость и образование США» содержится теоретическое обоснование государственного переустройства США, которое давали «отцы-основатели».

Анализ самой конституции США 1787 г. - один из важнейших моментов семинарского занятия и требует не только внимательного прочтения текста конституции и поправок к ней, но и умения графически изобразить схему высших органов власти США по конституции 1787 г. и порядка их формирования. При этом следует помнить, что конституция 1787 г. была первой в мире конституцией, основанной на принципе разделения властей, и в то же время она представляла компромисс между буржуазными кругами Севера и плантаторами Юга, и оба эти обстоятельства должны быть отражены в схеме высших органов власти. С другой стороны не следует забывать, что конституция США 1787 г. в школьном курсе истории изучается в 7 классе, и схема должна быть четкой и понятной, отражающей как порядок формирования высших органов власти, так и взаимоотношения между ними. Пояснения к схеме не должны быть больше того, что должно быть понятным из самой схемы и касаться в основном тех моментов в характеристике конституции, которые не могут быть показаны в схеме, например, сравнения с «Декларацией независимости» и конституциями отдельных штатов, принятых в период войны за независимость, характеристики как ее положительных черт, так и недостатков в целом.

Студенту необходимо также разобраться в причинах и содержании острой борьбы федералистов и антифедералистов вокруг конституции 1787 г. и ее результатах. Разобраться в содержании и значении «Билля о правах» (или 10 поправок к конституции), в том, почему победу в этой борьбе одержали федералисты. Материал к зарактеристике конституции 1787 г. и борьбе вокруг нее (кроме документов практикума) можно найти в гл. XXV работы «Войны за независимость и образование США», на стр. 101-119 «Очерков новой и новейшей истории США» (т.1), в статьях Б.Д. Сыркина и Б.М. Шпотова, в работе Б.А. Ширяева, в которой подробно показано, кто и почему выступал за пересмотр «Статей Конфедерации», дан анализ двух подходов к проблеме создания централизованного государства. Возникает также вопрос, можно ли рассматривать конституцию США 1787 г. как своеобразный термидор и, если да, почему он оказался гораздо мягче термидора во Французской буржуазной революции конца 18 в. Поэтому представляется полезным обращение к статье М.А. Филимоновой «Еще раз о термидоре в Америке» (она будет необходима и на коллоквиуме, посвященном сравнительной характеристике буржуазных революций XVII-XVIII вв.).

К теме «Война за независимость и образование США» студентам могут быть предложены рефераты: «Идейные истоки первой американской революции»; «Статьи Конфедерации — первая американская конституция»; «Сравнительная характеристика политических взглядов А. Гамильтона и Т. Джефферсона»; «Политический портрет Д. Мэдисона» и др.

 

 



2019-11-13 322 Обсуждений (0)
Методические указания к теме Война английских колоний в Северной Америке за независимость и образование США. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания к теме Война английских колоний в Северной Америке за независимость и образование США.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)