Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальный характер правоохранительной деятельности



2019-11-20 1309 Обсуждений (0)
Социальный характер правоохранительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современное социологическое понимание правоохранительной деятельности опирается на ряд исходных принципов, которые могут быть кратко сформулированы следующим образом:

Первый принцип: права граждан не менее значимы, чем интересы (права) государства. Защита (охрана) прав и свобод человека и гражданина является ключевым звеном правоохранительной деятельности.

Современная либеральная демократия исходит из того, что права человека (гражданина, личности) являются приоритетными по отношению к правам государства. Государство представляет собой инструмент для обеспечения прав человека (граждан) и само должно находится под контролем общества (населения, гражданского общества). Эти положения закреплены и во второй статье Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

На практике мы вряд ли найдем «демократию», в которой бы этот принцип соблюдался неукоснительно. Из социологии мы знаем, что общество представляет собой сложную, иерархически выстроенную систему, состоящую из большого числа уровней. Каждый уровень этой системы выполняет свои, важные с точки зрения общества в целом, социальные функции, которые обычно закрепляются в виде определенного набора прав и обязанностей. Такие права и обязанности есть у отдельных граждан (права и свободы человека и гражданина), у создаваемых ими организаций и у социальных институтов, включая государство.

Раньше, в традиционном доиндустриальном обществе, права (интересы) государства и соответственно их охрана превалировали, а поведение отдельных индивидов было жестко регламентировано многочисленными сословными кодексами. По мере становления буржуазного индустриального общества, которое не может существовать без достаточно высокой степени автономности индивидов, акцент (приоритет) стал все больше смещаться в пользу (в сторону) интересов (прав) отдельных граждан. Это не означает, конечно, что интересы государства и их охрана каким-то образом теряют свою значимость и уступают место охране прав и свобод отдельных граждан. Это означает скорее, что права граждан все больше уравновешивают права государства, а правоохранительная деятельность приобретает новое дополнительное измерение.

Важно помнить, однако, что государственные интересы носят двойственный характер. С одной стороны, в них заложены общесистемные общественные потребности, но с другой - в них присутствуют также и узко корпоративные интересы государственных чиновников с неизбежной коррупционной составляющей. Если первую составляющую государственных интересов необходимо всячески развивать и поддерживать, в том числе, и со стороны гражданского общества, то вторую надо держать под постоянным контролем и по возможности минимизировать.

Однако и права граждан не так просты и однозначны: помимо широко декларируемых гражданских прав и свобод отдельных граждан, они включают в себя и права, создаваемых гражданами организаций, многие из которых не чужды группового эгоизма, а некоторые и антисоциальной направленности.

Таким образом, картина вырисовывается достаточно сложная. Сегодня, даже в самых развитых западных демократиях мы имеем некоторый, постоянно воспроизводимый и нарушаемый баланс системных интересов (общественных, государственных, институциональных), корпоративных групповых интересов и интересов отдельных граждан. Современное демократическое общество постоянно ищет оптимальное сочетание, консенсус, компромисс названных групп интересов. Поиск этого консенсуса трансформируется в сфере правоохранительной деятельности в поиск оптимального сочетания, меры в реализации (охране) прав граждан и их организаций, с одной стороны, и прав государственных, общественных – с другой.

Второй исходный принцип: правоохранительная деятельность – многоаспектна, она не ограничивается областью права, правоотношений, а затрагивает все сферы жизни общества.

С позиций социологии правовые нормы не могут быть объяснены только из самих себя. Смысл и предназначение социального института права находятся вне его - в тех отношениях, регулятором которых он выступает. Точно также и правовая норма не может быть реализована чисто правовыми (административными, регламентирующими, наказательными, ограничительными, запретительными и т.п.) средствами помимо ее экономического, социально-культурного, нравственного и т.п. обеспечения.

Эффективность действия правовых норм, безусловно, имеет свое юридическое измерение, то есть, зависит от степени проработанности действующих законов, от их взаимной согласованности, от обеспеченности законов подзаконными нормативными актами, от продуманного разграничения полномочий правоохранительных органов и ряда других моментов. Но в не меньшей, а иногда и большей степени, эффективность действия правовых норм определяется теми общественными отношениями, которые им сопутствуют. Реальные экономические, политические, нравственные и прочие внеправовые отношения могут или способствовать или, напротив, препятствовать соблюдению действующих правовых норм.

Примером негативного влияния социальной реальности на действенность правовых норм может служить ситуация, имевшая место в российском обществе в первой половине 90-х гг. ХХ в., когда введение новой прогрессивной шкалы налогообложения вызвало к жизни новый массовый вид правонарушений – уклонение от уплаты налогов, охватившее целые слои населения.

