Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ.



2019-11-20 710 Обсуждений (0)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Правоохранительную функцию рассматривает М.Н. Марченко, относя ее к классификации, в которой критерием выделения становится форма реализации. Об этой функции пишет и В.М. Сырых: «Функция охраны правопорядка и укрепления законности логически вытекает из правотворческой деятельности государства, принятия им обязательных нормативно-правовых актов». Тем самым автор подчеркивает вторичный характер правоохранительной деятельности как обеспечительной функции правотворчества. Таким образом, в настоящий момент не достигнуто единства мнений среди современных теоретиков государства и права относительно наличия правоохранительной функции государства и ее места в системе классификации функций государства.

Характерно, что единства в определении понятия правоохранительной функции также не достигнуто. Так, Н.А. Недоцук правоохранительную функцию разделяет на правоохранительную деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений и применение государственного принуждения - насильственных методов, необходимых для поддержания порядка в обществе[12]. Однако важным моментом в установлении сущностного характера правоохранительной функции выступает анализ содержания деятельности правоохранительных органов, определенного действующим законодательством. В этом плане обращает на себя внимание тот факт, что правоохранительными органами осуществляется не только «противодействие преступности и иным правонарушениям или социальный контроль над преступностью и иными противоправными деяниями», но и сопутствующая деятельность. Например, разрешительная деятельность по лицензированию использования огнестрельного оружия, спецтехники, выдача водительских удостоверений и т. п., разрешение споров хозяйствующих субъектов в суде сами по себе не являются деятельностью по противодействию правонарушениям, но тем не менее они обеспечивают общественную безопасность и правопорядок в обществе. Исходя из этого А.В. Мелехин правовую сущность правоохранительной функции раскрывает следующим образом: «Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, представляет собой деятельность государства по обеспечению неукоснительного выполнения своих предписаний гражданами и государственными органами» .

Думается, что правовое государство уже в качестве своей главной цели предполагает защиту права, правопорядка, законности, прав и свобод граждан. Правоохранительная функция государства вытекает из юридического подхода к нему: государство как множество людей, подчиненных законам, является правоохранительным по определению. Схожей позиции придерживаются и авторы, считающие деятельность современного государства правовой по определению. Как справедливо отмечает А.Ю. Гулягин, «тезис о правовом характере деятельности государства в целом, независимо от сферы приложения, является основополагающим в определении правоохранительной деятельности государства. Поскольку предопределяет ее как характерную, неотъемлемую и в то же время всеобъемлющую деятельность государства по обеспечению такого его состояния, которое было бы желательным во всех проявлениях государственного регулирования - качественного состояния законности и правопорядка».

Аналогичную точку зрения высказывает также А.М. Артемьев, который, рассматривая вопросы о месте государственной правоохранительной службы в системе деятельности государства, указывает, что сущность деятельности государства состоит в ее правовом характере. Это значит, что правоохранительная служба является не областью деятельности государства, а ее имманентной и универсальной формой. Кроме того, исследователь отмечает, что «в рамках развития институтов и средств организации, характерных для правового государства, содержанием правоохранительной функции становится деятельность, связанная, с одной стороны, с реализацией всего комплекса социальных задач на основе органического сочетания мер охранительного, превентивного и защитного порядка, а с другой стороны, с объективной необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина как приоритетной задачи». Однако, на наш взгляд, нельзя считать правильным проводимое им отождествление правоохранительной функции с формой реализации функций государства. По мнению А.М. Артемьева, система гарантий является узловым компонентом содержания правоохранительной функции как формы осуществления деятельности государственных органов. Получается, что правоохранительная функция выступает формой осуществления деятельности государственных органов, а не самостоятельной сферой его деятельности.

В качестве еще одного важного элемента в инновационном взгляде на содержание правоохранительной функции государства следует выделить не только государственный, но и социальный элемент правоохранительной деятельности. При этом необходимо отметить, что правоохранительная деятельность даже с точки зрения истории ее развития осуществлялась не только органами публичной власти, но и институтами общества. В этой связи развернутое определение правоохранительной функции формулирует С.А. Шелепова: «Данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств и правонарушений, а также предупреждению (профилактике) преступлений, где данные функции присущи как государственным органам, так и общественным объединениям» . Следует обратить внимание на то, что автор относит к субъектам правоохранительной деятельности и институты гражданского общества. Представляется, что это сделано не случайно, поскольку в ряде субъектов Российской Федерации активно привлекаются к охране правопорядка народные дружины, казачьи патрули, джаматы. Зарубежный либеральный опыт правоохранительной деятельности также фиксирует различные формы частной правоохранительной деятельности, например частной полиции. Близкую к приведенной выше позиции высказывает и А.М. Артемьев, отмечая, что системообразующим элементом содержания правоохранительной функции государства является правопорядок, но понимаемый в широком смысле слова - как порядок, сформированный гражданским обществом, и именно в этом своем качестве воспроизводимый и обеспечиваемый государством[20]. Таким образом, следует констатировать, что определение понятия «правоохранительная функция государства» включает в себя не только направления деятельности системы органов государственной власти, но и общественных институтов, участие которых, в том числе в правоохранительной деятельности, значительно обогащает теоретические представления в сравнении с политико-правовой и социальной реальностью.

Еще одна грань правоохранительной функции государства выражается в том, что его деятельность направлена не только на права и свободы человека и гражданина, но и на режим законности и правопорядка. При этом следует учесть, что обозначенные элементы правоохранительной деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, на этот факт обращает внимание А.Ю. Гулягин, указывая, что «качественное обеспечение законности и правопорядка делает гарантированными права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства»[21]. В самом деле, сущность государственной деятельности пронизана идеей охраны права исходя из того, что государство неразрывно с ним связано, а само право выступает эффективным инструментом управления социальными процессами, которые и призвано упорядочивать государство. При этом разграничение правоохранительной и правозащитной деятельности, о которой ведут речь Д.В. Ирошников и С.Л. Гайдук, хотя и представляется обоснованным, но лишь в узком смысле правоохранительной деятельности - как водораздела между общественной и частной правозащитной деятельностью. В широком же смысле - как правоохранительной функции государства - такая дифференциация вряд ли является оправданной, о чем свидетельствовало определение правоохранительной службы, закрепленное в ст. 7 (утратила силу с 1 января 2016 года) Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» . Так как между правозащитной и правоохранительной деятельностью наблюдается устойчивая взаимообусловленность, которая связывает защитные механизмы естественных прав и свобод человека с государственной защитой позитивного права, оба ее вида осуществляются органами власти и определяются как правоохранительная деятельность.

Отсюда вытекает взаимосвязь правоохранительной функции государства с иными его внешними и внутренними функциями. Она характеризуется как охранительная по отношению к любой легальной государственной деятельности. Так, например, экономическая функция государства не могла бы полноценно реализовываться государственным аппаратом, если экономическая система не была бы, во-первых, регламентирована правом, а во-вторых, обеспечена защитными правоохранительными механизмами. Отсюда можно утверждать, что правоохранительная функция государства является не вторичной (обслуживающей), а центральной (основной) и первичной. Поскольку любое управляющее воздействие госаппарата в современном мире замкнуто рамками закона, реализация любой публичной деятельности подчинена легальному началу, в основе которого лежит правоохранительная деятельность. Качество реализации правоохранительной функции в государстве позволяет судить об эффективности экономической, политической, культурно-духовной, социальной и других его систем.



2019-11-20 710 Обсуждений (0)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)