Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система земельного права; земельные правоотношения



2019-11-20 240 Обсуждений (0)
Система земельного права; земельные правоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие земельного права, предмет и метод земельного права.

Земельное право-самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих земельные общественные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, а также защиты зем. Прав и предусмотренных законом земельных интересов граждан и юр.лиц.

Предметом выступают следующие виды земельных отношений:

1)отношения собственности, вещные и иные права на землю. Именно они образуют государственно-правовую основу земельного строя РФ, сущность которого представлена провозглашенным Конституцией многообразием форм собственности (частной, гос., муниципальной и др. форм собственности), а также равной защитой всех форм и видов собственности.

Содержание права собственности определяется правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению зем. Участком.

2)Экономические зем.отношения-носят многоплановый характер и могут складываться в сфере взимания зем.налога, арендной платы, расчета нормативной цены земли, рыночной и кадастровой стоимости зем. Участка.

3)отношения, связанные с управлением земельными ресурсами – данными отношениями определяется система, структура и правомочия федеральных органов исполнительной власти как общей, так и специальной компетенции.

4)отношения, связанные с заключением договоров, предметом которых выступают земельные участки – данные отношения представляют собой комплексный правовой институт как земельного, так и гражданского права. При этом основные формы, виды, существенные условия определяются ГП, а содержательная часть(цена, сроки, права и обязанности сторон, ответственность) определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства.

5)отношения в сфере использования земель в процессе правового регулирования –земельным законодательством устанавливаются общие принципы землепользования, обязательные требования к использованию зем. Участков, а при необходимости – запреты и ограничения в целях их рационального и эффективного использования, а также соблюдение гос. И муниципальных интересов.

6)отношения по защите законных зем. Прав и интересов граждан и юр.лиц. – вытекают из Конституции и последующего развития земельного законодательства. ЗК РФ закрепляет судебный порядок признания земельных прав и интересов граждан, порядок восстановления нарушенных прав, порядок возмещения причиненных убытков и потерь, устанавливает основные гарантии защиты земельных прав как для граждан, так и для юр. Лиц.

7)организационно-правовые отношения в сфере охраны земель- связаны с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных зем. Участков, работ по рекультивации земель, по гидротехнической, культурно-технической и иной мелиорации, переувлажнении и заболачивании зем. Участков.

8)охранительные зем. Отношения – носят комплексный характер, т.к. связаны с применением мер юр. Ответственности, предусмотренной нормами не только земельного, но и др.норм права.

Метод – под методом отрасли права понимаются способы воздействия такой отрасли на регулируемые ей общественные отношения. Метод характеризуется:

1)специфическим способом взаимосвязи прав и обязанностей субъектов регулируемых отношений.

2)особыми способами возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношений.

3)специфическими мерами гос.принуждения, способами и процедурами их применения.

Под методом ЗП понимаются закрепленные в ЗП приёмы и способы воздействия на регулируемые земельные отношения и на поведение участников зем. Отношений. Своеобразие метода ЗП определяется спецификой предмета правового регулирования, поскольку предметом ЗП являются неоднородные отношения, метод правового регулирования зависит от конкретного вида отношений.

Преобладающим является диспозитивный метод, который характеризуется повышением роли внутрихозяйственного контроля за использованием и охраной земли, переход к договорным отношениям, состязательным процессуальным порядком рассмотрения споров.

При этом сохраняют значение запреты и предписания,в т.ч. принцип приоритета публичных начал в регулировании зем. Отношений, принцип сочетания интересов общества и граждан, в соответствии с которым регулирование использования и охраны земли осуществляется в интересах всего общества.

 


Система земельного права; земельные правоотношения

Система ЗП- состоит из общей, особенной и специальной частей.

Общая –правовые институты, применяемые при регулировании всех отношений, связанных с землей. Такими институтами являются:

-институт общих положений ЗП, в который входят нормы, определяющие принципы ЗП, состав земель, полномочия РФ, субъектов РФ, ОМСУ в области использования и охраны земли.

- институт права собственности на землю

- институт возникновения прав на землю

- институт прекращения прав на землю и т.д.

Все земли в РФ в зависимости от цели их использования подразделяются на категории, правовые институты различных категорий земель составляют особенную часть ЗП:

- институт земель с/х назначения

- институт земель населенных пунктов

-институт земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, ТV, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности, иного спец. Назначения.

- институт земель особо охраняемых территорий и объектов

- институт земель лесного и водного фонда

-институт земель запаса

Специальная часть ЗП посвящена особенностям правового регулирования зем. Отношений в заруб. Странах.

Земельные правоотношения- урегулированные нормами ЗП общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных пра и обязанностей.

Элементы правоотношений:

1)Субъект

2)Объект

3)Содержание (субъективные права и юр. обязанности)

Субъектами могут быть общество, государство, МО, граждане и юр.лица, иностранные граждане и лица без гражданства.

ППО участвуют в управленческих отношениях, связанных с землей в целях защиты и охраны права общества на землю, также в имущественных отношениях, связанных с землей – как собственники земель, находящихся в гос. Или муниципальной собственности. ППО вступают в отношения, связанные с землей в лице органов гос. Власти и МСУ.

Граждане и юр. Лица могут вступать в публичные зем. Отношения в рамках осуществления общих прав землепользования, в частные зем. Отношения –с целью использования земли для осуществления хоз. Деятельности, в управленческие отношения – с целью получения информации о состоянии и использовании земель, участия в решении вопросов, связанных с реализацией их прав на землю, постановке участка на гос. Кадастровый учет, в имущественные отношения –с целью приобретения или отчуждения зем. Участков, а также прав на них. Для того, чтобы быть субъектом данных отношений, граждане и юр. Лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Объектами является земля, как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков, земельные доли.

Земля как природный объект является частью окружающей природной среды, одной из основных составляющих среды обитания человека. В данном качестве земля используется для прохода, проезда людей, для размещения объектов, необходимых для жизнедеятельности человека, является объектом публичных земельных отношений.

Земля как природный ресурс – средство производства, а также пространственная основа осуществления любой иной хоз. Деятельности.

Зем . Участок как объект зем. Отношений – часть поверхности земли, границы которой определены в установленном порядке. Может быть делимым и неделимым. Делимый –который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный зем. Участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Часть зем. Участка находится в границах зем. Участка и не имеет определенных в установленном порядке границ. Части зем. Участков являются объектами имущественных отношений в исключит.случаях, т.к., по общему правилу, объектами таких отношений могут быть только зем. Участки. Исключение –отношения, связанные с обременением части зем. Участка –серветутом.

Зем.доли являются одним из объектов. Институт зем. Долей сформировался в период реорганизации с/х организаций, приватизации с/х угодий. Коллективам работников с/х организаций передавались в общую собственность зем. Участки, обрабатываемые этими предприятиями. Такие участки были условно разделены на зем. Доли, но в натуре выделены не были. ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» определяет зем. Долю как долю в праве общей собственности на зем. Участки из земель с/х назначения, полученную при приватизации с/х угодий. В настоящее время зем. Доля может быть объектом имущественных отношений, связанных с выделом её в натуре куплей-продажей, передачей в доверительное управление.

Содержание – составляют соответствующие права и обязанности субъектов конкретных видов правоотношений.

К общим правам и обязанностям всех собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов можно отнести право самостоятельно хозяйствовать на земле, право на проведение осушительных, оросительных и иных мелиоративных работ, обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, обязанность не наносить ущерба окружающей среде и др. Помимо общих прав и обязанностей отдельный собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор имеют специальные права и обязанности, кот. Определяются на основании индивидуального административного акта.

Также с земельными правоотношениями связан вопрос, касающийся, оснований их возникновения, осуществления и прекращения. Этим процессам предшествуют юр. Факты, события или действия (бездействия), с которыми связывают определенные юр. Последствия.

Действия – обстоятельства, возникающие по воле людей, а события – обстоятельства, не зависящие от воли людей. Действия делятся на юр. Акты и юр. Поступки. Поступки делятся на правомерные и неправомерные, а события – на абсолютные и относительные.

 


3.Принципы ЗП – основополагающие начала регулирования зем. Отношений.

Значение:

1)составляют основу формирования норм ЗП и обеспечивают системность и последовательность правового регулирования в данной области.

2)в случае коллизии норм права позволяют выбрать норму, подлежащую применению

3)применяются в случае пробела в зем. Законодательстве.

Принципы закреплены в ЗК и могут быть классифицированы:

1)принципы охраны и использования земли(принцип учета значения земли как основы жизнедеятельности человека, принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель и особо охраняемых территорий)

2)принципы, связанные с правами и обязанностями граждан на землю(принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, принцип участия граждан, общественных и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан)

3)принципы гос. Управления землей (принцип платности использования земли, принцип деления земель по целевому значению на категории, принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель)

4)принципы, связанные с землей как объектом недвижимости(принцип единства судьбы зем. Участков и прочно связанных с ними объектов, принцип разграничения частной собственности на землю).

 

 

4.Источники ЗП – НПА органов гос. Власти, ОМСУ, содержащие нормы ЗП, регулирующие отношения в сфере использования, охраны, управления землей, имущественные отношения, связанные с реализацией права собственности и иных вещных прав.

ЗК РФ в качестве источника ЗП называет Конституцию РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры, ФЗ, Указы Президента РФ, НПА иных федеральных органов исполнительной власти, законы и НПА субъектов РФ, муниципальные правовые акты.

Конституция, как источник ЗП – устанавливает значение земли, формы собственности на землю, определяет вопросы совместного ведения РФ и субъектов в области регулирования отношений, связанных с землей, закрепляет права граждан на землю, а также иные положения, имеющие значение для земельного права. Так, непосредственно на регулирование зем. Отношений направлены статьи Конституции:

-ст.9 «О земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности»

-ст.36 – о праве част.собственности на землю и регулированию условий и порядка пользования ею.

-ст.42 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду

-ст.58 – об обязанности каждого сохранять природу и бережно относиться к её богатству.

-Ст. 72- об отнесении к совместному ведению Федерации и её субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и об охране окружающей среды.

-Ст.8 – о гарантии экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности

-ст.19 – о равенстве всех перед законом и судом

- ст.57- об обязанности каждого платить законно установленные сборы и налоги.

Общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры- согласно ч.4 ст.15Конституции РФ в случае противоречия между нормой российского законодательства и нормой международного договора применяются правила международного договора.

Общепризнанные правила международного права -это основополагающие императивные нормы, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонения от которых недопустимо. (принцип запрета военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду).

Общепризнанные нормы –правила поведения, принимаемые и признаваемые в качестве юридически обязательных – это нормы о защите окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений, об экологически обоснованном рациональном использовании природных ресурсов.

Международный договор –соглашение, заключенное РФ с иностранным государством или государствами, либо с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. (Конвенция о защите прав человека и основных свобод)

ФЗ – основополагающим в области регулирования зем. Отношений является ЗК, который определяет принципы земельного законодательства, источники, дает понятия зем.отношения, регулирует отношения, связанные с осуществлением имущественных прав, их возникновение, ограничение, прекращение, закрепляет механизмы защиты прав на землю, порядок рассмотрения зем. Споров. Устанавливает основные положения по охране земли, в области мониторинга земли, землеустройство гос. Земельного кадастра, закрепляет правовой режим земель отдельных категорий.

Земельное законодательство включает в себя ряд ФЗ, развивающих и дополняющих наиболее общие исходные принципиальные положения ЗК.(ФЗ об обороте земель с/х назначения, ФЗ о переводе земель и зем. Участков из одной категории в другую, Лесной Кодекс,Водный Кодекс, Градостроительный кодекс, ФЗ об охране окружающей среды).

Указы Президента РФ – право Президента РФ на регулирование зем. Отношений закреплено в п.1ст.2 ЗК и может осуществляться путем издания нормативных указов. В случае противоречия ЗК, иного ФЗ и указа Президента, принятого после введения ЗК, действуют нормы ФЗ. Действующие указы Президента, изданные до введения в действие ЗК и регулирующие зем. Отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

Акты Правительства РФ- Правительство осуществляет регулирование зем.отношений путем издания постановлений, принимаемых на основании его исполнения Конституции, ФКЗ, ФЗ, Указов Президента. Земельным кодексом закреплены полномочия Правительства по регулированию отношений, связанных с охраной земли, распоряжению зем. Участками, находящимися в гос. Собственности, отношения, связанные с использованием земель промышленности и иного специального назначения. В случае противоречия норм Постановления Правительства нормам ЗК и иных ФЗ, действуют нормы ФЗ. Действующие Постановления Правительства, изданные до введения в действие ЗК, регулируют зем.отношения в части, не противоречащей ЗК РФ.

Акты иных федеральных органов исполнительной власти – иные фед. Органы исполнительной власти также могут наделяться полномочиями по регулированию зем. Отношений, которые могут осуществляться на основе её исполнения, ФЗ, Указов и распоряжений президента, постановлений правительства, а также по их собственной инициативе в пределах их компетенции.

Законы субъектов РФ – субъекты РФ осуществляют регулирование зем. Отношений, отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ на основе законодательства. В соответствии с ЗК субъекты наделены правом издания правовых актов для реализации своих полномочий. В случае противоречия закона субъекта, принятого по вопросам совместного ведения федеральному закону, действует ФЗ.

Муниципальные ПА

В соответствии с ЗК к полномочиям ОМСУ в области зем. Отношений относятся резервирование земель, изъятие для муниципальных нужд, установление правил землепользования и застройки территорий, разработка и реализация местных программ, использование и охрана земли, осуществление управления и распоряжение зем. Участком, установление публичных серветутов, установление предельных размеров зем. Участков, предоставляемых гражданам, установление процедур и критериев предоставления зем. Участков и.д.

Для исполнения этих полномочий принимаются муниципальные НПА.

Технические нормы и правила – определенную роль в регулировании зем. Отношений играют ГОСТы, строительные, санитарные, природоохранные нормы и правила, которые закрепляют обязательные технические требования в целях обеспечения рационального использования земель, недопущения причинения вреда человеку, окружающей среде.

Судебная практика –по общему правилу не является источником права. Тем не менее она играет роль при применении и и правильном толковании норм права.

 




2019-11-20 240 Обсуждений (0)
Система земельного права; земельные правоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система земельного права; земельные правоотношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)