Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОЧЕРКИ ИСТОРИИ НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА



2019-11-22 325 Обсуждений (0)
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Развитие любой науки подчиняется законам преемственности, отступление от которых обедняет научную мысль. Созданное предшественниками, безусловно, заслуживает внимания современников. Это относится и к науке конституционного (государственного) права. Знание ее истории, как истории развития конституционно-правовой мысли, обогащает науку, позволяет судить о гносеологическом и практическом значении в прошлом и настоящем конкретных конституционно-правовых идей. Исторический подход к изучению конституционного (государственного) права — необходимый фактор полноценного развития науки, а также дань памяти тем, кто трудился на ее благо.

Конституционно-правовая мысль прошлого — не только история. Многие, казалось бы, давние идеи актуальны и для сегодняшней науки и конституционно-правовой практики. В значительной мере это относится к историческим разработкам. Отвергнув богатейший пласт исторического знания досоветского периода, мы существенно обеднили отечественную науку конституционного права. Однако мудрость, основанная на глубоком понимании закономерностей общественного развития в преломлении к конституционно-правовым проблемам, не теряет своей жизненности.

Необходимость внимательного и бережного отношения к наследию науки конституционного права вовсе не исключает критических моментов при оценке тех или иных конституционно-правовых теорий и идей прошлого. Каждый познающий или разрабатывающий науку конституционного права волен выбирать позицию, соглашаясь с предшественниками, либо отвергая их мнение по мотивам юридической логики, мировоззренческих или политических убеждений, предлагать свою теоретическую концепцию, собственное решение проблемы. Только при таком подходе плюрализм идей станет реальностью и будет служить фактором развития конституционно-правовой мысли, поскольку лишь в научной дискуссии, борьбе и конкуренции направлений, школ возможен прогресс.

В советской науке конституционного (государственного) права была нарушена преемственность в развитии государственно-правовой мысли. Во многом причины этому объективные: смена общественного строя, сопровождающаяся кардинальным переустройством государственно-правовых институтов и учреждений. К тому же утверждение новой идеологии, по сути исключающей иные идеологические воззрения, не позволяло видеть конституционно-правовой мысли прошлого ценные рациональные начала для формирующейся советской науки..

В последние годы многое изменилось в нашей жизни. Изменилось и отношение к научному наследию. В том числе и к такой политизированной по своему предмету науке, как конституционное право. Предложенная книга – подтверждение этому. Одна из ее задач состоит в том, чтобы познакомить читателя с конституционно-правовыми идеями прошлого. Отсюда и основное название работы. Объяснение же хронологии можно дать следующее: XIX век, с определенной долей условности, рассматривается как период становления и формирования науки конституционного (государственного) права (для России — это вторая половина XIX века), начало XX века связано с политикой продвижения России по пути конституционализма и включает годы непосредственно предшествующие советскому периоду в развитии конституционного (государственного) права.

Всякая хрестоматия – учебное пособие, целью которого является методическая помощь изучающим соответствующую дисциплину. Курс по общему конституционному праву, вновь включенный в учебные планы ряда юридических вузов, пока не обеспечен учебной литературой. Обращение к размышлениям и идеям известных государствоведов прошлого, разрабатывавших в своих трудах вопросы теории и истории общего конституционного права, в определенной мере будет способствовать устранению этого пробела. Конечно, подобная хрестоматия не заменит учебников и курсов лекций, но, несомненно, позволит студентам и слушателям глубоко и разносторонне познать изучаемый предмет, приобщиться к фундаментальным трудам классиков конституционного права и политической мысли.

Необходимость хрестоматии подобного рода объясняется еще и тем, что многие работы, извлечения из которых включены в пособие в силу их библиографической ценности труднодоступны, но входят в круг рекомендуемой по курсу литературы. Исходя из этой задачи, материал размещен по темам и разделам программы соответствующего курса. Методическими целями в значительной степени определяется и выбор используемых источников. Многие работы представляют собой лекционные курсы или написанные на их основе учебники. Например, лекции Б.А.Кистяковского, прочитанные им в Московском Коммерческом Институте в 1908—1909 академическом году, лекции К.Блюнчли и Ф.Ф.Кокошкина — в Московском Университете, написанные прежде всего для учебных целей "Курс государственной науки" Б.Н.Чичерина, "Очерк общей теории государственного права" М.И.Свешникова, "Основы конституционного права" В.М.Гессена. Кроме доходчивости изложения, что очень важно для начинающих обучение юридической науке, такой по характеру и форме материал даст возможность ознакомить студентов с достойными образцами лекторского искусства. В частности, подробное приведение в хрестоматии речи Ф.Лассаля "О сущности конституции" привлекательно, помимо содержательной ее стороны, и своей формой: логичным, последовательным, ясным объяснением сложных вопросов конституционной теории.

Помимо работ отечественных авторов, в хрестоматии используются труды зарубежных государствоведов. Это переведенные на русский язык, часто непосредственно русскими учеными или под их редакцией, произведения классиков государственного (конституционного) права — Г.Еллинека, А.Эсмена, Л.Дюги, В.Орландо, которые рекомендовались в качестве учебных пособий для изучающих соответствующей науки.

Важно также отметить, что наряду с трудами ученых государствоведов в пособие включены извлечения из работ политических мыслителей и деятелей — К.Маркса, В.И.Ленина, Ф.Лассаля. Такой подход объясняется тем, что политическая мысль во многом определяет содержание специальных исследований по конституционному (государственному) праву. Задача же хрестоматии видится в том, чтобы предоставить читателю по возможности разнообразные концепции, теории и мнения, в том числе основанные на противоположных, отрицающих друг друга политических и мировоззренческих позициях.

При переводе трудов государствоведов XIX — XX вв. на современный язык выправлялись орфография и синтаксис. Вместе с тем, стремясь сохранить ориглнальность и стиль "старых" работ, оставлены без изменения некоторые слова, неупотребляемые сегодня в литературном языке.

Хрестоматия начинается со вступительной лекции Б.Н.Чичерина по государственному праву, прочитанной им в 1861 году. На мой взгляд, произносивший ее профессор очень точно определил значимость государственно-правовой науки в период кардинальных реформ и общественных преобразований. Некоторые параллели вполне допустимы для сегодняшней ситуации в России. Кроме того, представляют интерес размышления Б.Н.Чичерина о роли и характере труда профессора в студенческой аудитории, задачах студентов, овладевающих сложной наукой о государстве и праве. Конечно, в значительной мере в этих размышлениях присутствует дух академизма, некоторой оторванности от жизненных реалий, но, как много мы теряем в фундаментальном образовании, вовсе отказываясь от академизма в преподавании.

К первым двум темам общего конституционного права в хрестоматии приводятся извлечения, характеризующие исторический путь развития науки государственного права, доказывающие ее публичный характер и объясняющие предмет, различие общего и особенного государственного права, рассматривающие методы, используемые наукой. Особое внимание обращается на актуальную и сегодня проблему наименования науки — государственное или конституционное право. Выбор термина — вопрос не столько формы, сколько сути. Так, согласно одному из подходов, в понятие конституционного права включаются три элемента: "начало разделения властей..., начало народоправства..., и, наконец, проведенная Англией система представительства, по которой к отправлению высшей функции верховной власти, функции законодательной, призывается не весь народ, а его уполномоченные или представители[1]. Другой подход связан с широким пониманием конституционного права, его отождествлением с государственным строем (Л.Дюги), общим учением о государстве (Г.Еллинек). Отсюда — и более часто употребляемый термин — государственное право, характерный для немецкой и русской государственно-правовой литературы.

Теория конституции, как одна из проблем конституционного права, иллюстрируется в хрестоматии работами политических деятелей-социалистов, стоящих на позициях исторического материализма (Ф.Лассаль, В.И.Ленин). Их взгляды на конституцию совпадают в части первенствующего значения действительной, фактической конституции, как реального соотношения общественных сил, но расходятся по вопросу о классовом характере основного закона. Критика позиции социалистов дается в работе Е.В.Спекторского, который, исходя из надклассовости конституции, доказывает ее общую пользу для всех социальных слоев.

