Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 3 Государственное устройство чосона в 17-19 вв



2019-11-13 422 Обсуждений (0)
Билет 3 Государственное устройство чосона в 17-19 вв 0.00 из 5.00 0 оценок




1. РАССЛОЕНИЕ ЯНБАН

Социальное расслоение в Корее XVII-XVIII вв.:

1) крупные землевладельцы (чичжу)

2) крестьяне, имеющие землю (чонхо)

3) безземельные крестьяне-арендаторы (мучжонхо)

Причины появления крупных частных землевладельцев:

· Многие из янбан сохраняли прежние экономические позиции

· государственная политика предоставления права собственности на разрабатываемые пустоши и заброшенные поля

· рост производительности труда в сельском хозяйстве и развитие внутреннего рынка позволяли части крестьян становиться богаче и приобретать в собственность все больше полей

Служилое сословие янбан начало утрачивать характер доминирующего социального слоя и постепенно стало подвергаться процессу социального расслоения. Причины:

· отмирание в XVI в. системы полей чикчон => у казны не осталось свободных полей, которые можно было раздать чиновникам за службу

· резкое увеличение народонаселения отразилось на процессе наследования земли (старшие в приоритете, малоземельные или безземельные наследники отца-янбана были янбанами только по родословной и по воспитанию, но не по экономическому и социальному положению)

· стали получать янбанское, т. е. «аристократическое» звание легальными и нелегальными путями (не только крестьяне, но и ноби)

Таким образом, к XVII-XVIII вв. янбане фактически перестали быть полноценным сословием, расслоившись на крупных землевладельцев и крестьян. Причем «новые янбане» не были таковыми ни по знаниям, ни по унаследованной культуре, ни по роду занятий.

2. При династии Ли появилось еще одно новое сословие, сыгравшее немаловажную роль в социально-экономических процессах XVII-XVIII вв. Это так называемые «средние люди» — чунъин — сословие, занимавшее промежуточное положение между янбанами и простонародьем. К сословию чунъин относились представители мелкого столичного и провинциального чиновничества, исполнявшие «технические» обязанности, например писцы, переводчики, гадатели, счетчики, а также низший командный состав в армии.

3. Формально сословие ноби просуществовало до конца XIX столетия, пока не было окончательно упразднено по указу 1894 г. Фактически в XVII-XVIII вв. все большее число ноби становились крестьянами (с землей или без нее), приобретая одновременно статус «доброго люда» янбан. В отдельных случаях бывшие ноби могли становиться крупными землевладельцами. И это приносило выгоды государству, потому что крестьяне, в особенности собственники земли, должны были платить налоги, тем самым, пополняя казну, в то время как безземельные ноби были освобождены от налогообложения. В 1669 г. был издан закон, согласно которому статус ноби определялся по социальному статусу матери. Таким образом, если мать была свободной, то ребенок также был лично свободным. В 1801 г. ноби были освобождены, и им был присвоен статус «доброго люда».

4. На протяжении XVII-XVIII столетий не прекращалась борьба «партий». После прихода к власти Инчжо (1623-1649) и разгрома «Северной партии» основными соперниками при дворе стали сторонники «Западной партии» и «Южной партии». В 1683 г. «Западная партия» раскололась на «Партию старых» (Норон) и «Партию молодых» (Сорон). Одной из причин раскола стало расхождение по вопросу наказаний ряда последователей «Южной партии», обвиненных в подготовке заговора с целью низложения в 1680 г. государя Сукчона (1674-1720). В 1689 г. «южане» снова приобрели влияние при дворе, воспользовавшись спорами об определении престолонаследника. В 1694 г. «западные» снова вернули свои позиции при дворе. Только с 1728 г., после подавления мятежа «Партии молодых», государь Ёнчжо (1724-1776) стал проводить осознанную политику «умиротворения», т.е. прекращения борьбы «партий» и уменьшения их влияния при дворе. Но это не означало полное исчезновение придворных группировок.

Королевская власть, хотя и реализовывала ряд мероприятий, направленных на улучшение политического и экономического положения страны, не поспевала за динамичными социально-экономическими изменениями в Корее XVII-XVIII вв. В таких условиях отдельные представители правящего класса Кореи понимали необходимость более радикальных перемен в обществе и структуре власти. Их идеи постепенно оформились в идейное течение под названием «[за] реальные науки» — сирхак.

5. СИРХАК В связи с процессом социального расслоения, активно начавшимся в Корее в XVII столетии, сирхакисты не раз ставили вопрос о пересмотре старой сословной системы. Так, Пак Чега и Хон Дэён предлагали раздавать чиновничьи должности не только янбанам и их потомкам, но и простым людям, имеющим соответствующие способности. Наиболее законченное выражение проекты реформ государственного устройства получили в трудах Чон Ягъёна. Он предлагал систему поэтапного выбора короля: крестьяне должны были выбирать старосту деревни, староста — начальника уезда и т.д., вплоть до выбора короля. Тем самым ученый приближался к идее демократического эгалитарного государства, отрицая идею «небесного» происхождения королевской власти.

По мнению южнокорейских ученых, Чон Ягъён совсем не отрицал идею королевского правления, как раз настаивая на том, чтобы вся власть была сосредоточена в руках государя. Однако король должен заботиться о народе и изменить систему управления так, чтобы на пути между ним и народом стояло как можно меньше чиновников бюрократического аппарата. Государь должен быть верховным собственником всего имеющегося в государстве богатства, справедливо распределяя блага между народом. Назначение на государственные должности также должен контролировать король, исполняя роль «представителя Небес» на земле. Другое дело, что наследование престола нельзя было оставить бесконтрольным, так как с течением времени личные амбиции королей становятся все большими, и нередко они теряют понимание «воли Неба». Поэтому требуется особый «закон короля» (ванбоп), некое общественное мнение, которое исходило бы из пожеланий простого народа, передавалось уездному и провинциальному руководству, а через них — столичному чиновничеству и в конечном итоге государю, который должен следовать этим пожеланиям.

6. XVII в. В отличие от конфуцианцев, видевших решение общественных проблем в следовании пути предков и нравственном совершенствовании личности, Лю Хен Вон во главу угла ставит социально-экономические преобразования. Проект реформ Панге заключался в следующем:

введение системы землепользования квачонче, которая предусматривала обобществление земли и её равномерное распределение между людьми, за исключением шаманов, буддистских монахов и гейш;

замена системы экзаменов на государственную должность квагосистемой рекомендаций;

обеспечение одинаковых возможностей для всех, ликвидация института рабства и сословного деления на знатных и незнатных, законнорожденных и незаконнорожденных детей;

осуществление реформы государственного устройства и фиксированное определение бюджета содержания королевской семьи;

внедрение элементов нового знания;

уважение прав людей, либерализация системы наказаний, запрещение пыток;

развитие товарно-денежных отношений (свободное товарообращение, перевод налогообложения и выдачи жалованья в денежную форму); введение единого налога.

Проект реформ Панге основывался на идеях равенства и справедливости, эффективности экономики и системы управления, способных превратить Корею из отсталой страны в сильное и процветающее государство. И хотя этот проект не был принят государством, он послужил стимулом к более глубокому изучению положения дел в различных сферах корейского общества.

 

 



2019-11-13 422 Обсуждений (0)
Билет 3 Государственное устройство чосона в 17-19 вв 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет 3 Государственное устройство чосона в 17-19 вв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)