Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизация мирового цивилизационного процесса



2019-11-13 240 Обсуждений (0)
Периодизация мирового цивилизационного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Доиндустриальная (аграрная, традиционная)

С 4-3 тысячелетияй до н.э. до промышленного переворота 60-80-х годов ХVIII века.

2.  Индустриальная (машинная, техногенная)

С середины ХIХ века (последняя треть ХVIII и первая половина ХIХ в. обычно определяется как переходный период) до последней трети ХХ в.

3.  Постиндустриальная (информационная, переход к которой совершается в наши дни)

Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций». 10-11 кл., 5-е издание. – М.: Дрофа. – 2001, 556 стр. Методическое пособие к учебнику, стр. 29-34.

 

                   Раздел 2. Древний Восток (18 часов)

Тема 1. Древний Египет (7 часов)

Цели: развивать общеучебные навыки; работы с текстом (анализ, сравнение); любовь к родному краю, другим народам мира; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, подводить итоги.

Составление планов. План:

1. Страна Египет;

2. Разливы Нила;

3. Объединение Египта.

Задача: Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет даром Нила? Подумайте, прав ли был Геродот.

 

Тема урока «Ресурсы».

 

Работа с диаграммой «Разница климата в разных частях мира»

Египет: тропическая пустыня.

География. Энциклопедия. Кэрол Варли и Лайза Майлз. М.: Росмэн. – 1998. стр.111.

 

Дельта Нила (стр.29, там же).

                 Удивительное: самый длинный канал, по которому ходят

                 корабли – это Суэцкий канал в Египте.

                 Длина его 161, 9 км (стр.183, там же).

 

Ирригация, или искусственное орошение. Древние египтяне использовали первыми ирригацию.

«Способы подачи воды из реки Нил, например, архимедов винт, используются до сих пор» (стр.69, там же).

 

О.В. Арасланова. «Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского». 2-е издание, 5 кл. М.: ВАКО. – 2005. – 304 стр.

Итоги: Благодатная географическая среда способствовала образованию неравенства, а впоследствии государства.

 

Т. у. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

 

На доске: скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач. План:

1. Жители Египта

2. Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников

3. Сбор налогов

Итоги урока: Арасланова «Поурочные разработки по истории Древнего мира…» с. 48

Д. з. о специальности медник

 

Т. у. Жизнь египетского вельможи

 

1. В усадьбу вельможи

2. Служебные обязанности вельможи

Арсланова с. 48-52

 

Т. у. Военные походы фараонов

 

Д. з. подготовить ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов»

Работа с текстом учебника Ф. П. Коровкина «Учебник для 5 класса средней школы», утверждён Минпросвещения СССР, 3-е издание, М. «Просвещение» (1988)

«Тутмос III двинулся с войсками в Переднюю Азию, славившуюся тканями, др. ремесленными изделиями, лошадьми, строевым лесом, которого не было в Египте».

Работа с картой География. Энциклопедия. Кэрол Варли и Лайза Майлз. М.: Росмэн. – 1998

Работа по настенной карте «Древние гос-ва мира» в классе, показать завоевания территории Тутмосом III до реки Евфрат.

 

Т. у. Религия древних египтян

 

1. Боги древних египтян

2. Религиозные верования древних египтян

3. Религия и власть фараона

Д. з. подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?» (Арасланова с. 57-63)

 

Т. у. Культура древнего Египта

 

Работа по простому плану «Храмы – жилища богов»

1. Будто стражи вдоль дороги - два ряда сфинксов, с. 54 учебника Вигасин А. А. «История Древнего Мира 5 класс» (Вигасин, Г. И. Годер, Свинцицкая, 11-ое изд., М. Просвещение, 2004, 287 с., параграф 11 «Искусство Древнего Египта»)

2. У входа обелиски – каменные «иглы фараонов»

3. За воротами – широкий двор, окружённый колоннами, «колонны походи на связки стеблей папируса» («Письмо шло пять тысячелетий», Кублицкий Георгий, издание «Малыш», 1991, рис. «Так заготавливали нильский тростник, из которого делали папирус»

4. В главном зале древнеегипетского храма

Стоит статуя бога – хозяина храма

Тестирование Араслановой с. 282-284

Д. з. составить рассказ от имени египтянина «Посещение храма»

 

Т. у. Письменность и знания древних египтян

 

Доп. лит-ра «Письмо шло пять тысячелетий»: «Будь кем угодно, только не гонщиком» (об опасности профессии гонщика: могли напасть львы, за плохую весть могли отрубить голову)

Родители во все времена желали лучшей доли для детей: «Сделайся писцом»

Египетский писец занимался деловой перепиской всемогущего фараона и его наместников, подсчитывал доходы, собирал налоги. Это была важная фигура – не простой переписчик, а чиновник, представитель власти.