Извлечения из работ Л. Дюги, С.А. Котляревского, Н.И. Палиенко, Б.Н. Чичерина рекомендуются к темам о конституционных основах устройства общества и государства, политической системы и политического процесса. Интересна книга о суверенитете Н.И. Палиенко. Это фундаментальное исследование теории вопроса с рассмотрением всех мнений, направлений и школ по проблеме, начиная с античности. Несмотря на многоаспектность предмета, работа Н.И.Палиенко, в основном, правовая. К тому же некоторые мысли о суверенитете, высказанные ученым почти сто лет назад, актуальны и сегодня. Как, например: идея суверенитета не ставит преграды объединению народов, "а скорее содействует ему, так как и сама идея суверенитета явилась результатом сплочения общественных элементов и объединения, и укрепления публично-правовой власти в различных общественных союзах"[2].

Значительный материал в хрестоматии посвящен формам осуществления власти — прямому и представительному правлению. В работах Л.Дюги и С.А.Котляревского дается подробный анализ различных форм непосредственной демократии в их историческом развитии, выясняются преимущества и недостатки прямого народоправства.

Довольно большие по объему отрывки из работ Б.Н.Чичерина и Ю.С.Гамбарова о партиях дают повод для размышления и проведения некоторых аналогий с сегодняшним политическим положением в России.

Широко представлена в хрестоматии правовая литература к теме: конституционные основы правового статуса личности. Концепция взаимоотношений государства и гражданина в конституционном государстве, призванном обеспечить свободу личности, характерная ограничением государственной власти, изложена в работе С.А. Котляревского.

М.М. Ковалевский, анализируя и обобщая различные теоретические модели прав человека, выделяет три основные теории. Первая — это естественно-правовая доктрина, признающая прирожденный характер прав и свобод человека, их неотьемлемость, а также ограниченность верховенства государства по отношению к личности, ее правам и свободам. Вторая концепция исходит из неограниченности власти государства по отношению к подданным, в ней права рассматриваются как дарованные государством. Единственный предел для власти по этой концепции — самоограничение власти. Третья теория личных прав основывается на идее человеческой солидарности. В соответствии с ней границы прав и свобод, степень самостоятельности человека и пределы вмешательства государства изменяются в зависимости от обстоятельств общественной жизни и уровня подготовленности к ней индивидов. Марксистская концепция личности представлена в хрестоматии работой К.Маркса "К еврейскому вопросу", в которой обосновывается подразделение прав и свобод на права человека и права гражданина. Коллективистские начала, свойственные социалистической концепции личности, подвергаются критике в книге Андри Мишеля, также используемой в хрестоматии.

Понятие гражданства, право гражданства, способы его приобретения и утраты рассматриваются в главе соответствующего наименования работы Б.Н.Чичерина "Курс государственной науки". Интересна трактовка принципа равенства Леоном Дюги как неприкосновенной нормы конституции. Вместе с тем он предостерегает от желания установить математическое равенство, в котором заложен риск неравенства.

Читателю предлагается познакомиться с интересной классификацией прав и свобод М.И.Свешникова. Критерием для нее автор избирает различные сферы свободы человека: личная, экономическая, духовная, общественная и политическая.

Проблема гарантий и юридической защиты свободы личности представлена в хрестоматии отрывком из монографии Ю.С.Гамбарова. Актуальными являются рассуждения этого автора о необходимости признания характера юридической нормы за конституционными гарантиями, даже если они лишены принудительной санкции и не имеют конкретных форм защиты. По сути, Ю.С.Гамбаровым доказывается принцип прямого действия конституционных норм о правах и свободах, получивший закрепление в современных конституциях.

Государственно-территориальное устройство — понятие современного конституционного права. В различных вариантах наименования и содержания оно присутствовало и занимало значительное место в старой государственно-правовой литературе. Как один из элементов устройства государства проблема тсрритории освещалась во всех учебниках по государственному (конституционному) праву. В данной хрестоматии рекомендуется отрывок из работы К.Блюнчли, в котором рассматривается верховное право государства на территорию. Содержанис этого права автор видит в полноте государственной власти на всей территории и в праве государства исключить всякую иную власть из господства на этой территории.

Проблемы унитаризма и федерализма, автономии и самоуправления, централизма и децентрализма, связанные с вопросами суверенитета, организации власти и распределения компетенции, вссгда являлись наиболее актуальными в науке конституционного права. Они усложнялись национальным вопросом, решение которого во многом определялось формой государствснного устройства. Читателю предлагается познакомиться с фундаментальным исследованием сторонника дуалистической федеративной теории А.С.Ященко, книга которого, наиболее полно охватывая все теоретические проблемы федеративного устройства, содержит доскональный анализ различных теорий, анализирует их преимущества и слабые стороны.

В значительной своей части использованная в хрестоматии работа Н.И.Лазаревского содержит анализ теоретических позиций и пракгических решений проблем автономии. Автор сравнивает автономию с самоуправлением, а также со статусом субъекта федерации, рассуждает о возможностях автономии в достижении действительного единства государства и преодолении сепаратизма, в особенности вызванного национальными противоречиями.

Наиболее сложный вопрос о разграничении компетенции между целым и частями федеративного государства рассматривается Ю.Гачеком. Обращение же к А. де Токвилю объясняется небезынтересной аргументацией автора преимуществ федеративной системы для Соединенных Штатов.

Федерализм и национальный вопрос — проблема, породившая различные точки зрения, отраженные в государственно-правовой и политической литературе рассматриваемого периода. Концептуально эти позиции отражены, в частности, в работах В.ИЛенина и А.С.Ященко.

Тема, посвященная избирательной системе, открывается теоретическим вопросом о юридических основаниях избирательной функции по В.Орландо. Далее в хрестоматии следуют извлечения из работ Г.Мейера и В.М.Гессена, дающих характеристику не только различных аспектов субъективного избирательного права граждан, но и существующих избирательных систем. Специальное исследование Н.М.Коркунова о пропорциональных выборах интересно оценкой достоинств и недостатков пропорциональной системы.

Об органах государства в аспекте конституционного права написано много работ. Следуя логике изучения предмета, наиболее общим теоретическим вопросом является система и виды органов. Извлечение из книги Г.Еллинека касается данной проблемы.

Рассмотрению далеко неоднозначных позиций ученых в отношении теории разделения властей посвящена выдержка из курса лекций Б.А.Кистяковского. Проаналализировав идеи "совместного властвования", "разделения властей", функций и "уравновешивания властей" и другие в их практическом применении, автор признает теорию разделения властей неправильной, хотя некоторые ее положения считает способствующими развитию конституционных идей. Об органах народного представительства в связи с политической свободой и функциями, которые они предназначены выполнять, писал Б.Н.Чичерин в отрывке работы, которая приводится в хрестоматии.

Важной характеристикой правовой и политической природы высшего представительного органа государственной власти является статус его члена. Выдержки из книг Н.П.Дружинина и АА. Жиженко посвящены идее свободного мандата и проблеме безответственности депугата как одной из необходимых его привилсегий, пределы которой устанавливаются законом и правилами парламентской дисциплины.

В хрестоматию включены отрывки из работы Ю.Гачека, относящиеся к общей характеристике и организации законодательной, исполнительной и судебной властей, распределению между ними функций, а также вопросу о контроле за законодательной властью. Историческое, теоретическое и практическое объяснения сущсс-твованию однопалатных и двухпалатных парламентов, анализ преимуществ и недостатков той и другой структур даются А.Эсменом. Хотя А.Рождественский поднимает ту же тему, приведение выдержек из его исследования позволяет сравнить позиции и аргументацию обоих авторов. Кроме того, интересным и актуальным является его обращение к вопросу о формировании второй палаты парламента. Место верховного суда в системе разделения властей, а также его роль как института конституционного контроля освещены в статье Л.А.Шалланда.

Надеюсь, что эта вступительная статья поможет читателю сориентироваться в собрании конституционно-правовых идей государствоведов и мыслителей прошлого и с успехом использовать полученные знания при изучении не только конституционного права, но и истории государства и права, истории правовой и политической мысли, энциклопедии и философии права, а также, в определенной степени, политологии.

Очень хотелось бы, чтобы, познакомившись с мыслями ученых, сведенными в данную хрестоматию, у читателя появилось желание обратиться к оригиналам и другим трудам названных авторов. Кроме того, есть и другие, не менее достойные книги. Откройте их для себя и вы приобретете многое. Ваше университетское образование требует этого.

Сегодня можно констатироватъ, что данная хрестоматия нашла своего читателя. Ее широкое использование в преподавании предопределило появление второго издания пособия, исправленного и дополненного.

Б.Н. ЧИЧЕРИН
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ,
читанная в Московском Университете
28 октября 1861 года.

