Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания к теме «Чартистское движение»



2019-11-13 678 Обсуждений (0)
Методические указания к теме «Чартистское движение» 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерный план.

1. Предпосылки и условия возникновения чартизма. Периодизация чартистского движения.

2. Социальный состав чартистских организаций и борьба течений в чартизме по вопросу о путях и методах борьбы. Хартия и первая петиция, ее особенности.

3. Образование Национальной чартистской ассоциации, ее структура и сущность. Вторая петиция и ее отличия от первой. Всеобщая стачка 1842г.

4. Особенности чартистского движения в 1843-1848 гг. Земельный план О’Коннора.

5. Чартизм в 1848 г., попытки возрождения чартизма в начале 50-х гг., программа чартистского конвента 1851 г.

6. Причины поражения и историческое значение чартизма.

 

Приступая к изучению темы следует иметь в виду, что чартизм выступает и как этап, и, в определенной степени, как итог развития английского рабочего движения на протяжении многих лет промышленной революции в Англии. Подавляющее большинство историков связывают возникновение чартизма с последствиями и влиянием промышленной революции, и документы практикума позволяют проследить, в чем они заключались. Однако вряд ли будет правильным сводить предпосылки чартизма только к тяжелым условиям жизни рабочего класса в этот период. Как справедливо отмечал советский историк А.Б. Резников, «мысль о том, будто голод, материальные лишения, нечеловеческие условия существования сами по себе в состоянии пробудить в массах революционные настроения, представляется…примитивной и ошибочной». Нельзя, выясняя предпосылки чартизма, не обратить внимание на роль итогов борьбы за парламентскую реформу 1832 г. и закон о бедных 1834 г. (см. соответствующие документы практикума, которые позволяют охарактеризовать настроения рабочих Англии). Еще более важно помнить, что рабочий класс Англии ко времени возникновения чартизма накопил огромный опыт как экономической, так и политической борьбы в самых различных формах, и многие требования, с которыми выступили чартисты, не были новыми для рабочих Англии. Необходимо также вспомнить, какое идейное воздействие испытывал в это время английский рабочий класс. В течение многих лет английские рабочие вместе с промышленной буржуазией боролись против засилья земельной аристократии, и не случайно многие из них восприняли парламентскую реформу 1832 г. и тем более закон о бедных 1834 г. как предательство со стороны промышленной буржуазии и крах своих надежд на то, что они могут добиться чего-либо существенного в союзе с ней.

Целесообразно сформулировать в виде плана - тезисов (развернутого плана), каковы были основные предпосылки чартизма.

Необходимый теоретический и иллюстративный материал можно найти в работах Н.А. Ерофеева «Промышленная революция в Англии», «Чартистское движение» (с. 3-32), Б.А. Рожкова «Чартистское движение» (с. 7-23) и т.д.

При характеристике первых чартистских организаций следует обратить внимание на их социальный состав и методы борьбы, которые они отстаивали, на то, кто являлся лидерами этих организаций, разобраться в сущности понятий «хартия» и «петиция». При этом надо понимать, что тактика чартистов (вне зависимости от того, что сами они выделяли в движении течения «физической» и «моральной» силы) была в прямой зависимости от уровня их социально-политической взглядов, от приверженности столь глубоким в Англии парламентским традициям, от того, какова была степень их классовой самостоятельности на разных этапах чартистского движения.

Необходимо найти объяснения тому, почему при составлении первой петиции (шире – на первом этапе) чартисты выступали в союзе с буржуазными радикалами, т.е. представителями промышленной буржуазии? В чем была заинтересованность каждой из сторон в таком союзе? Следует также внимательно разобраться в сущности споров на чартистском конвенте 1839 г., что поможет лучше понять, в чем и насколько расходились чартисты по вопросу о тактике борьбы. Серьезный и основательный материал о связи тактики чартистов с их социально-политическими взглядами содержится в монографии А.Б. Резникова «Первая классовая битва пролетариата. Англия 1842 г.» (хотя следует учесть, что в советской историографии классовая самостоятельность чартистов как пролетарского движения преувеличивалась).

Важнейшим элементов первого семинара по теме является сравнение первой и второй петиций чартистов (1839 и 1842 гг.). Для успешного проведения такого сравнения следует учитывать, что, если в 1839 г. чартисты выступали вместе с буржуазными радикалами (и это отразилось в первой петиции), то в 1842 г. отделились от них и составляли петицию самостоятельно. Кроме того, проанализировав причины неудачи первой петиции, чартисты в 1840 г. создали Национальную чартистскую ассоциацию. В документах практикума содержится определенный материал, позволяющий понять ее структуру. Специально проблеме предпосылок и характере Национальной Чартистской ассоциации посвящена статья А. Д. Колпакова в сборнике «Чартизм» (с. 168-222), разделы работы Б.А. Рожкова «Чартистское движение» (с. 45-71). Кроме того, в известной дискуссии о чартизме на страницах журнала «Новая и новейшая история» много внимания было уделено спорам являлась ли НЧА пролетарской партией. Используя документ «План организации чартистов Великобритании» и имеющиеся работы о чартизме (все они уделяют определенное внимание Национальной чартистской ассоциации) следует составить схему структуры НЧА, уметь объяснить ее социально-политические цели и методы действий (например, стремились ли чартисты к завоеванию политической власти).

Стал ли чартизм пролетарским по своему характеру в 1842 г.? Обратите внимание на материал в книге А.Б. Резникова (с. 90-126) или его же статью в сборнике «Чартизм» (с. 223 - 282). События 1842 г. (не только характеристика второй петиции, но и всеобщая стачка) требуют особого внимания, так как ряд исследователей чартизма считают, что именно 1842г. был кульминацией чартизма да и содержание второй петиции вызывает гораздо больше споров, чем первой.

Рассматривая особенности чартизма в 1843 – 1848 гг. студент должен прежде всего объяснить причины его спада после 1842 г., а также охарактеризовать новые моменты (как положительные, так и отрицательные) в развитии чартизма в этот период. Следует внимательно проанализировать Земельный план О' Коннора, понять, каков был предполагаемый механизм его реализации, почему большинство историков оценивали его как утопический (а советские даже как реакционный — кроме Б.А. Рожкова).

При анализе 3-го этапа чартистского движения важно понять, почему в 1848 г. произошел новый подъем чартизма, содержал ли он какие-то принципиально новые черты или был «повторением пройденного».

Рассмотрение последних вопросов плана предполагает, с одной стороны, анализ программы чартистов 1851 г., с другой — поиск ответа на вопрос, почему чартизм перестал быть массовым движением, каковы были причины его поражения и можно ли рассматривать итоги чартистского движения только как поражение.

Помощь в анализе программы 1851 г. окажет вступительная статья Б.А. Рожкова к работе Э. Джонса «Статьи о чартистской программе».

Студентам могут быть предложены следующие рефераты по теме «Чартистское движение»: «Чартисты и промышленная буржуазия», «Политический портрет О'Коннора», «Национальная ассоциация чартистов Великобритании», «Дискуссия о проблемах чартизма на страницах журнала «Новая и новейшая история» и т. д.

 

 



2019-11-13 678 Обсуждений (0)
Методические указания к теме «Чартистское движение» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания к теме «Чартистское движение»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)