Работа с рис. «Принадлежности древнеегипетского писца: тушница для краски двух цветов, мешочек с песком, пенал для каламов – камышовых палочек»

Работа с текстом учебника Вигасина «История Древнего Мира» стр. 282-283 «Семь чудес света»

До сегодняшнего дня из семи чудес света сохранились только египетские пирамиды.

Итоги: объяснить название книги «Письмо шло пять тысячелетий»

О Среднем Востоке (территории вокруг Персидского залива)

Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов)

 

Тема урока «Древнее Двуречье»

 

Методика Араслановой с. 72-76

Работа с картой учебника Вигасина (М. 2015) с. 86

Работа с настенной картой «Древние гос-ва мира»

Тему урока «Вавилонский царь Хамурапи и его законы»

Арасланова с. 76-80

Д. з. учебник с. 79

 

Тема урока «Климат»

 

Работа с картой.

Климат умеренных зон.

                                Луга умеренной зоны: степи Россия, Азия, Южная

                                Америка, Австралия.

География. Энциклопедия. Кэрол Варли и Лайза Майлз. М.: Росмэн. – 1998. стр.51.

                 Удивительное: высочайшие вершины мира в Гималаях в Азии.

                 Гора Эверест, Азия – 8848 м.

 

Работа с картой «Южная Азия и Средний Восток». (стр.104-105, там же)

Азия – самый большой континент.

Вопрос: Какие континенты и материки вы знаете?

 

Китай относится к зоне сильнейших землетрясений.

 

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 часа)

Вопрос: Относится ли Китай к странам Азии?

Индия об ирригации.

Работа с иллюстрацией. Быки для перевозки тяжёлых грузов (стр.80, там же)

Работа с иллюстрацией. Как мотыга стала плугом.

1. Мотыга с каменным наконечником.

2. Женщины тянут плуг.

3. Пахота на волах.

Д.Н. Никифоров. «Наглядность в преподавании истории». М.: Просвещение. – 1964. (рис.5, стр.294).

Работа с диаграммой «Линейная диаграмма среднемесячного уровня осадков»

География. Энциклопедия. Кэрол Варли и Лайза Майлз. М.: Росмэн. – 1998. стр.111.

 

Зона муссонов

       «К. Ясперс, например, выделяет исторический интервал в 800 до 200 гг. до н.э., по его терминологии – «осевое время», когда в Китае, Индии, Греции, Иудее, Иране происходит достаточно чёткая дифференциация практических мыслительных форм, когда в каждом из этих регионов создаются свои, но во многом сходные категории учения, понятия о бытии «в целом», о человеке, его жизненных возможностях.

      Хотя единства истории фактически не возникает, поскольку далеко не все страны и регионы реально связаны».

Е.Е. Кемеров «Введение в социальную философию». – М.: АСПЕКТ. ПРЕСС. – 1996, стр.71-72.

«…некая основа «ядро», благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой (о локальной цивилизации) Введение, стр.7, там же».

 

                   Раздел 3. Древняя Греция (19 часов)

Тема урока. Открытия о древней Греции.

 

Лабораторная работа. Работа с контурными картами «Древнейшая Греция».

Рабочая тетрадь Г.И. Годера, 5 кл., выпуск 2. – М.: 1999, стр. 4-5.

1. Племенные народы, которые жили на территории Крита Балканского полуострова, Малой Азии с третьего тысячелетия до н.э.

В двенадцатом веке до н.э. дорийское переселение.

ХI-IХ до н.э. развивается патриархальное рабство, описанное Гомером.

      1). Рабство (из материалов Крито-микенских надписей).

      2) . Работа по карточкам

                   а). Надписи из архива Пилосского дворца.

                        Хрестоматия по истории древней Греции (ред. Д.П.

                        Каллистова. – М.: 1964, стр.43-44).

                        Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для

                        учителя. Сост. Ю.С. Крушкол и др. /Ред. Е.А. Черкасовой,

                        2-е изд. – М.: Просвещение. – 1987. – 256 стр.

                         «Древняя Греция», стр.107.

 

                   б). Рост рабовладения в Греции (в пятом веке до н.э.).

 

Теоретическое обоснование рабства.

Аристотель. Политика, 1252в-1254б.

Ю.С. Крушкол, стр.144-145.

Труд рабов в рудниках, стр.145.