В настоящее время преподавание государственного права в наших Университетах важнее, нежели когда-либо. Мы живем в эпоху великих преобразований в русском государстве. На наших глазах совершастся один из трех переворотов в народной жизни, которые составляют эпоху в истории. Я разумею освобождение крестьян. 22 миллиона русских людей получают гражданские права, изменяется весь состав общества, положение сословий, состояние собственности, экономический быт, нравы, обычаи, даже частная жизнь. Сколько нужно знаний, обдуманности, твердости, чтобы как следует обсудить и привести в действие подобное законоположение!

Вы видите, господа, что дел у нас много, что законодательной деятельности государства предстоит обширное поприще…

Но государственной деятельности мало. Истинно плодотворное развитие требует содействия всех граждан. Была пора, когда правительство одно делало и направляло все. Этим достигалась известная степень государственного могущества, общественного порядка и благосостояния; но далее известных пределов это идти не может. Для большого могущества, для высшего развития и благосостояния нужны новые силы, нужна энергия целого народа. В наше время европейские державы достигли той степени развития, когда без самостоятельной деятельности общества обойтись невозможно, когда всякое государство, которое хочет сохранить свое место в ряду других, обязано призвать на свою помощь общественные силы. Через это правительственная задача становится гораздо мудренее, нежели прежде. Тут необходимы новые политическис взгляды, новые способности, которым не было места в прежнем порядке. Направлять общество, возбуждая в нем самостоятельную деятельность гораздо труднее, нежели действовать одному. Но в настоящее время без этого обойтись невозможно.

У нас в России эта общественная самостоятельность едва начинается. Мы привыкли всего требовать, всего ожидать от правительства, пренебрегая частной деятелъностъю, более тесною, но часто более плодотворною, нежели государственное поприще. Однако сознание этой самостоятельности в нас пробудилось. Этот факт, который нельзя уничтожить. Общественное мнение начинает предъявлять у нас свои, правда, еще весьма незрелые, требования. С этим вместе ответственность каждого гражданина становится тяжелее, ибо общественное мнение тогда только может быть полезным элементом государственной жизни, когда оно в себе самом носит начала общественного благоустройства и сознает потребности государственного порядка, когда оно знает, чего следует желать и чего можно достигнутъ. Разумное общественное мнение — первое условие свободного и плодотворного развития; общественное мнение шаткое, страстное, безрассудное вызывает только реакцию и бросает тень подозрения на свободу. Между тем у нас слышится только нестройный голос едва пробудившейся мысли. Стоит прислушаться к хаосу разноречащих голосов, которые раздаются кругом нас, стоит вникнуть в эту полную анархию умов, шатающихся из стороны в сторону и хватающихся за самые крайние мнения, в надежде найти в них какую-нибудь точку опоры. Весь этот буйный разгул мысли, все это умственное и литературное казачество составляют, к несчастью, проявление одной из исторических стихий русской жизни. Но ей всегда противодействовали разумные общественные силы, которые поставляли себе задачей развитие гражданственности в порядке. Если в настоящсе время мы выросли из пеленок, если самые обстоятельства жизни заставляют нас стать на собственные ноги, то нам необходимо выйти из этого состояния. А выйти из него можно только упорной работой мысли, воздержанием кипучих своих стремлений и разумным взглядом на окружающий нас мир. Тогда только образуется у нас общественное мнение, которое станет действенной силой и могущественным деятелем просвещения. Тогда оно само выставит из среди себя людей, которые в состоянии будут руководить им ввиду государственной пользы и сделаются для него знаменем и авторитетом.

Вы видите, господа, что везде, куда бы мы ни обратились, наверху и внизу, в центре и на местах, прежде всего нужны люди. А между тем, даже и в обществе, в сословных выборах, в судах, в науке, в литературе, в нашем тесном университетском кружке, везде камнем преткновения является бедность в людях, недостаток подготовления. Мы вообще слишком еще склонны за все хвататься наобум, вкривь и вкось толковать обо всем, не прошедши через ту медленную работу мысли, которая одна может дать прочное основание для деятельности и для суждений. При этом наши взоры невольно обращаются на университеты, на рассадники нашего образования. Государственные люди и общественные деятели выработаются не канцелярской рутиной, не чтением газетных статеек и не шумными речами на площади, а серьезным и усидчивым трудом. Мы надеемся, что, несмотря на временное увлечение, наши университеты не отклонятся от существенной своей задачи — готовить полезных деятелей для русской земли. Различные общественные поприща ожидают вас впереди; но куда бы вы ни были призваны, везде основной закваской будут для вас те знания, которые вы вынесете отсюда, та работа, которой вы посвятите себя здесь.