Конечно, можно сказать, что в приведенном примере сам закон о налогообложении страдал несовершенством и не соответствовал экономической и социальной реальности того времени. Но как быть в тех случаях, когда нужные и важные для общества законы реально уже существуют, но существуют в основном на бумаге? Достаточно назвать российские законы об охране окружающей среды, взяточничестве, коррупции. Видимо одной законодательной деятельности недостаточно, для того, чтобы эти законы начали действовать в полном объеме, - необходима политическая воля «сверху» и готовность к соблюдению этих законов «снизу», со стороны населения, что предполагает, помимо обеспеченности материальными и организационными ресурсами, и соответствующую нравственно-идеологическую атмосферу в обществе.

Недостаточная правовая эффективность названных выше законов создает прямую угрозу соблюдению широкого спектра фундаментальных прав и свобод российских граждан – права на жизнь, охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равенство всех перед законом и судом и многие другие. Обозначенная проблема явно относится к разряду правоохранительных, хотя ее решение уже далеко выходит за рамки чисто административных правовых мер воздействия, которыми располагают государственные правоохранительные органы.

В современном обществе даже охрана существующего правопорядка не может быть обеспечена чисто правовыми средствами, без экономической, социальной и другой поддержки. Согласно некоторым подсчетам состояние преступности в обществе определяется совокупностью 230-250 различных факторов, в то время как правоохранительные органы имеют дело всего лишь с 30-40 из них. В свое время попытки решения проблем связанных с массовым притоком мигрантов в московский регион, чисто административными, правовыми мерами воздействия только усугубили ситуацию. Резкое увеличение доли преступности, приходящейся на «гостей столицы», недостойные человека условия жизни и труда самих мигрантов, не замедлило сказаться на общем ухудшении ситуации в области прав человека в столичном регионе. И это притом, что Москва постоянно нуждается в мигрантах как источнике дополнительной рабочей силы.

Мы видим, что в современном обществе реализация, (а, следовательно, защита и охрана) фундаментальных гражданских прав и свобод представляет собой комплексную многоплановую задачу, затрагивающую все важнейшие сферы общественной жизни.

Столь же комплексной и многосторонней должна быть и правоохранительная деятельность, главной задачей которой становится уже не только проведение традиционных ограничительно-запретительных мероприятий и наказание правонарушителей, но и постоянный контроль за развитием всей системы общественных отношений, направленный на предотвращение ситуаций способных привести к нарушению гражданских прав и свобод населения.

Сюда относится и «грамотное» распределение производственных ресурсов по территории страны, с учетом потребностей регионов страдающих от безработицы; и взвешенная миграционная политика, обеспечивающая баланс прав и свобод как «приезжих», так и коренного населения; и компетентный подход к решению межнациональных, межконфессиональных проблем – и многое другое, не имеющее прямого отношения к деятельности государственных правоохранительных структур, но, тем не менее, оказывающее самое непосредственное воздействие на характер обеспечения гражданских прав и свобод населения.

Третий принцип: вовлечение в правоохранительную деятельность, помимо государственных правоохранительных органов, иных социальных субъектов, как государственных, так и общественны.

Эта особенность социологического понимания правоохранительной деятельности прямо вытекает из предыдущего пункта. Охрана гражданских прав и свобод в современном обществе не может быть обеспечена силами одного государства и его правоохранительной системы (хотя это и является его прямой конституционной обязанностью). Помимо государства в эту деятельность вовлечены и другие участники, с которыми государственные правоохранительные структуры так или иначе вынуждены взаимодействовать.

Правоохранительной, правозащитной деятельностью занимаются адвокатура, средства массовой информации, политические партии и неполитические объединения граждан. На выполнении контрольно-надзорной функции в отношении соблюдения государственными органами власти важнейших прав и свобод человека и гражданина специализируются правозащитные организации. Все эти структуры, казалось бы, заняты общим делом, но задача обеспечения их оптимального взаимодействия, в том числе, с государственными правоохранительными органами, достаточно сложна и пока еще далека от окончательного решения.

Таким образом, правоохранительная деятельность в социальном, социологическом смысле этого слова имеет много разных сторон и аспектов, которые соответствуют важнейшим областям общественной жизни: экономике, политике, праву, идеологии, морали, религии. Правоохранительная деятельность по своему социальному содержанию шире, чем деятельность по охране существующего правопорядка. Последняя направлена на защиту действующей системы правовых норм, которые могут отставать или даже противоречить фундаментальным правам и свободам человека и гражданина, да и само смысловое социальное наполнение названных прав тоже не стоит на месте.



2019-11-20 1309 Обсуждений (0)
Социальный характер правоохранительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальный характер правоохранительной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)