Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительная характеристика».



2019-11-13 342 Обсуждений (0)
Сравнительная характеристика». 0.00 из 5.00 0 оценок




План коллоквиума «Революция 1848-1849 гг. в Европе: сравнительная характеристика».

 

1. Особенности экономического и политического развития Франции, Германии, Италии и Австрийской империи к 1848 г.  

2. Причины и задачи революции 1848-1849 гг. и расстановка в них социальных (классовых) сил (буржуазия, крестьянство, рабочий класс, др. социальные группы).

3. Аграрные проблемы в революциях 1848-1849 гг.

4. Демократические преобразования в ходе революций.

5. Общее и особенное в причинах поражений революций.

 

В 1848-1849 гг. волна революций потрясла всю Европу. Однако степень изученности этих революций в нашей исторической литературе гораздо меньше, чем революций XVII-XVIII вв. В определенной мере это связано с мнением Маркса, который в сравнении революций 17-18 вв. и революций 1848-1849 гг. явно отдавал предпочтение первым, называя последние «незначительными трещинами в коре европейского общества». К тому же характеристика революций 1848-1849 гг. труднее вписывалась в формационную теорию, по которой буржуазные революции рассматривались как рубеж в переходе от феодализма к капитализму. Тем не менее, следует иметь в виду, что развитие Европы во 2-й пол. 19 в. во многом было определено содержанием и последствиями революций 1848-1849 гг., хотя все они и потерпели поражение и не решили стоявших перед ними задач.

Как известно, революции 1848-1849 гг. проходили в иных исторических условиях, чем революции 17-18 вв. И прежде всего необходимо понять, что именно изменилось в Европе в сер. 19 в. Конечно, можно согласиться с Марксом, что два экономических события мирового значения – сельскохозяйственные бедствия 1845-1847 гг. и разразившийся в 1847 г. экономический кризис ускорили начало революций 1848-1849 гг., но именно ускорили, но сами по себе не могут объяснить, какие противоречия и почему привели к революциям в весьма различных странах. Поэтому необходимо внимательно проанализировать особенности экономического и политического развития Франции, Германии, Италии и Австрийской империи – то есть стран, в которых произошли революции. Особое внимание при этом следует обратить на уровень и глубину развития капитализма в этих странах, что стимулировало и что, напротив, тормозило его развитие, насколько в странах, в которых в 1848-1849 гг. произошли революции сохранились (не сохранились) и в какой мере пережитки феодализма, а также дать характеристику политического развития Франции, Германии, Италии и Австрийской империи к 1848 г. – без глубокого анализа всех этих факторов невозможно объяснить, почему в этих странах произошли революции, какие задачи перед ними стояли и какова была расстановка социальных сил в революциях. Понимание того, какую роль в этих революциях сыграли буржуазия, крестьянство, формирующийся рабочий класс во многом зависит от сравнения, какую роль эти социальные силы сыграли в первой волне революций (17-18 вв.) и почему эта роль во многом изменилась в революциях 1848-1849 гг. Недостаточно установить, что, например, во Франции крестьянство уже не выступало как движущая сила революции, а в Германии самые массовые со времени Великой крестьянской войны (по мнению многих немецких историков) крестьянские выступления не привели к осязаемым результатам – необходимо объяснить, почему случилось так, а не иначе. Почему революционность буржуазии в революциях 1848-1849 гг. явно была ниже, чем в первой волне революций? Что из себя представляла буржуазия Франции, Германии, Италии и Австрийской империи? Какие политические группировки и течения отражали ее стремления?

Как известно, в революциях первой волны аграрный вопрос играл исключительно важную роль. Следует внимательно проанализировать место аграрной проблемы в революциях 1848-1849 гг., учитывая при этом, что степень остроты этой проблемы была разной не только в странах, в которых произошли революции в 1848 г., но порою даже в разных регионах этих стран; объяснить, как был решен аграрный вопрос в ходе революций 1848-1849 гг. и насколько это сказалось на результатах революций.

Весьма важным представляется рассмотрение демократических преобразований, осуществленных в ходе революций. При этом следует проследить, какие изменения произошли в политическом строе данных стран (в том числе и тех изменений, которые были закреплены в принятых конституционных документах или предполагалось осуществить в соответствии с ними), какие демократические права и свободы были провозглашены, сравнить степень глубины демократических преобразований в разных странах и объяснить, почему демократические завоевания революций оказались непрочными и в большинстве своем не сохранились после завершения революций.

Итогом коллоквиума является анализ общего и особенного в причинах поражения революций 1848-1849 гг. При этом, с одной стороны, полезно обратиться к работе К. Маркса «18 брюмера Луи-Бонапарта», поскольку высказанные им идеи о причинах падения Второй республики во Франции помогают понять причины поражения не только революции 1848 г. во Франции; с другой стороны, необходимо понять, насколько верными являются суждения Маркса о развитии революций 1848-1849 гг. по «нисходящей линии» или о наличии в революции в Австрийской империи «революционных» и «нереволюционных» народов. Важно увидеть соотношение внутренних и внешних факторов при объяснении причин поражения революций, понять смысл высказывания Ф. Энгельса, что «могильщики революций 1848-1849 гг. выступили их душеприказчиками».

Успех работы коллоквиума во многом зависит от того, насколько будет проработан фактический материал в соответствии с вопросами коллоквиума. Такой материал можно найти в двухтомнике «Революции 1848-1849 гг. в Европе» и в ряде коллективных работ, таких, как «История Италии», «Германская история в новое и новейшее время» и т.д. Необходимо к коллоквиуму заполнить содержание сравнительной таблицы «Революции 1848-1849 гг.». При этом следует обратить внимание, что и в учебной литературе, в лекциях содержится необходимый материал. Полезно также вспомнить таблицу, которую готовили к семинарским занятиям по теме «Революция 1848 г. во Франции» и в которой эта революция сравнивалась с Великой французской буржуазной революцией, потому что вопросы этой таблицы помогают лучше понять, чем отличались условия, задачи, расстановка классовых сил в двух волнах революций.

 

Вопросы плана Франция Германия Италия Австрийская империя
           

 

 

Библиография:

 



2019-11-13 342 Обсуждений (0)
Сравнительная характеристика». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительная характеристика».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)