Хрестоматия по истории древнего мира/Ред. В.В. Струве. М.: 1951- Т.2, стр.191 (там же).

 

2. Открытие микенской цивилизации Генрихом Шлиманом (золотая диадема на месте Трои (под холмом Гиссарлык?) территория современной Турции).

Работа с картой.

Турция. Малый атлас мира. М.: 1972, стр.100.

Работа с учебником, парагр.24. «Греки и критяне», А.А. Вигасин «История древнего мира», учебник, 5 кл. – М.: Просвещение, 1998, стр.114, 2004, документ, стр.115.

Микосская цивилизация смыта. Дворец Кносс остался.

Доп. Платон писал о цунами на о. Крит.

 

                   Раздел 4. Древний Рим (17 часов)

 

Тема. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа).

 

Тема урока. Древняя Италия и начало города Рима

 

Заочная экскурсия по Риму (DVD).

Хронологическая задача. Работа по ленте времени.

 

Тема урока. Рождение Римской республики.

 

Тема урока. Завоевание Римом Италии.

Работа по карточкам.

 

Тема. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа).

 

Тема урока. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.).

Межпредметные связи. Обществознание «Семейные ценности». Зелёный журнал, стр.19.

 

Тема урока. Завоевательные войны Рима в 3-2 вв. до н.э.

Составление простого плана для пересказа «Битва при Каннах».

Игра-построение «Битва при Каннах».

 

Тема урока. Римская республика в 3-2 вв. до н.э.

Вопрос: Почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Италии, всё же проиграл войну?

 

Тема. Гражданские войны в Риме (4 часа).

 

Тема урока. Рабство в Древнем Риме.

 

Тема урока. Восстание Спартака.

Джованьоли. «Спартак», стр. 608, 276.

 

Тема урока. Земельный закон.

План работы по учебнику Вигасина, стр.233.

 

Тема урока. Единовластие Цезаря.

Работа по учебнику А.А. Вигасина, 1998, стр.233.

Словарная работа «Жребий брошен», «Перейти Рубикон».

 

Тема урока. Установление империи в Риме.

 

Тема. Падение Западной Римской империи (3 часа).

 

Тема урока. Великое переселение народов.

Падение Западной Римской империи.

Ведюшкин В.А. Учебник, 6 кл. «История средних веков», стр. 17-18.

Д/з: Знать термин «Великое переселение народов».

 

Тема урока. Восточная империя при Юстиниане.

Работа с картой «Римская империя в IV-V веках н.э.».

Вопрос: В каком году пала Западная Римская империя? (476)

Восточная империя (Византия) просуществовала ещё тысячу лет.

Вопрос: Что такое абсолютная монархия?

Юстиниан – один из выдающихся правителей Византии.

План: О.В. Арасланова. «Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского». 2-е издание, 5 кл. М.: ВАКО. – 2005. – 261 стр.

1. Приход к власти Юстиниана.

2. Собрание законов Юстиниана.

3. Византийские писатели о славянах.

Новые слова: Феодора, храм Святой Софии.

 

Выдающиеся правители Восточной Римской империи.

Задание: составить список

Юстиниан (527-565 гг.)

Самостоятельная работа.

Обучающиеся предлагают пункты, которые должны быть внесены в таблицу:

     Ранняя Римская империя    Восточная Римская империя
   
   
   
   

 

Тема урока. Римская империя при Константине.

Работа с учебником. А.А. Вигасин, 1998, парагр. 59.

«В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы, открыто молиться, стр.270-271».

«Благодаря императору Константину христиане получили право открыто исповедовать свою веру. Профиль Константина Великого на монете, стр.26»

Ведюшкин В.А. Методические рекомендации к учебнику «История средних веков», 6 кл., Книга для учителя. – М.: Просвещение. – 2001. – 159 с., стр.20.

 

Рабочая тетрадь. Впишите в текст недостающие слова.

Г.И. Годер «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира», 5.кл. Выпуск 2 (Древняя Греция, Древний Рим), 3-е изд. – М.: Просвещение.– 1999, стр.65.

 

«С 330 года столицей Римской империи был уже не Рим, а Константинополь».

Учебник А.А. Вигасина, 1998, стр.272.

 

 

Тема урока. Осада готами Рима.

Лабораторная работа.

Зосима, римский историк, автор краткой истории Римской империи от Августа (конец 1 века до н.э. до взятия Рима Аларихом, 310 год)

Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя. Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение. – 1991. – 288 стр. стр.285.

 

 



2019-11-13 240 Обсуждений (0)
Периодизация мирового цивилизационного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодизация мирового цивилизационного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)