Понятие и стадии интеграции государств. Эконом. региональная интеграция.
Региональная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического межгосударственного объединения стран на основе развития устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. Она возникает в результате заключения преференциальных соглашений между странами, формирующими интеграционный блок (группировку). Причины регионализма носят в основном политический характер. Во-первых, это стремление к укреплению политического влияния, особенно характерное для малых стран, для которых участие в интеграционном блоке – наиболее эффективный способ защиты своих интересов в многосторонних переговорах. Во-вторых, это безопасность более тесное экономическое сотрудничество служит надежным средством избежания военно-политических конфликтов. В конце 2002 г. ВТО отмечала наличие 259 региональных торговых соглашений. За пределами этого списка наблюдалось 70 соглашений, кроме того, еще 70 соглашений находились в процессе подписания. Они получили распространение во всех частях свет. На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения.Такие соглашения могут подпис-ся либо на двусторонней основе между отдельными гос-ми, либо между уже сущ-щей интеграц. группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию тамож. союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение нац. таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассм-ся даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается. На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену тамож. тарифов во взаимной торговле при сохранении нац. тамож. тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгос-ным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях рук-лей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 года. Третий уровень интеграции связан с образованием тамож. союза – согласованной отменой группой национальных тамож. тарифов и введением общего тамож. тарифа и единой системы нетарифного регул-ния торговли в отношении третьих стран. Тамож. союз предусм. беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгос-ных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгос-ный секретариат. Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня – общего рынка – интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Свобода межгос-го передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгос-ной координации эконом. политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав гос-в и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других эконом. ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС, например – это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС. Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция стан-ся эконом. союзом, который предусм-ет наряду с общим тамож. тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэконом. политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью коорд-ть действия и наблюдать за эконом. развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Прав-ва согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть гос-го суверенитета в пользу надгос-ных органов. Такие межгос-ные органы с надгос-ми функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с прав-вами стран-членов. В рамках ЕС – это Комиссия ЕС.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |