Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы уголовного права



2019-11-22 327 Обсуждений (0)
Принципы уголовного права 0.00 из 5.00 0 оценок




Впервые в уголовном законодательстве нашли свое закрепление принципы уголовного права, ставшие нормативными предписаниями для правоприменительной деятельности правоохранительных органов и суда РФ, ориентирами для реализации эффективной, основанной на законе, уголовной политики государства в борьбе с преступностью. Они базируются на основных положениях Конституции и соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

Принципы уголовного права — это основные исходные начала, в соответствии с которыми строится как его система, так и в целом уголовно-правовое регулирование.

 

Среди принципов уголовного права нет основных и вспомогательных. Они все в равной степени важны и, образуя в своей совокупности систему, обеспечивают единство и целенаправленность действий правоприменителей.

Принципыотражаются в законодательстве в трех основных формах: в нормах Особенной части УК; через понятия и институты Общей части УК; непосредственно через нормы, специально им посвященные (В.В. Мальцев).

В.Н. Кудрявцев и С.Г. Келина в период подготовки ныне действующего уголовного законодательства предложили и научно обосновали систему принципов, в которую включили принципы законности, личной ответственности, виновной ответственности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, справедливости, гуманизма и демократизма.

К сожалению, не все эти принципы уголовного права путем закрепления в нормах уголовного законодательства получили официальную, обеспеченную государством юридическую форму и стали принципами уголовного законодательства.

! В действующем уголовном законе содержатся пять основных принципов: принцип законности (ст. 3 УК); принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК); принцип вины (ст. 5 УК); принцип справедливости (ст. 6 УК); принцип гуманизма (ст. 7 УК).

Принцип законности. Под законностью в теории права принято понимать точное и неуклонное соблюдение действующих в государстве законов всеми гражданами, должностными лицами и органами государства. Этот принцип находит свое выражение в том, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию иначе, как за деяние, содержащее состав преступления и предусмотренное уголовным законом, а уголовное наказание может быть применено к виновному только по приговору суда в соответствии с законом. Никакие другие законы и нормативные акты устанавливать уголовную ответственность не могут.

Содержание этого принципа находит свое отражение в ряде положений Конституции. Так, в ст. 54 указывается, что «никто не может нести ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

Принцип законности служит базой для законодательного конструирования уголовного закона и его применения на практике.

В соответствии с данным принципом аналогия преступлений и наказаний в отечественном уголовном праве недопустима. Аналогией закона (от греч. analogia — соответствие, сходство, подобие) принято называть ситуации восполнения пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом. Восполнение пробелов в уголовном праве при их обнаружении является прерогативой законодателя.

Таким образом, уголовный закон закрепил провозглашенные и активно отстаивавшиеся еще в ХVIII веке в трудах Ш. Монтескье, Ч. Беккариа, К.А. Гельвеция, Д. Дидро принципы: нет преступления без указания о том в законе («Nullum сrimen sine lеgе»); нет наказания без указания о том в законе («Nullum роеnа sine lеgе»).

Принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип уголовного законодательства реализует положение ст. 19 Конституции, которая провозглашает, что «все равны перед законом и судом». Он определяет, что для всех лиц, совершивших преступление, установлены единые нормы, равная ответственность независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. К другим обстоятельствам могут быть отнесены, например, заслуги лица перед обществом и государством.

В то же время этот принцип не абсолютен. Признавая равенство оснований для уголовной ответственности, ее неотвратимость, а также общие пределы наказания, нельзя не отметить, что процесс назначения наказания в основном подчинен другому принципу уголовного права — индивидуализации уголовной ответственности и наказания, который допускает учет половой, а в соответствующих случаях — и социальной принадлежности виновного лица.

Не находится в противоречии с рассматриваемым принципом особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц (депутатов Государственной Думы, судей). Несмотря на установленные законом процедуры, усложняющие порядок возбуждения уголовных дел (например, согласие на это Государственной Думы), указанные лица при совершении преступлений не освобождаются от уголовной ответственности. Такой порядок обеспечивает нормальную работу и независимость лиц, занятых политической или судебной деятельностью, и соответствует нормам, принятым в цивилизованных государствах.

Принцип вины означает, что наказанию подлежит общественно опасное деяние, совершенное исключительно виновно.

Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законодательством, в любой из форм, т.е. при наличии умысла или неосторожности.

Важной и неотъемлемой составляющей рассматриваемого принципа является то, что к уголовной ответственности и наказанию привлекается лицо, которое способно быть виновным. В случае совершения общественно опасного деликта человеком, не осознающим или не способным осознавать общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (вследствие невменяемости, малолетства либо при казусе), независимо от наступивших последствий уголовная ответственность исключается.

Анализируемый принцип указывает на исключительно персональный характер уголовной ответственности, установленный российским законодательством. Тем не менее из этого правила есть исключение. В соответствии с ч. 2 ст. 88 УК штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Указанное исключение, с одной стороны, свидетельствует о проявлении гуманизма по отношению к несовершеннолетним, с другой — такое послабление чревато недостижением важной цели наказания — исправления осужденного.

! Этот принцип подразумевает только субъективное вменение и запрещает уголовную ответственность за невиновное причинение вреда, т.е. объективное вменение.

Принцип вины находит отражение во многих институтах Общей части УК, например в понятиях соучастия в преступлении, приготовления к преступлению, покушения на преступление и др. Вина является неотъемлемым элементом каждого состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК.

Принцип справедливости. Этот принцип определяет, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, с одной стороны, должны быть соразмерны совершенному деянию, с другой — должны назначаться в соответствии с особенностями личности осужденного (в целях его исправления).

Рассматриваемый принцип дополняет и развивает принцип равенства граждан перед законом, поскольку обязывает суд в отношении каждого обвиняемого при назначении наказания или иных мер уголовно-правового характера индивидуализировать ответственность, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, все обстоятельства его совершения, а также данные о личности виновного (ст. 60 УК). Наказание и иные меры уголовно-правового характера можно признать справедливыми, когда их вид и размер соответствуют представленным выше обстоятельствам и, разумеется, если они назначены в рамках закона.

Указанный принцип воспроизвел норму конституционного права (ст. 50 Конституции), в которой указывается на то, что «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление» («non bis in idem»). Это положение уголовного закона имеет важное практическое значение в случаях, когда гражданин РФ, совершивший преступление за границей, даже если оно направлено против интересов РФ, понесший там наказание, оказался в России. Его нельзя вновь привлечь к ответственности, даже если отбытое им наказание слишком мягкое и не соответствует мерам российского УК (ч. 1 ст. 12 УК).

Принцип гуманизма (от лат. humanus — человечный). Из законодательного определения этого принципа вытекают два его основных значения.

Первое заключается в подчинении охраняемых нормами уголовного права общественных отношений, благ и интересов гуманистическим ценностям и выражается в заботе о благе людей, человечности, уважении человеческого достоинства. Особенно это относится к потерпевшим от преступления, т.е. лицам, пострадавшим от неправомерных действий виновного.

Второе связано с гуманным отношением к виновным лицам при реализации норм, предусматривающих ответственность за совершение ими общественно опасного деяния. К ним не должны применяться пытки и другие действия, специально причиняющие физическое страдание и унижающие человеческое достоинство, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г. Принцип гуманизма выражен и в таких институтах уголовного права, как обратная сила уголовного закона, условное осуждение, условно-досрочное освобождение, помилование и некоторых других. При этом важно, чтобы правоприменитель и в особенности суд не подменял гуманное отношение к субъекту преступления ничем не обоснованным либерализмом.

4. Понятие уголовной политики и ее значение
в борьбе с преступностью

Уголовное право находится в тесной взаимосвязи с уголовной политикой (от гр. politike — искусство управления государством). Государство вырабатывает задачи, средства, содержание, направления борьбы с преступностью, т.е. уголовную политику. Уголовное право включает в себя сущность уголовной политики. Изменения уголовного права, связанные с криминализацией и декриминализацией деяний, пенализацией и депенализацией наказаний, находятся в прямой зависимости от изменений уголовной политики. Уголовная политика является основой государственной политики в сфере борьбы с преступностью.

Русский криминолог М.П. Чубинский в одном из первых отечественных изданий, посвященных борьбе с преступностью, — «Курсе уголовной политики», изданном в Санкт-Петербурге в 1912 г., справедливо отмечал: «Сложное явление преступности требует столь же сложной и разносторонней разработки, направленной к великой задаче — к ослаблению одного из зол, тяготеющих над человечеством». Такая разработка, по мнению академика В.Н. Кудрявцева, — долг ученых, посвятивших себя этой непростой проблеме.

Не случайно в правовой доктрине проблемам противодействия преступности и уголовной политике посвящали свои работы такие крупные отечественные ученые, как Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, М.М. Бабаев, Н.А. Беляев, П.Ф. Гришанин, П.С. Дагель, А.И. Долгова, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, А.М. Яковлев и другие.

Несмотря на их многочисленные работы, ставшие заметным событием в правовой науке, к сожалению, единое определение понятия «уголовная политика» в юридической литературе отсутствует.

Так, например, А.И. Коробеев выделяет одновременно социальную политику в области борьбы с преступностью и уголовно-правовую политику. Под первой он понимает генеральную линию, определяющую основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений.

Уголовная политика, по его мнению, вырабатывает основные задачи, принципы, направления и цели уголовно-правового воздействия на преступность, а также средства их достижения и выражается в нормах уголовного права, актах толкования норм и практике их применения.

В.П. Ревин под уголовной политикой понимает целенаправленную активную деятельность государства по защите общества от преступности, разработку и реализацию оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создание предпосылок позитивных тенденций преступности.

П.Н. Панченко говорит о политике борьбы с преступностью, уголовно-правовой, уголовно-организационной, уголовно-охрани­тельной политике.

Признавая право на существование приведенных выше позиций, сформулированных этими авторитетными учеными, не развивая научной дискуссии, все же отметим, что речь идет об одном и том же явлении — государственном управлении борьбой с преступностью в России.

Наиболее обобщенно уголовную политику в структурном плане можно определить как программу борьбы с преступностью и ее реализацию в деятельности государственных и общественных организаций.

В связи с вышесказанным нам представляется более точным определение уголовной политики, данное Н.А. Лопашенко:

Российская уголовная политика — это направление деятельности российского государства в сфере охраны демократического общественного строя от преступных посягательств, заключающееся в выработке и формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения негативного влияния на социальные процессы.

В России функция противодействия преступности принадлежит государству, поэтому уголовная политика представляет собой часть государственной политики, направленной на активное, наступательное противодействие преступности, осуществляемой на основе уголовного закона. Она формируется под влиянием системы факторов социально-экономического, политического, правового и иного характера, а также определяется состоянием, структурой и динамикой преступности в стране.

Уголовная политика характеризуется такими обязательными признаками, как объект воздействия, субъекты реализации, цели, задачи, принципы, содержание, структура и т.д.

! Объектом воздействия уголовной политики является преступность — социальное явление, проявляющееся в совокупности совершенных, совершаемых преступлений и преступлений, которые могут быть совершены в будущем. Цель уголовной политики заключается в обеспечении эффективной борьбы с преступностью с наименьшими социальными затратами и издержками.

 

Приоритетное значение здесь имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Уголовная политика реализуется в соответствии с определенными принципами. Ей, помимо общеправовых и уголовно-правовых принципов, присущи и такие специфические, как: принцип главенства деятельности по предупреждению преступлений; принцип комплексности в борьбе с преступностью; принцип взаимодействия федеральных и местных органов власти в сфере борьбы с преступностью; принцип опережающего характера стратегических решений; принцип экономии мер уголовной репрессии; принцип дифференциации и индивидуализации ответственности; принцип эффективности уголовной ответственности и ее неотвратимости и некоторые другие.

Особенностями принципов уголовной политики является их преимущественно нормативный характер. Они закреплены в Конституции, законодательных актах, регулирующих сферу борьбы с преступностью, либо вытекают из них и являются обязательными для всех субъектов уголовной политики.

! Содержание уголовной политики — это определение задач и методов (направлений) борьбы с преступностью; планирование материальных и людских ресурсов на эту деятельность; определение принципов организации и деятельности правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью; установление круга преступных деяний путем выработки критериев их криминализации и декриминализации; разработка общих начал назначения наказания, его применения и условий освобождения от наказания.

В структуре содержания уголовной политики можно выделить два направления противодействия преступности профилактику и уголовно-правовую борьбу.

! Конкретное содержание уголовной политики определяется тем периодом, который переживает российское государство.

Поэтому оно может полностью или частично меняться как в масштабах страны, так и отдельных ее регионов. Эти изменения зависят от внутреннего и внешнего положения страны, а потому могут иметь тенденции то в сторону ужесточения карательного воздействия, то его частичного смягчения.

! Субъектами уголовной политики являются все государственные и общественные организации, а также их должностные лица, участвующие в разработке и реализации программ борьбы с преступностью.

К субъектам уголовной политики, определяющим направления развития уголовной политики РФ и руководящим ее реализацией в масштабе страны, относятся Президент, Правительство, Федеральное Собрание РФ. Субъектами, разрабатывающими теоретические аспекты и доктринальные положения уголовной политики, являются научно-исследовательские и образовательные организации. В их числе Российская Академия наук и ее головное учреждение — Институт государства и права; Институт сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Институт укрепления законности и прав граждан при Генеральной прокуратуре РФ; ВНИИ МВД России.

