Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проблемы США в период между войной за независимость и гражданской войной.



2019-11-13 442 Обсуждений (0)
Основные проблемы США в период между войной за независимость и гражданской войной. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  1. Основные тенденции социально-политического развития США в первой половине XIX в. Складывание второй двухпартийной системы. «Джексоновская демократия».
  2. Основные тенденции социально-экономического развития: США в период до гражданской войны.

а) промышленная революция;

б) плантационное рабство;

в) «американский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве.

  1. Обострение противоречий между Севером и Югом к сер. XIX в.

а) Предпосылки гражданской войны. Споры в историографии о причинах войны;

б) крах второй двухпартийной системы и образование Республиканской партии;

в) складывание революционной ситуации в США к 1860 г. и ее особенности.

 

Коллоквиум «Основные проблемы истории США в период между войной за независимость и гражданской войной» посвящен рассмотрению важнейших проблем внутреннего развития США. По мнению видного российского историка В.В. Согрина период 1820-1860-х гг., может быть в целом определен, как эпоха второй (после войны за независимость) либерально-демократической трансформации США, в которой выделяются два этапа: 1820-1840 -е гг. - этап, известный под именем джексоновской демократии и 1850-1860-е гг. - как этап конфликта и Гражданской войны Севера и Юга.

 

С учетом того, что практически все проблемы истории США этого периода являются дискуссионными, коллоквиум проводится с участием 5 рабочих групп, каждая из которых представляет доклад по обсуждаемой проблеме и его результаты в виде плана-тезисов для других групп. В группах каждый участник должен участвовать не только в подготовке доклада своей группы, но и быть готовым к обсуждению проблем других групп. Как известно, первая американская революция привела к образованию нового самостоятельного государства — США — и создала предпосылки для быстрого развития и победы капиталистических отношений. В то же время образование США стало возможным как результат компромисса между буржуазией Севера и плантаторами Юга, закрепленный в Конституции 1787 г. Однако следует заметить, что на первом этапе этой эпохи конфликт между Севером и Югом, проблема рабства, тем более, не составляли содержание и сущность данного этапа.

Представляется необходимым подчеркнуть это обстоятельство, чтобы не возникло упрощенное и даже неверное понимание центрального события XIX в. Гражданской войны.

Основные социально-политические тенденции развития США глубоко проанализированы В.В. Согриным в третьей главе его работы «Политическая история США» (с. 100-159). Дополнительный материал содержится в монографии Н.Х. Романовой «Реформы Э. Джексона» (особенно во второй и третьей главах), в разделе 5 гл. 8 «Истории США» в 4-х томах (т.1, с. 313-323), в гл. VII монографии Н.Н. Болковитинова «США: проблемы истории и современная историография» (с. 253-281). Для всех участников коллоквиума необходимо ознакомиться с весьма интересной, хотя и не бесспорной статей В.В. Согрина «Важные аспекты изучения истории США XIX в.» (Новая и новейшая история. 2006, №5).

Рабочей группе, готовящей доклад по этой проблеме, следует рассмотреть справедливость тезиса В.В. Согрина, что основным содержанием первого этапа были конфликты внутри белого населения по вопросам о способах и формах распределения власти (экономической и политической) между разными социальными слоями; разобраться в сущности второй двухпартийной системы и, особенно, «джексоновской демократии» и тем самым определить основные тенденции социально-политического развития США в первой половине XIX в.

При рассмотрении второго вопроса коллоквиума следует прежде всего обратить внимание на роль и особенности промышленной революции в США. Следует учесть, что нет единства мнения о хронологических рамках промышленной революции в США. Поскольку с самим понятием и содержанием промышленной революции в Европе, в первую очередь в Англии, студенты знакомы, целесообразно сравнить как техническую, так и социальную стороны этих революций; выяснить, какие факторы способствовали успешному промышленному развитию США, установить, можно ли говорить о связи между промышленной революцией и предпосылками гражданской войны, и если да, в чем она заключается? Конституция США 1787 г. сохраняла рабство, но многие политические деятели этого времени считали, что рабство – отмирающий институт и скоро исчезнет и потому не считали необходимым уделять ему много внимания. Однако, бурное развитие капитализма в 1 пол. XIX в., как ни парадоксально, привело не к исчезновению рабства, а, напротив, к его расцвету. Почему это произошло? Что из себя вообще представляло плантационное рабство, отличалось ли оно от рабства, существовавшего в античную эпоху; каким образом при использовании достаточно примитивных орудий труда плантационное рабство сохраняло свою рентабельность. С другой стороны, проблема рабства требует ответа на вопросы: каково было положение рабов и как воспринимало рабство американское общество. Ответы на эти вопросы как в XIX в., так и в истории весьма неоднозначны. Пытались ли Север и Юг как-то регулировать эту проблему? Надо иметь в виду, что долгое время практически не было различий между партиями вигов и демократов по негритянскому вопросу и существовало своеобразное правило «кляпа» - т.е. запрет на обсуждение на обсуждение в Конгрессе проблемы рабства. Но игнорировать эту проблему было невозможно. И хотя среди историков существует весьма разная оценка реакции американского общества на рабство, в частности оценка аболиционистского движения, но практически все признают связь проблемы рабства с проблемой его распространения или нераспространения на новые территории, особенно на так называемые «свободные» территории Запада – потребность в регулировании этой проблемы возникла достаточно рано. Другое дело – насколько успешными оказались попытки такого регулирования, почему, например, Миссурийский компромисс 1820 г. бывший президент США Д. Адамс охарактеризовал как «титульную страницу огромного трагического тома».

Первая Американская революция заложила основу для решения аграрной проблемы по так называемому американскому пути, но бороться за то, чтобы эта проблема была решена, американским фермерам и тем, кто стремился ими стать, пришлось многие годы. Как решалась эта проблема в период между двумя революциями и, в частности, в эпоху «джексоновской демократии», какие трудности возникали при этом и каковы были взгляды Севера и Юга на эту проблему? Это тем более важно уяснить, что если долгие годы в советской историографии преобладала точка зрения, что решающей причиной столкновения Севера и Юга было наличие рабства, то со временем большее распространение получило мнение, что более важную роль играл конфликт, связанный с тем, по какому пути пойдет освоение западных земель.

Таким образом, рассмотрение проблем промышленной революции, плантационного рабства и проблемы освоения западных земель должно подвести к уяснению предпосылок гражданской войны в США.

Наиболее ценный материал для анализа указанных выше проблем содержится в III-V гл. монографии Н.Н. Болховитинова «США: проблемы истории и своевременная историография» (с. 115-218); гл. 6 первого тома «Истории США в 4-х томах» содержит по существу тот же фактический материал, но здесь в меньшей мере отражены историографические аспекты. Весьма интересным представляется сравнение взглядов Болховитинова со взглядами А.И. Блинова в статье «О сроках и особенностях завершения промышленной революции в США» (Американский ежегодник 1971 г.). Даже, если не удастся ознакомиться с книгой Б.М. Шкотова «Промышленный переворот в США», что весьма желательно, о его взглядах на периодизацию промышленной революции говорится в статье В.В. Согрина «Важные аспекты изучения истории США в XIX в.».

Определенный ценный материал можно найти и в более ранних работах А.В. Ефимова и в «Очерках новой и новейшей истории США» (т. 1).

Рассматривая резкое обострение противоречий между Севером и Югом в 50-е гг. XIX в., надо найти не только фактический материал, свидетельствующий об этом, но и прежде всего попытаться осмыслить почему это произошло. Почему к этому времени исчерпывает себя вторая двухпартийная система, какую позицию занимали в связи с нарастанием конфликта различные социальные группы. Обратите внимание на статью Т.В. Алентьевой «Общественное мнение в канун гражданской войны в США» (Новая и новейшая история. 2005. №4), в которой сделана попытка рассмотреть гражданскую войну не в традиционном ключе конфликта промышленного Севера и плантационно-рабовладельческого Юга, а как цивилизационный конфликт. Т.В. Алентьева приводит также любопытное высказываение современного американского историка Коннета Стемпа, что «в объяснении причин войны современные историки находятся еще дальше друг от друга, чем ее участники». Между тем, именно определение причин гражданской войны, характеристика обстоятельств, которые ускорили ее развязывание и определили победу на президентских выборах А. Линкольна и характеристика особенностей революционной ситуации, сложившейся к началу гражданской войны должны подвести итоги коллоквиума (современный взгляд на эти проблемы – см. с. 138-149 «Политической истории США» В.В. Согрина).   

 

 

Методические указания к коллоквиуму «Революция 1848-1849 гг. в Европе:



2019-11-13 442 Обсуждений (0)
Основные проблемы США в период между войной за независимость и гражданской войной. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проблемы США в период между войной за независимость и гражданской войной.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)