Не думайте, чтобы предстоящий вам труд был маловажен. Государственные вопросы разрешаются нелегко. Тут недостаточно одних добрых намерений и благородных побуждений. Менее всего достаточен тот дешевый либерализм, который, являясь ныне на всех перекрестках и пренебрегая наукой и трудом, питается журнальными крохами. Тут нужно изучение систематическое и серьсзное. Государство — организм многосложный, который заключает в себе бесчисленное разнообразие отношений. В науку о государстве входят и философия, и история, и юриспруденция, и бытовые условия и экономическис вопросы. Все это надобно изучить, чтобы составить себе полное понятие о предмете. Можно почти сказать, что все это надобно знать, чтобы разумно обсудить всякий практический вопрос; ибо в каждом явлснии жизни отражается вся полнота, каждое из них находится в зависимости от всех стихий, входящих в состав целого организма.

Курс наш, господа, будет разделяться на общее государственное право и на изложение русских государственных законов. Первое полугодие я буду посвящать исключительно первому. Таким образом лучше сохранится нить преподавания, и мы сами лучше будем приготовлены к изучению наших отечественных законов. Преподавание положительного права без предшествующей теории может дать только знание рутинное, годное единственно для ограниченной практики, а не ясное понимание вещей, которого мы желаем достигнуть в университете. ...

Таков, господа, общий очерк науки, о которой мне придется беседовать с вами на первое полугодие. Я бы желал сказать вам, что я надеюсь не без пользы руководить вами на этом поприще. На первых порах своего преподавания могу только обещать вам усердно трудиться вместе с вами, чтобы достигнуть желанной обработки слишком обширного предмета. Для этого нужно одно — работать, как следует людям, преданным науке — спокойно, беспристрастно, либерально. Когда я в деле науки говорю о либерализме, я разумею не юридическую свободу, а свободу мысли, я разумею то просвещенное состояние духа, в котором человек внимательно выслушивает каждое серьезное мнение и старается извлечь из него для себя пользу. Тот, кто во имя либерализма хочет подавлять чужие убеждения, не имеет ни малейшего понятия о свободе. Это худшее из всех легкомыслий. Его, я надеюсь, мы не встретим ни на кафедре, ни на университетских скамьях. В стены этого здания, посвященного науке, не должен проникать шум страстей, волнующих внешнее общество. Здесь мы должны, углубляясь в себя, в тишине готовиться на жизненное дело или на полезное поучение. Для вас время деятельности, борьбы, страстного участия в общественных вопросах, придет своим чередом. На долгой, предстоящей вам жизненной дороге вы успеете утомиться житейскими заботами, и тогда вы с сожалением вспомните о той поре, когда вам дана была возможность с несокрушенными силами, с непоблекшими надеждами посвящать себя спокойному и бескорыстному труду. Призванный к жизни и деятельности человек должен дорожить теми редкими минутами, когда он может собираться внутри себя и устремлять свои взоры на близкий душе его идеал. Идеал этот для нас наука, во имя которой мы собраны здесь. Она выводит человека из области житейских стремлений и страстей и, ведя за руку, дает ему силу возвыситься к тому широкому и свободному созерцанию жизни, которое составляет лучший залог основательной мысли и полезной деятельности. ...

(Московские ведомости. 1861. № 238)

НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО -
ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

В.М. ГЕССЕН

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Говоря об истории науки государственного права, необходимо иметь в виду самостоятельный ход развития науки общего и науки положительного государственного права. Разумеется, между той и другой наукой всегда существовала более или менее тесная связь и состояние каждой из них оказывало известное влияние на состояние другой. Тем не менее, только параллельное изучение их исторической эволюции может в достаточной степени выяснить то место, которое в настоящее время они занимают в системе юридических наук.

ОЧЕРК ПЕРВЫЙ



2019-11-22 325 Обсуждений (0)
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОЧЕРКИ ИСТОРИИ НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)