В числе субъектов, реализующих уголовную политику, необходимо назвать судебную систему, Прокуратуру, МВД, Нацгвардию, ФСБ, ФСНК, ФТС, ФСИН и др.

Основные положения уголовной политики содержатся в различных правовых актах (например, в государственной программе борьбы с преступностью, которая принимается Федеральным Собранием РФ, определяется стратегия борьбы с преступностью, на базе которой развивается нормотворческая и правоохранительная деятельность государственных и общественных организаций). Начиная с 1993 г. и до настоящего времени в РФ приняты и вступили в действие более пятидесяти законов, прямо затрагивающих сферу борьбы с преступностью, деятельность практически каждого правоохранительного ведомства в настоящее время регулируется федеральным законом, а не подзаконными нормативными актами, как это было ранее; особое место здесь по праву принадлежит Конституции, законодательным актам — УК, УПК, УИК, где определяется круг общественно опасных деяний, признаваемых преступными; средства и порядок борьбы с ними; особенности исполнения наказания виновными в современных условиях, их исправления и дальнейшей ресоциализации. Закрепляемая в них система правовых норм представляет собой нормативную форму выражения уголовной политики.

! В зависимости от масштаба уголовную политику можно рассматривать в следующих аспектах: - федеральная, общегосударственная (в пределах всей страны); - региональная (в пределах субъекта РФ); - местная (на уровне данной конкретной территории, местности).

При этом необходимо отметить, что уголовная политика на федеральном уровне в основном разрабатывается, а на региональном и местном — реализуется.

В структуру уголовной политики входит правоохранительная деятельность государственных и общественных организаций. Без этой формы выражения уголовной политики директивы и системы правовых норм, нацеленных на борьбу с преступностью, не могут быть реализованы. Правоохранительная деятельность — это коллегиальная или единоличная деятельность представителей власти и иных должностных лиц. Сколько бы ни была совершенна правовая система, регулирующая борьбу с преступностью, она неизбежно оставляет какой-то простор для выбора из нескольких возможных управленческих решений такого, которое было бы наиболее целесообразным, исходя из принципов уголовной политики и конкретных условий. Поэтому эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от добросовестного, принципиального отношения к своему служебному долгу и профессиональной подготовке.

Современная стратегия борьбы с преступностью отличается сложностью и неопределенностью в основном по той причине, что в рассматриваемой области одновременно действуют две противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, общество, которое хочет жить по демократическим законам, должно проводить гуманизацию своей уголовной политики. Защита и обеспечение прав человека касаются не только свободных граждан, но и правонарушителей, естественно, в пределах закона. С другой стороны, преступность во всем мире принимает такие опасные формы, с которыми совершенно не справляется уголовная юстиция, использующая традиционные средства. Население деморализовано растущей преступностью и разочаровано бессилием властей. Именно отсюда бесконечные требования об ужесточении наказаний и использовании чрезмерных мер подавления преступности.

Учитывая вышеназванные соображения, академик В.Н. Кудрявцев называл несколько главных направлений, по которым, с его точки зрения, должна развиваться уголовная политика. Во-первых, это продуманная социальная политика, ориентированная на человека, его нужды и интересы. Во-вторых, создание и развитие на современном уровне системы профилактики преступлений. В-третьих, в уголовном законодательстве должен поддерживаться разумный баланс более строгих и более мягких мер наказания. В-четвертых, коренная перестройка пенитенциарной системы, ориентированной на исправление и перевоспитание осужденных. В-пятых, широкое и последовательное использование научных рекомендаций в сфере борьбы с преступностью. В-шестых, подготовка, отбор и совершенствование кадровых работников правоохранительных учреждений. В-седьмых, правовое воспитание граждан и должностных лиц.

Анализ современной теории уголовной политики позволяет нам выделить ряд приоритетных направлений в борьбе с преступностью в современных условиях в России.

1. Максимальное обеспечение прав и законных интересов личности от преступных посягательств.

2. Активная борьба с коррупцией, особенно в органах государственной власти и правоохранительной системе.

3. Активное противодействие экономической, международной, транснациональной преступности.

4. Защита конституционного строя и безопасности государства, борьба с терроризмом и экстремизмом во всех их проявлениях.

5. Предупреждение преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних.


Г лава II



2019-11-22 327 Обсуждений (0)
Принципы уголовного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы уголовного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)