Этапы становления налоговой системы Казахстана.
С момента введения закона «О налоговой системе в Республике Казахстан» в среде учёных и экономистов шли жаркие споры о необходимости совершенствования налоговой системы. Период веления Закона «О налоговой системе в Республике Казахстан» (с 1 января 1992года) характеризуется разрывом прежних связей в результате развала СССР, образованием нового суверенного государства, глубоким кризисом экономики, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В комитете по финансам и бюджету Верховного Совета Республики Казахстан была разработана и предложена концепция налоговой реформы, в которой выделялись следующие два этапа проведения налоговой реформы в Республике Казахстан. 1 этап – 1994-1995 годы – разработка и введение в действие базиса новой налоговой системы – налогового кодекса; 2 этап – 1996-1998 годы – завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Задачами первого этапа налоговой реформы было предусмотрено определение базовых принципов построения налоговой системы, основной характеристики и структуры нового налогового законодательства. Необходимость в безотлагательном создании и введении нового налогового законодательства была продиктована необходимостью: · Незамедлительной замены одним налоговым кодексом многочисленных, порой противоречивых друг другу законодательных и подзаконных актов; · Борьба с лоббированием в законодательном органе интересов определённых кругов по предоставлению льгот; · Замена принципа селективного льготирования принципом глобального льготирования; · Борьба с параллельным увеличением количества налогов и платежей, расчётной базой для которых является себестоимость. В истории развития налоговой системы Республики Казахстан определённое место, на наш взгляд, занимает 1994г. Именно в этом году сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. В частности, приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налоге на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов. В качестве основных целей налоговой реформы в республике Казахстан в последующие этапы, были выдвинуты: · Стимулирование рыночных отношений, а именно: - активная поддержка предпринимательства; - удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы; · Стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность. · Подведение широкой законодательной базы под налогообложение; · Создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения; · Достижение определённой справедливости в налогообложении, а именно: - обеспечение социальной защиты малоимущих слоёв населения; - создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода. · Учёт национальных и территориальных интересов государства; · Стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.
В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить её к мировым стандартам. Главной целью налоговой реформы стало снижение налогового бремени через сокращение действовавших налогов и платежей, а также обеспечение единого применения налоговых правил на всей территории страны. Этой цели было подчинено принятие нового налогового законодательства – Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. Вышеуказанный законодательный акт (в обиходе налоговый кодекс), был введён в действие 1 июля 2005г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Гуверовского института Стэндфордского университета, Гарвардского университета США и др. Согласно нового налогового законодательства на территории республики стали функционировать 11 видов налогов (вместо 43), которые были сгруппированы с учётом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы на две группы: общегосударственные и местные налоги и сборы. Налоговое законодательство, принятое в 1995г. было достаточно прогрессивным. Однако и он был далёк от идеала и не смог полностью реализовать поставленные налоговой политикой цели. В течении 1995-1999 годов в данное законодательство вносились неоднократные изменения. Одним из важных этапов в развитии современной налоговой системы Казахстана стал 1999 год. Министерство государственных доходов, созданное в конце 1998 года предприняло ряд существенных шагов по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства и реформированию действующего налогового механизма. К основным из них можно отнести следующие: - в августе 1999 года Указ президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» был принят Парламентом и получил статус закона; - с 1 сентября 1999 года были внесены существенные изменения в механизм исчисления налога на добавленную стоимость (НДС). В частности: расширена сфера применения нулевой ставки и он начал распространяться на обороты по реализации продукции текстильной, швейной и кожевенно-обувной промышленности, международные перевозки; введена 10% ставка НДС на продукты питания первой необходимости, скот и птицу в живом весе и т.д.; улучшен механизм определения облагаемого оборота при производстве и транспортировке электроэнергии, газа, тепла и воды, а также при реализации продукции машиностроения, изделий из пластмассы, путём временного перехода к кассовому методу и предоставления отсрочки по определению облагаемого оборота на 60 и 90 дней; из облагаемого НДС оборота выведены элементы не образующие добавленную стоимость – акцизы, таможенные платежи;
Все указанные изменения были достаточно смелыми и прогрессивными, они стали возможными в результате многолетних дискуссий в экономической литературе, прессе и научных трудах. По периодизации этапов развития национальной налоговой системы известны различные точки зрения экономистов и учёных. В частности отдельные из них выделяют следующие основные этапы и периоды развития налоговой системы: I этап – Истоки формирования налоговой системы – начальный этап (1991-1992 годы) II этап – Выработка концептуальных и методологических основ развития налоговой системы – выбор ориентиров для дальнейшего развития (1993-1994 годы) III этап – Попытка построения качественно новой налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики – период активных налоговых реформ (1995-2000). Наиболее интересный подход к периодизации этапов развития и реформирования налоговой системы, предложен экономистом Балапановым Е.С. В частности, он выделяет следующие основные этапы развития национальной налоговой системы Казахстана.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |